Аюпов Н.Г., доктор философских наук,
доцент кафедры философии и методологии наук
КазНПУ им. Абая
Обретение независимости и поступательное развитие тюркских государств Центральной Азии, позволяет по-новому взглянуть на ряд проблем истории и культуры тюркских народов. Духовное возрождение тюркских народов идет через осмысление своей истинной истории, через возрождение самобытной культуры.
Когда говорят о тюркском культурном ареале, то под этим понимается культура тюркоязычных народов, представленных в настоящее время более тридцатью нациями и народностями, населяющими обширные пространства Центральной и Передней Азии, численность которых превышает 300 млн. человек.
В древности тюркские народы населяли территории от степей Юго-Восточной Европы до Китая, от Сибири до Гималаев и Гиндукуша. Эта обширная территория, протянувшаяся от Черного и Каспийского морей до Байкала и Хинганских гор, географически представлена степями Причерноморья и Казахстана, песчаными пустынями Средней Азии, оазисами Междуречья Аму и Сыр Дарьи, Алтаем и Южной Сибирью, горными массивами Тенгри тага (Тянь-Шань) и Памира, пустынями, степями и оазисами Восточного Туркестана. В основе центральноазиатской или индоарийской культуры возможно лежит единая пракультура, которую часто называют культурой древних ариев, которая в силу разных исторических судеб разделилась на три ветви: древнетюркскую, древнеиранскую и древнеиндийскую.
Необходимо отметить, что в литературе, говоря о древних очагах человеческой культуры, традиционно пишут о Древнем Востоке: Китай, Индия, Иран, Шумеро-Вавилония и Египет; о Древнем Западе: Восточное Средиземноморье, Древняя Греция и Древний Рим. В западной исторической и философской литературе практически исключается из рассмотрения тюркская культура. В европейской традиции эту культуру обычно принято называть номадической культурой, которая, «не имея будущего, ведет в культурный тупик». На наш взгляд, такой подход продиктован, поверхностным пониманием или незнанием истоков и основ тюркской культуры. Такой стереотип сложился в силу разных причин.
Во-первых, время изучения западными и русскими исследователями центральноазиатской культуры пришлось на время временного упадка данной культуры в силу природно-климатических и экономических условий позднего средневековья и начала распространения капиталистических отношений в мировом хозяйстве.
Во-вторых, невозможность прочесть и понять, имеющиеся в большом количестве письменные памятники, делали исследования поверхностными и субъективными.
В-третьих, в силу не понимания оснований иной материальной и духовной культуры, а иногда и просто европейского политического и культурного шовинизма, эта культура представлялась как «туземная и варварская».
В древности тюркские народы, используя богатую природу и разнообразие климатических условий обширной территории от степей Юго-Восточной Европы до Китая, от Сибири до Гималаев и Гиндукуша создали богатейшую культуру. Тюркская культура, являясь органической частью общечеловеческой культуры, на разных исторических этапах оказывала решающее значение на судьбы мировой цивилизации. На протяжении более чем 8 тысячи лет тюркская культура как живой организм испытывала периоды рождения, расцвета и упадка, но каждый раз, сохраняя свою самобытность и специфику, занимала определенное место в многообразии мировой культуры. Исторически тюркские народы развивались как единый организм. Генетически единые тюркоязычные народы, каждый в отдельности имели свои особенности и специфику, а вместе создавали самодостаточный культурный массив, который во все времена играл значительную роль в становлении и развитии человеческой цивилизации.
Богатая природа и разнообразие климатических условий позволили создать древним тюркам богатейшую культуру, в основе которой лежала триада: «чарвучилик» (номадическая культура), «бостанлик» (оазисная культура) и «яйлак» (смешанная скотоводческая и земледельческая культура). Эта триада являлась хозяйственным и экономическим основанием универсальности, целостности, самодостаточности, и как следствие – открытости духовной культуры и мировоззрения тюркских народов. Сложная и универсальная система хозяйства: оазисно–земледельческая; пастбищно-кочевая; скотоводческая с вертикальным кочеванием, совмещающаяся с земледелием, сопровождалась развитием различных ремесел, хлопководства, садоводства и огородничества. Ткацкое ремесло и обработка шерсти удовлетворяло людей не только в одежде, но и в изготовлении жилищ – войлочных переносных юрт. Всадничество, использование колесной повозки и юрты обеспечивали освоение обширных территорий жизненного пространства. Уже во II-I тысячелетии до н.э. тюрки освоили металлургию бронзы и железа. Естественным следствием такой сложной и универсальной, самодостаточной системы хозяйства явилось появление и развитие городов, которые являлись центрами экономической и социальной жизни, духовной культуры тюрков. …
Читать книгу
“ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ТЕНГРИАНСТВЕ” (.pdf – 700кб)