Метафизика Священных земель через призму Тенгрианства

Наступившая эпоха характеризуется ощущением финальности всех процессов происходящих на Земле и во Вселенной: возможные варианты формирования форм кристаллов выбраны, земная кора в своем постоянном круговороте исчерпала возможности обновления вещества. Грядет период обновления всей материи.

В этих условиях, когда критерии жизнедеятельности современной  цивилизации и глобальной экологии становятся, мягко говоря, не совместимыми с процессами космогенеза, традиционное знание коренных народов становится все более востребованным и важным. Эти народы, в силу своей самобытности, сохранили  основу целостного видения мира, позволяющего им ощущать изменение тонких взаимодействий во внешней среде и гармонизировать их.

Настала пора межкультурного диалога и взаимодействия, пора совместной работы научных сотрудников и посвященных носителей традиционного знания, как авангарда современной и традиционной культур. Согласно современным научным гипотезам (имеющим свои истоки еще в учении Платона), планета Земля имеет форму кристалла – многогранника.   В Новое время гипотезу о кристаллическом строении Земли высказал в 1875 г. Л. Грин, опубликовав статью, в которой говорилось о том, что земной шар обладает признаками тетраэдра — замкнутого четырехгранника с гранями в виде правильных треугольников.

Весьма важной является и выдвинутая в конце 60-х гг. XX века гипотеза Н. Гончарова, В. Макарова и В. Мороза о земном ядре, как о растущем кристалле. Он своим силовым полем, как предполагается, воздействует на развитие самых разнообразных природных процессов, происходящих как в недрах, так и на поверхности нашей планеты. И вот совершенно недавно Профессор Бёрье Йоханссон (Börje Johansson) и его коллеги из университета Упсалы (Uppsala Universitet) и шведского королевского института технологий (Royal Institute of Technology) получили косвенное подтверждение этой оригинальной теории строения ядра Земли. В результате геофизических исследований они пришли к выводу, что твёрдое железное ядро Земли обладает кристаллической структурой с объёмноцентрированной кубической решёткой (в одной ячейке такой решётки атомы расположены по углам куба и ещё один атом — в центре куба).

А в конце 20-х годов ХХ века геолог С. Кислицын указывал, что совершенная форма Земли совмещает в себе черты из наиболее сложных тел Платона – додекаэдра и икосаэдра. По его мнению, в их ребрах и вершинах концентрируются энергетические потоки земных недр, что способствует формированию здесь полезных ископаемых.

Результаты исследований, проведенных в области круговорота планетарного вещества, утверждают о «живости» самой планеты, которая наравне с другими живыми организмами, проживающими на ее теле, проходит один и тот же путь: рождение – зрелость – старение – умирание. Кроме того, эти же исследования привели к выводам: в своем жизненном пути планета Земля, на сегодняшний день, достигла какого-то важного предела, возможно, переходного состояния одного из вышеописанных этапов в другой.

По проблеме развития планетного организма, есть очень интересные данные из области кристаллографии. Кристаллохимический закон утверждает: чем проще химический состав вещества, тем выше его кристаллическая сим-метрия (форма).

Время, как один из признаков жизненности, вполне определенно влияло на жизнь минералов. Исследователи выяснили, что в течение геологической истории Земли все больше рождалось минералов сложного химического состава, но простой симметрии.

Таким образом, происходила потеря элементов симметрии природных  кристаллов. Эта тенденция научно установлена при изучении образования минералов во времени: вместе с ходом геологических часов во все нарастающем количестве рождаются минералы низших систем, но соответственно усложненного химического состава. При этом,  известный кристаллограф Е. Федоров в 1890 г. теоретически доказал, что может существовать всего 230 пространственных групп кристаллической симметрии. И как говорилось выше, в настоящее время все теоретически возможные формы выбраны: продолжать их ряд, согласно открытию Е. Федорова, некуда. Получается, что новые виды растений на Земле не могут появиться, а наиболее распространенные сегодня вымирают? Что будет вместо них расти на Земле? Какие формы кристаллов будут? И будут ли вообще…

Потерю элементов симметрии со временем демонстрируют и более солидные природные тела.

Молодость современных океанов доказана, значит, молоды и их берега — треугольники континентов. Они не старше 220 млн.  лет. Выходит, что сначала из космической пыли образовался шар, который с течением времени начал принимать кристаллическую форму? Шар — фигура наивысшей симметрии, обладающая бесчисленным множеством осей и плоскостей. Тетраэдр и октаэдр хотя и принадлежат к высшей системе симметрии — кубической, но имеют ограниченное число соответствующих осей и плоскостей. Произошла потеря элементов симметрии.

