Урянхайцы – предки Чингис-Хана

Байыр-оол М. С.
к. филос. н., в.н.с. сектора социологии ТИГИ,
г. Кызыл,  Тыва

Легенды и исторические факты о происхождении тюрков и монголов очень схожи, если не сказать идентичны. Что касается происхождения Чингис-Хана, то основных письменных источников только две: «Сокровенное сказание монголов» и «Сборник летописей» персидского историка Рашид-ад-Дина.

Алан-гоа родилась в Урянхае

            Основываясь на «Сокровенном сказании монголов», мы пользуемся только первой главой «Родословная и детство Темучжина (Чингиса)», где показано происхождение предков Чингис-Хана. Баргучжин-гоа, дочь Бархудай-Мергана, владетеля Кол-баргучжин – догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усуне. По той причине что на родине, в Хори-Туматской земле, шли взаимные пререкания и ссоры из-за пользования звероловными угодьями, Хорилартай-Мерган решил выделится в отдельный род – обок, под названием Хорилар. Прослышав о знаменитых Бурхан-Халдунских звероловлях и прекрасных землях, он теперь и пододвигался, оказывается, кочевьями своими к Шинчибаян-урянхаю, на котором были поставлены божества, владетели Бурхан-Халдуна. Здесь-то Добун-Мерган и просил руки Алан-гоа, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана, родившейся в Арих-Усуне, и таким-то образом Добун-Мерган женился1. Местность Арыг-Узю (по тув. Арыг-Үзүү, в русской передаче Аргузун) расположена в Улуг-Хемском кожууне Республики Тува, у подножья Тандинского хребта.

            Выйдя в замуж за Добун-Мергана, Алан-гоа родила двух сыновей. Однажды во время охоты Добун-Мергану в лесу повстречался какой-то Урянхаец, который, зарезав оленя, готовил  жаркое из его рёбер, из верхних коротких ребер. Он угостил Добун-Мергана олениной и еще отдал ему мясо. Завьючив оленину, Добун-Мерган уехал. По дороге встречается ему какой-то бедняк, который ведёт за собой своего сынишку. На вопрос Добун-Мергана, кто он такой, тот отвечал: «Я – Маалих Баяудаец («богатей»), а живу как нищий. Удели мне из этой дичины, а я отдам тебе вот этого своего паренька». Тогда Добун-Мерган отделил и отдал ему половину оленьего стегна, а того мальчика увел к себе домой, он-то и стал у него домашним работником.

            После смерти Добун-Мергана Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар = простак. Когда умерла Алан-гоа пятеро братьев стали делить между собою имущество, однако Бодончару совсем не дали его доли. Поэтому он ушел от них, построил из травы балаган, жил в нём, питался волчьими объедками. Потом старшие братья стали его искать. Когда они встретились, Бодончар им говорит: «Давешние-то люди, что стоят на речке Тунгелик, живут – все равны: нет у них ни мужиков, ни господ, ни головы, ни копыта. Ничтожный народ. Давайте-ка мы захватим!». Так и сделали. Идя лобовым, захватил Бодончар в половину беременную женщину: «Кто ты такая?» – спросил он – «Я, – говорит она, – я из племени Чжарчнут, по имени Аданхан-Урянхачжина». Тогда братья впятером полонили тех людей, и стали те у них слугами-холопами, при табуне и кухне. Бывшая в половине беременности женщина, войдя к Бодончару, родила сына. Так как его считали сыном чужого племени, то и называли его Чжадарадай.

            Однако после смерти Бодончара этого Чжоуредая отстранили от участия в родовых жертвоприношениях чжугели под тем предлогом, что-де некий Аданха-Урянхадаец был домашним завсегдатателем и что, должно быть от него-то он и произошел. Он и образовал особое родовое подразделение – обох, под наименованием Чжоуреид, и таким образом стал родоначальником Чжоуредцев2.

О родословии Темучжина

            Младший сын Алан-гоа Бодончар в своё время был предводителем и государём многих из монгольских племён. Он и стал родоначальником поколения Борджигин. Сын Бодончара Хабичи-Баатур имел сына Менен-Тудун, у которого было семеро сыновей, в том числе Хачи-Кулюк. У него был сын Хайду, имевший троих сыновей, одного из которых звали Байшингор-Докшин. Последний имел сына Тумбинай-Сечен, который имел двоих сыновей, одного звали Хабул-Хаган (Хубилай-Хаан – автор). У Хабул-Хагана было семеро сыновей, в том числе дед Темучжина – Бартан-Баатур, который является отцом Есугай-Баатура, отца Чингис-Хана.

            В «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина отмечено, что ветвь Чингис-Хана восходит действительно к Бодончару. Он был крайне отважен и храбр. Он имел двух сыновей. Имя старшего  Бука (В «Сокр. сказ. Хабичи-Батур), а младшего Буктай (В «Сокр. сказ. Чжоурэдай). Родословное древо Чингис-Хана и (родословные) многих других племён нирун восходит к Бука. Будучи наследником отца, он после него занял его место и положение. Он имел сына по имени Дучум-Мэнэн (В «Сокр. сказ. § 45. Менен-Тудун), который был седьмым предком Чингис-Хана. Далее шестым был Кайду-Хан,  Байсонгур – пятым, Тумбинэ-Хан – четвертым, Кабул-Хан – третьим, Бартан-Бахадур – вторым, Есугэй-Бахадур – первым предком Чингис-Хана3.

                Таким образом, согласно двум основным источникам, историческими предками Чингис-Хана являются урянхайцы, которые с давних времён жили на Севере Монголии. Причём к ним относятся не только современные тюркские народы Южной Сибири урянхайцы (тувинцы, алтайцы, хакасы, шорцы), но и якуты (саха – урянхай), которые в те далекие времена назывались курыканами. В этой связи не излишне напомнить, что известный евразиец Эренджен Хара-Даван в своем исследовании о Чингис-Хане написал, о том, что могила его «заросло густым лесом. Хранители этого большого запретного места суть беки племён урянхайских»4.

 

Примечание

  1. Сокровенное сказание монголов. Перевод Козина С.А. Улан-Удэ, 1990г. § 8-9. С. 12-13.
  2. Там же. § 10, 12, 15, 16, 21, 35, 38, 44. С. 13. § 45, 46, 47, 48, 50, 59, 60. С. 17, 18, 20.
  3. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. М.-Л. 1952. т. 1. Книга первая.       С. 15, 16, 18, 21, 27, 28, 32, 46.
  4. Хара-Даван Э. Русь монгольская Чингис-Хан и монголосфера. М. 2002. С. 161.

4 комментария

  1. Все кто заинтересован возьмите первоисточник по книге Малова С.Е.,возьмите древнетюркский алфавит и вы убедитесь ,что Орхоно-Енесейкая письменность написано не седьмом веке а в тринадцатом веке. Желаю всем удачи!!!!

Добавить комментарий