В апреле 2012-года я гостил неделю в столице Китая Пекине, где мне удалось побывать в усыпальнице знаменитого советника Чингизхана Элуу Чусцая, который по своему происхождению является представителем рода кытай из левого крыла кыргызов (он был известен по прозвищу Длинобородый). Я также побывал в башне Тяньин, построенной по приказу императора Ляо (это слово в переводе означает сталь) в 1120 году, который является еще одним представителем рода кытаев или киданей.
В статье приводится фотография Бураны Тяньин – шедевра мировой архитектуры, построенного в 907-1125 годах, а также снимок скульптурного памятника, установленного на месте захоронения Элуу Цусцая. Данный монумент возведен по приказу императора Кубилай хана (потомка Чингизхана) в 1261 году. Сегодня он находится в центре парка Истории и отдыха Ихы Юань, созданном в эпоху правления цзиньских императоров.
В своих прошлых статьях я уже привел убедительные исторические доказательства в пользу того, что Чингисхан, как и его советник Элюю Чусцай, являются представителями рода кытай (кидань – сталь). В этой статье я посчитал нужным привести новые факты и свидетельства.
Как пишет в своей книге “История отечества”, изданной в Алмате в 2000 году, казахский ученый Калибек Данияров[1]:
“В истории китайского народа Чингизхан представляется китайцем, представителем народа китай, в то же самое время казахские роды создали китайское государство и главную роль в этом процессе сыграл казахский род под названием китай “.
В своей книге “Кем являются казахи?” я привел много достоверных материалов о генезисе братского нам казахского народа. Дело в том, что основу казахского народа составляют все те же кыргызские рода. Кыргызский род китай вошел в состав казахского народа со своими составляющими подродами, которые стали называться у казахов как самостоятельные рода. Это такие составляющие как: богожу – боржигин, кыйра – кыят, таялмыш – айжуут, кертеней – кереит, кара кесек, торт кара.
В последние годы идут большие споры вокруг имени Чингизсхана. Китайцы считают его своим, исходя из названия его рода китай, казахи относят себя к потомкам рода китай, русские также считают, что их предками были кидани. Разумеется, все они во многом правы, Чингизхан и его род китай принадлежат кыргызскому народу, и никто не отрицает факта родства казахов, китайцев и русских с кыргызами, благодаря опять же роду китай.
В этой же книге на странице 211-й Данияров[2] делает верный вывод о том, что кыргызский род сарыбагыш происходит от кыргызского рода найман. В свою очередь найманы происходят от рода киданей, об этом пишет уже Лев Гумилев[3] в своей книге “Поиски вымышленного царства”, приводя убедительные доказательства.
Важно уяснить, что само название китай и китайцы народом ханьзу является прямым следствием того, что императоры из рода китай или кытай долгое время правили этим великим государством. И именно во времена правления киданей появились такие империи как Танская, Ляо и западный Ляо (в Средней Азии).
Многие события, описываемые в многоплановом эпосе Манас, касаются именно этого периода, когда кыргызские императоры, устроив свою верховную ставку в Пекине, правили этим государством. Говоря так, я здесь далек от утверждения, что наш предок Манас жил в танскую эпоху или во времена Ляо.
Точно также А.Н. Бернштам в своей книге “Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана”[4] (второй том) приводит доказательства того, что кыргызы жили 4000 лет до нашей эры.
Все источники и свидетельства говорят в пользу того, что наш величайший предок жил в бронзовую эпоху. Естественно, что многие манасчи имели лишь отрывочные сведения о санжыра и о многослойной истории нашего народа, и поэтому привязывали к Манасу к тем или иным историческим событиям, которые происходили значительно позже.
Например, в эпосе нашего великого манасчи Жусупа Мамая свою сестру Чыйырды Акбалта выдает замуж за Жакыпа. Другая жена Жакыпа Магдум была прежде вдовой-узбечкой, а Бакдолет – таджичкой. В этом варианте эпоса отражена эпоха, когда калмаки угнетали кыргызов. Так же обстоит и с вариантами Сагынбая Орозбак уулу, Саякбая Каралай уулу. Между тем женитьба Жакыпа и Чыйырды не соответствует кыргызскому санжыра, так как кыргызы строго соблюдали принцип, согласно которому нельзя сочетаться браком между родственниками до седьмого колена.
Очевидно, что здесь наблюдается влияние ислама, и в этом нет ничего удивительного, многие манасчи исповедали мусульманскую религию и находились под сильным влиянием эшенов и молдо.