Создается впечатление, что природа в своем развитии провела свою материю через все возможные комбинации и в настоящее геологическое время исчерпала их. Современная планетарная эпоха оказывается особенной в истории Земли,  предопределяющий дальнейший ход ее развития.

Исключительность современного геологического периода подтверждает и анализ важнейших геологических этапов в жизни Земли.

Л. Смирнов указывает, что потеря элементов симметрии наблюдается и в живой природе: происходит эволюция от шаровой симметрии к радиально-лучевой. С другой стороны, усложняется уровень организации живого вещества. Последовательность, наблюдаемая в косной природе, проявляется и в живой? Можно заметить, что органическая и неорганическая жизнь достигли какого-то важного рубежа одновременно. Так же можно заметить, что и живая, и «неживая» материя прошли до этого рубежа принципиально схожий путь развития. Во всем этом просматривается единый принцип мироздания, которое в древнетюркской культуре существовал как Тенгрианство. Современным языком его можно назвать «общая теория материи».

Во все времена человек, пытаясь постичь законы устройства мира, осознавал, что есть высшие силы, управляющие этими законами. Реальные наблюдения человека за окружающим миром, интуитивные ощущения и эмоциональные переживания от общения с силами природы – все это постепенно складывалось в определенную систему знаний, которую можно определить как МИФ. Миф – это не выдумка, и не сказка. Это и есть те самые реальные наблюдения и интуитивные прозрения человека, которые он мог изложить только символическим, образным, языком. В древности еще не существовало точного языка науки, да и он оказался бы слишком сухим и односторонним, чтобы передать то богатство переживаний, которые испытывал человек, общаясь с силами Природы. Позже из мифа выросли все искусства, все религии и науки в том числе. Но это произойдет гораздо позже, когда появятся на земле государства, цивилизации. А бóльшую часть своей истории человек жил ритмами Космопланетарного организма Тенгри.

Ученые считают, что вера в Синее Небо Тенгри возникла задолго до того, как развилась первая евразийская кочевая империя  Тюркский каганат. Тенгри – это Высшая Космическая Сила, несотворимая и неуничтожимая. Разные народы в своих мифах говорят об этой силе: древние египтяне ее называли Атум, древние индийцы – Брахман, древние иудеи – Элохим, древние славяне – Род, древние китайцы – Тянь. Все эти народы ВЕДАЮТ, т.е. обладают Высшим Знанием о том, что Тенгри, Атум, Тянь… – это имена Единой Высшей Космической Силы, которая сотворила весь мир. А все остальные боги и духи природных стихий – многочисленные грани, отражающие величие и мудрость Высшей Силы.

Тенгри – это Закон мироустройства. Он распоряжается судьбами космоса, государства, народа и отдельного человека. Тенгри-хан мыслился огромных размеров, что отражало его космические масштабы небесного бога, тождественного самому небу, а титул «хан» указывал на главенствующее положение — во Вселенной или в пантеоне богов.

Пратюркские племена (предки древних тюрков) и сами тюрки – предки всех современных тюркских народов, в том числе и алтайцев, почитали его как « Вечное Синее Небо » – Кёк-Тенгри. В  почти неизменном виде фигурирует этот культ и у средневековых монголов (Монхе-Тенгри). Позднее образ единого благодетельного, всезнающего, правосудного божественного Неба (Тенгри) в наибольшей мере сохранился в Сибирских традиционных культурах. Но постепенно глубокое ведическое знание о Тенгри начинает распадаться на отдельные религиозные культы.

Но, так или иначе, все сказанное выше и предлагаемые догадки являются базовой основой традиционного философского знания коренных народов, которые зародились задолго до появления науки и находились в виде интуитивного (внутреннего) знания.

Поэтому, современные открытия, осуществляемые в науке, только подтверждают значимость этого знания, которое в течение многих веков оставалось не востребованным современниками. И сегодняшние открытия в различных областях науки требуют более детального и серьезного изучения традиционного знания Тенгрианства в комплексе с ними, так как познать космопланетарное состояние окружающей среды и представить его путь развития в дальнейшем возможно лишь, используя «диалектический синтез» знаний. В противном случае, неадекватные действия человека в огромном вселенском взаимодействующем мире могут привести к непоправимым социальным и экологическим последствиям.

