Эпос, легенды, сказ народа о героях Буга турах рождаются неспроста. В них найдете честную хвалу, сокрытую тайну и намек, в образах и повадках звериных борьбу народа за свои права, в сказке надежду быть услышанным, увиденным и спасенным.
Народ живет и дышит, а чиновники и функционеры играют двойную жизнь. На местах они каркают, а в верхах поют соловьями, мол все у нас «о кей». А что справедливость восторжествует, зло будет наказано, закон тайги будет равен для всех, ведь мы равны под Вечно Синим небом Тенгри, – становится для народа далекой мечтой.
Слушайте, пишите, запоминайте, повторяйте во много раз вслух – пройдет молва в интернете об очередном эксперименте. Газеты пропишут Ох и Ах об аспиранте культурологе из Тувы.
Ветер пронесся по тайге – осень наступила, там высоко в горах кедрачи волной качаясь, сбросили семена, покрытые богатырскими доспехами. Подберут весной шишки собиратели вшей драконов, закопают их в землю, тайну бытия, зарождения жизни расскажут не спеша.
От бурого медведя у речки Туран до реки Пий-Хем хозяин благородных оленей, шелуша доспехи шишек кедрача, набираюсь я ума. Доспехи с шишек снять не проблема, а зернышко то одно, оно все равно упадет с лап-когтей и, пустив корни не спеша, превратится в могучий ствол кедрача. Так шишки, становясь богатырями, много лет будут жить, радуя зверей и птиц в долгие года.
Слушайте дальше бурого медведя – время бежит, человек творит дела, солнце сменяет луна, реки чистые текут с гор в долину. Облака плывут туда-сюда, то белые, то черные вести с утра неся – слухи, сплетни, зависти и радости земных людей, не спеша. Услышали иль увидели, одели в доспехи богатыря. Начали писать, сплетни распускать, он такой и не такой, плохой и хороший, но все равно народный герой и богатырь. Когда идет богатырь в чугунных доспехах, его плечи как у быка, те кто рядом, не замечают тяжестей чугуна, натирают ему бока. Звери, птицы лесов, полей, тайги завидуют, не ведая о сокрытой силе в теле мужика, героя и богатыря.
С нашего Буга тура, по просьбе богатырей в кремле “ты устал отдохни, без тебя тут есть богатыри”, сняли с плеч звезды яркие даже днем, и лопату трудовую всю в царапинах, погнутую за долгую службу на посту, в амбар закинули – старье.
Но доспехи чугунные на Шойгу врожденные, Небо дало ему знак, потому судьба и без лопаты обойдется, ведь лапы как у медведя, не беда. Отправили мужика недалеко работать дворником под Москвой. Чтобы не натворить нечаянно бед своей неведомой силой и волшебством спасателя, не баловать народ потехи ради, сделал себе веник из кустов, деревьев, обвязав его волшебным узлом. Начал наводить метлой порядок на дому и во дворе – в области, доверенной ему.
– Бугатур орлиным взглядом ловил мышей, сусликов и хомяков, сметал веником с улиц и дворов барсуков.
– Бугатурскими плечами, одев хомут на шею, тянул телеги служивых и придворных, в душе полные раздора, зависти и грязи.
– Бугатурскими делами, лапами как у медведя для проезда железных кобыл и жеребят дороги копал, лес валил, порядок наводил.
Народ, увидев работу богатыря, надежду возложил о честной жизни среди полей и лесов. Тропинки стали безопасней от опасных клыков, все в поле и в лесу получили равный доступ к дороге на водопой.
В это время, Пут дазылдых могэ, владеющий миром, открыв ворота забора (херим), оседлав коня, промчался под Москвой, посмотреть на героя без доспехов, дворником ставшего по воле небес. Не слезая с коня, он промчался мимо здоровенного мужика с веником в руках, не узнав в нем героя богатыря. Все везде было чисто, тропинки без клыков шакалов опасных и следов когтей глубоких на земле. К водопою мирно направлялось, напивалось разное зверье – маленькое и большое, сильное и слабое.
Ему стало хорошо, что все в порядке в ближайшем зверином мире, спать спокойно можно и сны теперь добры, приятны, веселы.
О кормушке, ловушке для мышей и крыс в амбаре среди самок молодых
Прошло ни мало и ни много. Тот служивый, который был для него опорой, надеждой и покой хранил в кремле, серым волком оказался – тюков таскателем.