Вот как пишет об этом известный кыргызский санжырачи Сапарбек Закиров в книге “Кыргыз санжырасы”[5]. “Азиз-кожо, известный эшен, на глазах у Ажыбек датки давал наставления Ырчы (речь идет об известном манасчи Балык оозе): «Впредь вы не упоминайте в своих творениях ханов и личностей, которые не приняли ислам. Только если вы будете воспевать тех, кто стали мусульманами и сражались за веру, вы будете благословлены и попадете в рай”.
Также Азиз-кожо требовал больше упоминать об Муканбед пророке, Азирет Аалы Шере (родственник Муканбеда по отцовской линии, который был женат на дочери пророка Фатиме. – прим А. У. ) «А если будете воспевать ханов прошлого, которые исповедали буддизм, то вы станете нечестивыми и ваши души будут гореть в аду”. После таких наставлений Балык ооз начал перерабатывать ”Манас” в духе ислама, о чем он сам признается.
Среди родов, которые входят в состав калмаков есть дербеты, торгуты, хошуты, захчины, чоросы (этот род многочисленен в составе кыргызов), баяты.
То, что Манас, наш предок, является представителем рода кытай (кидань), подрода ногой (родовой знак “T”),[6] я изложил в своем труде «Кытай уруусунун санжыра тарыхы», приведя все необходимые доказательства. А что касается таких героев эпоса ” Манас “, как Конурбай и Алманбет, то они были из рода киданей, подрода кыйра(кыят), кара кытай[7]. Сегодня 90 процентов кыргызских родов происходят из рода кытай, о чем свидетельствуют приведенные мной данные[8].
Конфликты и войны между родами имели место всегда, как в древности, так и теперь. Взять хотя бы войну между родами бугу и сарыбагыш. И то, что Алманбет баатыр пришел в ряды воинов Манаса, это не просто случайный факт, а результат сложных отношений и противоречий между родственниками: он обиделся на своего родственника Конурбая и покинул его. И то, что якобы Манас всю жизнь сражался с калмаками – это версия была специально сконструирована во времена СССР, чтобы не портить отношений с Китаем. К тому же, в советские времена манасчи, санжырачи и историки не знали настоящей истории кыргызов, тогда ведь в вузах преподавали только историю КПСС, вдалбливая всем в головы, что мы всего достигли только при власти коммунистов, а наше прошлое было объектом манипуляций политиков, которые лезли из кожи вон, чтобы доказать, что кыргызы своей историей, происхождением и культурой обязаны КПСС.
Когда калмаки правили в Средней Азии, Кокандское ханство возглавляли кыргызы из рода кытай (кидань)[9]. Китайскую империю в то время возглавляла династия Цзин (это опять же роды маньжу и кидани). Маньжу и кидани происходили из одного рода, известного под именем тунгуз-маньжуры[10].
От маньжуров также происходят татары (кара ногои), мангыты и такие кыргызские рода, как чекир саяк, в том числе и европейские шведы (в древней истории они известны под названием эл шибейлер). В древности народ ханьцзу (или китайцы) находился под управлением маньжу и кыргызкого рода кытай (киданей), впоследствие выходец из этого рода монгол Чингизхан и его потомки продолжали править Китаем.
Хочу здесь привести свою версию происхождения слова монгол. Как свидетельствует известный историк Б. Зориктуев, этот народ, живший по берегам реки Амур, которая переводится с кыргызского как “река жизни”. Так вот по берегам этой реки в те времена было множество озер, край назывался страной тысяч озер – Мин көл. Народ, живший там, назывался монголами, это слово восходит к мин көл.[11] Известно также из источников, что кыргызы происходят от скифов (саков) – гуннов, динлинов.
Бичурин Н.Я. пишет в 1 томе своей книги, стр. 39 “…гунны – это древнее название монголов (не современных монголов)”[12]. В этой же книге на странице 385 он признает основателями монгольской империи тунгусские народы. А о тунгусах он пишет на стр. 389 следующим образом: ”Они еще назывались Мынву и считались народом сильным и храбрым. Отсюда видно, что они принадлежали к числу тех тунгусских поколений, потомки которых ныне обитают по обеим берегам Науна, под родовым названиям дахуров или даурцев (это кидани, представители кыргызского рода кытай, известные в истории как сяньби).”
Сяньби[13] это еще одно название кыргызского рода кытай (кидань). Об этом же пишет Л.Н. Гумилев в книге ”Поиски вымышленного царства”, 55-стр. что от сяньби происходит много кыргызских родов, например: төбөй, авад и другие.
Эпос “Манас” является многоплановым историческим произведением. Если бы Манас жил в нашу эру, как считают некоторые историки, то его имя осталось бы наряду с именами правителей Адыл хана (Атиллы), Темирчи (Чингизхана). Однако в том-то и дело, что реальное время жизни Манаса относится к бронзовому веку, то есть к периоду времени, отстоящему на 4000 лет от начала нашей эры. Или 6 тысяч лет тому назад.
