Кыргызы в средневековом Пекине

В апреле 2012-года я гостил неделю  в столице Китая Пекине, где мне удалось побывать в усыпальнице знаменитого  советника Чингизхана Элуу Чусцая, который  по своему происхождению  является представителем рода кытай  из левого крыла кыргызов (он был известен  по прозвищу Длинобородый). Я также побывал  в башне Тяньин, построенной по приказу  императора Ляо (это слово в переводе означает сталь)  в 1120 году, который  является  еще одним  представителем рода кытаев или киданей.

В статье приводится  фотография Бураны  Тяньин – шедевра мировой  архитектуры,   построенного  в 907-1125 годах, а   также  снимок   скульптурного памятника, установленного на месте захоронения Элуу Цусцая. Данный  монумент возведен  по приказу императора  Кубилай хана (потомка Чингизхана) в 1261 году. Сегодня он находится  в центре парка Истории и отдыха Ихы Юань, созданном в эпоху правления цзиньских императоров.

Рис.1 Памятник империи Ляо (сталь), башня-мунара Тяньин, 1120 год, Пекин

Рис.2 Скульптура Элуу Цусцая, советника Кубилай хана, установленная на его могиле

В своих прошлых статьях я уже привел  убедительные исторические доказательства в пользу того, что Чингисхан, как и его советник Элюю Чусцай, являются  представителями  рода кытай (кидань – сталь).  В этой статье я  посчитал нужным  привести новые  факты и  свидетельства.

Как пишет в своей книге “История отечества”, изданной в Алмате в 2000 году, казахский ученый  Калибек Данияров[1]:

“В истории китайского народа Чингизхан представляется китайцем, представителем народа китай, в то же самое время казахские роды создали китайское государство и главную роль в этом процессе сыграл казахский род  под названием китай “.

В своей  книге “Кем являются  казахи?” я  привел много достоверных материалов о генезисе братского нам  казахского народа. Дело в том, что  основу казахского народа составляют все те же кыргызские рода. Кыргызский род  китай вошел в состав казахского народа со своими составляющими подродами, которые стали называться у казахов как самостоятельные рода. Это  такие составляющие как: богожу – боржигин, кыйра – кыят, таялмыш – айжуут, кертеней – кереит, кара кесек, торт кара.

В последние годы  идут большие споры вокруг имени  Чингизсхана. Китайцы считают его своим, исходя из названия его рода китай, казахи относят себя к потомкам рода китай, русские также  считают, что их предками были кидани.  Разумеется, все они во многом правы, Чингизхан  и его род  китай принадлежат кыргызскому народу, и никто не отрицает факта родства казахов, китайцев и русских с кыргызами, благодаря опять же роду китай.

В этой же книге на странице 211-й  Данияров[2] делает верный вывод о том, что кыргызский род сарыбагыш происходит от кыргызского рода найман. В свою очередь  найманы происходят от рода киданей, об этом пишет уже Лев Гумилев[3]  в своей книге  “Поиски вымышленного царства”, приводя убедительные доказательства.

Важно уяснить, что само название китай и китайцы народом ханьзу является прямым следствием того, что  императоры из рода китай или кытай долгое время правили этим великим государством. И именно во времена правления киданей появились такие империи как Танская, Ляо и западный Ляо (в Средней Азии).

Многие события, описываемые в многоплановом эпосе Манас, касаются именно этого периода, когда  кыргызские императоры, устроив свою верховную ставку в Пекине, правили этим государством. Говоря так, я здесь далек от утверждения, что  наш предок Манас жил в танскую эпоху или во времена Ляо.

Точно также А.Н. Бернштам в своей книге “Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана”[4] (второй том) приводит доказательства того, что кыргызы жили 4000 лет до нашей эры.

Все источники и свидетельства говорят в пользу того, что наш величайший предок жил в  бронзовую эпоху. Естественно, что многие манасчи имели лишь отрывочные сведения о санжыра и о многослойной  истории нашего народа, и поэтому  привязывали к Манасу  к тем  или иным историческим событиям, которые происходили значительно позже.

Например, в эпосе нашего великого манасчи  Жусупа Мамая  свою сестру Чыйырды  Акбалта выдает замуж за Жакыпа. Другая жена Жакыпа Магдум была прежде вдовой-узбечкой, а Бакдолет  – таджичкой.  В этом варианте эпоса отражена эпоха, когда калмаки угнетали кыргызов. Так же обстоит и с вариантами Сагынбая Орозбак уулу, Саякбая  Каралай уулу. Между тем женитьба Жакыпа и Чыйырды не соответствует кыргызскому санжыра, так как кыргызы строго соблюдали принцип, согласно которому  нельзя сочетаться браком между родственниками до седьмого колена.

Очевидно, что  здесь наблюдается влияние ислама, и в этом нет ничего удивительного, многие манасчи исповедали мусульманскую религию и находились под сильным влиянием эшенов и  молдо.

