Объективная социокультурная динамика процессов возрождения тэнгрианства в традиционных этнокультурных ареалах бытования этой евразийской религии и его взаимодействие с другими этноконфессиональными и духовно-религиозными традициями обуславливает как позитивные, так и негативные тенденции в развития общественно-политической и экономической ситуации в Центральной Азии, если оценивать их с точки зрения геополитических интересов России как великой Евразийской державы, которая является не только важным ключевым элементом Евразийской Мегацивилизации, но и сама по себе представляет собой метаэтнический, поликультурный и межцивилизационный феномен, образующий ее основополагающую базисную цивилизационно-культурную платформу.
Поэтому вполне закономерным представляется то, что именно в России в начале 20-го века возникло и сформировалось так называемое «евразийское учение» или, иначе, «евразийство», в тот период довольно адекватно отразившее реалии России, как Евразии, но, естественно, в современных условиях, когда научные знания о Евразийской цивилизации как о реально существующем и развивающемся материальном и духовном объекте существенно углубились и приобрели намного более конкретный характер, виртуальный и зачастую идеализированный образ России – Евразии, созданный ранними евразийцами, не может служить адекватным средством познания объективной реальности, к тому же быстро меняющейся в условиях глобализации, трансформации, модернизации и вестернизации традиционных восточных обществ.
Особенно это касается российского сегмента Внутренней Азии и Саяно-Алтая, как составной части Центрально-Евразийской цивилизации, населенной тюрко-монгольскими, причем традиционно сугубо тэнгрианскими по своему происхождению этносами, этническими группами и полиэтническими народами (бурят-монголы, алтайцы, тувинцы, хакасы и др.). Этот фактически самостоятельный в этнокультурном отношении субрегион, весьма специфичный и своеобразный, в настоящее время начинает играть все более возрастающую роль в возрождении тэнгрианства и его культурно-исторического наследия, а также в иделогической борьбе разных политических сил, в том числе пантюркистов, радикальных исламистов, пантуранистов и панмонголистов за это общее евразийско-тэнгрианское наследие и его духовные ценности. Все это обуславливает необходимость более глубокого, всестороннего и комплексного исследования заявленной темы и тщательного критического рассмотрения этих не всегда комплиментарных геостратегическим интересам России – Евразии концепций и доктрин в их сравнении с «евразийством», как с общественно-политическим, историософским и геополитическим учением в русской мысли начала 20 в., а также взглядами современных евразийцев в России и за рубежом, при этом сопоставляя эти взгляды с реальной Евразийской цивилизацией во всем многообразии ее конкретных культурно-исторических форм.
В последнее время в связи с возрождением традиционной культуры потомков древних племен и народностей Центральной и Внутренней Азии, среди исследователей разных стран мира, в первую очередь представителей коренных жителей, активизируется работа по изучению тэнгрианства и тэнгризма.
Проблема происхождения мировоззрения о Тэнгри, тэнгрианстве сегодня занимает умы представителей тюрко-монгольского научного мира. В настоящее время в данном направлении уже появились ряд фундаментальных исследований. Среди имен тех, кто занимается изучением вопросов Тэнгри на первом месте стоит, несомненно, имя зачинателя исследований монгольского тэнгэризма – академика Ш. Бира из Монголии.
В России главным тэнгриведом является профессор Н.В. Абаев, в Казахстане Н.Г. Аюпов, в Татарстане – Р.Н. Безертинов, в Бурятии Л.Л. Абаева, И.С. Урбанаева, в Республике Саха Л.В. Федорова, в Хакасии Л.В. Анжиганова и А.И. Котожеков, и т.д. У многих из них уже появились ученики и многочисленные последователи.
Исследователи уже делают выводы, что мировоззренческой основой духовной культуры тюрко-монгольских народов и их исконной религией, помимо буддизма, является тэнгризм, имеющий крепкую религиозно-философскую основу.
Первые шаги в науке этом направлении были начаты в Монголии, усилиями академика Ш. Бира, который впервые поднял вопрос о культе Тэнгри у монголов в 1986 г. на Сессии Постоянной Международной Конференции Алтаистики в г. Ташкенте. В историко-религиоведческом плане он показал, что тэнгризм возник в глубокой древности и что он уже как минимум три тысячелетие назад до нашей эры уже начал распространятся по Центральной Азии, а затем и за пределами этнических ареалов тюрко-монгольских племен и народов. Утверждение академика Ш. Бира стало революционным прорывом в деле изучения духовной культуры народов Центральной Азии.
