Следы набожности в круговых танцах

В представленной статье говорится, что круговой танец показывает свои следы во всех областях культурного наследия.  Здесь привлекается внимание на то, что такие танцы, которые являются в культуре народов Востока и Запада отражаются как следы раннего мышления древних людей.

Предполагается, что круговые ритуалы и церемонии, а также круговые танцы сами, которые их измененная форма в современную эпоху включает в себя основную идею «божества». Автор привлекает внимание на то, что в ритуалах и церемониях в момент достижении «сияния» древних людей, круговые танцевальные движении вызванные огнем означают значительный смысл.

Он также уделял внимание проблеме их внутренних духовно-психологических состояний, которые проявляются в выражениях действий при выполнении ритуалов и церемоний.

Ключевые слова: круговые обряды, круговые церемонии, круговой цикл, круг, божество.

 

Круговые ритуалы, следы которых уходят в ранние исторические слои, проявляют себя во всех областях культурного наследия. Исполняемые в круговой форме танцы являются первичным и самым главным мостом культурных связей между народами. Из-за своей древности, круговому исполнению танцев, теме, схожести построения частей, значению названий и схожести с точки зрения движений, методическому языку мелодий, ритмическим размерам и составу инструментов сопровождающих танец, подобные танцы связывают самые древние народы мира плотными и неразрывными нитями. Независимо от национальности, социальной и религиозной принадлежности, профессии, круговые танцы являются универсальным средством, заставляющим говорить на одном языке самые различные народы. С этой точки зрения, не случайна мысль о том, что круговыми обрядами и ритуальными танцами была заложена основа всемирной культуры. На основе выше отмеченного, можно предположить, что развитие общечеловеческой культуры было бы невозможно без них. Отсюда приходим к такому заключению, что возникшие в ранний период истории круговые танцы оказали значительное влияние на будущее развитие человеческого общества и культуры.

Но, чем же отличались древние люди, жившие в ранний исторический период от людей, которые адаптировались требованиям современной эпохи? Какие исторические периоды они прошли пока не сформировались как люди сегодняшней эпохи по уровню своего умственного развития? Эти вопросы, которые являются одними из самых актуальных современной науки, все еще остаются без ответа. Сегодня ведущие исследования в разных областях науки исследователи выдвигают свои соображения по этим вопросам. Хотелось бы отметить, что имеются главные причины, отличающие людей, основывающихся на логическое мышление и адаптировавшихся к ритму современной жизни, от людей, живших в ранний исторический период. Основываясь на имеющиеся предположения, можем сказать, что люди, жившие в ранний период истории, познавали мир не в рамках рационального сознания, а по системе духовного познания.  (5, 165; 6, 129). Вероятно, древние люди, познающие мир таким образом, наряду со своим внешним видом, отличались от современных людей, также своим мировоззрением, познанием окружающего мира. Хотелось бы отметить и то, что охватившая современный мир глобализация и другие такого рода процессы, еще больше увеличили отчуждение от “духовного мира” среди широких масс. Думается, что сильное предположение об иррациональном познании древними людьми, может найти свое подтверждение в круговых танцах, ставших современной формой искусства круговых обрядов и церемоний.

По нашему мнению, круговые танцевальные движения, понимаемые сегодня нами как круговые танцы, играют роль неразрывных нитей между прошлым и настоящим. Круговые танцы можно назвать современным отголоском раннего периода истории. Круговые обряды и церемонии сегодня можно увидеть также в форме геометрических фигур. Как геометрический знак круг обнаруживает себя в древних постройках, древнейших могилах, орнаментах, в строении ударных и струнных инструментов и пр. Если обратить внимание, то мы увидим, что форма круга присутствует во всех областях жизни. Мы не ошибемся, если назовем круг точкой соприкосновения всех областей науки. Поэтому мы можем принять круг как символ беспрерывности, бесконечности и полноты. Мы придерживаемся следующего мнения о том, что круг неизбежен для начала, конца и повторного начала. Это живой процесс, являющейся закономерностью природы и жизни. Видимо так и должно быть. Эта закономерность образует круговой цикл. Если движение приостановится, не будет и развития, и все в мире будет находиться в состоянии инерции (неподвижности). Если не будет кругового цикла, не будет ни вселенной, ни человеческого рода, ни жизни. Одним словом нарушится гармония. Из всего этого можно прийти к заключению, что мир состоит из вечного вращения первоначала. Разумеется, мы относим это и к круговым танцам.

