Культ Тенгри и Умай в управлении традиционной цивилизацией казахов

                                             Шаханов Е.А.
Академия  государственного управления при
Президенте Республики Казахстан
(Астана, Казахстан)

Кочевая цивилизация имеет ориентиры соответствующие собственной природе. Подчеркнем тесную связь кочевого образа жизни с мета правилами находящимися во вне. Его содержание – высшее начало. Оно показывает онтологический смысл бытия кочевника. Он считает себя, помимо обществнных целей, обязанным служить высшему благу, истине.

Высшее начало является высоким аспектом Мироздания. Поскольку он имеет специфические характеристики, можно его определить как Бога. Истинная жизнь человека реализуется посредством нравственного исполнения миссии. Укрепление его воли или подчинение природным влечениям прерогатива его выбора. А Тенгрианство является лишь средством постижения истоков.

Но наше определение отличается от понимания широко распространенных в сознании простых людей и специалистов. Понятие «Худай» Ч. Валиханова содержательно отличается от понятия «Абсолют». Абсолют всегда является основой цельного Мироздания. Поскольку Абсолют является творцом, он может реализоваться только одним: порождая мир из себя самого. Прежде чем создать людей, он творит и привносит в мир подобие себя – Бога. Только этот «второй» Бог, оформленный как специфический неприродный феномен только и может порождать сугубо человеческое качество – нравственность. Это является для людей духовным истоком и категорическим императивом.

Используем вышесказанное для анализа пантеона богов и объяснения священной иерархии сознания кочевой цивилизации. Пантеон богов кочевников состоит из множества персонажей. Главными являются Тенгри и мать-Умай.

В существующей литературе Тенгри представлен как творец Мироздания. Для многих исследователей Тенгри единственная всемогущая сила. Он одновременно злой и добродетельный, суровый и добрый, наказывающий и милующий. Поскольку слово «Тенгри» обладает широкую семантику, то в его структуре имеют место и такие значения как природное и божественное. В.В. Бартольд считает, что слово  т а н р и  означает небо в  материальном смысле и небо как божество.

Характеристики Тенгри как безучастного, холодного, незаинтересованого надзирателя взирающего с метафизической дали над теми кто находится внизу объясняется природными свойствами. Начисто лишенный и стоящий далеко от человеческих ценностей, Тенгри у людей вызывает страх и ужас. Он является силой формирующией порядок, гармонию и призванный охранять принципы справедливости. Вера в него требует соблюдения системы ритуалов.

В отличие от природности Тенгри второй божественной сущностью является мать-Умай. Это – индивидуализированная и отличающаяся содержательно от других членов пантеона, персонаж. В литературе ее облик описан достаточно емко. Вместе с тем, ее взаимоотношения с Тенгри и людьми еще недостаточно исследован. Ее персонифицирует «огонь-вода». Она символизирует священность домашнего очага, семьи. В то же время Слово «Умай» имеет еще значение «умме» – утроба матери – место, где располагается плод. Т.е. Умай является Матерью, а люди – рожденные ею дети. Тенгри распоряжается в мире и предопределяет судьбы людей. Тенгри «распределяет сроки (жизни)»; однако при этом  рождением  «сынов  человеческих» ведает Умай» (С.Г. Кляшторный). По древним представлениям кочевников человек рождается между небесными и земными стихиями: тогда когда с небес нисходит «кут» благость и когда он получает земное благословение от Умай-Ана.

Если содержанием Тенгри является – справедливость, то Умай-Ана – исток духа, начало нравственности. В момент рождения в тело дитяти Умай-Ана вкладывает часть своего духа. С этого мгновения главной задачей человека является человечность. Он должен не сходить с нравственного пути и сохранять данную ему в кредит вечную структуру – индивидуальную душу, с упорным постоянством как святыню. Любовь человека к своей Матери (Умай) – есть его второе, истинное рождение. Ведь рождение человека не случайность, а закономерное явление. Во взаимоотношениях человека и Бога (Умай) имеет место любовь. Умай любит людей искренне, безусловно невзирая на их несовешенство и недостатки. Эта любвь есть высший образец, соотнося с которой, люди могут сформировать внутреннее «Я». Благодаря этому кочевник действует как бытие волящее конструировать священную среду и стремящееся путем совершенствования себя войти в нее.

Взаимоотношения Умай и людей описываются в этических терминах. Это нашло место в текстах древнетюркских рунических памятников. Обращения его героев к Умай – свидетельство ее высокого авторитета в срединном мире (на Земле). В понимании кочевников индивидуальная свобода является главной ценностью и смыслом жизни. Судя приведенным высказываниям, жизненная сила и дух Умай намного также весомей, как и мощь Тенгри. Если Тенгри создает материальный каркас кочевника – тело, то Умай рождает ткань их внутреннего мира – душу.

А вера в Тенгри показывает как священный порядок определяет повседневную жизнь степняков. Для степняков следование порядку является сознательно и свободно выполняемым долгом. Служение – не противоречит индивидуальным или коллективным представлениям насельников Степи. Оно является законом бытия конструирующий структуру обязанностей в традиционном обществе.

Добавить комментарий