А история такова. Остановил он вожака сборщиков дани, здоровый, сильный молодой приглянулся добрый молодец богатырю, и возложил он на него хозяйство стеречь, родину и войско доверил. Мирские дела солдат – ратников, воевод едой, домами и службой у границ обеспечить. Железные птицы, черепахи и телеги ковать-латать, отчизну защищать.
Но серый волк все в лес смотрел, тюки втихаря стал таскать он в логово свое – шкуры соболей, да не простые, а из слез сирот, стариков-фронтовиков, живых свидетелей войны.
Мыши, суслики, хомячки, собаки не боятся чужака – заметил богатырь Пут дазылдых могэ, толстые стали, лоснятся жиром их меха. И собаки сторожевые не лают, не гавкают, от лени лижут между ног, чтоб мочой не пахнуть в конуре, сытной жизни миг удачи во сне и наяву ловя. Среди самцов больших и маленьких с клыками и зубами Самки бегают туда-сюда, легко давая нюхать под хвостом самцам и с ума их сводя. Благородные воеводы запахом одурманенные, с звездами на плечах, в клыках и когтях несли добычу, забыв отчизну, родину и ратные дела.
Воеводы, ратники забыты, Серый тюков таскатель остатки им свои давал, сократив, убрав, забрав народное добро. Защитники отечества сыты макаронами до тошноты, а что толку от них – воевод и ратников без настоящего вожака-богатыря. У того запахом самки сладостно нос забит, поднять мечи, одеть доспехи силы есть, а духа нет. Втихаря воевода макаронник получил звезду с небес, упавшую в сортир, по секрету тайно от ратников он обмыл ее. За то, что тюки серого волка геройски он таскал в лес-логово. В то время главный медведь когтями узаконил, нацарапал – он молодец, не видя, не слыша его ратные дела. Вот такие дела, наверху у нас творятся…. герои пахнут сортиром.
Гнев и ярость вожака, владеющего миром богатыря
Рассердился наш борец Пут дазылдыг могэ, что не дают сидеть в седле коня, на долгие времена подпитаться корням черной кровью из недр земли и драгоценными камнями исцелить хребет богатырский. Принял решение быстро, опасно стало в тайге, в поле и в лесу. Убрал, прогнал Серого волка – макаронов и звезды вонючей любителя, серозные тюки от таскателя налево.
Призадумался Пут дазылдых могэ, поборол я серого волка тюка таскателя, как владеть миром на земле без щита и меча, кто поднимет щит, поднимет острый меч и покажет врагам вокруг. За кем пойдут на подвиг ратники, воеводы, дух единый их нитью соединит. Позвал на совет другого богатыря (Дидим анаа тол, адыг оглу), храброго, простого происхождения из рода медведя, законника тайги. Их разговор в тайгу с запада на восток передал ветер северный.
Дидим анаа тол Адыг оглу – Могэ, владеющему миром: “У нас в лесу и в поле суслики и мыши, хомячки становятся все сытней и ленивей, не исполняют свой долг, а птицы, звери худеют, справедливости нет под Вечно Синим Небом. Вы сильный ловкий борец, могучей ногой подцепили на лопатки положили серого волка – тюков таскателя, будет вам зачитана победа – иппон. Кимоно чистое и белое после схватки у вас”.
– А я один могучей своей лапой раздавлю, раскину, выйдя из тайги, наведу порядок в поле и в лесу, мышей и сусликов накажу. Позову служивых волков и борзых собак на государевой службе они у нас.
– Эй Бастыр акый, где твои клык и когти, лапы сильные? Не исполняешь свои дела. Хвост пушистый от безделья, нюх потерял следока. Трусом стал, очнись, управляй, наведи порядок в поле и в лесу, по следам иди, в амбарах поищи, норах покопайся, вытащи ворованное добро народное.
– Эй Чайка белая, прокурился, устал летать, старый стал, взлететь не можешь в синее небо, осмотреть земли от восхода да заката. Сесть на озеро и море, боишься простудить добро, не можешь рыбок наловить. Где белая правда на земле, не видишь, не слышишь как тайга шумит, как в поле и в лесу, мышки, суслики не бегают, наворовали и сытые в норах лежат и пукают наверх.
А что же делать, нет среди нас богатыря героя (маадыр), чтоб народ был за него стеной, а не соринкой в глазу, и дух поднять у стражников земли, чтоб не могли гавкать, каркать всякие враги.