Круговой цикл проявляет себя не только в круговых танцах среди видов искусства, а также в музыкальных формах. Например: в форме рондо, (Н.Ф.-Рондо на французском языке означает круг), в форме сонаты, в целом во всех формах репризы можно отчетливо это наблюдать. Круговой цикл имеется и в мугамных формах (дастгахах) являющихся плодом музыкального мышления восточных народов.

Мы предполагаем, что жившие в ранний период люди исполняли круговые ритуалы и церемонии под открытым небом вокруг огня. Думается, что в ранний исторический период, поклоняющиеся солнцу, верящие в его силу люди считали огонь священным. Думаем, что движение языков пламени во время исполнения круговых ритуалов и церемоний, воздействуя на человека, запечатлелись в кровной памяти и были факторами, создающими определенное “душевное состояние”. Отсюда можно сделать следующий вывод о том, что в круговых обрядах и церемониях образующиеся под воздействием огня круговые движения, при достижении человеком состояния озарения, носили субстанциональный смысл. Думаем, что такой душевный подъем обязательно подталкивал их в другой мир. Возможно, это было самой ранней формой поклонения человека  “Гёк Танры” (Небесному Богу) – Солнцу в то время когда еще не возникла ни одна мировая религия. В существующих источниках мы познакомились с мыслями, отражающими связь круговых танцев с набожностью. К примеру, Ангелина Лукина заявила о том, что круговой танец у тюркских народов по своей архаичной основе отражает главную идею тенгризма.  (3, 13).

Думаем, что кажущиеся со стороны простыми дивжения рук и ног, которые люди делали вдоль круга не были механической чередой обычных движений. Это было последовательностью душевного подъема состоящего из четырех этапов пути ведущего к Богу, к истине.

Мы думаем, что круговые обряды и круговые церемонии, являющиеся универсальным языком общечеловеческой культуры существовали с самых ранних периодов истории. Настраиваясь на внутренний процесс вокруг огня в подсознательном возникновении и передачи знания, круговые танцевальные движения словно носили функцию “звука” и его “резонанса”. Древний человек, осмысливающий высокие смыслы через принцип познания, проходящий ступень за ступенью пласты души, вращаясь вокруг огня наряду с выполнением своей функции инструмента, одновременно играл исключительную роль при передаче этих звуков. По нашему мнению, круг, являясь началом общечеловеческой культуры, символизировал универсальный язык.

