Генеалогия потомков Потрясателя Вселенной – Чингисхана
есть поступь веков отечественной истории, иммунитет для
настоящего и будущих поколений государствообразующего этноса.
Г.Табулдин
Родословная Чингисхана, согласно «Сокровенному сказанию» монголов, восходит к царям древней Индии и Тибета, к Сынам Вечного Неба. Тем не менее 1155 годом датируется начало его жизненного пути, а данное ему при рождении имя Темуджин впоследствии сменилось титулом Чингисхана, ставшем вскоре именем собственным, с которым великий Потрясатель не только вселенной, но и умов человеческих вошел в историю.
Со временем чингисхановых войн минуло уже более восьми веков, и более восьми веков человечество пытается постичь феномен личности завоевателя. По горячим следам, через 13 лет после смерти Чингиса, было написано монгольское «Сокровенное сказание». Одно за другим появляются исследования китайских, мусульманских авторов, описания и свидетельства первых европейских путешественников, чьи маршруты пролегали в глубь Азии. Интерес этот не угасает и по сие время.
«Перед нами стоит дилемма: либо мы освоим современные реалии и создадим новый Казахстан, либо уйдем в небытие. Мы выбрали первое, но наше сознание нового должно опираться на богатейший исторический опыт. Мечтая о достойном будущем, давайте помнить о достойном прошлом». (Н. Назарбаев, «В потоке истории», Алматы, 1999, [1, 79 ].Такова задача, поставленная Президентом страны изучить исторический опыт и на основе полученных знаний строить свое достойное будущее. Основной источник наших знаний о событиях почти восьмисотлетний давности – летописи. Они, как выразился известный историк, разбитое зеркало своего времени. Разглядеть что-либо в этих потускневших осколках не так – то просто.
С тех пор, как появился на земле «Homo sapiens» – человек разумный, он стал интересоваться – кто он и откуда? И чем он выделяется из своих соплеменников? Какая разница между ним и вождем племени? И почему столь неравномерно распределяется добыча? Дети вождей, как правило, занимали лидирующие позиции в обшестве. Со временем такие личности становились вождями нации. И этот статус передавался по наследству.
В Библии и Коране понятия родословия, кто от кого произошел являются ключевыми. Потребность хранить благодарную память о своих предках и передавать ее от поколения к поколению – традиция казахского народа. Знание своего рода, своих предков в семи поколениях является обязательным условием принадлежности каждого казаха к своему народу, как неразрывно малая частица единого целого.
В своем введении к персидской летописи «Муизз-ал-ансаб» (Прославляющие Генеалогии) XV век, автор летописи поместил следующие двустишия: «Воля отцов передается тем потомкам, которые возвышают имена предков». В этой фразе заключается вся мудрость жизни людей Востока: «Чти память своих предков и тебе воздастся должное».
Греческое слово «genealogua» переводится как «родословие». Пристальный интерес к родовой истории существует абсолютно у всех народов во все времена. В Китае, например, в настоящее время живет семьдесят восьмое поколение мудреца древности Конфуция. В Исландии нарождается тридцатое поколение ее народа. В России детально изучена Августейшая семья дома Романовых. Известна генеалогическое происхождение президента России В.В. Путина с XVI в. В настоящее время в Казахстане проживает 27-30 поколение Потрясателя Вселенной – Чингисхана. С численностью носителей гена Темуджина до 200 тыс. человек.
Известный тюрколог, профессор С.Г.Кляшторный, который был почетным гостем на открытии копии памятника Кюль-Тегина и Бильге-Кагана в Евразийском университете им. Л.Н.Гумилева, давая путевку в жизнь книге Т.И.Султанова «Поднятые на белой кошме. Потомки Чингизхана», в качестве доброго напутствия от редактора, написал: «История не может быть познана, понятна и оценена без знания состава и структуры того властного ядра, вокруг которого и усилиями которого осуществлялись интеграционные процессы. Таким ядром была постимперская властная элита, сложившаяся в Великой степи в 13-14 вв. и генеалогически связанная с Чингизидами, а политически – с новыми этнотерриториальными группировками». И далее: «Политическая элита, которая в течение нескольких столетий своими действиями и решениями, разумными и неразумными, удачными или трагически ошибочными, во многом определяла не только свою личную судьбу, но и судьбу всего казахского народа».
Прежде всего, два слова о самом Чингисхане. Благодаря своим исключительно выдающимся личным качествам: непревзойденный военный стратег, искусный дипломат и политик, всепроникающий ум, знаток психологии людей, твердость воли, жесткость и щедрость к подчиненным – он, его сыновья и внуки завоевали полмира, соединили Дальний Восток, Среднюю Азию и Европу. Для европейцев он выглядит варваром, жестоким завоевателем, а на Востоке – как основатель Великой Монгольской Империи гений военного искусства, Великий полководец; Генералиссимус раннефеодальной Монгольской Империи, говоря современным языком (по Табулдину Г.Ж.). Созданная им империя была сдерживающим фактором развития китайской империи и дала возможность образоваться протогосударствам современного мира на евразийском континенте. И поныне, спустя 800 лет, тень Чингисхана нависает над континентами. В 1995 г. по решению ЮНЕСКО газета «Вашингтон пост» объявила Чингисхана «самым великим человеком последнего тысячелетия». В столице США г. Вашингтоне планируют установить памятник Чингисхану.
В историческом сознании народа в идеале не должно быть пробелов.Данное исследование ставит перед собой практическую необходимость полной и ясной « памяти о прошлом ». Налаживание и укрепление взаимопонимания, преодоление искусственных барьеров между народами, созданными веками, невозможны без Глубокого и всестороннего изучения и знания друг друга.
В течение 8 лет, с 2000 года, нами ведется научно-исследовательская; работа по составлению генеалогии Чингисхана и его потомков с XIII в.Мотивом послужило множество белых пятен и откровенных искажений истории родного государства На наш взгляд, основной причиной является семидесятилетняя Советскаяисториография, проявление идеологизированного прессинга системыВКП(б) и КПСС над темой «чингидизма».
В ходе научных изысканий нами рассмотрено и исследовано более трех тысяч историческихличностей и найдено место каждого в репродуктивной ветви Чингизидов.
Историки-востоковеды давно занимаются изучением различных аспектов существования монгольской империи – от проблем ее зарождения, личности Чингисхана и до последствий распада империи Чингисхана и бытования ее отдельных частей уже как самостоятельных государств. По разным причинам отдельные стороны этой проблематики изучены значительно лучше других. Так огромную часть литературы занимает тема жизни и деятельности создателя монгольской государственности Чингисхана. Пожалуй, это самый популярный предмет изучения, что естественно. Другие распространенные направления исследований – социально-экономическая система монгольских государств, вопросы этногенеза народов на их территории исследования составных частей империи как самостоятельных государств (Золотая Орда, Юаньский Китай, Государство ильханов Ирана, чагатайское государство) и общие обзорные работы по всему периоду существования как монгольской империи, так и отдельных ее частей – государств.Сложнее обстоит дело с обзорными, систематизирующими работами. Если отдельные аспекты бытования монгольской империи разобраны иной раз весьма тщательно, то обобщающие работы грешат перекосами в ту или иную сторону. Исследования некоторых ученных сводятся к рассмотрению биографии Чингисхана, в которой только попутно, часто до крайности сжато, касаются всей картины сложения монгольского раннефеодального государства и его истории при первых преемниках Чингисхана. Кроме того авторы не могут не быть связанными с естественной склонностью исследователя в сторону отечественной (для данного исследователя) истории.
Все свои завоеванные земли Чингисхан разделил между своими четырьмя сыновьями. Старший сын Джучи (Жоши) 1182-1227, стал владельцем всех земель к западу от р. Иртыш, т.е. все нынешние Казахские степи. В дальнейшем, согласно «Ясы Чингисхана» свои права и привилегии Чингизиды (потомки Чингисхана) приобретали по праву рождения независимо от экономических обстоятельств, а так же нравственных, умственных и физических качеств того или иного лица. Словом, Чингизидом надо было только родиться (по Султанову Т.И.).
Так после распада Золотой Орды потомки Жоши-хана организовали и стали самостоятельными правителями в следующих ханствах: Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское, Казахское, Бухарское, Хивинское. Казахских чингизидов часто приглашали на ханство в Хиву. Из числа астраханских, казанских и крымских царевичей московские государи ставили ханов в г. Касимов. (часть бывшего Рязанского княжества).