Сегодня в исторической науке, наряду с другими точками зрения существует алтаецентристская концепция культуры (Д.А.Мачинский, Р.Г.Харш, Падмашри  В.Р.Риши, Н.К.Рерих и др.), в основе которой лежит утверждение, что родиной ариев был алтайский регион, их сакральный центр – гора Меру, а племена и народы, движимые лавиной Великого переселения и позже образовавшие современные европейские и азиатские нации и государства, именно в этом регионе, как в некоем «тигле» смешиваясь, переплавлялись и выкристаллизовывались.

Алтай с древнейших времен почитается как особое, священное место, доступное избранным.  Московский ученый С.А.Жуков в своей концепции «Духовная сеть планеты» подчеркивает: «Следует понимать выделенность, но не единственность и не изолированность Алтая как духовного узла, его включенность в общепланетную природно-духовную сеть и в космический пространственно-временной духовный континуум… Необходимо глубоко и всесторонне исследовать Алтай во всем многообразии его космопланетарных связей» .

Сегодня осмысление социоприродных и космопланетарных основ эволюции человека и мира, в котором он живет, развивается в таких научных направлениях как глобальная и социальная экология, космическое землеведение, экология человека и космическая антропоэкология, биоэнергоинформатика. Алтайский философ, проф. М.Ю. Шишин, развивая учение В.И.Вернадского о «Живом веществе», вводит понятие астрально-ментальных структур, возникающих в биосфере с появлением человека и включением его в процесс планетогенеза. В зависимости от геообразований, а также различных видов и продуктов человеческой деятельности, упомянутые структуры имеют разное качество и накапливают свою энергетику. И наиболее «чистыми» точками активного планетогенеза являются горные районы, где сконцентрированы уникальные сочетания минералов, редкоземельных элементов, где наибольшее количество геомагнитных аномалий и излучений, где оседает большее количество космических частиц и пыли и т.п.. Некоторые территории Земли являются не просто «чистыми», заповедными местами, а как бы конденсирующими все проявления гео-, био- и духогенеза. «Их роль… аккумулировать и трансмутировать энергии, быть своеобразной мембраной в размене энергий по линии Земля – Космос» . Одной из таких мембран или «астрально-ментальных линз», по его определению, является Горный Алтай.

С древнейших времен и по настоящее время Алтай воспринимался как некая акупунктурная точка планеты, выполняющая функцию «пуповины», соединяющей Землю и Небо (Тенгери). Древним жителям Алтая известен был принцип Гермеса Трисмегиста: «Что вверху – то и внизу». Так же, как мать питает своё ещё не родившееся дитя через пуповину, Космос (Тенгри) взращивает своё дитя – планету Земля – напитывая её своими энергиями через «пуповину» Алтая. Также и жители этого благодатного края, являющегося одним из узлов энерго-информационной сети, структурирующей все пространство планеты, – его дети плоть от плоти – напитываясь энергиями Космоса и Земли, конденсируя их в системе ритуальных комплексов (в том числе в виде курганных захоронений и других археологических объектов), на протяжении многих веков взращивали своё детище – социум, который фокусировал в себе процессы евразийского этно- и культурогенеза.

Таким образом, локальная сеть ритуальных комплексов на Алтае может рассматриваться как подсистема материковой и глобальной планетарной систем взаимодействий человека и природы, человека и космоса. Большинство этих сакральных центров – ритуальные площадки, которые не имеют захоронений, их  предназначение – геопсихического характера. Они предназначены для трансляции эффективных энергий во времени и пространстве.