При проведении исследований мы обнаружили факт наличия движения по центру по круговой линии в хореографии современных танцев кольцеобразной постановки, в суфийских вращениях, в выразительных танцеподобных движениях шаманов, в христианских поверьях, а также в симфоническом жанре, в драматругии мугамных форм (дастгахов). Думаем, что привлечение и распространение из центральной точки и “горячей точки” всего нами перечисленного имеет особое значение. Энергия пламени, принимаемого как горячая точка во время исполнения круговых обрядов и церемоний равномерно распределялась среди участников. Думается, что высокая положительная энергия, образующаяся во внутреннем мире каждого из участников за счет принимаемой от Солнца и пламени энергии, а также исходящая от него духовная связь не ограничивалась только кругом, вокруг которого двигались участники, она также образовала цепь, то есть, спираль многочисленных кругов. Таким образом,  возникает напряженный энергетический оборот. Происходит столкновение энергии внутри участников с энергией, получаемой из “Горячей точки”. А это в результате приводит к сильному взрыву образованию невидимому простому глазу самой ожесточенной энергетической волны. В этот момент, человек, словно сам выполняет функцию “прибора передачи”. Нам кажется, что именно  поэтому люди через шаги вдоль круга, толчки, прыжки, вращения выражали различные внутренние состояния. Скажем и то, что все эти признаки проявляют себя в выразительных движениях современных круговых танцев. Отметим, что и участники современных круговых танцев, когда включаются в этот процесс, чувствуют возникновение высокого настроения, очищение и просветление. Думаем, что это непростой круг, а именно настраивающий людей на оптимистичное душевное настроение круг. Мы можем уподобить возникающее во время круговых обрядов и круговых церемоний душевное состояние людей на “натянутую нить”. Возможно, возникающая за счет сильной энергетической волны и поднимающаяся наверх напряженная положительная энергия распространялась во все слои вселенной. Мы придерживаемся того мнения, что вышеперечисленное нами, приходилось на кульминационный момент круговых обрядов и церемоний. В последующих исторических периодах видоизменившиеся следы тех признаков можно увидеть в танцах суфийских дервишей, в исполнении вокально-инструментальных дастгахов, которых мы сегодня принимаем как музыку мугама, а также в современных круговых танцах. Эти признаки проявляют себя в динамике движений участников круговых танцев, в хлопании в ладони с рядом стоящим, топоте, в легких прыжковых движениях, ударом в себе бедро, в гармонии звуков во время пения, в криках и выкрикиваниях, в оттенках интонации, в выражениях лица, в тембре сопровождающих танец инструментов. Это отражается и в достижении шаманами и суфиями состояния экстаза. Поэтому возникающая самая высокая энергия распространяется на биосферу. В танцеподобных движениях шаманов, в молитвенных вращениях суфийских дервишей мы можем наблюдать вышеперечисленное.

Предполагаем, что древний человек, постепенно с верой перешедший все слои снизу вверх, познавая высшие смыслы на пороге Всевышнего, приходя в крайний экстаз в последнем слою, всегда жил с желанием воссоединиться с Ним.   А это показывает, что древние люди познавали мир через интуитивные знания и жили не нарушая законов гармонии. Нам кажется, что все это были основными факторами, обусловлавливавшими живучесть людей, размножение и существование поколений, существование общечеловеческой культуры. И как следствие этого, и теперь независимо от языка, религии, пола, возраста, социального статуса, расы и географического региона самые разные могут очень легко собраться в едином кругу и танцевать. По нашему мнению, круг является единственным сильным средством, способным воссоединить различные группы людей в оптимистичном настрое. Нам кажется, что в то время как присутствует угроза ядерных войн, идут такие противоречивые процессы как глобализация и другие, пытаясь соединить различные народы за целым кругом, можно достичь установления мира и безопасности во всем мире. Думается, что этим мы, как и наши предки, можем сохранять гармонию между человеком и природой, не нарушая мировой порядок.

В представленной статье мы направили наше внимание на то, что является главной причиной исполнения в круговой форме также круговых обрядов, церемоний и кольцеобразных танцев, которые являются их видоизмененной формой. Какая функция у круга в таких танцах? Выясняется вопрос, который составляет сердцевину нашего исследования. По нашему мнению, круг является общим языком массы через движение. Согласно верованиям древних славян, круг символизирует большой факел, дарующий людям свет и тепло. В славянских языках “хоро” означает “круг”. Это означает “солнце”, “солнечный круг”, “круговая церемония”, “в направлении солнца” (4, 434).

У восточных славян слово круг, то есть коло напрямую связан с годичной хронологией коловратом Солнца и конечно же религиозными верованями. По поверьям башкордских тюрков, круг означает держаться подальше от злых сил, болезней, несчастья.