Вот как пишет об этом известный кыргызский  санжырачи  Сапарбек Закиров в книге “Кыргыз санжырасы”[5]. “Азиз-кожо, известный  эшен, на глазах  у Ажыбек датки давал наставления Ырчы (речь идет об известном манасчи Балык оозе): «Впредь вы не упоминайте в своих творениях ханов и личностей, которые не приняли ислам. Только если вы будете воспевать тех, кто стали мусульманами и сражались за веру, вы будете благословлены и попадете в рай”.

Также Азиз-кожо требовал больше упоминать об Муканбед пророке, Азирет Аалы Шере (родственник Муканбеда по отцовской линии, который был женат на дочери пророка Фатиме. – прим А. У. )  «А если будете  воспевать ханов прошлого, которые исповедали буддизм, то вы станете нечестивыми и ваши души будут гореть в аду”. После таких наставлений Балык ооз начал перерабатывать  ”Манас” в духе ислама, о чем он сам признается.

Среди родов, которые входят в состав калмаков есть дербеты, торгуты, хошуты, захчины, чоросы (этот род  многочисленен в составе кыргызов), баяты.

То, что  Манас, наш предок, является представителем рода кытай  (кидань), подрода ногой (родовой знак  “T”),[6]  я изложил в своем труде «Кытай уруусунун санжыра тарыхы», приведя  все необходимые  доказательства. А что касается  таких героев эпоса ” Манас “, как  Конурбай и Алманбет, то они  были из рода  киданей, подрода  кыйра(кыят), кара кытай[7]. Сегодня 90 процентов  кыргызских родов происходят из рода кытай, о чем свидетельствуют приведенные мной данные[8].

Конфликты и войны между родами имели место всегда, как в древности, так и теперь. Взять хотя бы войну между родами бугу и сарыбагыш. И то, что Алманбет баатыр пришел в ряды воинов Манаса, это не просто случайный факт, а результат сложных отношений и противоречий между родственниками: он обиделся  на своего родственника Конурбая и покинул его. И то, что якобы Манас  всю жизнь сражался с калмаками –  это версия была специально сконструирована во времена СССР, чтобы не портить отношений с Китаем. К тому же, в советские времена манасчи, санжырачи и историки не знали  настоящей  истории кыргызов,  тогда ведь в вузах преподавали  только историю КПСС, вдалбливая всем в головы, что мы всего достигли  только при власти коммунистов, а  наше прошлое  было объектом  манипуляций  политиков, которые лезли из кожи вон, чтобы доказать, что кыргызы  своей историей, происхождением и культурой обязаны КПСС.

Когда калмаки правили в Средней Азии, Кокандское ханство возглавляли  кыргызы из рода  кытай (кидань)[9]. Китайскую империю в то время возглавляла династия Цзин (это опять же  роды маньжу и кидани). Маньжу и кидани происходили из одного рода, известного под именем тунгуз-маньжуры[10].

От маньжуров также происходят татары (кара ногои), мангыты и  такие кыргызские рода,  как  чекир саяк, в том числе и европейские шведы (в древней истории они известны под названием эл шибейлер). В древности  народ  ханьцзу (или китайцы) находился под управлением маньжу и кыргызкого  рода  кытай (киданей), впоследствие выходец из  этого рода  монгол Чингизхан и его  потомки  продолжали править Китаем.

Хочу здесь привести свою версию происхождения  слова монгол. Как  свидетельствует известный историк  Б. Зориктуев, этот народ, живший  по берегам реки Амур, которая переводится с кыргызского как “река жизни”.  Так вот по берегам этой реки в те времена было множество озер, край назывался страной тысяч озер – Мин көл. Народ, живший там, назывался монголами,  это слово восходит к мин көл.[11]  Известно также из источников, что кыргызы  происходят от скифов (саков) – гуннов, динлинов.

Бичурин Н.Я. пишет в 1 томе своей книги, стр.  39  “…гунны – это древнее название монголов (не современных монголов)”[12]. В этой же книге на странице 385 он признает основателями монгольской империи тунгусские народы. А о тунгусах он пишет на стр. 389 следующим образом: ”Они еще назывались Мынву и считались народом сильным и храбрым. Отсюда видно, что они принадлежали к числу тех тунгусских поколений, потомки которых ныне обитают по обеим берегам Науна, под родовым названиям дахуров или даурцев (это кидани, представители кыргызского рода кытай,  известные в истории как  сяньби).”

Сяньби[13] это  еще одно название  кыргызского  рода  кытай (кидань).  Об этом же пишет Л.Н. Гумилев  в книге ”Поиски вымышленного царства”, 55-стр. что от сяньби происходит много кыргызских родов, например: төбөй, авад  и другие.