– Пут дазылдыг моге говорит – Что-то спать и ходить в кремле опасно стало, а вдруг красная звезда с башни упадет, раздавит нас и разобьется. А осколки разные, веривших в звезду народов собрать я не смогу, постоянно сон мне снится, беспокоюсь я давно.
– Дидим анаа тол, адыг оглу богатырь – Мне бурый медведь родня, там вдали, в Центре Азии Адыг-тулуш благородных оленей хозяин от речки Туран до реки Пий-Хем у святых источников Аржаан напомнил о богатыре герое маадыре, родившемся между двумя драконами в долине реки Хемчик Чадаан. С орлиным взглядом он, плечи как у быка, руки как у медведя, лапы мощные, владеет неведомой силой.
Богатырь теперь занят мирскими делами, таскает телеги с барахлом, метлой очищает дворы и дороги, орлиным взглядом ловит мышей и сусликов, сорок белобок, наводя порядок в княжестве небольшом.
Пут дазылдых моге – Верно, вовремя напомнил о богатыре герое, не лежать ему на печи, не пахать ему на поле, не таскать ему в ведрах воду с пруда, не метлой махать -чистить дворы и дороги. Богатырь есть богатырь. Это не судьба его, зови героя богатыря.
И позвал он Буга тура в херим (кремль), на доспехи нацепил яркие звезды, падающие с небес, и сказал – настал твой час, судьба в тебе есть, демдек (знак) Вечного Синего Неба. Ты избран небом – Тенгри, владеешь неведомой силой и волшебством, прими щит страны и меч, карающий врагов (Камгалакчы бол).
В правой руке Шойгу буга тур лопату крепко держит в руке, в левой меч святой, выкованный из небесного камня создателя – Тенгри. На спине висит кольчуга, сплетенная народами земли российской. Воеводы и ратники присягу тебе дадут, сохрани страну от врагов, руби сорняки вокруг, пока я здесь сторожу логово старого вождя.
Я врос в седло, управлять привык с коня, с уздечкой и плетью не расстаюсь со дня правления моего. Если слезу я с коня, ноги врастут в землю глубоко, проблемы под землей в срединном мире задушат корни мои – жалобы, заявления зверей и птиц в тайге, насекомых в поле и в лесу. В левое ухо сплетни жужжат, а правое ухо карр.. карр… каркают мне. Гав, гав собаки лают мне, ку-ка-реку кричат везде, под ногами сорняки растут, не дают покоя, от постоянных предательств и оборотничества ставленников запутался – доверяя, не проверяя их.
За девять дней наш богатырь герой должен верных стражей воевод собрать, которых не купишь соболями и зелеными шкурками заморскими. Чужестранными конями, кораблями армию не создать, макаронами воеводам и ратникам не угодить.
Простая истина: для нас дикий лук – родной древний оберег от бед
Нос богатыря как дикий лук – это подарок создателя-Тенгри, как щит небесный не пропустит он дурной запах в нос и мозг, не заколдуют богатыря чары самки, вот вам мой секрет – а вы смеялись над Сергек.
Тайну поведаю о неведомой силе Маадыра Сергека, героя, в крови которого белая кровь матери течет, с молоком впитал он с детства тайну святой Киевской Руси и братьев белорусов богатырские дела.
По отцовской линии в богатырском теле Сергек Шойгу течет кровь Кучутуг Хана, кость от древних Ада-тюрок как крепкий столб, дух синего волка в нем – потомке уйгур, кыргыз, таджик, узбек, туркмен – тюрк кижи, братьев родных Буга туру. Он урянхайской земли хозяин, повелитель двух драконов севера и юга, и Кол Кижи, главных собирателей вшей хранит он тайну в сундуках создателя –Тенгри…
Сакрально, что герб страны – орел двуглавый символ наш, его корона знак Тенгри – мы все равны. И то, что в нашем герое белым молоком кровь течет, а тело крепкое бугатурское тюркским миром сотворен, доспехи чугунные тонкой нитью Хуанхэ и Янцзы соединены.
Какие у великих богатырей великие дела творятся – слухи ветром гонят облака в тайге, то радостные, то страшные… Страна живет, страна страдает, смутные времена, надежды нет, нас куда несет – на социализм, коммунизм, капитализм…..? Что нас ждет впереди …. Народ думает и ждет!
Что же богатырские дела не будем обсуждать, дайте время – и день и ночь девять лет ему носить доспехи тяжелые, острый меч, щит надежный, крепкий от врагов неведомых, коварных.