Поэтому поставлена задача: составить такую генеалогическую таблицу Чингизидов, чтобы она служила самостоятельным учебным наглядным пособием для тех, кто интересуется историей Казахстана, чтоб на одном листе, с одного взгляда, мгновенно была видна полная историческая картина: кто, когда царствовал, чей он сын и кто его потомки; с кем воевал и торговал, на ком был женат и за кого выдавал своих дочерей и женил сыновей, чем прославился в своем государстве, т.е. дать пространственную картину правления хана со всеми возможными связями с соседними государствами и народами. В этом случае история легче запоминается, т.к. представлена в живой связи с соседями. Любой и каждый читатель с одного взгляда, как бы видит всю историческую эпопею в целом и каждого правителя в отдельности, его место в общей спирали истории. Поэтому легче воспринимается и запоминается.
В любой учебе первый недостаток – отсутствие наглядности. Педагоги утверждают, что свыше 80% информации человек получает визуально, т.е. органами зрения, лишь 6 % – со слуха. Ведь говорят же: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому историю необходимо показать любыми способами, в т.ч. генеалогической таблицей. Чтоб лучше усвоить урок географии – нужна карта изучаемого района, а чтобы понять химическое взаимодействие разных элементов – необходима таблица Менделеева. Нечто подобное будет и в нашем случае: предлагаемая генеалогическая таблица раскрывает новые страницы истории.
Впервые родословную казахских ханов составил выдающийся казахский ученый Чокан Валиханов (правнук Абылай-хана). И чтобы как-то отличить одноименных ханов одного от другого (а в казахской истории одноименных ханов было несколько: 2 Абулхаир-хана, 2 Каип-хана, 3 Барак-хана, 4 Жанибек-хана и др.), Ч. Валиханов в своей таблице рядом с именем хана записал: «Каип-хан, который писал в 1717г. Петру 1 «Абулхаир-хан, который в 1731г. принял российское подданство». Всего одна фраза – и все становится ясным: кто есть кто?
Вот по такому принципу и подобию, но более подробнее, насколько позволяет возможность таблицы, и составлена генеалогическая таблица. Принятая схема построения генеалогической таблицы – классическая: от старшего к младшему, сверху вниз. Подобные таблицы применяются с незапамятных времен.
И еще два слова, почему нужна генеалогическая таблица казахских ханов. В «Истории Казахстана» (том 3, стр. 64) доктор исторических наук, профессор М. К. Козыбаев пишет: «Понимание смысла и назначения истории в кочевом обществе отличается от таковых у других цивилизаций и народов. Например, если основным принципом в системе накопления исторической информации в историографии христианского и мусульманского мира является категория исторического времени, то у кочевников-казахов оно заменено категорией исторической личности.
Итак, в центре генеалогизированной системы исторического знания находится историческая личность, которая отождествляет собой историческую эпоху и события».
Известный казахский исследователь, профессор Евразийского университета Акселеу Сейдембек отмечает, что «Генеалогия для казаха, как компас для моряка в открытом море» [8, 132], далее пишет: «Показателем генеалогического времени является указание на происхождение людей, их родословная. Например, говорят: «Это было время, когда Шубыртпалы Агыбай батыр ходил в стремянных у хана Кенесары», «Это было, когда наш предок в седьмом колене Наймантай батыр был подопечным хана Тауке». Такие ориентировочные фразы дают возможность на основе моментов расхождений хроники устанавливать те или иные даты, преимущественно исторические». [8, 239]
В Золотой Орде, в состав которой входили все земли к западу от Иртыша от Дуная – правили потомки старшего сына Чингисхана – Джучи (Жоши-хана) (ум. в 1227 г.) [3, 54]
«Генеалогическое право Чингизидов было закреплено политической традицией и безоговорочно действовало на всем пространстве покоренных монголами территорий, где только продолжали жить принципы официальной идеологии монгольской государственности» [3, 60] Ханом может быть любой член «алтын уруга», если он будет признан большинством «золотого рода», достойнейшим по своим качествам и утвержден на курултае царевичей и высшей аристократии. Процедура выбора и провозглашения хана в монгольской империи подробно изложена в книге Т.И.Султанова [3, 66-71], а в Казахской Орде – в книге Мухтара Магауина «Азбука казахской истории»
Вопрос о передаче верховной власти приемнику происходила разными путями. Порядок выборности хана у тюрских народов восходит к глубокой древности. В VI веке Мугань-хан (четвертый правитель Великого Тюрского каганата) узаконил обычай унаследования ханской власти младшим братом от старшего, затем сыном младшего брата от сына старшего брата [4, 193].
Казахская Академия наук в 1946 г. под руководством академика А. Маргулана вскрыла мавзолей Жоши-хана и обнаружила останки человека без правой руки. Достоверность легенды подтвердилась. Но что самое важное для нашей темы, в могиле Жоши-хана ученые обнаружили родовые тамги всех ныне живущих казахских родов и некоторых родов каракалпаков. Находка казахских родовых знаков (тамги) в мавзолее Жоши-хана, хоть и косвенно, но подтверждает мысль о том, что в XIII веке казахский народ уже сформировался в отдельную нацию и жил на этой территории. Следует также заметить, что воинская традиция – склонять знамена перед гробом выдающегося военноначальника, уходит далеко в прошлое, в XIII век, а может и ещё раньше. Только как в данном случае, вместо современных знамен, ранее применяли другой знак – родовые тамги.
По историческим источникам у Жоши-хана от разных жен и наложниц было 40 сыновей. В «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина приводятся имена 14 его сыновей. Для последующего развития генеалогического древа Чингизидов имеют значение шесть сыновей Жоши-хана.
Первый сын – Орда Ежен, второй Бату, третий – Берке. Пятый – Шибан, седьмой сын – Бувал и тринадцатый Тука – Тимур.
«Государство потомков Жоши-хана с центром в Поволжье было «монгольским государством» лишь в династийном отношении, являясь на самом деле тюркской страной по культуре, хозяйству и этнической основе» [5,236]
Сначала рассмотрим генеалогию улуса Джучи, или согласно нормам современной казахской лексики, улуса Жоши.
Жоши, старший сын Чингисхана, учасник Первой мировой монгольской войны под непосредственным руководством самого Чингисхана. Умер он в июне 1227 года, а в августе, похоронив сына, скончался Чингисхан. По народному преданию Жоши-хан погиб на охоте. Раненый им хромой кулан отгрыз ему правую руку. Мавзолей Жоши-хана находится на берегу реки Кенгир в 45 км к югу от Жезказгана.
Разгромив в ходе Западного похода 1236-1242 г.г., Волжскую Булгарию, русские княжества, опустошив Польшу, Чехию, Венгрию, Валахию, и другие европейские области, Бату-хан вернулся в низовья реки Волги, где основал новое государство, которое в исторической литературе получило название Золотая Орда. Однако, следует заметить, что название государства, созданное Бату – ханом, Золотая Орда, не совсем верное. Восточные историки средневековья эту страну в разные времена называли по-разному: Улус Джучи, Улус, Дешт – и Кипчак, Кипчак, Страна Берке, Дом Берке, Северное царство, Токмак, Токмакский улус, Улус Узбека, Узбеково государство, Узбекский Улус.[2, 187]
Название «Золотая Орда» было присвоено русскими историками спустя 100 лет после его распада в XVI веке. Понятно, что в «Золотой Орде», на столь обширной завоеванной территории, не было единого монолитного народа, единой религии, единой культуры. Столицей государства стал город Сарай в низовьях Волги [2, 187]. Напомним, что в состав Золотой Орды вошла вся Великая Степь от Иртыша до Дуная. За участие в Западном походе Бату хан каждому брату выделил для владения земли: старший брат Орда – Ежен получил во владения земли, где жил его отец, Алаколь – Сырдарья. Земли между своими владениями и Орда – Еженом были пожалованы Шибану. Тукай – Тимур получил земли асов и Мангышлак [2, 188].
Бату хан, по выражению Джувайни: «всем царевичам старший (ака)», пользовался наибольшим авторитетом и обладал даже некоторыми правами государя [5, 172].
Султан Керей и султан Жанибек в 1470-1471 году полностью захватили верховную власть в стране и основали династию собственно Казахских ханов. «Политическая и общественная значимость этого события заключается прежде всего в том, что Казахское ханство, возникшее в 1470-1471 годах – первое во времени в Средней Азии национальное государство, созданное ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками» [3, 134].