В круговых ритуалах и церемониях особое значение имело в какую сторону вращаться. При проведении исследований мы встречались различными мыслями в различных источниках. В представлении узбекских и кыргызских тюрков круговое вращение служит отстранению злых духов, приносящих людям болезни. А по поверьям калмыкских тюрков, движение справа налево может принести несчастье. Анатолий Алексеев пишет, что старые эвенки говорили, что движение налево, выражает воображаемую дверь – старый год, являющийся движением против солнца и его похороны. Движение по солнцу через второй огонь является символом перехода от старого года к новому году. Это будто обновление жизни, оживление природы после долгой зимы, рождение нового года и нового солнца. Движение влево в танцах, несомненно, связано с движением солнца с востока и на запад. (1,  79–80).

Круговое дивжение продолжает жить и после возникновения мировых религий. Например: в исламе круговой танец суфийских дервишей имитирует движение вселенной по своей оси и вокруг солнца.

В христианских поверьях круг играл такую важную роль, что он стал одним из причин раздела религий. Смык Китаев так написал об этом: “Круговые ритуалы (пересеченное движение вокруг церкви, прогулка вокруг свадебного стола) по законам Московской патриархальной церкви, делаются против часовой стрелки. А в древних поверьях и православной церкви катакомб, двигаются по часовой стрелке.  Католики еще больше отличаются при выборе поворота круговых ритуалов: западники двигаются по часовой стрелке, восточные против” (2).

Следует отметить, что часовая стрелка и круговое вращение против часовой стрелки, отмечаются не только в ритуалах, церемониях и мировых религиях, но также и в современных круговых танцах. Например, в танцевальной культуре хорватского, цыганского, бретонского, каталонского, бразильского, румынского, шведского, венгерского, латышского, литовского, греческого, осетинского, аргентинского, черкесского, ирландского, английского, адыгского, корейского, японского, понтского, русского народов, а также у анатолийских тюрков и азербайджанцев можно увидеть круговые танцы, исполняемые против часовой стрелки.  Сербы исполняют танец “У Сест”, чехи “Хорехронски чардаш”, итальянцы “а Пассу Торрау”, норвежцы “Ег Родде Мег Ут”, венгры “Самогьи Кариказо”, “Саркози Кариказо”, евреи “Дайену”, “Земер атик”, русские “Перелетный сиз-соколик”, “Сидит Дрема”, азербайджанцы танцы “Яллы” против часовой стрелки.

При проведении исследований мы наблюдали также за тем, что в хореографии современных кольцеобразных танцев нарду с кругом существуют двойной, тройной круг, спираль, полукруг, змееобразное движение, восьмерки и квадратные фигур. По нашему мнению, образовавшиеся от целого круга эти фигуры являются чертами высокого энергетического оборота в круге, которые проявляются в современном искусстве кругового танца.

Думаем, двигающне силой, регулирующей целость круга это ритм. Ритм является человеческим сердцебиением, беспрерывный танец вселенной вокруг солнца – одним словом, основой движения, сердцевиной человечества и процессов в мире. Обратим внимание, на ритмическое деление в природе. Все процессы в живой природе являются ритмическими и периодическими. Поэтому голоса, образующиеся от звуков ветра, шороха листьев, из гармонии каплей дождя, движения морских волн, образуя определенные ритмические деления, создают закономерность. Этот процесс всегда повторяется в родной природе. Думаем, что ритм, то есть существование живого процесса, имел особую роль в круговых ритуалах и круговых церемониях. Участие в круговых обрядах и церемониях человека, который являлся частью природы, опирался на ритмы. Так как одним из самых главных факторов, обуславливающих существование круговых танцев, которые возникли до религий, является звуки криков древних людей и образующие групповую организацию этих звуков живые ритмы. Вероятно, люди с ранним мышлением, познающие увиденное в природе во время исполнения круговых ритуалов и церемоний имитировали звуки, издаваемые животными, криками и выкрикиваниями. Это можно увидеть в шаманских обрядах и в танцевальной культуре местных народов Сибири, а также в  таких современных танцах башгурдских тюрков как “Гугук гушу”, “Гойерчин” (“Голубь”), “Тетерев”. По нашему мнению, ранние круговые обряды и церемонии сопровождались ударниками. Исследования показывают, что в ранний период истории, когда не существовало никаких музыкальных инструментов, древние люди сопровождали круговые ритуальные церемонии ритмами, которые имели изоморфный смысл. От щелканья, топота ног, хлопанья в ладони, хлопаний по своим бедрам древнего человека можно сделать такое заключение, что он сам и являлся “живым ударным инструментом” во время исполнения этих обрядов и церемоний. Сопровождающие удары получались  от хлопанья, топота ног, криков и стука камней друг о друга. Можно подумать, что таким образом возникли первичные и простые ударные инструменты. Например: находящийся на территории Гобустана Гавал даш  может служит наглядным примером этого (7. См. Рис. №1).

