Разрешите выразить чувство глубокой благодарности организаторам этого международного мероприятия, братскому якутскому народу и его руководству.
Кыргызы, как и якуты, являются самыми древними представителями алтайских народов и где-то примерно две тысячу лет тому назад владения великих кыргызских ханов примыкали вплотную к землям Якутии. И можно не сомневаться в том, что за 6 -12 тысяч лет до этого наши общие предки перешли через Берингов пролив, чтобы освоить американский континент.
Уже мало кто сомневается в том, что так называемые тюркские народы и языки, относятся к древнейшим языкам и народам на планете, а общее мировоззрение наших предков, именуемое тенгрианством, является по сути предшественником всех современных мировых религий – иудаизма, ислама, христианства, буддизма – и идеологий.
Истина заключается в том, что наши предки, проживающие в центре Евразии не только являются обладателями самого древнего и возможно даже единого для всех землян когда-то языка, но и создали вечную и современную идеологи., как искусство выживания в этом мире, а также совершили большую часть самых выдающихся открытий в истории человечества, которые заложили фундамент современной цивилизации. Говоря так я имею в виду, прежде всего, такие открытия, как изобретение колеса, постройку первого дома, приручение домашних животных, производство молочных изделий, изобретение ткацкого станка, первых хмельных напитков, письменности, и так далее и тому подобное.
На самое великое изобретение наших предков это безусловно –тенгрианство, как искусство гармоничного существования в этом мире.
Я убежден, что все наши нынешние экономические, политические и духовные неурядицы и беды происходят из-за того, что наши народы в той или иной степени поражены тяжелой болезнью национального самоотрицания или нигилизма, происходящего из-за того, что как кыргызы, так и якуты и большинство других алтайских народностей и наций в своей массе имеет искаженное представление о своей культуре и глубоких исторических корнях и традициях.
Это связано с тем, что все мы на протяжении последних 150 лет подверглись вначале колониальной политике царской России, а после нее не менее жесткой политике Советского государства, направленной на размывание и стирание национальных различий и традиций в рамках тоталитарного государства, исповедующего на протяжении 70 лет своего существования ценности коммунизма.
Истина заключается в том, что идеалы коммунизма – равенство, братство, справедливость, толерантность – потому и были приняты нашим народом, что они восходят к древнему мировоззрению алтайских народов и кыргызов Тенгрианству.
Правда, существенным недостатков всех коммунистических режимов прошлого столетия было то, что эти идеалы были искажены, оказались подверженными коррупции, размыты авторитарными и диктаторскими тенденциями, вследствие чего и потерпели крах.
Тем не менее, сами по себе эти идеалы не потеряли своей универсальной привлекательности и рано или поздно будут вновь востребованы во всемирном масштабе.
Так вот я хочу сказать, что кыргызы и братские алтайские народы, возвращаясь к своим истокам, могут и должны внести свой вклад в становление более справедливого, развитого, честного и стабильного мирового порядка.
Кыргызский национальный музыкальный инструмент – комуз был упомянут еще Геродотом более две с половиной тысячи лет тому назад, в его упоминании о скифах, как о кочевом народе, который играл на инструменте кобызе и пил хмельной напиток, сваренный из проса т.е кыргызский напитк бозо. .
Почти все исконно кыргызские и алтайские элементы культуры восходят корнями в самое отдаленное прошлое. Еще в начале прошлого века в нашем народе были популярны боевые турниры эр сайыш, запрещенные впоследствии, как очень опасные и травматичные. Но именно этот вид боевого искусства породил знаменитые рыцарские турниры в Европе средних веков. Такие же древние истоки и у других конных игр кыргызов – всевозможных видов скачек, аламан байге, кыз-куумай, тыйын энмей и так далее. А знаменитые “кыргызские шахматы” – логическая игра тогуз коргоол – по сути, является прародительницей всех видов настольных логических и математических игр, известных в мире.