В своей книге «Поднятье на белой кошме. Потомки Чингисхана» Т.И. Султанов пишет: «Специального исследования, посвященного хронологии и генеалогии Казахских ханов и султанов XV – XVII вв. ни в отечественной, ни в зарубежной историографии нет. В книге сведены воедино уже известные сведения о генеалогии Казахских ханов XV – XVII вв., уточнен при этом список правителей первого Казахского государства, хронологические рамки правления государей и вопрос о степени родства членов казахской династии» [3, 135].
В своей книге «Родословные казахских ханов и кожа ХVIII-Х1Хвв.» известный специалист-исследователь И.В.Ерофеева пишет: «Благодаря совокупным усилиям многих поколений отечественных и зарубежных ученых-востоковедов, в настоящее время в науке сложилось более или менее адекватное представление об общей династийной и фамильно-клановой принадлежности большинства верховных правителей-казахов середины XV- начала XVIII вв., установлены точные, либо приблизительные хронологические вехи правления и последовательность чередования на ханском престоле этих ханов и родственные междинастические связи их семей с правящими фамилиями и кланами Сибирского ханства, Ногайской орды, Восточного Моголистана, Бухарского и Хивинского ханств»[6, 38].
Графически же выполнить эту таблицу не составляет особого труда. Это под силу любому специалисту, имеющему определенный технический опыт в подобной работе. Но, как заметил Мухтар Ауэзов: «Казахская история напоминает ленту, разорванную во многих местах». Соединить воедино эти разорванные места, дано не каждому и не сразу. Поэтому, как видно из перечня использованной литературы, кроме книги Султанова Т.И. использованы еще десятки и сотни других источников. И все же, к сожалению, остается еще много белых пятен. Поэтому, предлагаемую таблицу следует рассматривать как постановку проблемы, чем ее разрешение.
Чингизиды, наделенные властью над народом, по своим человеческим качествам были весьма различны меж собой: дальновидные стратеги, хитрые и талантливые полководцы; грозные и самодержавные правители; решительные и трудолюбивые властители; расчетливые государи; заботливые перед своими детьми и ответственные перед народом; богатыри – воины, готовые к самопожертвованию ради сохранения своего Отечества; смелые и отважные в бою; жесткие и беспощадные к своим противникам и врагам; как победители щедры и великодушны; любвеобильные мужи; талантливые поэты и летописцы; верные друзья и коварные союзники; деспоты и религиозные фанатики; жадные и до невероятности скупые; ленивы и трусливы; беспросветные пьяницы и развратники; жалкие и безвольные соглашатели чужой воли; отчаянные карьеристы, убившие своих отцов, ради достижения заветного трона и даже душевнобольные.
Но какими они не были – они были. История не прощает забвения. И мы должны о них все знать, понимать их действия и поступки. И, соответственно, делать для себя определенные выводы.
Со времени издания первого варианта нашей таблицы по генеалогии чингизидов (600 имен) прошло чуть более двух лет. Один из главных вопросов наших оппонентов: Как вы объясняете происхождение казахских ханов от первого сына Жоши хана Орда-Ежена, а не от 13-го Тука-Тимура?
К первому изданию таблицы наша книга – монография не была готова. И вот сейчас, считаем своим долгом осветить этот наболевший вопрос более конкретнее, основываясь на авторитетные источники.
Директор Института востоковедения, доктор исторических наук М.X. Абусеитова замечает: «Существуют множество генеалогических таблиц правителей Улуса Джучи. Но ни одна из них не является полной и достоверной, так как они составлены на основе противоречивых данных» [5, 17]. Где истина? В каких источниках?»
Выдающийся востоковед Владимир Густавович Тизенгаузен (1825-1902) в 1884 году опубликовал «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том I, извлечения из сочинений арабских». Второй том, извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г.Тизенгаузеном и переработанные А.А.Ромаскевичем и С.Л.Волиным, дополненное и переработанное издание было издано только лишь в 1941 году. В указанных томах собраны наиболее авторитетные летописи средневековья, относящиеся к Золотой Орде, в том числе и Казахстана. На основании государственной программы «Культурное наследие» два тома трудов В.Г.Тизенгаузена переизданы Институтом востоковедения им. Р.Б.Сулейменова Министерства образования и науки Республики Казахстан в 2005 году первый том («История Казахстана в арабских источниках» том I), в 2006 году – второй том («История Казахстана в персидских источниках» том IV).
Во втором томе В.Г.Тизенгаузена (из летописи «Таверих-и-Гузида-ий-Нусрат-нама,» 1500-1510 г. издания) приведена родословная Урус-хана от потомков Тука-Тимура. Этой версии и придерживался известный казахстанский востоковед В.П.Юдин. Аналогичная версия происхождения Урус-хана изложена и в III томе. «История Казахстана в персидских источниках (летопись «Муизз-ал-ансаб») на странице 44.
Другая точка зрения на происхождение Урус-хана от потомков Орда-Ежена исходит от персидского источника «Аноним Искандера» (том IV, стр. 258-259), написанная в 1414 году. Ему вторит историк Гаффари «Список устроителя мира» (том IV, стр. 404). Такие же сведения дает и Хайдар Рази в своих «Историях» (том IV, стр. 409). Эту точку зрения принимал российский историк XIX века В.В.Вильяминов-Зернов, автор исследования о Касимовских царевичах, академик В.В.Бартольд, немецкий исследователь Ховард, французский ориенталист Рене Груссе, автор фундаментального труда «Распад Золотой Орды» М.Г.Сафаргалиев, петербургский профессор И.Т.Султанов – автор десятков книг по истории Казахстана и другие ученые-историки.
Мы принимаем второй вариант, т.е. от «Анонима Искандера» и примыкающих к нему авторов. От Орда-Ежена!
Какой вариант достоверный? Какому автору летописи верить? У нас потомков XXI века, спустя 600 лет, нет никаких оснований одному автору верить, другому нет. Мы современники, не были участниками и свидетелями тех далеких событий. У нас нет веских доказательств и неопровержимых фактов. Любое умозаключение именитого ученого будет всего лишь его личной версией. Общепринятой версии (по договоренности) не должно быть. По этому поводу выдающийся академик В.В.Бартольд писал, что приведенные сведения Натанзи о Ак-Орде и Кок-Орде «совершенно не соответствует действительности и показывают, как не верно представляли себе уже в XV веке в Персии (где писал аноним) историю потомков Джучи» (из «Анонима Искандера», т. IV, стр. 252).
Исходя из приведенного высказывания маститого востоковеда – однозначный вывод о происхождении Урус-хана сделать невозможно.
И еще один важный момент. Правители Синей Орды с самого ее основания были потомками Орда-Ежена, хотя и в вассальной зависимости от ханов Золотой Орды. В период «великой замятни», когда власть в части Синей Орды захватили тукай-тимуриды Кара-Ногай (1361-1368), то ордаиды, прежние хозяева, естественно, возмутились и сместили незаконных претендентов. Урус-хан занял трон, принадлежащий ему по праву наследства от отца Чимтай-хана и предыдущих предков, которые властвовали на этой территории.
О степени достоверности любой генеалогической таблицы, можно судить только по значимости используемых источников. В первую очередь – первоисточники. К ним относятся те авторы, которые сами были участниками или свидетелями описываемых событий.
Учеными-историками установлено и доказано -образование Казахского ханства следует считать 1470-1471год . Первыми казахскими ханами были Керей и Жанибек. Родословная их приведена в таблице. Керей по возрасту был старше Жанибека. Именно Керей назван в качестве старшего хана казахов во всех известных сочинениях (летописях) [3, 145].
Исторических документов, где было бы указано конкретное время правления Жанибек хана не обнаружено. Но в памяти народа он сохранился как мудрый и справедливый правитель, как святая личность, его называют не просто Жанибек- хан, а Азь- Жанибек-хан, что ставит его немного выше даже самого верховного ханского титула [4, 16].
Он является родоначальником всех последующих казахских ханов. У него было 9 сыновей. Из них третий сын, Касим – один из выдающихся казахских ханов. После смерти Азь – Жанибек-хана трон достался Бурундуку, сыну Керей-хана, согласно установленному обычаю предков.
Бурундук-хан (1474-1511) сохранил и укрепи Казахскую Орду. Он лично водил войска на противников, неоднократно был ранен в сражениях. Его армия насчитывала 400 тысяч воинов. Могущественный государь, он управлял более 30 лет. Одну дочь он выдал за Махмуд-султана, брата Шейбани-хана, другую за Темир-султана, сыны Шейбани-хана, а одна дочь была за Шигай-султаном (в будущем казахский хан). В конце периода своего правления он не смог противостоять все возрастающему авторитету Касым-султана, удалился в Самарканд, где и умер [3, 164].