Рис. 1 Гавал даш

Рис. №1 Гавал даш

Скажем и то, что в современных азербайджанских танцах яллы, все вышеперечисленное нашло свое отражение.

По нашему мнению, по мере развития человеческой речи, звуки выкрикиваний превратились в слоги, постепенно в слова и пения, то есть в песни. И во время исполнения современных круговых танцев, люди своими движениями рук и ног создают ритм. Такие танцы исполняются не только хлопаньем в ладони, топотом ног, но также и сопровождением различных ударных инструментов и человеческим голосом. Сегодня ритмические движения, которые делают различные народы внутри круга, очень легко находят себе дорогу от одного материка на другой без помощи разговорной речи и других средств общения. Думаем, что именно этот факт может подтвердить, что круг являлся общечеловеческим языком между людьми в ранний исторический период.  Отсюда можно сделать такой вывод, что в ранний исторический период всемирные общечеловеческие законы регулировались ритмами.

Основываясь на всем вышесказанном, хотелось бы отметить, что круговые танцы, присутствующие в культуре различных народов, живущих в мире как следы раннего мышления древних людей и как проявляение поклонения ими Гёк Танры, показывает себя в современном искусстве кругового танца.

Как видно из пиктограмм, изображенных в наскальных рисунках, в круговых танцах отчетливо проявляются следы космического мировоззрения древних людей. Оглядываясь из XXI века на ранний исторический период и анализируя мировоззрение древних людей, мы видим необходимость нахождения новых путей исследования. Мы придерживаемся того мнения, что мы должны изучать человека и его жизнедеятельность не только с точки зрения биологического, социального существа, но также как и часть космического пространства. Думаем, что с исследованиями, которые будут вестись в этом направлении, можно будет выявить космическое мировоззрение древних людей. Такой способ исследования круговых обрядов, церемоний и круговых танцев, их формы, принявших танцевальный вид, в современную историческую эпоху может открыть широкие пути для различных научных сфер, а также может иметь большое значение для выявления культурных связей между различными народами.

 

Набиева Ф.Р.,
Азербайджан, Баку
nebiyeva.fazile@mail.ru

Источники и литература:

  1. Алексеев А.А. «Он есть начало и конец всего…». Культ огня у эвенов. // Ж «Илин», № 3-4- 2004.С. 77–85.
  2. Китаев-Смык Л.А. Мусульманский “зикр”, христианский “богослужебный круг” и солярные хороводы. /Сайт Китаева-Смыка Леонида Александровича.
  3. Лукина А.Г. Введение. /«Круговой танец: Природа-Человек-Космос». Якутск. 2014. С. 12-14.
  4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука. 1994. 434 с.
  5. Фархадова С. Т. Муга-манодия как тип мышления. Б., Элм. 2001. 365 c.
  6. Фархадова С.Т. Принцип неконкретного мышления как источник духовного знания. / “İncəsənət və mədəniyyət problemləri”. №4 (30), 2009. С. 126-133.
  7. https://www.youtube.com/?hl=ru YouTube. Azerbaycan Gaval Dashy (tambourine stone) – Qaval Daşı