Фактически  – это ничто иное, как знаменитые рериховские «магниты», получившие теперь определение на языке современной научной мысли, развивающейся в русле философско-естественнонаучного космизма. «Магниты», по определению Н.К.Рериха могут быть мыслетворными и рукотворными. Они несут на себе наслоения психической энергии и содействуют воплощению плана эволюции. В одной из книг Живой Этики, «Озарение», мы читаем следующее: «О заложении магнитов. Магнит кует проекцию эволюции планеты. Магнит являет непреложность. Магнит утверждает путь человеческий… Магнит или остается невидимым, притягивая течение событий; или служит центром сознательного действия; или озаряет нашедшего его человека. Можно видеть в истории человечества, как сеть магнитов, подобно путеводным огням, вспыхивала. Как же работает магнит? Он претворяет идеи пространства в действие. Много магнитов лежит под основанием городов. Много было находимо» . В современном рериховедении (Л.В.Шапошникова, Е.П.Маточкин и др.) существует точка зрения, что такие “магниты” были заложены в ходе Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов.  Эти утверждения вызывают ряд вопросов, но бесспорно то, что маршрут экспедиции был сформирован с учетом выявления и проявления этих «магнитов», т.е. посещения и исследования «зон пассионарности» (Л.Н.Гумилев) или «точек историко-культурной бифуркации» (М.С.Каган) для подтверждения гипотезы, высказанной Н.К.Рерихом об истоках евроазиатской культуры, зародившейся в «Срединной Азии», сердце горной системы Алтай-Гималаи.  Но эти знания имеют свои корни в очень древних пластах истории Алтая.

Установлено, что в составе материала курганов Каракольской долины  в Республике Алтай (скифской, чуйской, афанасьевской и др. культур) присутствуют  магнитонасыщенные обломки минералов, принесенных издалека . Это говорит о том, что строители системы ритуальных комплексов знали основы геомагнетизма и обеспечивали магнитную связь  определенных точек локального пространства с разными территориями за пределами Алтая. Если это так, то всякое разрушение этих систем (под любыми предлогами – даже археологических раскопок) вообще недопустимо, как недопустимо и то, что до сих пор нет серьезных исследований этих систем как с позиции современного научного знания, так и с точки зрения традиционных знаний, поверий, запретов и т.д. Сегодня назрела насущная необходимость совместной работы ученых разных специальностей (как естественнонаучных, так и гуманитарных) и посвященных людей (на Алтае их называют «дьарлык» или «ярлыкчы») различной этнокультуры, все еще хранящих осколки древних эзотерических знаний.

В этом смысле, в современном евроазиатском пространстве на стыке тюркско-славянских культур лежит  Знание, определяющее устойчивость в развитии его в будущем.

Эти люди с изначальных времен, обладая Священным целостным знанием, использовали его для гармонизации природных сил и взаимосвязей Человека и Природы, вдали от суетной обыденности, без вмешательства в повседневные дела людей. Их звание, произошедшее от корня «дьар» – «весть», и родственное слову «дьарык» – «свет», говорит само за себя – в  ведической культуре таких людей называют  Архаты. В условиях глобального кризиса планета и социум нуждаются в их деятельности более, чем когда-либо.

Различные обрядовые и оккультные сооружения в Каракольской долине во взаимодействии с природными аномальными объектами (Местами силы) создают свойственное лишь им одним торсионное поле, которое воздействует на мир, в т.ч. и на человека,  информационно-энергетически. Поскольку сакральная геометрия отражает Вселенную, ее чистые формы и динамическое равновесие преследуют высокую цель: достижение духовной цельности через самоотражение, то и человек, правильно взаимодействующий с этими формами, приобщается к высшему знанию. Так же настоящее произведение сакральной архитектуры выдается своими формами за пределы трехмерного пространства, оставляя для тех, кто сможет возвыситься до правильного его понимания, безграничное поле для духовной деятельности и расширения сознания. В этом одно из назначений Священных земель.

«Сознание организма – та сила, которая ведет организм и преобразует его. Организм – это объединенная действующая, самосущая система взаимоотношений, будь то клетка, человек или Солнечная система» .

На протяжении тысячелетий в качестве способа установления на Земле универсального порядка применялась сакральная геометрия. Один из его вариантов конкретного его воплощения – священные сооружения Каракольской долины.

Кристалл алмаза имеет форму решетки в виде тетраэдра – четырехгранника с треугольными плоскостями.

Одно из понятий названия горы «Уч Энмек» переводится как «Три ребра» – определяет форму рельефа с тремя гранями, которая образует форму Тетраэдра!

Хранители древнего знания на Алтае утверждают, что места сосредоточения археологических объектов через посредничество специально подготовленных людей (камы и ярлыкчы) обеспечивали социальную, климатическую, сейсмическую стабильность территории. Эта система шифрует высокий уровень космофизических, планетофизических и психофизических основ знания. Изучение системных связей вмещающего ландшафта и историко-культурных процессов, совмещение структуры ритуальных комплексов с определенными геолого-геофизическими условиями позволит изучить механизмы взаимодействия элементов системы Космос – Человек – Планета.