О времени правления Бурундук-хана можно отнести следующие сведения из летописи «Михман-наме-ин Бухара Фазлаллаха б.Рузбихана Исфахани»: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингизхана. Ныне одно [из них] – шибаниды и его ханское величество (т.е. Мухаммед – Шайбани) после рода предков был и есть их повелитель. Второе племя – казахи, которые славны в своем мире силой и неустрашимостью, и третье племя – мангыты, а [из] них цари астраханские» (по Фазлаллах 1976: 62, л. 22 а – 22 б).
Касым-хан, третий сын Жанибек-хана, основателя Казахской Орды, с молодого возраста прославился как великий полководец. В Казахском войске он командовал конницей и завоевал такой авторитет, что почти все вопросы военного плана успешно решал самостоятельно. С 1511 по 1518 год хан Казахской Орды. Историк того времени Мирза Хайдар писал, что численность населения при Касым-хане превышало 1 млн. человек, что после Жоши-хана в этом народе не было хана, более всемогущего, чем Касым-хан. Еще Касым-хан остался в памяти народа как творец новой правовой системы – законоположения «Касым ханнын Каска жолы» (Светлая дорога Касым хана), сыгравшей решающую роль в закладке основ национального самосознания казахского этноса. Одна дочь Касым-хана была замужем за ногайским мурзой Шейх-Мамаем, другая за Убайдуллой-ханом[3, 166-172].
После Касым-хана, на белой кошме был поднят его сын Момыш-хан (1518-1522). Царствование его было не долгим. Он погиб от удушья боевых доспехов: в одном из сражений его конь был убит и упал, подмяв под себя хозяина[3, 176].
В казахском ханстве начались большие несогласия: султаны Дешт и Кипчака много воевали друг с другом, в конце концов, ханом был провозглашен Тахир – султан, старший сын Адика-султана, сына Жанибек-хана. Это был злой и жестокий человек, не обладал ни дипломатическими, ни военными талантами. Постепенно все его подданные покинули его от него, он был покинут своим народом, и умер среди киргизов в бедственном положении [3, 176-180].
После Тахира великим ханом Казахской Орды избирается еще один внук Азь-Жанибек-хана, сын Жадик-султана Тугум-хан (1533-1537). Ему удалось сплотить распавшиеся было казахские улусы и вновь объединиться с киргизским народом. Почти беспрерывно вел оборонительные войны против калмаков, узбеков, моголов. Союзные силы узбекского хана Убайдуллы и могольского Абдар Рашида встретились с объединенной армией Тогум-хана (казахи и киргизы) восточнее Иссык-Куля в месте Сан-Таш. 27 июля 1537 началась кровавая сеча четырех народов. Все казахские полководцы-37 султанов во главе с Тугум-ханом и 9-ю его сыновьями погибли в этом бою. Современный казахский писатель и историк Мухтар Магауин по поводу этой битвы писал: « Сан-Ташское сражение – одно из самых трагических событий в военной истории Казахской Орды, но в то же время это священный, памятный день, когда в жизни народа на карты были поставлены честь и свобода и его сыны пошли на верную смерть за святой долг, отдали себя в жертву во имя грядущих поколений. А имя Тугум-хана погибшего со своей династией на поле брани, должно стоять на первом месте в ряду самых славных личностей, вошедших в полутора тысячную историю казахского народа, почитаться на уровне святых [4, 27].После гибели Тогум-хана на его место был избран младший брат Тахир-хана Бойдаш».
Бойдаш-хан (1537-1559), о нем в исторических хрониках сообщается очень мало. Но для сохранения своей государственности ему пришлось отражать многие атаки соседей- недругов. Так, со своим войском он наголову разбил сына Яркентского хана Абд-ар Рашида Абд-ал Латифа, но и самому пришлось уносить ноги. Бойдаш-хан погиб в бою с шейбанидами за овладением г. Сайрамом.
Во многих исторических источниках упоминается казахский Ахмет-хан. Но чей он сын? – его родословная точно не установлена. Известно, что он погиб на войне с нагайским Сейдак-беком в 1535 году. Вместе с ним погибли 15 его сыновей, после чего территория Центрального Казахстана стала находиться под властью мангытов.Ногайский мурза Сейдак (см. таблицу) в 1535г. писал московскому царю Ивану IV: “Казацкий царь Хожа Махмет с 15 сынами у нас живет”[2, 281-282].Вскоре Ахмет-хан был убит ногайцем Орак-батыром, сыном Айчагыра (см.таблицу).Сколько времени правил Ахмет-хан пока не установлена. Профессор А.И.Исин и Т.И.Султанов считают, что Ахмет-хан (ходжа-Мухаммад) – второй сын основателя Казахского ханства Керей-хана (см. «История Казахстана в русских источниках» Т. 1, стр. 69, стр. 452 [3, 250]. Хак-Назар-хан (1559 -1580). Сын Касым – хана. Отличался политической дальнозоркостью и удачливостью. Принял в свое подданство часть мангытов, разгромил сибирского хана Кучума, отражал нападение калмаков, водил дружбу с прославленным Абдаллахом II. Погиб в борьбе с ташкентским Баба-султаном вместе с 2-мя сыновьями. В народных преданиях имя Хак-Назар-хана окружено славою. [3, 187-189].
Шигай-хан (Сыгай-хан)(1580-1582) Сын Жадига, девятого сына Жанибек – хана. Он оказался у власти на склоне лет. Но в молодые годы он вместе с Хак-Назар-ханом был в числе султанов-джигитов «видавших битвы и рубивших мечом». По словам Кадырали-бека, предания о Шигай-хане и его храбрости «до сих пор живо в памяти народной». За существенную помощь Абдаллах II нажаловал ему в удел «земли Ходжента». У него было 12 сыновей [3, 190-192].
Таукель-бахадур-хан (1586-1598) (Таваккул) Сын Шигай – хана. В молодости со своею дружиной состоял в свите бухарского хана Абдуллы. Победил ташкентского Баба-султана. Только после трехлетней борьбы с сепаратистами в 1586 г. им был принят ханский титул (7, стр. 141). Вел переговоры с Москвой. И главная заслуга Таукель -бухадур – хана в том, что он в 1586г., когда создалась благоприятная обстановка, в короткий срок овладел городами Сайрамом, Ташкентом, Самаркандом, Туркестаном и двинулся на Бухару, где был тяжело ранен и через несколько дней умер в Ташкенте. С узбеками был заключен мир: казахи отказались от Самарканда, но сохранили за собой Ташкент, Сайрам, Туркестан и некоторые другие крепости. Казахская Орда вновь превратилась в мощное, сильное государство с огромной территорией.
Есим-хан (1598-1614) и (1627-1628). Сын Шигай-хана. Вторая бухаро – казахская война началась в 1603 году и продолжалась 20 лет по 1624 год. За это время произошло семь наиболее крупных сражений, в которых всегда победу одерживали казахи. Теперь Есим -хан начинает борьбу за Восточный Туркестан, где пребывал 7 лет. За время его отсутствия власть в стране захватил правитель Ташкента. Турсун-султан и даже стал чеканить монеты со своим именем, что говорит о его верховной власти. Точных данных о его происхождении нет, известно, что он сын Жалым-султана, верной опоры Хак-Назар-хана. Во всяком случае, по свидетельству историка Абулгази, Есим- хан относился к Турсун-хану уважительно. Но когда «презрев обычаи и моральные устои, Турсун-хан совершил немало дерзких и даже низменных поступков» терпение лопнуло. Когда Есим-хан был в походе против калмаков Турсун-хан, пренебрегая законами родства и кодексом чести, разграбил Есим-хана, а его семейство взял в плен. И со своим войском направился на встречу Есим-хану. Произошло два сражения. Нукеры Турсун- хана напали на своего повелителя и умертвили его. «Есим-хан на этом не останавливается. Он приговаривает к смерти весь род Катаган, который служил опорой мятежнику и поднял меч на своих единокровников». Катаганское побоище явилось не победой Есим-хана, а трагедией Казахской Орды, когда был уничтожен весь род Катаган. Два казахских улуса исчезли с лица земли.
Народное предание связывает имя Есим-хана с его Уложением, известное как «Есим-ханның ескі жолы» ( Древняя дорога хана Есима), по которым казахский народ жил почти сто лет[3, 221].
