Тройственные образы в традиционном мировоззрении народов Центральной Азии

    Мижит Л.С.,
к. филол. н., зав. сектором литературы ТИГИ
г. Кызыл, Тыва

Традиционное мировоззрение народов Центральной Азии изобилует образами и символами, на основе которых лежит число три – один из основных классификаторов  пространственно-временной  структуры мироздания.

Мифопоэтическое наследие этих народов определяет основные космогонические принципы. Это, в первую очередь, триадичная модель мироздания Небо – Земля – Подземный мир (пространственная структура), прошлое – настоящее – будущее (временная структура) и центральная вертикальная Ось мира в виде Мирового древа или Мировой горы.

Данная космическая модель выражена в  материальной и духовной культуре кочевников, в частности, тувинцев, в структуре традиционного жилища – юрты, которую можно интерпретировать как миниатюрную модель Вселенной. Верхняя часть юрты соотносится с Верхним миром (как небесный свод), а центр юрты (Средний мир) соединен с Небом и Нижним миром через опорный шест багана – эквивалент Мировой Оси. Вершина же опорного шеста направлена  на Полярную звезду, возможно, поэтому тувинцы называют ее «Алдын орген», Золотая ось. Именно через багана  или через шаманское дерево тувинский шаман способен переходить из одного уровня в другой. Главным функционально значимым элементом космической структуры юрты является огонь очага, состоящего из трех камней. Огонь является медиумом, связывающим универсальную космическую триаду: Небо-Отец – Человек – Земля-Мать.

Тройственный образ космической модели лежит в основе религиозно-мифологических представлений тувинцев. Соответственно трехуровневости мироздания теологическая основа тувинского мировоззрения  тоже триадична. Верховным божеством шаманского пантеона является Тэнгри (тув. Дээр, Денгер) – обожествленное небо, неперсонифицированное небесное божество. Есть и другие божества, которые в принципе являются функционально сходными эквивалентами Тэнгри: Хормуста (монг.), Хан Хурмас (бурят.), Курбусту (тув.), Кудай (тув., от перс.”khuda» – бог), Курбустан-аакай, Ульген (алт., шорск.), Аар-Тойон-ага (якутск.) и другие.

Главным божеством среднего мира считается Йер-Су (др.-тюрк. «земля-вода») – совокупность добрых духов (тув. Чер-Суг ээлери – духи земли и воды). Эквивалентами его считаются Этуген – обожествленная земля, Умай – древнетюркская богиня,  Аан Алай Алахчин хотун (якут.) и другие.

А владыка Нижнего мира – Эрлик (в алтайской мифологии Эрлик – один из демиургов, но, проклятый Ульгенем, попадает в Нижний мир). Он управляет злыми духами «аза», «албыс» (тув.) и др.

Как известно, «мировоззрение имеет два главных аспекта – направленный вовне (представления о мире) и направленный внутрь (представление о человеке)» (1). Если учесть, что макрокосмос и  микрокосмос тесно взаимосвязаны и что человек является центральным объектом мироздания, то триадичность модели Вселенной также отражается во внутренней сущности  микрокосмоса. В результате небольшого исследования явления полипсихизма в тувинской традиционной культуре  нами  выделена триада – комбинация субстанций внутреннего мира человека: сулде, сунезин, куът  – дух, душа, разум, которые объединены личностью человека в единое целое (ср. египетская триада: ах, ба, ка; китайская: цзин, шень, гуй;  триада в античной традиции: ум, душа, тело).

Исходя из вышеизложенного можем сделать вывод, что тройственные образы  имеют определенное значение в традиционном мировоззрении. Число три лежит в основе  вертикальной модели мира, которая определяет пространственно-временные  координаты в мировоззрении тувинца, и соответствующей ей теологической структуры.

Литература

  1. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск, 1988.- С.13.

Добавить комментарий