Шамахай Сайра,
ЕНУ им. Л.Н.Гумилева
( Астана, Казахстан)
В данный статье освещаются некоторые мировозренческие представления и верования древних казахов. В их понимании понятие «Тенгри» является милосердным, всецелым и всемогущим.
Конечно же, тенгрианство взаимодействуя с бытием казахского народа формирует и развивает особую национальную специфику.
Тенгрианство по мировоззрению казахского народа, с одной стороны означает культ природы, а с другой – культ предков.
В казахских мифах и сказках часто встречается повествование о возникновании мира, о связи Неба и Земли. Так, например, строение космоса в казахских сказках представляется следующим образом: «Существует семь слоев земли, на земле стоит синяя Гора, на этой синей Горе растет свещенное дерево, которое подпирает синее небо». Такое строение похоже на структуру юрты. По легенде все герои и багатыри с помощью свяшенного дерево достигали Небо. Это священное дерево выполняет функцию «моста» между Небом и Земли. Мир живых находятся постоянном связи с миром умерших. Это доказывает народная пословица «Пока не будет доволен дух, живым не разбоготеть».
Если для древних казахов само Небо означало силу природы и приносили ему жертвы, был прямым объектом поклонения, то сегодня – понятие «Тенгри» отождествляют с понятием «Бог» или «Аллах».
В статье рассматривается эпос Огузнаме, в котором раскрыто пространственно-временные характеристики, так что все точки пространства взаимосвязаны и взаимообусловлены с точки зрения социальных и природных оснований.