Из сыновей Шигай-хана еще следует отметить два имени Абулай–султана и Ондан-султана. Абулай-султан ханом не числился, но управлял Ферганой, в 1628 году захватил Ташкент, а в 1630 году Андижан. Погиб от рук Иман-Кули-Хана бухарского. Ондан-султан был храбрым воином и отменным стрелком[3, 192-193].
Длинные стрелы – его второе прозвище .Он погиб в 1585 году в битве с калмаками. О его сыне Ораз-Мухаммаде, которому русским царём Борисом Годуновым был пожалован г. Касимов со всеми волостями и титул «хан Касимовский», теперь знает каждый школьник. Отметим здесь два момента.
Первое. Вместе с Ораз-Мухаммедом в Москве оказался и его, так сказать, придворный летописец Кадырали-бек. В 1602г. в г. Касимове он написал для Бориса Годунова сочинение под названием «Джами ат-таварих» (Сборник летописей) на тюркском (казахском) языке. Это единственная сохранившаяся летопись эпохи средневековья, где излагается генеалогия казахских ханов. Ее высоко оценил Чокан Валиханов, который писал, что она написана казахом и является памятником казахской духовности [4, 173]. Знал ли «достопочтенный Барыс-хан (рус. Царь Борис Годунов) язык своих предков – неизвестно. Но ритуал возведения на ханский престол Ораз-Мухамеда (г. Касимов) в присутствии царя был соблюден по всем правилам.
Цель историка – найти в океане минувшего одну правдивую истину. Поэтому ученым-исследователям предшествует трудоемкий и тщательный труд сопоставление и сравнение нескольких источников, их критическое изучение, систематизация и анализ.
Перед нами в данной работе поставлена задача в ином плане, а именно по готовым, проверенными и доказанными историческими материалами графически выполнить генеалогическую таблицу Чингизидовханов Казахской Орды.
Подобные родословные списки и таблицы существуют с незапамятных времен. В учебнике по истории Республики Казахстан для вузов, авторы А. Кузембайулы и Е.Абил, подобные генеалогические таблицы имеются по каждому правящему внуку Чингизхана. Но уж больно они сухие, безмолвные, только один перечень имен в определенной последовательности, только и всего. Для учебника, наверное, все правильно: весь пояснительный текст, вся история изложена в книге, а эти таблицы – перечень имен, служат для ориентира.
Далее констатируем следущее по таблице: во главе такого «рассеянного общества» состоящего из недовольных политикой хана племён и родов Узбекского улуса и стали потомки Урус-хана Керей и Жанибек. Они были троюродными братьями (см. таблицу).
Султан Жанибек сын Барак-хана, а султан Керей – внук Тактия-хана. Не имея возможности успешно бороться с ханом, они предпочли покинуть родные просторы и «встать на путь изгнания с группой племён которые их признавали, направились в Моголистан (1459-1460 годы). Как показал дальнейший ход событий, уход Керей-султана и Жанибек-султана в пределы Моголистана был, своего рода, стратегическим отступлением, рассчитанным на последующий захват власти в Узбекском улусе в удобный момент, наступление которого не заставило себя долго ждать»[2, 234].
Численность населения в новых владениях султанов Керея и Жанибека постоянно возрастала за счёт пребывания новых кочевников из Дешт-и Кипчак и достигла 200 тысяч.
Видя всё возрастающую мощь нового государственного объединения на юге своей страны, Абулхаир- хан в 1468 году снарядил поход в Жетысу, чтоб наказать строптивых. Однако вскоре хан заболел и умер. Его наследник старший сын Шейх-Хайдар-хан не смог противостоять натиску многочисленной и организованной оппозиции и в одном из боёв был убит.
Следует отметить, что султанов Керея и Жанибека поддерживали и другие Чингизиды, в частности внук Кажи – Мухаммеда Ибак-оглан (в будущем независимый Сибирский хан), родственник Абулхаира- Жадигер Йадгар-хан) и его сын Бурге-оглан, братья Муса и Жамбырши (сыны ногайца Окаса) и др. (Их родословные в таблице указаны). Когда погиб Ораз-Мухаммед от рук Лжедмитрия II в 1610 году, то его друг ногаец Орак-мырза, внук Урусбия (князь Петр Урусов) через несколько дней отрубил голову Лжедмитрию II, тем самым способствовал окончанию российской смуты.
В связи с пребыванием Ораз-Мухаммеда в Москве, видимо следует отметить следующие моменты: первое, вместе с ним в Москве находились: «Да мать твоя Ази царица, да сестра Алтын-царевна, да мать моя, а твоя невестка Алтын ханум, да племянница твоя Бахты царевна, да племянница твоя Кунь царевна…» (из письма Ораз-Мухаммеда хану Таукелю, март 1595 г. «История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков», том I, стр. 206-207), т.е. 5 женщин из семьи Таукель-хана. Здесь же на этой странице приведен список подарков, посланных Ораз-Мухаммедом хану Таукелю, кому что конкретно. В октябре 1595г. переводчик Вельямин Степанов докладывал царю: «А твое государево жалование, поминки (подарки) к Тевклею царю панцыри и сукна, до Казахской Орды довез, дал бог здоровье». (там же стр. 208).
Второе для чего нужен был казахский Чингизид Ораз-Мухаммад в Москве? На этот счет проливают свет следующие документы: у Н.М.Карамзина, в его «История…» (том X, глава III) есть любопытное описание приема австрийского посланника Бургграфа в Гранавитой палате Московского Кремля. Справа от царского трона находились Борис Годунов, Маметкул, племянник сибирского хана Кучума, Араслан Али – праправнук Ахмед-хана золотоордынского, а слева от трона сидел Ораз-Мухаммед, племянник казахского Таукель-хана. Выше описанный факт время правления Федора Иоанновича. В уже цитируемом выше первом томе на стр. 190 помещен другой документ, в котором говорится о приеме в Москве посольства персидского шаха Аббаса в 1590 году. Действующие лица со стороны московского правительства – те же самые, как и в первом случае.
Перечисленные приемы зарубежных гостей происходили в Москве спустя 45 лет после взятия Казани и принятия московскими князьями царского титула. Однако, как видно из приведенных источников, это высокий титул перед зарубежными гостями надо было убедительно подтвердить. Поэтому приглашенные Чингизиды своим присутствием рядом с особой московского монарха как бы подтверждали лигитимность русских царей, их высокое положение. Этот способ демонстрации свиты состоящие в основном из Чингизидов подчеркивали свою значимость и легитимность перед иностранными послами и правителями. Вошло в традицию российских монархов и существовало в плодь до ХХ века.
Роль Чингизидов в новой России изменилась. В последствии, в лучшем случае, одни стали князьями, другие – дворянами. Даже Екатерина II после взятия Крыма, в 1784 году всем оставшимся крымским Гиреям и мурзам жаловала дворянское звание. Известна четырнадцать княжеских титулов являются выходцами из сословии торе-Чингизидов в Российской истории. Ну, а в дальнейшем? Как сложится их судьба? Одни бывали в высшем свете, другие остались в забвении. Например, один из потомков крымских Гиреев Дмитрий Симов – Гирей, друг князя Феликса Юсупова, бывший полковник русской армии, был сослан в Казахстан и с 1940 года работал на должности старшего инженера треста «Каззолото», похоронен в п. Степняк Акмолинской области (О нем в свое время, в 1967 г., печатали огромные статьи в газете «Известия» и журнале «Огонек»).
В плане взаимоотношений Чингизидов с русскими царями позвольте привести еще один исторический факт.
Худай-Кул, сын казанского хана Ибрагима (1467-1478) также был вывезен в Москву, в 1505 г. крещен, стал царевичем Петром Ибрагимовичем. Был женат на Евдокии, сестре московского князя Василия III. Умер в 1523 году, похоронен в Архангельском соборе Московсого Кремля вместе с русскими князьями. У него осталась дочь по имени Анастасия, которая вышла замуж за князя Федора Мстиславского. У них родился сын Иван. Его дочь Анастасия Ивановна вышла замуж за бывшего касимовского хана Саин-Булата, после крещения получившего имя Семеона Бекбулатовича. Он был объявлен Иваном Грозным в 1574 году Государем Всея Руси во времена смуты. Иван Грозный в это время находился в Александровской слободе в течение года
Жанибек-хан (1628-1635) был старшим сыном Есим-хана После того, как Есим-хан в 1627 нанес калмыкам сокрушительное поражение, калмаки (около 250 тыс. человек) во главе с Хо-Урлюком отделились от остального ойратского общества, откочевали через Северный Казахстан на нижнюю Волгу и основал там Калмыцкое ханство[2, 309]. А в 1635 году на берегах Иртыша создали другое ойратское ханство – Джунгарское, во главе которого стал воинственный Батур-хунтайши. Жанибек-хану пришлось постоянно свои границы держать под напряжением: со всех сторон Казахская Орда была окружена врагами [3, 222]. Хронология войны казахов с калмаками указана в оснавной работе.