Подобные комплексы сооружались в особых местах, где качество геолого-геофизической среды наиболее изменчивое и энергоемкое.

Одной из таких территорий является Каракольская долина. Выявленные аномальные вариации напряженности физических полей в Каракольской долине подтверждают предположение о сознательно нацеленной психофизической специфике археологических сооружений. Кроме того, эти сознательно построенные культовые сооружения имеют и современное экодинамическое значение, поскольку “магнитные метки” (и другие физические поля), заложенные в системах курганов, сопряжены с аномальными вариациями геомагнитного поля в целом и с региональным геомагнитным режимом.

В настоящее время остается только догадываться о том, какую именно информацию несут такие сооружения и как они воздействуют на физиологию и психику неподготовленного к пребыванию в этом месте того или иного человека.

Чтобы высказанные соображения воплотились в твердый научный результат, потребуется немало скоординированных усилий ученых различных направлений, новое  познание и восприятие единства тюркско-славянских ведических знаний.  Но эти усилия могут завершиться скачком в познании процессов взаимодействия Природы и Человека. Самое трудное предстоит в этом познании и примирении физики вещества и сверхслабых взаимодействий, которые могут проявляться на примере взаимодействия древних сооружений и современного человека, о чем сильно заботился В.В. Налимов, говоря, что настало время говорить о вездесущности сознания, иными словами нужно готовиться к тому, чтобы подойти к построению сверх единой теории поля, описывающей как физические, так и семантические проявления Мира.

Кроме того, оказалось, что открытые для природных и технических систем законы распространяются и на системы социальные. Так, выдающийся бизнесмен (в том числе и от науки) и финансист Джордж Сорос в свое время отметил: «Доктрина о выживании сильнейшего в том виде, в каком она в настоящее время существует в США, неистинна. Эволюция — более сложный процесс, чем это представляется современному социальному дарвинизму. Последние достижения в разработке теории сложных систем (теория “хаоса” или синергетики, добавлено авт.) пролили новый свет на эволюцию, но пока еще не восприняты социальным сознанием. Принцип несдерживаемого соревнования не должен служить основой общественной политики ни в международных делах, ни во внутренних. Цивилизация требует и соревнования и контроля…. Нам необходимо признать, что соревнование без контроля также неудовлетворительно. Это справедливо в области экономики — биржевые крахи, скачущие курсы, подрывающие экономику, неконтролируемые слияния, купли-продажи, дестабилизирующие всю экономику, — но еще большее значение это имеет для международных отношений, КОРОЧЕ ГОВОРЯ, ВЫЖИВАНИЕ СИЛЬНЕЙШЕГО НЕ ГАРАНТИРУЕТ ВЫЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ”. И это положение справедливо для всех систем — природных, технических, геотехнических и социально-экономических. Современные управляющие общества (политические и социально-экономические) должны себе это отчетливо представлять и руководствоваться ими в своей деятельности как обязательный и общепринятый постулат. И мы не случайно заостряем внимание на данной проблематике. Сейчас в современном обществе (особенно европейского склада культуры) сложилась опасная ситуация, при которой наблюдается постоянно углубляющийся разрыв между природными (внешне обусловленными) процессами и компетенцией управленцев, взбирающихся на политический “олимп” не в силу целостного Знания, востребованного сегодняшней космопланетарной системой,  а по совершенно искусственно созданным и отвлеченным от реалий правилам, необходимых для таких управленцев, причинам.

Природа же достаточно дискретна и одновременно весьма самоорганизована. Последнее обстоятельство способствует ее “выживанию”, т.к. относительно простые по составу и структуре ее образования являются менее равновесными и более подвержены разрушению, чем более сложные, крупные и поэтому относительно более динамически равновесные.

Все вышесказанное подтверждает то, что планетарный организм достиг критического возраста, который предъявляет определенные требования  к человечеству. Исполнение этих требований возможно только при  слиянии трех течений человеческой мысли: философии, религии и науки. Поэтому, предложенная работа является одной из попыток увидеть общее в развитии человеческой культур и природных систем через призму времени и сакральности тюркско-славянских культур, предки которых веками жили и взаимодействовали в едином Пространстве  под названием Евразия.

Мамыев Д.И.,
Россия, г. Горно-Алтайск
danil-mamyev@yandex.ru,
И.А. Жерносенко,
Россия, г. Барнаул
irina.jernosenko@gmail.com