Почему олимпийский чемпион Роман Дмитриев настаивал на тенгрианстве? (или почему проиграл Виктор Лебедев)

Мы стали свидетелями горького для всего якутского народа поражения нашей олимпийской надежды – Виктора Лебедева на чемпионате России по вольной борьбе в Санкт-Петербурге.

Сегодня в пылу эмоций мы обвиняем всех и вся в этом поражении. Президента республики, который является и председателем федерации по вольной борьбе, судей чемпионата, наших спортивных функционеров и т. д.

Я, человек далекий от правил борьбы, подковерных интриг спортивного бизнеса, просто как саха болела за наших борцов, и, конечно же, за Виктора. Благо, организована была прямая трансляция.
В начале, я была уверена в результативности выступления нашей команды в целом. Но чем дальше, тем эта уверенность стала слабеть. Так как воочию увидела энергичный настрой на победу борцов из кавказских республик. Их отрешенность от внешних факторов, максимальную концентрацию, сосредоточенность духа. Казалось бы,  что наша команда – борцы, тренеры, ничем не отличались от  них, так же выкладывались на все сто. Но все же чувствовалось что-то неуловимое,  которое указывало на общую слабость команды. Стараясь как-то оправдать это, я приводила домашним разные нелепые доводы: у них ноги толще, потому устойчивые, они тяжелее, и действительный вес у них больше, чем во время взвешивания, они темпераментные, потому быстрые и ловкие, они молодая нация, а мы старая и т. п.

В придачу наше телевидение заполняло перерывы рекламными роликами, которые вызывали только раздражение. Показывало, как Виктор ест, пьет, спит и т. д. Я ворчала, что за бред, почему человека отвлекают в самый ответственный момент, чуть ли в рот не заглядывают – хорошо разжевал или нет. Все повторяла, как будто меня услышит этот журналист – не надо мешать ему сейчас, он должен уходить в себя, просчитывать возможные уловки соперника, настраиваться на победу во что бы то ни стало, думать как вести себя в случае спорных моментов, защищать свою правоту до конца, настаивать на повторных просмотрах по любому случаю, изматывать психологически соперника, вывести его из состояния сосредоточенности и равновесия, использовать все паузы в свою пользу для успокоения или вызывания спортивной злости в самом себе.  Умоляла – не надо сильно расхваливать его, выпячивать все достоинства, ведь есть в любой традиции понятие сглаза, в якутской тем более.

И вот схватка. Виктор старается, но видно, что не сосредоточен, все время осматривается, прислушивается к судьям и т. д., когда как соперник собран, быстр, все время вскакивает на ноги, прыгает, рвется к схватке. Наш же сидит и ждет вердикт. Внимание отвлечено. Когда предлагается заявить протест при спорных моментах, Виктор мотает головой,  отказывается. В другой раз предлагают, опять отказ. Судья разводит руками, что сделаешь, сам не хочет. Нет, чтобы ему использовать любые шансы. Сломлен дух. Соперник победил, прежде всего, своим духом дух нашего борца.

А что такое собственно дух? Кавказцы это знают, они мусульмане. Ислам – мировая религия.  Мужчины идут на победу с именем Всевышнего, Аллаха в устах. Когда брали интервью у Джамала Отарсултанова, он сказал, что никто из журналистов к нему не подходит с вопросами, потому что боятся. Боятся чего? Конечно же сглазить, спугнуть дух победы. И после этой победы он немногословен, эмоционально, психологически не расточителен. Нельзя. Потому что главная схватка впереди в Лондоне, на Олимпиаде.

Когда общаешься с мусульманами, видишь, как они, где бы то не были, в положенное время отрешаются от всего внешнего, мирского для обращения к Всевышнему, Аллаху.  Всегда уважение вызывает эта одухотворенная сосредоточенность, собранность и преданность своим корням, традициям.

Почему мы, древний народ саха, последователи традиций древней мировой религии как тенгрианство, до сих пор не обращаем на эту сторону при воспитании борцов?

Человек с большой буквы,  олимпийский чемпион, великий наш Роман Михайлович Дмитриев понял эту сторону как никто.

Самые теплые воспоминания у меня остались о нашей дружбе с ним в Москве, где в постпредстве у него была комната, и где он разрешил разместиться нашему офису до  нахождения подходящего варианта. Впоследствии, когда он стал депутатом, зная, что я организовываю международные научные конференции, проекты по тенгрианству,  неоднократно говорил мне, что нужно срочно начать внедрять тенгрианство в школьную программу, пропагандировать как религию.

Все помним, каким он был добрейшей души человеком, но однажды, поймав меня в коридоре Ил Тумэн, пригласил в кабинет и очень строго отчитал на правах старшего товарища. Суть его тирады заключалась опять в том, что, почему я только научные проекты организовываю, нужны практические действия, наступают тяжелые времена под натиском глобальных вызовов. И только наличие традиционной мировой религии, воспитывающей и сплачивающей дух народа и каждого человека, может дать возможность развиваться якутам наравне с другими народами. Только дух, коллективно и индивидуально обращенный к божественному, может побеждать на соревнованиях, олимпийских играх. Да и во всех сферах жизни. И этой религией он признавал для якутов тенгрианство.