Жангир-хан (1635-1652) – сын Есим-хана стал ханом после смерти своего старшего брата Жанибек-хана. Он обладал высоким ростом и мощным телосложением, за что и получил прозвище – Салкам-видный, внуши-тельный. В молодости попал в плен к калмакам. Удачно бежал и всю оставшуюся жизнь воевал с ойратами. В войне с калмаками в 1643-1644 года Салкам Жангир-хан добился решающей победы. Имея 600 воинов с огнестрельным оружием и используя тактический прием боя с противником выиграл решающий бой с противником. И в этом сражении Жангир-хану оказал существенную помощь эмир Самарканда Жалантос-Бахадур со своим 20-ти тысячным войском. Жалантос – Бахадур этнический казах из Младшего жуза рода торткара. Он приходится дедом знаменитого Айтеке бия.
Не раз его послы были в Джунгарии. Он даже взял в жены дочь хунтайши. Использовал все возможные способы и приемы, чтоб дать своему народу мирную передышку. Погиб в бою [4, 62-73].
Азь Тауке-хан (1680-1715) – сын Салкам Жангир-хана. В зрелом возрасте в 1680 г. был поднят на белой коште. Кто был ханом до него – пока неизвестно. Тауке-хан был государем умным и окружил себя умными людьми. Членами его совета были Толе-би, Казбек-би, Айтеке-би. Они вместе создали свод законов, известный под названием « Жети жаргы». Умело руководил своим восьмидесятитысячным войском, приобрел славу знатока военного дела, удостоин своими поданными почетного титула «батыр». Установил дипломатические отношения с Россией. Но Петр I на то имел свои взгляды. А.И.Левшин сравнил Тауке-хана с Соломоном, Ликургом Орд Казачьих. Сознавая грозную опасность со стороны калмаков. Таукель-хан в 1710 г. созвал в Каракумах курултай всей Казахской Орды. Главнокомандующим всей Казахской армией был назначен простолюдин – Богенбай-батыр[4, 94].
В военных сражениях с калмаками народное ополчение казахов в 1710-1713 годах одерживает победы, но в 1714 году потерпело крупное поражение. В 1715г. умер престарелый Тауке-хан. На его место избирают уже пожилого Каип-хана (правнука Есим хана).
В 1717 г. Каип-хан совместно с ханом Младшего жуза Абулхаиром выступили против калмаков. В результате 3-х дневной битвы на р. Аягуз потерпели полный разгром. В следующем году калмаки захватили весь юг страны. В конце 1718г. Каип-хан умер[4, 95].
Правящая элита нации избирает на ханский трон Болата – сына Тауке-хана, слабовольного и бездеятельного человека, с тем, чтобы в своих улусах самим управлять по своему усмотрению [4, 96].
Годы великого бедствия (Ақтабан-шұбырынды алқақоль-сұлама) Весной 1723 года стотысячная хорошо вооруженная армия калмаков вторглась в Казахскую Орду. Известный историк и писатель Мухтар Магауин так описывает последствия джунгарского нашествия: «Обессиливший от прежних войн, запуганный, не имевший достойного вождя, многострадальный народ не мог оказать существенного сопротивления ойратскому вторжению. Отдельные бои представляли собой лишь последние судороги обреченных. Были физически истреблены почти все, кто мог носить оружие; беззащитный, беспомощный народ понес неописуемые потери, оставшиеся в живых побросали родные места и бежали, опасаясь, кто как мог – начался катастрофический период в истории казахского народа, получивший название «Актабан-шубырынды, алкаколь-сулама» – годы великого бедствия». По Шакариму в этот период казахский народ потерял две трети своей численности» [4, 99].
Абулхаир-хан (1710-1748) Младшего жуза. Провозглашен ханом Младшего и частью Среднего жуза на народном курултае в Каракумах в 1710 году. Он принадлежал к младшей ветви Жанибек-хана. Его прапрадед Батыр – хан управлял Малой казахской ордой в 1608-1617 гг.
Выдвинулся он благодаря своим личным умениям, организаторским качествам. Сумел привлечь на свою сторону влиятельных народных батыров, как Есет (1667-1749), Богенбай (ум. в 1741), Жанибек (ум. в 1741). Именно он, Абулхаир-хан, единственный из Чингизидов Казахской Орды, организовал всенародное сопротивление, захватчикам – калмакам. И в 1725 году отвоевал у джунгар Туркестан и его окрестности[9, 150-151].
В 1726 году в Ордабасы Абулхаир хан был избран главным предводителем народного ополчения. «В течение последующих 3 лет (1727-1730) воинские соединения трёх жузов под верховным командованием Абулхаир-хана одержали наиболее крупные, в том числе две решающие (Буландинское и Аныракайские битвы) в многолетней войне с джунгарией» (там же). Именно в данный судьбоносный период Абулхаир-хан приобрел среди казахов звание «старшего» или «главного хана».
В этот период (1729) умирает ничего незначащий Болат-хан. Казахская элита избирает новым ханом Абулмамбета, сына покойного Булата. «Абулхаир, оказавшись обойденным, почувствовал себя оскорбленным, уязвленным и, как человек с непомерным честолюбием, предпринял ответный шаг. Он отказался от поста главнокомандующего в пользу нового хана и со своим ополчением вернулся в Младший жуз. Покинул фронт, кстати, и другой претендент, брат Болата, султан Шахмухамбет (Семеке».
Летом 1730 года Абулхаир-хан направил свое посольство в Уфу с предложением – вступить в Российское подданство.
10 октября 1731 года принял присягу на верность императорской короне. В 1748 году был убит султаном Бараком. «Хан Абулхаир вошел в историю Казахстана не только как видный военный и политический деятель Степи, успешно разрешивший ряд актуальных проблем внутри и внешнеполитической действительности, но и как крупнейший политик-стратег, который обладал масштабным видением грядущей перспективы развития евразийского пространства»
Абылай – хан (Абиль – Мансур, Абулмансур 1711-1781 г.ж.)
Целая эпоха в истории Казахстана. В Орске в 1740 г. вместе с Абульмембетом принял присягу России. Был правнуком Салкам Жангир- хана. Его отец Уали- султан был убит калмыками при штурме Ташкента. Тринадцатилетнего султана спас его раб-слуга. Лишившись отца и матери, он несколько лет пас коней у бая. А с 15 лет принимает участие в сражении с калмыками. Лишь только в 1771г., после смерти Абульмамбет-хана, Абылай-хан официально, в торжественной обстановке в Туркестане у мавзолея Хаджи Ахмед Яссави был поднят на белой кошме и объявлен ханом всей Казахской Орды.
Первая жена – дочь Абулхаир – хана. Всего у него было 30сыновей. В 20 лет в поединке победил Чарыша – главного батыра Калмаков. Узнав о его высоком происхождении, казахи рода аргын, караул выбрали его своим султаном. В 1757 г. подписал мирный договор с Китаем. В 1771 г. были разгромлены волжские калмыки во время их перекочевки в Джунгарию, так называемый «пыльный поход». Абылай-султан принял на себя командование всеми военными силами, которыми располагал хан Абульмамбет С именем Абылая связана идея общенационального единства, государственной независимости и территориальной целостности Казахстана. За осуществление этой идеи раскрылись природные дарования Абылая: государственный ум, личная отвага, талант полководца и политического деятеля, качества искусного дипломата. Только благодаря этим незаурядным способностям Абылай – безвестный пастух, по прозвищу Сабалах, возвысился до значения хана, пользовался поддержкой широких слоев общества. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» отметил, что стремление народа к единству нашло отражение в деятельности хана Абылая. «Подвиги Абылай хана – объединителя, пишет Н. Назарбаев, – который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа в тот жестокий век». «В своем завещании Абылай-хан разделил территорию Казахского ханства между своими сыновьями, тем самым подвел черту под достигнутый самим Абылаем высоким уровнем централизацией власти, что способствовал в дальнейшем кланово- региональному сепаратизму кочевников».
Абылай-хан – самый могущественный из всех ханов Казахской Орды по оценкам европейских историков. Такова вкратце оценка деятельности хана Абылая в настоящее время.