В то же время все вокруг зашепталось, засуетилось, от зависти желчь потекла в желудок, слюни с губ потекли, от сплетен пальцы кнопки нажимают, червивые души рабов анонимно что попало пишут – трусы, подлизы, сосунки.
На родине богатыря течет река Хемчик, и река Хондергей течет с горы Чингирлен -аржааном стала, озеро Кара–Хол белее стало. Белым снегом гора Чиргирлен покрылась, о нашем герое девять лет на белых страницах черным пером черного грифа пропишут.
В народе будут говорить о трех богатырях – вечно бодрый Сергек маадыр Буга тур с мечом лопатой и щитом, второй Герасимов звучит как герой эпосов о Гесере (Кезер -резать когтями и клыками, хвостом сметать врага), третий Пут Дазылдыг могэ хаджиме – побеждает подсечку проведя, уложив борца на лопатки, прижимает до ковра – иппон.
Три современных богатыря обладают сундуком, открыв его решают вершить дела от имени создателя – Тенгри, пробудить ли двух драконов Саян -Уула и Танды- Уула. А после пробуждения вершина Монгун-Тайги станет ровным полем навсегда. Бай-Хол (Байкал) драконы выпьют до дна, улетят драконы навсегда в октаргай (вселенная) неведомо куда.
Наверху с казны воруют миллиарды, а внизу воруют у бурого медведя в хозяйстве, ограду стащили шакалы оборотни, благородные олени разбежались. Законы есть, исполнений нет, вожди есть, а рыка нет. Вот мой вам маленький ответ.
Эпосы рождаются не спроста, в устах народа остаются навсегда
Земная жизнь коротка, богатыри творят дела, о них слагают легенды, мифы, эпосы тогда. Народ слагает в трудные времена, докричаться не могут до правителей, царей, королей, вождей, когда мышки-суслики жиреют, хомяки ручные красуются в тепле. Шакалы красятся в волков, служа-исполняя государевы дела. Вороны соловьем поют «о кей». Борзой служивый шары надувает в конуре разноцветные, скрывая под них серость, сырость, гадость, подлость, подставляя богатырей.
Ветер гонит белые, серые и черные тучи под вечно Синим Небом
Интернет взорвался от любопытных, жаждущих правды жизни слов, и тех, кто ищет только вшей и грязи, сосет из когтей медведя грязь и кровь, чтоб уличить его в подхалимстве, близости к телу богатырей.
Вот эпосу очередной конец, народ услышал, прочитал. Кто понял молодец, сохранил газеты, распечатал на принтере, показал друзьям, с соседями обсудили кто есть кто -истинный мудрец.
В простых наборах слов моих истину узрели мусульмане, буддисты, православные – священное, могучее древнее слово Тенгри – Вечно Синего Неба-Творца.
Эпос написать не соску сосать и не леденец лизать, это ответственность за правдивость, надежду на справедливость, смелость тут нужна, сказать правду в лицо богатырю.
О сакральном, девять дней прошло
Узнали имя богатыря в стране далекой, под небесами древняя река Хуанхэ стала еще желтей, а стены древние выше и длинней. Река Янцзы покраснела, предвидя прилет богатыря, помнят былых веков дела Хуанхэ и Янцзы – древних варваров мечей, лохматых маленьких боевых коней, взлетающих на стены крепостей.
Молчат в раздумье ханьцы, вспоминая героя степи давно минувших лет – Сумекчи (Субудая) буга тура урянхай кижи, непобедимого и не побежденного в бою.
Маньчжуры оперились, видя орлиный взгляд вожака. Монголы проводят день рождения Чингис-Хана, не позвав богатыря – потомка прародителя старшего брата Урянхая.
Предки его – потрясатели Евразии, прародители от Тобо мергена, Кол кижи Урянхай черде, рожденный под Вечно Синим Небом Сергек маадыр Буга тур. Потомку древних уйгуров Каганов Буга тур Сергек маадыру Курай… Курай.. монге Уе де делгеренгей АЛДАР ! АЛДАР ! АЛДАР !
Ай-бек Соскал
Реконструкция тенгрианского мировоззрения на территории Евразии
Лабораторная работа аспиранта культуролога Тыв. ГУ г. Кызыл.
Источники:
Интернет ресурсы
Газеты РФ
Отзывы граждан РФ
Pingback: Тувинский эпос про Сергея Шойгу получил продолжение - Новости в Красноярске