От тенгрианства к ноосфере (или от Экологии Души к Экологии Жизни)

Аннотация. Тенгрианство, отражая в своей основе единый принцип мироздания, является наиболее верным обучающим предметом, развивающее логическое мышление и интуицию современного человека, условно называемое сегодня целостным знанием. Становление этого знания начинается с культуросообразного образования и ноосферной модели развития, формирующее сбалансированное соразвитие человека, техносферы и биосферы. Республика Алтай, как один из очагов сохранности основ тенгрианства, который в свою очередь являющийся историко-культурной платформой формирования и развития ноосферности, начал пилотный проект «Алтай – территория ноосферного развития».

Summary. Tengrianism, reflecting in its essence the unified principle of the universe, is the most faithful learning subject, developing the logical thinking and intuition of а modern man, which is called today the integral knowledge. The formation of this knowledge begins from a culturally appropriate education and a noospheric development model that forms a balanced co-development of man,  technosphere and  biosphere.  Altai Republic, as one of the centers of preservation of foundations of Tengrianism, which also is a historical and cultural platform for formation and development of noosphere, starts a pilot project “Altai – the Territory of Noospheric Development”.

Ключевые слова: Алтай, тенгрианство, ноосфера, священные земли, экология жизни, экология души, духовная экология.

Keywords: Altai, tengrianism, noosphere, sacred lands, ecology of  life, ecology of soul, spiritual ecology.

Исключительность современного геологического периода подтверждает анализ важнейших геологических этапов в жизни Земли и его сопоставление с развитием живой материи.

Многие ученые указывают на то, что с потерей элементов симметрии (формы) в планетарном организме, усложняется уровень организации живого вещества. Последовательность, наблюдаемая в косной природе, проявляется и в живой. При этом, было замечено, что к настоящей эпохе, органическая и неорганическая жизнь одновременно достигли какого-то важного рубежа, за которым должен начаться новый цикл развития. Так же можно заметить, что и живая, и «неживая» материя прошли до этого рубежа принципиально схожие пути развития. Во всем этом просматривается единый принцип мироздания, который в древнетюркской культуре существовал и существует поныне как Тенгрианство, представленное  триединством: Отец-Тенгри, Мать-Земля и Дух Предков.

Сегодня, в век нанотехнологий, всем стало понятно, что Человек, вернее его телесная оболочка, является границей двух миров: внутренним и внешним. Оба этих мира подобны: как внутренний мир, уменьшаясь в размерах, уходит в бесконечность, так и внешний мир, увеличиваясь, уходит также в бесконечность. Осталось дело за малым: узнать точку перехода малого в большое, внутреннего во внешнее. В традиционной культуре алтайцев эти миры (внутренние и внешние) подразумевают под названием Алтай, обращаясь к незнакомцу: «с какого Алтая ты?».  По последним данным науки эти Миры переходят в вибрационные материи (волна). Все есть вибрация, формирующая основу Мира. И теперь нам  понятно значение выражения «Илбизин-Јилбизин» (Мерцающе-Ускользяющий) в алтайских эпических сказаниях, обозначающее структуру, в которую иногда превращаются герои. Таким образом, мы только сейчас приходим к логическому пониманию того, о чем говорится в сказках, легендах, эпосах; а также начинаем осознавать, насколько современная форма познания отдалена от этого Знания религией, политикой, образованием. Достаточно сказать о значении слова «ЗаКон»: древние славяне жили по Кону, который определял некую границу, черту, внутри которой жили в  «Согласии с Совестью и со Вселенной». Кто не мог жить по совести, тем давали написанные правила, и называли их находящимися За Коном. Жить по совести (Со-Весть – весть, даваемая Свыше),  с точки зрения тюркской культуры означает жить в Согласии с Вестью Тенгри. Таким образом, тенгрианство дает нам повод говорить о единстве славяно-тюркской культуры, в ландшафтной целостности их местообитания – Евразии.

Высшим принципом тенгрианства были и есть индивидуально-личностные ценности: у каждого свой Бог (своя Со-Весть). Мнение большинства не определяло поведение меньшинства. У каждого своя Мера, Значение (Роль) и Время.

Этот же принцип Триединства воплощен в форме Очага, символизирующего единые концептуальные основания славяно-тюркской картины мира, определяемые сегодня как Экология Души, Духовная Экология и Экология Жизни. В мире тенгрианства, правила поведения предписывалось самой Природой: «…Если обратиться к созерцанию природы, то природа и космос, или Тенгри, наиболее верный обучающий предмет, развивающее логическое мышление и интуицию древнего и современного человека. Поскольку тенгрианцы не придерживаются застывших догм или религий, которые берут за основу «единственную» истину пророков и их священные книги, то тем самым исключают путь прохождения по чужим «кодированным» долгосрочным программам. Тенгризм является знанием о природе сложившейся естественным историческим путем на основании народного мировоззрения, включавшего ранние мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе, стихийным силам и Космосу – Тенгри» [1, С1].