Из многочисленных сыновей Абылай-хана отметим тех, кто был управителем какой-либо территории Казахстана.
Уали-хан (1782-1821) – старший сын Абылай-хана. В декабре 1781г. утвержден ханом Среднего жуза Китаем. В начале 1782 г. в Петропавловске официально присягнул на верность России. К концу жизни фактически лишился реальной власти. Следует отметить политически активную младшую жену Уали Айганым, широко образованную для своего времени женщину- казашку. Она знала русский и несколько восточных языков. Была в Петербурге, изумила и восхитила высшее общество, на нее обратил внимание император Александр I. И хотя известные стихи М. Державина были написаны намного раньше визита Айганым в Петербург и были посвящены другой женщине, но они в полной мере относятся к ней: «Богоподобная царевна Киргиз – Кайсацкой орды, который мудрость несравненна…». Она была любимой бабушкой Чокана Валиханова .
Адил-султан (умер в 1815г.) – правил на юге Старшего жуза. Численность подвластного ему населения составляла примерно 10 тысяч семей. В 1814г. признал патронат кокандского правления Омар-хана. (1809-1821).
Сюк-султан – правитель северо-восточной части Жетысу. Его улус составлял около 55 тысяч человек.
Касым–султан управлял в Центральном Казахстане.
Тугум –султан был послом Абылай-хана в 1778 г. в Петербурге и был принят Екатериной II.
Убайдулла-хан , сын Уали-хана, был провозглашен ханом после смерти своего отца в 1821 г. в 1824 г. после ликвидации ханской власти, был избран старшим султаном Кокчетавского округа, но в 1825 г. был сослан в Сибирь г. Березов. И лишь в 1840 г. благодаря ходатайству и требованию Кенесары-хана (его двоюродного брата), он был освобожден и вернулся на родину.
Среди российских прогрессивных деятелей большой популярностью пользовался Султан–Тезек, правнук Абылай-хана. По ходатайству Колпаковского произведен в полковники, был награжден золотой медалью «За усердие». Он был проводником российских ученых-путешественников Е.Ковалевского и П.П.Семенова Тянь-Шанского.
Салтамамет двоюродный брат Аблай-хана, имел 18-ть сыновей.Управлял кыпчаками Среднего Жуза в 18 веке был высококвалифицированным консультантом при Андрееве по состовлению родословных казахских ханов. Приводим краткий образец ветви Салатмамета.
Кенесары-хан (1802-1847 г.ж.) Внук Абылай-хана считал себя продолжателем дела своего знаменитого деда. Он ставил перед собой главную цель-восстановление целостности Казахской Орды в прежнем ее величии. Руководитель национально-освободительной борьбы против Российской экспансии, речь идёт о 10-ти летней войне казахского народа под предводительством Кенесары Касымова. Численность его войск иногда достигала 20 тысяч воинов – внушительная сила! Осенью 1841г. представители всех трех Казахских жузов подняли Кенесары на белой кошме, провозгласив своим ханом. Его обширная дипломатическая переписка с генерал-губернатором говорит о его широте взглядов, гибкой политике, о ярком борце за национальную независимость. Уже 200 лет исполнилось со дня рождения великого сына казахской земли. Мы не ошибаемся, если выразим мнение, что история нашего отечества той эпохи и до наших дней почти не знала личности такого масштаба, как хан Кенесары. Его невиданная отвага, беззаветная преданность интересам ханской государственности, удивительная стойкость в длительной и изнурительной борьбе против планов и действий колониальной империи по захвату казахских земель, реформ по обустройству своего государства-все это до сего времени восхищает благодарных потомков, побуждая все более внимательно подвигают нас бережнее относиться к каждому новому факту, документу, воссоздающему его немеркнущее бессмертие.
Уважаемый читатель! Вашему вниманию мы предоставляем следующую исторически значимую ветвь Чингизидов, Сейдалы сын Нуралы-хана (Младший жуз.). Основоположник многочисленной фамилии Сейдалиных. Большую популярность в конце XIX века заслужили двоюродные братья Сейдалины, (выпускники Неплюевского кадетского корпуса, г.Оренбург): Сейдалин I (1832-1898) и Сейдалин II (1837-1901). О Сейдалине I весьма положительно отзывался Чокан Валиханов, после его визита в Петербург, когда Альмухамбет был переводчиком у казахской делегации на приеме у императора. Далее Сейдалин I, ротмистр, был правителем Западной части Орды. Тляумухаммед (Cейдалин II) – коллежский советник, за заслуги был награжден орденом св.Станислава, 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени, член Российского географическое общество. Сын Альмухамеда Шаханша (1877-1923) учился на юридическом факультете вместе с А.Ф.Керенским. Сотрудничал в прогрессивном казахском журнале «Айкап», сподвижник Б.Каратаева.
В данной династийной ветви значительная ее часть прославилась в военной службе. Все 8 сыновей Ибрая: Хамит, Карим, Джунусбек, Жусубек, Жакипбек, Сафабек, Опабек, Анаш в годы Великой Отечествой войны были призваны в армию. В городе Ташкенте прошли краткосрочные офицерские курсы (к тому времени шесть братьев имели высшее образование и были направлены на фронт. Шестеро офицеров Ибраевых героически погибли на фронтах Отечественной войны. Джунусбек и Сафабек после тяжелых ранений лечились в госпиталях и выжили. Джунусбек до 1977 года работал на ниве образования, Сафабек –ветврачем. Это пожалуй, один из немногих семей в Казахстане, где 8 братьев офицеров Красной Армии сражались в боях и шесть из них отдали жизни за свободу своей Отчизны. Приводим краткую генеалогию ветви Сейдалы.
Из этой ветви яркой, самобытной личностью Чингизидов следует назвать Атабека сына Джунусбека: его отличает пытливый ум, прозорливость и мудрость. Он большой любитель отечественной историй, знаток шежре Казахскийх ханов и их потомков. Самостоятельно составил родословную родственников как по мужской так и по женской линий (Чингизидов). Атабек работал в системе министерства автомобильного траспорта РК. В настоящее время является Генеральным директором ТОО «TBB» имеет семерых детей из них сын Абулхаир КазГУМЯ. Атабек является прямым потомком Абулхаир-хана.
Согласно общепризнанной исторической версии в Старшем жузе Казахской Орды в конце XVII – начале XVIII веков ханами – правителями были: Иман-хан, потом его сын Рустем – хан (ум в 1712 г.), а затем Абдулла – хан (ум в 1719 г.) потом стал управлять сын Абдуллы Жолбарс-хан (1720-1739). Их родословная неизвестная. Но свет в конце тоннеля виден. Некоторую ясность в разрешении этого вопроса внес профессор Евразийского государственного университета им. Л.Н.Гумилева Акселеу Сейдимбек в своей книге «Мир казахов» (изд-во «Аруна», г. Алматы, 2001, стр. 86-87, в которой излагает версию о том, что после смерти в 1627 г. Турсун-Мухаммед – хана ташкентского Есим – хан по народному обычаю, его сына малыша Абдуллу передал на воспитание своему сыну Жангиру (в будущем казахский хан 1644-1652 гг). А когда ханом Казахской Орды был сын Жангира – Тауке – хан 1680-1715, его сводный брат Абдулла был ханом Старшего жуза. У Абдуллы – хана было два сына Абулхаир и Жолбарс (Юлбарс), далее в тексте указано чем и когда они прославились: Абулхаир был ханом Старшего жуза, а Юлбарс был послом Абылай-хана в 1759 г. в С.-Петербурге.
Некоторые комментарии к приведенной схеме:
– год рождения Абдуллы принят самый минимальный – 1 год, когда его взял на воспитание Жангир в свою семью.
