Аюпов Н.Г.,
Казахский национальный педагогический университета имени Абая
(г. Алматы, Казахстан)
Современные тенденции развития человечества сочетают в себе две философско-мировоззренческие, культурные составляющие. Стремление к единению на основе цивилизационных достижений и сохранение культурного и мировоззренческого многообразия.
Когда мы говорим о Китае, мы привычно говорим «конфуцианский Китай», о Тибете – «Буддистский Тибет», России – православная Русь, и т.д. и т.п. При этом, подразумеваем не только религиозный и культурный, но и исторический контекст. Возникает вопрос: «Можем ли мы брать тенгрианство как фактор самоидентификации для тюрко-монгольских народов Центральной Азии?»
Тенгрианство как духовное основание тюрко-монгольской культуры, как традиции и обычаи сохранялись и сохраняются в памяти народов. Открытость как основополагающий принцип тенгрианства предполагает включение, переработку, использование всех культурных и мировоззренческих достижений других культур. Универсальность оснований Тенгрианства дает возможность спокойно входить в общемировое культурное пространство.
В настоящее время мы также можем сказать, что типологические черты древнего тенгрианства в форме мировоззренческих установок миропонимания и мироотношения содержатся в духовной культуре тюрко-монгольских народов. Духовная культура является ядром национального самосознания, которая дает возможность познания нацией своей социально-этнической сущности, осознания своего положения в системе межэтнических отношений. Духовная культура тюрко-монгольских народов исторически отличалась высокой степенью способности взаимодействия с культурами других народов, ее отличала открытость. В то же время это диалектически повышало способность сохранения самобытности и специфики посредством создания культурных, идеологических, психологических «инструментов».
Основные черты тенгрианства были пронесены сквозь тысячелетия своего развития и стали определенными духовными образованиями, присущими менталитету тюрко-монгольских народов. Универсальные основания тенгрианства говорят о том, что тенгрианство продолжает жить в сознании народа, является практическим наполнением жизни людей и может выступать фактором самоидентификации.