Как известно, ноосфера – это планетный Разум (по определению Т. Де Шардена), или новое эволюционное состояние биосферы (по мысли В.В. Вернадского), при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. Ноосфера требует от сегодняшнего человека   осознания себя в космо-планетарных процессах, так же как и прежде это требовало Тенгрианство. И соответствие, или не соответствие новому эволюционному состоянию биосферы контролируется вибрационными (волновыми) качествами человека, которые формируются его психо-эмоциональным состоянием, или образом мышления. Проще говоря, мы должны соответствовать своими внутренними «волновыми» вибрациями, вибрациям, приходящим извне. Это и означает: жить по Совести. Кто не соответствует, которые особо «упертые», по закону физики, «разрушаются», а те, которые «гибче» – через осознанную трансформацию приводятся к частотным характеристикам ноосферного мышления. И в этой сфере Разума особую роль играют Священные земли, как точки с особыми геофизическими характеристиками, являющиеся «акупунктурными точками» Планеты. По закону подобия они соответствуют аналогичным точкам человеческого организма. Активизируя их, по принципу подобия: «Микрокосм подобен Макрокосму», человек воздействует на всю Систему в целом, как на планетарном уровне, так и на организменном.

Внешний мир, окружающий человека – это отражение его внутреннего мира. Невозможно сделать прекрасным окружение, не изменив самого себя. Современное состояние окружающего мира, экологическая катастрофа, угрожающая природе, ничто не иное, как результат психо-эмоционального состояния людей. Экологический кризис – это, прежде всего, результат духовно-нравственного кризиса человечества. В погоне за сиюминутной выгодой человек забывает об Вселенской ответственности, о своем нравственном долге перед Природой.

Если общество равнодушно, в нем разрушены нравственные ориентиры и традиционные системы хозяйствования, доминирует потребительская психология, нацеленная на удовлетворение сиюминутных желаний – все мероприятия по спасению экологии безрезультатны. Экологический кризис – это следствие, а причина – кризис душевный. Единственный выход из глобального экологического кризиса – это становление Экологии Души каждой личности, которое посредством Духовной Экологии создаст Экологию Жизни.

Становление Экологичной Души начинается с целостного образования: межпредметное пространство должно быть заполнено культурой. Требуется культуросообразность образования. На одной только тенгрианской дефиниции: «Всё, что мы употребляем и всё, чем мы пользуемся, взято в долг у будущего» – можно выстроить содержание нескольких учебных предметов, формирующих в человеке экономность, самодостаточность, аскетичность. Но для такого вида образования стандартные (аудиторно-классные)  условия  не помогут получить эффект. Нужен живой ландшафт: создающий образ и излучающий энергию преемственности поколений (энергию непрерывной Истории). «Говорящий ландшафт» священных территорий один из примеров такого типа образования.

Тенгрианский тип мировоззрения, сфокусированный призмой триединства Священных земель на примере Каракольской долины в Республике Алтай, позволяет говорить о возможном использовании тенгрианцами магнитного поля Земли как магнитного носителя информации. Научно обоснованы способы взаимодействия человека с природой, выработанные тысячелетия назад,  посредством искусственно созданных магнитных аномалий в археоастрономических сооружениях. Данные открытия позволяют теоретически обосновать возможность записывать и считывать информацию на уровне магнитного поля Земли (ноосферы). Таким образом,  приходится констатировать факт «вторичности» современного научного знания даже в области компьютерных технологий…

На вышеизложенных концептуальных основаниях в 2016 г. в Республике Алтай, Президентом РФ был утвержден первый в России проект «Алтай – территория ноосферного развития», направленный на разработку и внедрение на территории Республики Алтай пилотной ноосферной модели развития будущего человечества (сбалансированное соразвитие человека, техносферы и биосферы), с возможностью её последующего национального и глобального масштабирования.

Интегральная формула ноосферной модели выглядит следующим образом: Ноосферная модель развития будущего человечества – это разумная жизнедеятельность человека на базе ноосферных принципов, позволяющая поддерживать устойчивое ноосферное развитие социо-эколого-экономической системы любого уровня, имеющей структуру  ноосферного парка  и, обеспечиваемая ноосферной экономикой, где:

Жизнедеятельность человека — это способ его существования, и нормальная повседневная деятельность и отдых. Жизнедеятельность протекает в постоянном контакте со средой обитания.

Ноосферные принципы устойчивого ноосферного развития – это научно организованная совокупность знаний, технологий и механизмов функционирования техносферы, обеспечивающая восстановление, сохранение и приумножение биосферы, под непосредственным управлением человека. Их базовый перечень – образование и просвещение, умная экономика, здоровьесбережение, трансграничность, соборность, экологичность, природоподобие,  сакральность, синергийность.

Мамыев Д.И.
Россия, Онгудайский район, с. Онгудай
danil-mamyev@yandex.ru

Литература

  1. Безертинов Р. Тенгрианство // Газета «Безнеҥ юл», Татарстан, № 6, ноябрь, 1998 г.