(Из материалов IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия)
Более чем 250 лет тому назад болгарский монах Паисий Хилендарский составил свою знаменитую «История славяноболгарская». Работая на пользу роду, он успел обнаружить и прочесть не менее полторы тысяч книг, хранившихся в монастырях. Таким образом началось болгарское Возрождение.
Чтобы воистину восстановить историю, чешские, венгерские, австрийские, русские, французские и немецкие ученые помогли молодой болгарской историографии найти свои памятники, доказательства, гипотезы и, конечно, критиков. Среди всех памятников и средневековых эпиграфических текстов, повествующих о духовном пространстве древних и средневековых болгар, исследователи вывели теоним Тангра и начали искать имя бог-небо в других источниках. Надпись хана Омуртага о возлиянии Тангры обнаружили рядом со всадником древнеболгарского святилища Мадара, чей возраст определяется около 705 г. н. э., т. е. 25 летами позже создания Дунайской Болгарии ханом Аспарухом.
К великому сожалению, болгарская наука до сих пор не нашла прямых доказательств почитания „степного Бога” в других источниках. Есть кое-какие косвенные свидетельства, которые упомянуты в литературе хронистов и путешественников персидского, турецкого, немецкого и голландского происхождения. Дело в том, что в первые 50-60 лет своего существования молодая болгарская историография то “ныряла” в грязи археологических раскопок, то “парила” в своем желании расшифровать древнеболгарские рунические символы и византийские хронологические записки. Появились интерпретаторы. Одни из них пытались выяснить откуда взялся Тангра у наших предков и связали болгар с гуннами, монголами, тюрками. Однако они никак не смогли доказать европеидность болгарского этноса, начиная с древних захоронений, вплоть до современных обитателей Княжества Болгарии. Другие встали на эзотерические позиции и попытались доказать, что болгарский Тангра чуть ли не первый бог в истории человечества. Его связывали с шумерскими и древнеегипетскими богами, тибетскими и корейскими культами неба. В конце концов возникла пародийная фраза противников болгарских исторических эзотериков: „От Усури до Мисури – только кутригуры”.
Сегодня болгарская наука перестала свысока рассматривать эти две попытки найти место Тангры в пантеоне древних болгар. Если рассуждать по-другому, мы сможем обнаружить правдивость в обоих утверждениях интерпретаторов. Во-первых, болгары жили и воевали несколько веков вместе с гуннами и тюрками. И дуалистическое миропонимание древних болгар принимается большинством ученых вне всякого сомнения. Поклонение их Тангре было вполне возможно. Во-вторых, эзотерики ощупью нашли связь древнешумерского Дингира с остальными „аватарами” Бога-Неба, название которого лингвистически менялось, переходя из одного этноса к другому. Таким образом появился солидний перечень имен Дингира: Дингри, Дангра, Дангара, Дэнгэр, Дхингра, Данкар, Тингри, Тангра, Тангара, Тенгри, Тэнгэр, Танры, Тхеуранг, Тенгирас Очиртай. Почитание болгарами Тангры с этой точки зрения тоже было бы вполне возможно.
Тем не менее, в исторических источниках, открытиях археологов и лингвистов, записках этнографов и собирателей народной мифологии болгаров исследователи нашли 18 объектов поклонения древних болгар. Они повторяются несколько тысяч раз, а большинство из них сохранилось в народных ритуалах до сих пор. Если поставим во главе этого списка Бога Неба – Тангру, скалькированного с государственной надписи Мадарского всадника, то мы сможем восстановить иерархию пантеона древних болгар в следующем порядке:
- Тангра
- Солнце (иногда как изображение всадника)
- Луна (иногда как изображение собаки)
- Звезды
- Огонь
- Вода
- Земля
- Воздух
- Священная гора
- Священный камень
- Гриффон
- Кентавр
- Орел
- Конь
- Собака
- Лев
- Змея
- Идолы из драгоценных металлов – серебра и электрона (сплав золота и серебра)
Есть такая народная мудрость: „Шире неба ничего найти нельзя”. Относительно этого выражения иерархичность пантеона древних болгар вполне подтверждается.