Вот почему мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети с малого возраста имели возможность не только приобщиться к ним, но и овладеть азами отдельных видов рукоделия. Человек, который с детства видел, а еще лучше сам принимал участие в изготовлении седла, камчи, в монтаже юрты, производстве красочного шырдака, не только будет ценить эти элементы кыргызской культуры, но и получит необходимые навыки для творческой деятельности в любой другой более современной отрасли. Я утверждаю это как производственник.
Точно также необходимо, чтобы наши дети сызмала постигали всю необъятную глубину и совершенство эпоса “Манас”, разбирались в искусстве “айтыша”, в “санжыра”, умели исполнять на комузе древние кыргызские куу. Почему это так важно? Дело в том, что в эпосе “Манас” заключены все ценности не только богатейшего кыргызского языка и поэзии, но и величие и красота древнего кыргызского и алтайского мировоззрения – Тенгрианства. А само имя героя Манаса упоминается во многих древних источникакх, начиная от древнеримского историка Тацита и кончая древними святыми книгами индуизма. Не говоря уже о географических названиях, связанных с этим великим алтайским именем, рассыпанных по всему миру.
Если мы хотим воспитывать наших детей толерантными, добрыми, сильными и духовно богатыми, то мы должны питать их с малолетства благотворным молоком “Манаса”. Точно также искусство “санжыра” это не просто возможность заглянуть в свое прошлое до седьмого колена, что само по себе весьма увлекательно, полезно и поучительно, развивает память и интеллект, но и делает нас генетически грамотными и просвещенными.
Как это ни звучит парадоксально, но мы должны идти не вперед – к современным ценностям Запада (Демократии) или Востока (Ислама), а назад – в свое далекое прошлое, когда господствовало мировоззрение Тенгрианства, которое, как об этом свидетельствует весь последующий наш печальный исторический опыт, является оптимальным и возможно единственно верным с точки зрения выживания всего человечества и нашей планеты. Что дали нам все остальные мировоззрения, религии и политические системы? Тот жестокий и гибнущий мир, который существует ныне.
Совсем не так думали и жили древние предшественники, поклоняющиеся Тенгиру, и, кстати, до сих пор наш народ сохраняет отдельные свои национальные качества, которые столь разительно отличают нас от других. Это гостеприимство, толерантность, дружелюбие, склонность жертвовать собой ради других, неприятие насилия в любой его форме и в то же самое время бесконечная любовь к родной земле, патриотизм, экосознание.
Вот почему каждый кыргыз, якут, алтайец должен вернуться к своим национальным истокам, знать свои традиции и прошлое, а не просто иметь соответствующую отметку в паспорте в графе “национальность”. ( И, кстати, по этому же пути пошли и такие развитые ныне государства, как Япония и Южная Корея, провозгласив в первую очередь национальный дух, а затем уже передовые технологии). Надо по настоящему любить свою культуру, тем более что она в своей основе является не просто древнейшей на этой планете, но и несет на себе яркую печать Тенгрианства.
И как показал весь ход мировой истории, альтернативы этому мировоззрению нет. Когда-то весь мир был одним народом и одной страной, все люди жили в гармонии с самим собой и окружающей природой. Кыргызы, якуты, и хакасы т.е алтайские народы помнят хорошо это время. И теперь мы должны вернуться к этим своим истокам и возможно только на этом пути возможно построение стабильного и процветающего мира для всех.
Все остальные идеологии и мировоззрения не оправдали себя и подвели планету к глобальной катастрофе. Так стоит ли изобретать снова колесо, когда наши великие предки уже сделали это, создав раз и навсегда самое стройное и совершенное учение в мире – мировоззрение Тенгрианства? Мировоззрение, которое не допускает алчности, неравенства, эксплуатации человека человеком, эксплуатации природных ресурсов, отвергает всякое насилие. У нас просто нет другого пути, как следовать зову своих великих предков, которые уже подарили однажды свет знания всему миру. Теперь мы просто обязаны сделать это, чтобы спасти все человечество от надвигающейся неминуемой катастрофы.
Анарбек Усупбаев,
президент общественного объединения “Манас Ордо”
(Бишкек, Кыргызстан)