Я тогда ему сказала, что всему свое время, торопить события искусственно не стоит, все сложится само собой в процессе эволюции нашей культуры, нашего мировоззрения. Потому что самая жесткая борьба это не физическая, а ментальная, борьба духа. Мировоззрение общества в один день не изменишь, глубинные религиозные концепты традиции за короткое время не восстановишь. Нужна кропотливая объединенная работа ума и духа многих и многих таких людей как он, познавших мир в сравнении, понявших, почему одни народы побеждают в этой жизни, развиваются и адаптируются быстрее к глобальным вызовам, другие же наоборот.

Но он был не согласен со мной в части постепенности, он хотел быстрее, торопился…

В феврале 2009 года мы организовали очередную международную конференцию по тенгрианству в Улан-Баторе. В прокат вышел фильм «Тайна Чингис Хана» Андрея Борисова. Все тенгрианские народы Монголии, России и СНГ – и мусульмане, и буддисты, единодушно приняли его стоя. Мурад Аджи сказал: «Наконец-то караван тронулся…»

Для многих из них не детали фильма были важны, а сама идея фильма о сплачивании духа евразийских народов вокруг Тенгри. Только у нас слышалось разного рода мнения и фырканья. И до сих пор они есть.

Роман Михайлович же, как все мы, ждал этот фильм и был счастлив ему как никто.

15 января 2010 года, Роман Михайлович Дмитриев, олимпийский чемпион, депутат Госсобрания Ил Тумэн, по собственной инициативе, собрал подписи депутатов под письмом на имя Президента России о включении тенгрианства в список традиционных религий России, которые будут рекомендованы для изучения в рамках предмета «Основы национальной культуры народов России». Из 54 присутствующих, письмо подписали 41 депутат. Не все, но все же. Сыграл, конечно же, его авторитет, искренняя убежденность и настойчивость борца олимпийца, борца духа.

Ровно через год после этой конференции и выхода фильма, и через месяц после этого письма, 11 февраля 2010 года он ушел от нас…

И вот наступил сегодня, олимпийский год, год очередных Игр Детей Азии.
На олимпиаде от борцов из Якутии уже никого не будет.
А что на Играх Детей Азии? Ведь эти игры особенные, ожидается приезд высшего руководства России – Президента России В. В. Путина, связанный с проведением форума «Россия – Спортивная Держава». В рамках его программы планируются конференции и круглые столы. В 2008 г. я настояла на включении в программу научной конференции Игр Детей Азии специальной культурологической секции по экософии спорта. Организовала участие культурологов, религиоведов, этнографов с выступлениями о религиозной и культурологической стороне состязаний. Так как состязания изначально часть обрядовой религиозной инициации в любой традиции. Изначально олимпийские игры были религиозным ритуалом древних греков под сакральной горой Олимп, с вершины которой жрица спускала сакральный огонь Зевса. Это, то же что и наш ысыах в олонхо, где женщина-алгысчыт поднимается на девятые небеса, выпрашивает алгыс, разжигает холумтан и освященный божественным огнем и светом алгыс с кумысом в священном кубке чорон спускает на землю, в тусулгэ и кропит им средний мир. Таким образом, все действия обряда, в т. ч. и состязания посвящаются  верхнему божеству Аар-Айыы тойону – Тенгри. Поэтому, прежде чем начать состязаться, все участники проходят инициацию – кувыркаются, переворачиваются, превращаясь в тотемные животные – в зайцев, журавлей, лосей и т. д. Отсюда и борьба хапсагай, национальные прыжки – куобах, кылыы, буур и т.д. А финальные скачки – это круговые инициации и спиральное нисхождение священного божества-коня Джесегей со своим табуном на средний мир. Это дар Тенгри для приплода, материального благосостояния своим детям – людям.

Так почему же организаторы игр Дети Азии не включили в этот раз в программу круглого стола тему экософии спорта, не пригласили к участию наших ученых, культурологов? Ведь российская сторона инициировала именно эту сторону конференции, пригласила известных культурологов. Мы в свое время обратились к нашим спортивным функционерам, но они остались глухи. Может, не хватило слуха? Или духа? Понимания сути проблемы?  Ведь побеждает все же не физика, а дух.

И наглядно мы это увидели на этом чемпионате России по вольной борьбе. На поражении Виктора Лебедева. На утере им духа, сакрального огня от Аар-Айыы тойона.

Может пора задуматься, почему олимпийский чемпион Роман Михайлович Дмитриев настаивал на тенгрианстве?

 

Лена ФЕДОРОВА

Один комментарий

  1. Есть ощущение, что делается все на спех? Не привлекаются известные специалисты ученые Сибири и Дальнего Востока РФ. Не серьезно! Осталось времени совсем ничего

Комментарии запрещены