В 528 году, болгарский полководец Грод стал христианином в Константинополе, а его крестным отцом был сам император Юстиниан I. В начале 7-го века крестили и хана Кубрата (оригинальное название царского титула болгаров – „канасюбиги” или „кан”). Крестовая монограмма обнаружена и в могиле создателя Дунайский Болгарии – хана Аспаруха. Некоторые историки предполагают, что прежде, чем было присвоено звание Кесарю, в 705 году был крещен и Хан Тервел. Энравота – первый сын хана Омуртага, стал первым болгарским мучеником христианской веры. У хана Бориса, будущего князя Михаила-Крестителя всех болгаров, тоже был выбор – кем быть? И он выбрал православие, но сохранил при этом не менее 36-ти обрядовых праздников болгар. Некоторые из них современная болгарская наука связывает с Богом-Неба – Тангрой. Можно привести несколько болгарских обычаев, обрядов и ритуалов, связанных с тангризмом Средней Азии, распространенным вплоть до восточных краев евразийского континента:
- Кушии – весеннее состязание всадников, аналогии которого можем проследить с персидского „бузкаши” до национальных военных игр монгольских и якутских наездников.
- Питье кумыса – во время мира и войны.
- Захоронение знатного человека со своей лошадью.
- Смертная казнь за скачки на боевом коне в мирное время.
- Головной убор в форме юрты, похожая на космическую мандалу.
- Деформация головы в детстве (типичная для болгарской аристократии).
- Бритье головы с оставлением длинной пряди волос (чуб).
- Использование жертвенных камней с отверстиями, возлияние на них, посвещенные Тангре.
- Ношение амулетов, подвесок и талисманов.
- Гадание и жертвоприношение лошади и собаки до начала войны.
- Оформление боевого знамени, флага в виде конского хвоста, завязанного на копье.
- Ношение колчана из кожи с металлическим каркасом на правой стороне, рефлексного боевого лука – на левой.
- Наличие у жрецов (колобров) высокого конического головного убора (калансув), длиннополой ритуальной одежды (куртак) с подвесками.
- Изготовление из черепа убитого врага чаши, покрытой золотом или серебром.
- Тройное касание уздечки как заключение мирного договора.
- Ритуал омовения перед молитвой.
- Произношение перед конем и собакой молитвенных слов.
- Гадание по рунам и тамгам.
Прежде чем подвести итоги наших рассуждений, сделаем попытку выяснить суть Бога-Неба с точки зрения болгарских исследований о возможности существования тангризма в духовном пространстве древних болгар. Народная память говорит о Небесном повелителе. Он похож на антропоморфного Бога-всадника с копьем, на котором нанизан конский хвост как знамя, или булавой в руке. В некоторых народных сказаниях Небесный повелитель интерпретируется как царь и бог – воин и громовержец. Двое из азиатских имен этого болгарского сказочного повелителя наиболее любопытны для нас – индийский Динкар и тибетский Тхеуранг, он же и Данкар. Индийский Динкар слился с богом солнца Сурья.
Поклонение Динкару по сей день называют shashtanga. Это сложное движение коленопреклонения, в котором восемь точек тела касаются земли: лоб, грудь, обе руки, оба колена, пальцы обеих ног. Подобных shashtanga движений у болгар зафиксировано много. О них упоминают и византийские и латинские авторы средневековья. Тибетцы также делают упрощенную версию shashtanga, называя его kyangcha. Оно может исполняться и линейно и в пространстве. Измерения телом пространства вокруг священного объекта (священной горы, озера, монастыря, ступы или чортена) паломники выполняют во имя верховного божества Тхеуранг или Данкар.
Исторические письмена утверждают, что болгары никогда не имели только одного бога. Болгары всегда говорили: „Наши Боги так повелели…”, „Не унижай наших Богов…”, „Мудрость Богов…”. Тем не менее, те же самые авторы цитируют тех же самых болгаров, которые добавляли: „Я клянусь единому Богу…”, „Бог видит…”, „По велению единого Бога…”.
Вероятно, лучше не пытаться положить в “футляр” духовного пространства мировоззрение древних болгар. Изучение возможности существования тангризма среди дунайских болгар должно пройти через полевые исследования банатских, волжских, кавказких и среднеазиатских болгар. Изучение, сравнение и анализ мифологического воззрения народов Азии, у которых Бог-Небо был и есть верховное божество, их обрядов и ритуалов, наличного материала азиатского тангризма и, наконец, сопоставление его с болгарскими артефактами, вероятно и раскроет ученым “двери” к пониманию места Тангры в духовном пространстве древних болгар.