В Туве исследование по тэнгризму, несомненно, имеет свои преимущества по сравнению с другими странами и регионами, которые пока опираются в своих изысканиях на историко-этнографические, историко-мифологические исследования. Здесь сложилась уникальная ситуация. Тувинские исследователи начали изучать тэнгризм с чистого листа, используя казахские и монгольские методологии. При этом тувинские тэнгриведы учли ошибки казахских и монгольских исследователей и сразу начали очень важную в методологическом плане часть изучения этого вопроса, а именно, синкретизацию тэнгризма с другими верованиями и религиями. Изучая данный феномен, тувинские исследователи рассматривали его одновременно как с философской, так и с историко-культурологической, историко-этнографической, историко-религоведческой точек зрений. В этом плане тувинские исследователи пошли даже дальше Н.Г. Аюпова и эмпирически подошли к мысли, что тэнгризм был вначале народной, потом стала национальной, затем и имперской религией. И все это последовательно увязывается с этапами развития каждого этноса. Тувинские тэнгриведы в своих работах последовательно утверждают, что на самом деле тэнгризм является открытым евразийским мировоззрением.
В феврале 2009 г. в Улан-Баторе состоялось II-я международная (кочующая) Конференция «Тэнгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность». Первая Конференция была организована и проведена в Республике Саха (Якутия).
Тувинская научная интеллигенция в составе 6 человек впервые приняли участие в работе II-ой международной Конференции. С этого времени тувинские исследователи активно включились, совместно с монгольскими коллегами, в увлекательную работу по изучению проблем тэнгризма.
1-3 июля 2011 г. в Республике Тыва на высоком организационном уровне состоялась очередная III-я Конференция по тэнгризму.
Около 50 ученых, деятелей культуры и искусства из Казахстана, Монголии, Узбекистана, республик Российской Федерации: Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Хакасии, из них 6 академиков, 18 докторов наук, 17 кандидатов наук, научных сотрудников, аспирантов, а также представители органов государственной власти Республики Тыва приняли очное и заочное участие в обсуждении проблем тэнгризма как предмете научного исследования.
В октябре 2013 г. в г. Улан-Батор состоялась IV–ая международная Конференция. В работе этого форума из Тувы приняли активное участие 5 исследователей.
В сентябре 2015 г. в Болгарии состоялась уже V Конференция, где Туву представляли два человека.
С 27 по 29 мая 2016 г. в г. Абакане состоялось рабочее совещание членов Международного Фонда исследования Тэнгри, который собрал ученых из Болгарии, Монголии, Кыргызстана, Якутии, Горного Алтая, Тувы и Хакасии. Целью обсуждения составления словаря научной терминологии по евразийскому мировоззрению Тэнгри.
Совещание было организовано во исполнение решений V-й Международной научно-практической конференции и с целью объединения усилий научных организаций Сибирского региона и других стран для разработки понятийного аппарата терминов мировоззрения Тэнгри. В настоящее время исследователи разных стран, занимающиеся вопросами тэнгризма только формируют основу тэнгриведения — науки, изучающей генезис тэнгризма и различных его концептов на основе духовной и материальной культуры народов Центральной Азии. И в толковании терминов тэнгризма каждый из исследователей опирается, прежде всего, на свой родной язык, и потому все термины имеют различные звучания, хотя концепты и семантика одни и те. Одним из редких письменных источников (помимо древнетюркских рунических памятников), в котором наиболее ярко отражено мировоззрение Тэнгри, является памятник монгольской культуры и словесности — летопись «Сокровенное сказание монголов». Таким образом, сегодня в научном мире назрела необходимость разработки единого научно-терминологического поля.
В итоге совещания, участниками было принято решение о создании краткого варианта словаря терминов на основе национальных словников до начала очередной конференции по тэнгризму, которая состоится в 2017 г. в г. Астане, Казахстане. Была отмечена в этом ответственном деле ведущая роль тувинских исследователей, которые имеют практический опыт по составлению различных словарей и в этот раз представили словник на основе фольклорных источников и текстов шаманских песнопений. Участники ознакомились и с хакасскими, якутскими, алтайскими, кыргызскими материалами. Представители Болгарии подготовили словарь сакральных слов, имеющем отношение к Тангра – исконной религии болгар до принятия ими христианства. Тангра является одним из вариантов мировоззрения тэнгризма, которую сами болгары определяют как систему обучения и развития сознания людей, что было воспринято участниками семинара-совещания с большим интересом. В дальнейшем члены Международного Фонда Тэнгри намерены приступить к составлению учебника по данному направлению.
Таким образом, тэнгрианство должно стать одним из основным направлением как тюркологии, так и монголоведения. Перед исследователями тюрко-монгольского мира стоит ответственная задача, при выполнении которой тувинские исследователи планируют тесно сотрудничать с коллегами из Монголии, которая является одним из мировых центров изучения тэнгризма.
У.П. Бичелдей, доктор (P.h.D) религиоведения,
руководитель отдела международных, межрегиональных
связей и маркетинга Тувинского института гуманитарных,
прикладных и социально-экономических исследований