– год смерти Абдуллы 1719 взят из учебника истории, т.е. он прожил не менее 93 года (теоретически вполне возможно);
– Абулхаир – хан Старшего жуза в 1719-1723 гг владел г.Туркестаном. В годы великого бедствия вынужден откочевать в Бухару, а затем в Хиву;
– год рождения Абулхаира неизвестен, предположим, он родился, когда его отцу Абдулле было 25 лет, т.е. в 1657 году. Умер, как записано во всех источниках в 1730 г. Таким образом, он прожил 79 лет и свое прозвище «Старец» вполне оправдывал. А так как он погиб на поле брани с джунгарами, то похоронен в Пантеоне Казахской Славы – мавзолее Кожа Ахмета Яссави. Видимо, Абулхаир – Старец, учитывая его возраст, был военным советником или консультантом при главкоме Бугенбай – батыре;
– далее в тексте следует, что в 1759 году, Абылай-султан направил свое первое посольство в Петербург во главе со своим родственником Юлбарсом (имеется ввиду Юлбарс, сын Абдуллы). Сколько же Юлбарсу было лет в 1759 году? Предположим, он родился, когда его отцу Абдулле было…60 лет (самый крайний срок), т.е. в 1686 году. Тогда в 1759 году ему было 73 года! И второй важный момент: данный Юлбарс приходится прямым потомком Касым-хана в четвертом поколении, а Абылай – султан – потомок в четвертом поколении того же Жангир-хана. Как видно – шкала разная и не в пользу Абылай – султана. Так что, в 1759 году Абылай – султан никак не мог послать именитого 73-летнего родственника. Им (послом) стал двоюродный брат Абылай – султана Юлбарс, сын Джангира, который был гораздо моложе и надежным исполнителем воли Абылай – султана.
– а вот относительно того, что Юлбарс, сын Абдуллы мог ли быть ханом Старшего жуза? Вопрос закономерен. Родился он (весьма приблизительно) в 1690 году и занял ханский трон по наследству от отца.
Просим извинения перед требовательным читателем за столь вольные рассуждения, которые в исторической науке не допустимы, у нас нет убедительных доказательств представленной схемы, Но как вариант – она возможна. Во время правления Юлбарс-хана 1720-1739 выпала тяжелая доля и испытание на прочность всей Казахской Орды – оккупация Старшего и части Среднего и Младшего жузов войсками ойратов – джунгар. Годы «великого бедствия» 1723-1730. И несмотря на ряд побед народного ополчения над джунгарами, в т.ч. и две знаменитые битвы: Буландинская и Аныракайская, Старший жуз оказался полностью под прессом калмаков. Жолбарс – хан и Толе – би вынуждены были признать ойратскую власть. В 1734 году и в 1738 году обращался к русской администрации с просьбой о принятии российского подданства. В 1739 г. был убит в ташкентской мечети местными ходжами. Из его детей известен хан Абулгазы [7, 376-377].
После смерти хана 1739 г. некоторое время делами жуза управлял Толе-би. В последствии Старший жуз попал под Кокандскую зависимость. И лишь победоносные походы Абылай-хана в 70-е годы XVIII столетия вернули часть земель Старшего жуза в единую Казахскую Орду.
Сын Абылай-хана Сюк – султан дважды в 1820 и в 1824 г. обращался в Омск с просьбой о защите ему подвластного населения от притязаний кокандцев. И только в 1846 году на курултае населения Старшего жуза приняло российскую присягу. В результате научно – исследовательских работ нами обнаружено интересные ветви Адиль султана и его брата Сюк заслуженный учитель Казахской ССР Жанаханов Кадыр. Участник ВОВ Омирбай 1918-1988 г.ж. интерестна его судьба ваевал с немецкими захватчиками на территории Франции. Вырастил и воспитал сына Косылхана 1951г.р. внук Касамхан спортсмен, мастер спорта по боксу. Эти материалы являются одними из последних. Далее старшим султаном вновь образованного Алатаузского округа был избран 60-летний Али (Галлий) сын Адиль-султана, внук Аблай-хана. Его первым помощником был назначен 34-летний богатырь-силач Барак-султан (потомок Абульмамбета) ранее занимавший пост страшего султана Баян-Аульского округа.
Достойно вошел в казахскую историю Бахытжан Каратаев (1860-1934) потомок в 5-м поколении Нурали-хана. Он получил юридическое образование в России, работал адвокатом, был избран в 1-ю Госдуму России, был на приеме императора Николая II, возглавлял конный отряд в 25-й чапаевской дивизии. А его сын Шамиль служил комиссаром в Красной Армии.
Алихан Букейханов (1866-1938) – потомок Букейхана был избран во II Госдуму России. В декабре 1917 г. избран Председателем Правительства Алаш-Орды. Репрессирован и расстрелян 27 сентября 1938 г., захоронен на кладбище Донского монастыря вМоскве.
Ермухан Бекмаханов (1915-1966) – доктор исторических наук, выпустил первый том «История Казахской ССР» и в 1952 г. был осужден на 25 лет как буржуазный националист. Благодаря ходатайству академика А.М.Панкратовой и других ученых был оправдан и реабилитирован в 1954. Его сын Ермухан, журналист и кинорежиссер проживает в Москве.
Ерсын Джакишев, 1937 г.р. доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Гордится своим происхождением «Чтить традиции предков-вот, что является одной из главных составляющих жизни человека,- считает Ерсын Газизович. Предков своих знаю до 22 поколения; наш род берет начало от Азь-Тауке,имя которого в переводе означает «Мудрый Тауке».Одним из главных фактов в воспитании считаю личный пример: отношение к работе, к семье, к друзьям и окружающим.По своему темпераменту я холерик, а значит, человек скромный, неугомонный. Никогда не сидел сложа руки. Не зря же мои домашние прозвали меня одержимым. Если даже заболею, то лежать не могу и злюсь на себя- неужели такой слабый. Всю жизнь чту завет Аристотеля «Жизнь требует движения». Если что-то задумаю, то непременно выполню. Некоторые люди хотят все время идти вперед, вместо того, чтобы идти в нужном направлении. Я всегда стараюсь выбрать правильный путь. И дети это видели, и внуки сейчас видят. И, думаю, им легче жить сейчас – они получают больше информации, больше имеют, и поэтому каждое следующее поколение должно быть лучше нас.
В конце XIX и начало XX века озноменована наступлением новой эпохи, новой формации, роль и значение сословия султанов в кочевой цивилизации начало угасать. К тому же их амбиции не соответствовали реальному положению вещей. Представители сословия торе-Чингизидов сублимировали и на этой основе от части дало началу зарождения национальной казахской интилигенции. Это отражено в (шежре) Казахских ханов, султанов и торе-Чингизидов. Генеалогия потомков Потрясателя Вселенной – Чингисхана есть поступь веков отечественной истории, иммунитет для настоящего и будущих поколений государствообразующего этноса. (по Табулдину Г.Ж.) Важна судьба наследия и наследников для современных тюрских народов Евразийского континента.
При сборе научно-исторического материала по генеалогии (торе-Чингизидов) на нашу работу откликнулись и откликаются из различных концов республики, и ближнего зарубежья потомки Чингисхана.
Так следует особо отметить источники из с. Ермоловка Южно-Казахстанской области столетнего потомка Касым султана – Алькена (1908г.р.), заслуженного рационализатора КазССР. Потомков Барак-султана, Тауке-хана, Абулхаир – хана, Абулмамбета, Абылай-хана, Салтамамета и др. Интересную информацию нам передали потомки Адиль-султана и Даир-султана, которые значительно обогатили ветви генеалогического древа Чингизидов.
Таким образом, наша научная работа носит многоцелевой и практический характер. Исследовав 800-летний пласт генеалогии Чингизидов на евразийском континенте, мы попытались через призму новых исторических документов и архивных материалов, осветить родственно–семейные связи различных эпох Великого правителя, всех времён и народов.
Г.Ж.Табулдин,
Доцент, директор центра генеалогических исследований при МПА “Туран-Профи”
Список литературы:
1. Нурсултан Назарбаев «В потоке истории», Алматы, 1999 г.
2. С.Г.Кляшторный, Т.И.Султанов «Казахстан-летопись трех тысячалетий», Алматы, 1997 г.
3. Т.И.Султанов «Поднятые на белой кошме.Потомки Чингизхана», Алматы, 2000 г
4. Мухтар Магауин «Азбука Казахский историй», Алматы, 1992 г.
5. М.Х.Абусейтова и др. «История Казахстана и Центральной Азии», Алматы, 2001 г.
6. И.В Ерофеева «Родословные Казахских ханов и XVIII-XIX в.в.», Алматы, 2003 г.
7. История Казахстана В русских источниках XVI-XX веках, тома 1,2,3,4,5,6,7,8а,8б,9. Алматы, 2003-2006г.г.
8.Акселеу Сейдимбек «Мир казахов», Алматы, 2001 г.
9.Н.Э. Масанов и другие. «История Казахстана: народы и культура».
10. Г.Ж.Табулдин 2 «О генеалогии потомков Чингисхана на Евразийском континенте c ХІІІ-ХХ в.в.», Астана, «Жас қаламгер» № 2. 2008,
11. Г.Ж.Табулдин «Международная научная конференция» том 2, Астана, 2007 г.