“Святыни Евразии” для архитекторов

В одном этом комплекте уместились два основных бренда нашей республики – золото и алмазы. Все это известно далеко за пределами Якутии, в отличие от ее истории и культуры. Оживить эти минералы, приоткрыть через них древнюю историю и культуру народа саха и родственных ему тюркских народов получилось у авторов «Святыни Евразии» Лены Федоровой, директора Фонда «Проектная компания комплекса Земля Олонхо» (ПКЗО), и Марка Бурнашева, ювелира фирмы «Киэргэ».

Обладателями трех великолепных наборов, состоящих из семи золотых значков с бриллиантами, стали финалисты международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию «Земли Олонхо» консорциум Vittorio Grassi & ЯкутАгроПромПроект, корпорация Arup & Partners и консорциум Fuksas & Сахапроект.  Общая стоимость комплектов 3 млн. рублей, и это дар частного лица Фонду «ПК ЗО» для награждения финалистов. Но есть еще неоцененный капитал, который несет в себе символическое значение премии. Кроме признания и успеха премия дает возможность приобщиться к созданию качественно новой среды в столице республики.

Понятно, что эта ювелирная премия не станет брендом, как Золотая пальмовая ветвь или Золотой орел. Но верим в то, что брендом станет архитектура Международного центра Олонхо. Кстати, Золотая пальмовая ветвь символизирует узы дружбы, которые связывают швейцарских ювелиров и французских кинематографистов. И если взглянуть на ее происхождение, то придется вспомнить древнеримские времена, когда пальмовая ветвь была наградой для самых сильных гладиаторов. История живет в знаках и символах, напоминающих нам о силе человеческого духа и стремлении к совершенству. Мы предлагаем вам познакомиться с этой коллекцией и оценить мастерство якутских ювелиров и огранщиков, которое несомненно восходит к древней истории.              

Скифский олень – знак солнца

Изделие выполнено в виде копии скифских сакральномагических оленей с бриллиантом в рогах.

Боевые доспехи древнего воина

Изделие выполнено в виде копии набора богатырских доспехов — шлема с накидкой, щита, копья и пальмы (як. батас). Шлем и накладка щита из белого золота инкрустированы бриллиантами, символизирующими солнце.

Боевое знамя

(ср. тюрк. «тух», як.  тутаах от «тухтаах» (со знаменем, знаменосец)).
Изделие в виде знамени выполнено в стиле наскальных изображений с. Шишкино. Знак из белого золота с инкрустированным бриллиантом.

Могол Ураса

Изделие выполнено в виде якутской парадной юрты Могол Ураса, из белого золота, инкрустированного бриллиантами.
Могол, Могол Тангара – громадный Змей, Дракон, дух Неба-Тенгри.

Наконечник копья

Изделие выполнено в стиле копий скифских наконечников копья. Ритуальное оружие изготавливалось с большой добавкой золота и драгоценных камней. Золотой знак с бриллиантом в виде наконечника копья символизируют твердость и остроту. На древнетюркской рунике выгравировано слово «Тенгри».

Крест

Изделие выполнено с копии золотого креста из древнетюркского захоронения (VI-VII в. н.э., Дагестан). Равносторонний «крест» — знак Тенгри-хана, изображался как круг-солнце, от которого расходятся четыре луча «божественной благодати». В центре креста древнетюркской руникой выгравировано слово «ил» обозначающее союз, мир.

Каменный воин

Изделие выполнено с копий степных каменных статуй-воинов, держащих в руках кубки. Панцирь воина выполнен из белого золота, инкрустирован бриллиантами, символизирующими солнце.

Федор ШИШИГИН, генеральный директор ОАО «ЯкутАгроПромПроект», консорциум Vittorio Grassi & ЯкутАгроПромПроект, победитель конкурса:

— Автор идеи комплекта значков Лена Валерьевна Федорова. Любой автор основывается на определенной идеологической, философской, исторической базе. В данном случае автором выбран скифский и древнетюркский стиль, который уже стал классикой. Помню, в школьном учебнике по истории были изображения сосудов, расчесок из древнескифских захоронений. Они тоже имели вкрапления из драгоценных камней. Я не знаток ювелирных изделий, но думаю, что эта коллекция попадает в тему проекта «Земля Олонхо». Нашим итальянским партнерам изделия очень понравились.

Я увез коллекцию в Милан и отдал Витторио. Он понял идею и оценил. Произведения искусства тем и хороши, что их не читаешь, как азбуку. Хотя там есть аннотации (на русском и английском) с описанием значков, каждый сам домысливает эти вещи, появляются свои ассоциации. Поскольку главным действующим лицом в нашем консорциуме был Витторио, то я не стал поднимать вопрос о том, чтобы разделить коллекцию. Здесь уже играют роль человеческие отношения. Пусть наше якутское искусство останется в Милане.

Прокопий РОМАНОВ, генеральный директор ОАО «Сахапроект», консорциум Fuksas & Сахапроект, финалист конкурса:

— Идея единого евразийского исторического пространства Евразийского континента, занимающего 36 процентов земной суши, имеет свою историю отображения в самых самобытных формах изобразительного искусства, выражается в философских понятиях различных областей познания.

Очень интересно держать в руках вещественное воплощение выражения идей евразийства – коллекцию призовых значков «Святыни Евразии» Международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию комплекса «Земля Олонхо».

Исторические формы изделий значков (начиная с первого тысячелетия до VI-VII веков нашей эры) несут в себе дух времен.

Артефакты пластов времени Европы и Азии, объединены авторской идеей в комплект уникальных ювелирных изделий. Уместно и тактично украшенный якутскими бриллиантами, комплект призовых значков явился удачным примером исторической реновации древних символов в настоящем времени. Призовой комплект подчеркнул высокий статус Международного конкурса, доставил огромную радость финалистам – международным Консорциумам, и будет предметом их гордости на все времена.

Елена ЯКОВЛЕВА,  г. Якутск
Фото Ивана ШАКУРОВА.