Эпос “Манас”  является многоплановым  историческим произведением. Если  бы Манас  жил в нашу эру, как  считают некоторые историки, то его имя осталось бы наряду с  именами  правителей Адыл хана (Атиллы), Темирчи (Чингизхана). Однако в том-то и дело, что  реальное время жизни Манаса относится к бронзовому веку, то есть к периоду времени, отстоящему на 4000 лет от начала нашей эры. Или 6 тысяч лет тому назад.

О том, что наш  предок Манас жил в бронзовую эпоху, свидетельствуют и слова клятвы батыра: “Если я не исполню свой долг, пусть меня покарает Коко Тенгир!”[14].

Многие  средневековые башни-мунара, имеющиеся в Пекине, Тяньине, Ак Бешиме (в окрестностях современного Токмока), Узгене, Ургенче, Бухаре удивительно похожи друг на друга, вплоть до мельчайших деталей –  все они были построены императорскими династиями из рода киданей, которые объединяли восемь древних кыргызских родов. Это создатели империй  Тан,  Ляо, западный Ляо. Все эти башни имеют восьмигранную основу и башни в  целом  напоминает по форме  мужское начало, как символ могущества империи, объединяющей  восемь родов.

Мавзолей Элуу Чуцсайа закрыт и недоступен туристам. Поэтому я обратился  к руководству  мавзолея с настоятельной просьбой, что мне надо непременно  побывать на могиле моего великого предка и поклониться его праху. Тогда  работники мавзолея, долго советуясь между собой и обращаясь по сотовому  телефону  к своим руководителям, в конце концов, объявили мне, что для меня сделали исключение, что на следующий день музей будет открыт в 15-00, пригласив меня  посетить  усыпальницу  снова.

Когда я пришел к мавзолею  моего великого предка на следующий день в условленное время с цветами в руках, то меня там встретили четыре представителя народа ханьзу, пригласив меня в покои Элуу Чуцсая, где я имел возможность поклониться праху великого человека и прочитать молитву Всевышнему, чтобы он всегда поддерживал землю кыргызов и народ кыргызский, меня, моих родных и близких.

Многие мои  соотечественники, относящиеся  к правоверным мусульманам,  могут даже в этом эпизоде найти повод для того, чтобы покритиковать меня за то, что я не  прочитал молитву на арабском языке.  Но я хочу сказать этим товарищам, что мои предки Чингизхан и Элуу Чуцсай поклонялись Тенгиру. Кто смотрел  художественный фильм о Чингизхане, наверное, обратил внимание на то, как молился   великий завоеватель.

В своем замечательном труде наш  выдающийся современник, представитель братского кумыкского народа  Мурат Аджы [15] приводит нижеследующие  данные: “В Тибете есть   святая гора “Кайлас”,  похожая по форме на пирамиду, которая   считается подножьем  Создателя. Под горой “Кайлас”  имеется озеро  “Манас”,  куда издревле приходили паломники, чтобы помолиться и очиститься”. Слово  монастырь берет начало от названия этого озера, точнее от словосочетания Манас-тур, то есть “стоять радом с озером Манас”. Впоследствие  это слово прочно вошло  в русский язык и олицетворяет собой  храм для поклонения Богу, похожий по форме на гору Кайлас.

Я полностью поддерживаю  эти предположения, они подтверждаются многими историческими материалами. Наши предки, поклоняющиеся  Тенгиру,  воздвигли египетские пирамиды и оставили  в  иероглифах,  царских символах,  головных уборах, жезлах все те же самые  родовые знаки   знаменитого кыргызского рода  кытай (кидани). Да сам головной убор кыргызов – ак калпак,  не случайно носит  такую строго пирамидальную форму и  ничего подобного нет у других народов. Любопытно, что калпак  складывается крест-накрест и если смотреть на  него сверху, то можно видеть  все тот же родовой знак киданей. Род  кытай  дал название  стране и народу, в котором проживает 1 млд. 300 миллионов людей.

Усупбаев А. Ч.,
Кыргызстван, г. Бишкек
anar37@yandex.ru


[1] Данияров К. История отечества, 2000 г.: Алматы, 209 С.

[2] Данияров К.  История отечества,  211 С.

[3] Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства, 132,133,170,171 С.

[4] Бернштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана,  2Т., 311 С.

[5] Закиров С. Кыргыз санжырасы,  367 С.

[6] Абрамзон С.М. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгетер, 756 С.

[7] Там же, 749 С.

[8] Паркер Э., Татары. История возникновения великого народа, 1174 С.

[9] Корнеев В. Российский университет, Незав. Воен. обозрения, №22,1999 г., 5 С.

[10]Гумилев Л.Н., Поиски вымышленного царства, 62-63 С.

[11] Акимбеков С. История степей, 129 С.

[12] Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах,обитавших в Средней Азии в древние времена,  1 Т.- 385-389 С.

[13] Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. 55 С.

[14] Айтымбетов О. Кара кыргыз, Т.5 – 6С.

[15]Аджиев М.Э., Вечное Синее Небо-Тенгри