Александр Илиев
Использованные литература и источники:
- Абат Дюбоа, “Бит, обичаи и обреди на индусите” в 3 тома, София, 1995
- Александров Д., “Бойни изкуства и военно дело на древните българи”, София, 1999
- Алексиев-Хофарт А., “Изгубените кодове на древните българи”, София, 2002
- Ангелов Д., “Образуване на българската държавност”, София, 1971
- Арнаудов М., “Студии върху българските обреди и легенди”, т. І и ІІ, София, 1971
- Архив на автора, “Антропологически анализи, аудиоархив, бележки, видеоархив, експедиционни дневници, карти, писма, полеви материали, пътни записки, фотоархив”, София, 1977-2013
- Бащу М., “Сказание за дъщерята на хана”, София, 1997
- Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., “Индия в древности”, Москва 1985
- Ваклинов Ст., “Формиране на старобългарската култура”, София, 1997
- Венедиков И., Златният стожер на прабългарите”, София, 1997
- Гумилев Л., “Древние тюрки”, Санкт Петербург, Москва 2002
- Гумилев Л., “История народа Хунну”, книга 1 и книга 2, Москва 2002
- Гумилев Л., “Ритмы Евразии”, Москва 1993
- Златарски В., “история на българската държава през средните векове” в ІV тома, София, 1970-1974
- Илиев А., “Българсите и полуостров Хиндустан”, София, 2006
- Коллектив, “Арабски извори за българите”, София, 2000
- Коллектив, “Българите – Атлас”, София, 2001
- Коллектив, “Българско народно творчество”, в 12 тома, София, 1962-1970
- Коллектив, “Город Болгар”, Москва, 1988
- Коллектив, “Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии”, Москва, 1986
- Коллектив, “Календарни празници и обичаи на българите. Енциклопедия”, София, 1998
- Коллектив, “Подбрани извори за българската история”, София, 2002
- Коллектив, “Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири”, Новосибирск, 1988
- Личковска К., Шажинска К., “Митология на Месопотамия”, София, 1984
- Ников Н., “Празниците на българите с легенди и предания”, София, 2003
- Овчаров Д., “Български средновековни рисунки-графити”, София, 1982
- Овчаров Д., “Прабългарската религия. Произход и същност”, София, 1997
- Рерих Н., “Алтай – Гималаи. Путевой дневник”, Рига, 1992
- Роборовский В. И., “Путешествие в Восточный Тянь-шань и Нань-шань”, Москва, 1949
- Стойнев А., “Светогледът на прабългарите”, София, 1986
- Стоянов С., Янакиев М., “Старобългарски език”, София, 1976
- Съсълов Д., “Пътят на България”, София, 2000
- “Тайната история на монголите”, София, 1991
- Фехер Г., “Облеклото и оръжието на старата българска войска. Военното дело на прабългарите”, София, 2000
- Цыбиков Г., “Избранные труды” в ІІ тома, Новосибирск, 1991
- Добрев П., “Българските огнища на цивилизация на картата на Евразия”, София 1998
- Добрев П., “Каменната книга на прабългарите”, София 1992
- Добрев П., “Прабългарите произход, език, култура”, София 1991
- Добрев П., “Светът на прабългарите”, София 1994
- “Доклади. Симпозиум – славяни и прабългари”, София, 1982
- Минаева О., “Мадарският конник”, София 1990
- Bakalov G., Vladimirov G., “The Bulgarians”, Sofia, 2004
- Co-authors, “Himalayan mysteries”, New Delhi – Singapore, 2001
- Donchev S., “The Madara Horseman”, “Balkan-media”, spring 1991
- Grousset R. “L’Empire des steppes”, Paris, 1960
- Rene de Nebesky-Wojkowitz, “Tibetan religious dances”, New Delhi, 1997
- Vyasa, “The Mahabharata”, vol. I-XXII, Poona, 1927-1966
- Victor Chain, “Tibet handbook, a pilgrimage guide”, Chicago, 1994