К Форуму духовности — 2011, посвященному развитию культурного и духовного
потенциала Республики Саха (Якутия)
Все саха (якуты) знаем из преданий, что древнее название долины Туймаада – Сахсары. Отсюда и название озера Сайсары.
По историческим преданиям, имя нашей прародительницы, жены Омогоя – Сахсары или Сайсары. Прибыли они на среднюю Лену со стороны Байкала. По версиям, Омогой бурят-монгольского происхождения, а происхождение Сахсары не определяется.
Впоследствии к ним прибыл и Эллэй, сын слепого старца Татар Тайма. Скорей всего, судя по имени, этот старик был тадарского происхождения, т.е. древний хакас. Шли они, по преданиям, зная, что есть такие-то там-то, т.е. они знали о местонахождении Сахсары и Омогоя. Откуда? Не связаны ли эти знания более ранними связями с этой парой?
Тут надо дать справку о схожих сюжетах преданий у хакасов и якутов. В древности, один хакасский князь долго не был женат, все воевал и личную жизнь не устраивал. Старейшины решили его женить, созвали со всех сторон молодых девушек и женщин, поселили их в стойбище. Наказали князя подсматривать за ними, у той, которой струя мочи сильная, та будет родовитей. Князь высмотрел и женился на такой, у которой пузыри мочи были величиной с зайца. Ее прозвали Ах Хабак – Белый Пузырь. Не правда ли похоже на сюжеты об Элляе и подсмотренных им дочерях Омогоя? Следовательно, эти сюжеты были зарождены не в Якутии, а на более ранней родине.
В Хакасии есть хребет Сахсары, под ним долина реки Уйбат, впадающей в Абакан. Хакасы эту долину называют Сахсаар, Сахсыр, Сахсары. По преданиям, в древности, в эпоху кыргыс, когда на жителей долины напали враги и всех перебили, семеро девушек убежали и спрятались в одной из пещер гор Алатау (Кузнецкие Алатау). В честь них там долго сохранялись семь менгиров – Четти Кыз, которым поклонялись шорцы. Младшая из девушек, вернувшись обратно на родину, увидела разрушенное стойбище и окаменела от горя, превратившись в каменный столб – Куртуях Таас. Этот камень сегодня национальная святыня, основной экспонат музея под открытым небом в Хакасии. Хакасы дают разные версии перевода слова куртуях. Когда я говорю им, что значение может быть очень простым – тетерев-камень, ничего не надо придумывать, то сильно удивляются. По хакасски тетерев тоже созвучен с куртуях. Наверное, поэтому у нас имеется род Куртуяховых в Нюрбинском улусе.
Но куда ушли остальные? Есть предположение, что одни были заполонены завоевателями, другие спрятались. Возможно, одной из полонянок была и наша прародительница, которая с супругом Омогоем прибыв по Лене, назвала среднюю ее долину в честь далекой своей родины – Сахсары.
Для того, чтобы как-то проверить это предположение, я в конце июня с.г., по пути из Горного Алтая в Туву, остановилась на несколько дней в Абакане и посетила гору Сахсары.
По просьбе давнего нашего друга, хакасского драматурга, директора Дома литераторов Хакасской Республики, А. И. Котожекова-Чапрая, меня на своей машине сопровождал хранитель горы Сахсары, хакасский шаман В.Н. Чебочаков.
В. Н. Чебочаков с родителями в 60-е годы чабанил в долине Уйбат, под горой Сахсары, и считает эти места своими родовыми. Сегодня он у подножия горы проводит обряды, моления, планирует восстановить храм небесного моления Тигир Тайии, останки которого имеются на вершине Сахсары и называются Таас хазаа (як. Таас хаhаа). Вообще в подножии Сахсары имеется множество четких останков древних каменных строений – курее-хазаа (як. күрүө-хаhаа) со следами святилищ.
На вершине Сахсары имеется святилище, устроенное В. Н. Чебочаковым, на ветру развеваются разноцветные флажки салама, подвешенные на березах. Он, опасаясь за будущее этих священных мест, планирует оформить эти земли под аренду для организации культурного туризма, духовного паломничества, придания особого статуса сакральной зоны.
С высокой верхушки Сахсары, взору поднявшегося открывается удивительная по величию панорама. Долина простирается вдаль до горизонта, река Уйбат вьется ярко синей лентой, голубые зеркала озер, изумрудные холмы, золотистая полустепь и синее-синее небо создают ощущение бесконечности вселенной. На рассвете с верхушки Сахсары, с места тенгрианского храма небесного моления Тигир Тайии, видно, как далеко на горизонте поднимается заря, и красная дуга поднимающегося солнца зажигает первые лучи светила. Действительно, по якутски сах – зажигать, сары общ. тюрк. – желтый, золотистый цвет. Сахсары – зажжение золотистых лучей солнца.
Так и хочется воскликнуть — вот почему долину Туймаада, древняя наша прабабушка назвала Сахсары! В тоске и любви к той родине, которая осталась далеко…
Спасибо Валерий Николаевич, за то, что Вы охраняете гору и долину Сахсары!
Нас, потомков нашей Сахсары много, и мы будем приходить к Вам, будем поклоняться духу горы Сахсары, прародине наших общих предков…
Л.В. Федорова,
Абакан-Якутск, июль, 2011 г.