О том, что наш предок Манас жил в бронзовую эпоху, свидетельствуют и слова клятвы батыра: “Если я не исполню свой долг, пусть меня покарает Коко Тенгир!”[14].
Многие средневековые башни-мунара, имеющиеся в Пекине, Тяньине, Ак Бешиме (в окрестностях современного Токмока), Узгене, Ургенче, Бухаре удивительно похожи друг на друга, вплоть до мельчайших деталей – все они были построены императорскими династиями из рода киданей, которые объединяли восемь древних кыргызских родов. Это создатели империй Тан, Ляо, западный Ляо. Все эти башни имеют восьмигранную основу и башни в целом напоминает по форме мужское начало, как символ могущества империи, объединяющей восемь родов.
Мавзолей Элуу Чуцсайа закрыт и недоступен туристам. Поэтому я обратился к руководству мавзолея с настоятельной просьбой, что мне надо непременно побывать на могиле моего великого предка и поклониться его праху. Тогда работники мавзолея, долго советуясь между собой и обращаясь по сотовому телефону к своим руководителям, в конце концов, объявили мне, что для меня сделали исключение, что на следующий день музей будет открыт в 15-00, пригласив меня посетить усыпальницу снова.
Когда я пришел к мавзолею моего великого предка на следующий день в условленное время с цветами в руках, то меня там встретили четыре представителя народа ханьзу, пригласив меня в покои Элуу Чуцсая, где я имел возможность поклониться праху великого человека и прочитать молитву Всевышнему, чтобы он всегда поддерживал землю кыргызов и народ кыргызский, меня, моих родных и близких.
Многие мои соотечественники, относящиеся к правоверным мусульманам, могут даже в этом эпизоде найти повод для того, чтобы покритиковать меня за то, что я не прочитал молитву на арабском языке. Но я хочу сказать этим товарищам, что мои предки Чингизхан и Элуу Чуцсай поклонялись Тенгиру. Кто смотрел художественный фильм о Чингизхане, наверное, обратил внимание на то, как молился великий завоеватель.
В своем замечательном труде наш выдающийся современник, представитель братского кумыкского народа Мурат Аджы [15] приводит нижеследующие данные: “В Тибете есть святая гора “Кайлас”, похожая по форме на пирамиду, которая считается подножьем Создателя. Под горой “Кайлас” имеется озеро “Манас”, куда издревле приходили паломники, чтобы помолиться и очиститься”. Слово монастырь берет начало от названия этого озера, точнее от словосочетания Манас-тур, то есть “стоять радом с озером Манас”. Впоследствие это слово прочно вошло в русский язык и олицетворяет собой храм для поклонения Богу, похожий по форме на гору Кайлас.
Я полностью поддерживаю эти предположения, они подтверждаются многими историческими материалами. Наши предки, поклоняющиеся Тенгиру, воздвигли египетские пирамиды и оставили в иероглифах, царских символах, головных уборах, жезлах все те же самые родовые знаки знаменитого кыргызского рода кытай (кидани). Да сам головной убор кыргызов – ак калпак, не случайно носит такую строго пирамидальную форму и ничего подобного нет у других народов. Любопытно, что калпак складывается крест-накрест и если смотреть на него сверху, то можно видеть все тот же родовой знак киданей. Род кытай дал название стране и народу, в котором проживает 1 млд. 300 миллионов людей.
Усупбаев А. Ч.,
Кыргызстван, г. Бишкек
anar37@yandex.ru
[1] Данияров К. История отечества, 2000 г.: Алматы, 209 С.
[2] Данияров К. История отечества, 211 С.
[3] Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства, 132,133,170,171 С.
[4] Бернштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана, 2Т., 311 С.
[5] Закиров С. Кыргыз санжырасы, 367 С.
[6] Абрамзон С.М. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгетер, 756 С.
[7] Там же, 749 С.
[8] Паркер Э., Татары. История возникновения великого народа, 1174 С.
[9] Корнеев В. Российский университет, Незав. Воен. обозрения, №22,1999 г., 5 С.
[10]Гумилев Л.Н., Поиски вымышленного царства, 62-63 С.
[11] Акимбеков С. История степей, 129 С.
[12] Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах,обитавших в Средней Азии в древние времена, 1 Т.- 385-389 С.
[13] Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. 55 С.
[14] Айтымбетов О. Кара кыргыз, Т.5 – 6С.
[15]Аджиев М.Э., Вечное Синее Небо-Тенгри