Тангрианский анализ мировоззрения Бенджамина Франклина

Данная работа посвящена анализу степени близости «естественной религии» Бенджамина Франклина с кредо и моральными заповедями современного тангризма (тенгризма).

Ключевые слова: мировоззрение Бенджамина Франклина, правила жизни Бенджамина Франклина, естественная религия, кредо тангризма, заповеди тангризма, тенгризм.

Религиозные взгляды Франклина

Бенджамин Франклин подробно описал свои религиозные взгляды в автобиографической книге [1], написанной для сына. Для удобства восприятия нашего анализа приведем сначала без комментариев его основные высказывания о религии и морали из этой книги, выделяя наиболее интересные для темы данной статьи мнения:

«В религиозном отношении я был воспитан в пресвитерианских правилах; но, хотя некоторые догмы этого вероисповедания, такие, как вечные божественные законы, предопределение одних людей к спасению, а других – к осуждению и т. д., казались мне неразумными, другие сомнительными, и я рано перестал посещать публичные собрания секты, сделав воскресенье  днем занятий, я никогда не утрачивал некоторых религиозных принципов. Например, я никогда не сомневался в существовании Бога, в том, что Он создал мир и управляет им своим провидением, что Бог более всего любит делать добро людям, что наши души бессмертны и что все преступления будут наказаны, а добродетель вознаграждена здесь или в будущей жизни.

Бенджамин Франклин

Эти принципы я считал сущностью всякой религии. Находя их во всех имевшихся в нашей стране вероисповеданиях, я уважал все эти вероисповедания, хотя в разной степени, так как находил, что в них примешиваются другие положения, которые отнюдь не имеют целью внушать, поддерживать и утверждать нравственность и служат главным образом тому, чтобы разделять нас и сеять между нами вражду. Это уважение ко всем вероисповеданиям, убеждение, что даже худшие из них оказывают некоторое хорошее воздействие, побудили меня избегать всяких рассуждений, которые могли бы ослабить приверженность другого человека к его религии; так как население нашей области непрестанно возрастало, постоянно возникала потребность в новых местах богослужения, которые сооружались на добровольные пожертвования, и я никогда не отказывался вносить на это свою скромную лепту, какова бы ни была при этом секта…»

«Около 1734 года к нам прибыл из Ирландии молодой пресвитерианский проповедник по имени Хемпхилл, читавший звучным голосом превосходные проповеди, которые он, казалось, импровизировал; эти проповеди вызывали большое стечение людей различных вероисповеданий; все дружно ими восхищались. Я стал в числе прочих одним из его постоянных слушателей; его проповеди нравились мне, так как они не страдали догматизмом, но настойчиво внедряли добродетельное поведение или то, что на религиозном языке называется добрыми делами. Однако те из нашей конгрегации, которые считали себя ортодоксальными пресвитерианами, не одобряли его взглядов; к ним присоединилось большинство старых священников, обвинивших Хемпхилла перед синодом в ереси, для того чтобы заставить его замолчать. Я стал его ревностным сторонником и всеми способами постарался создать партию его приверженцев.»

«Были назначены лица для сбора пожертвований, и за короткое время были собраны суммы, достаточные для покупки земли и постройки здания в сто футов длины и семьдесят футов ширины, т. е. размером примерно с Вестминстерхолл.

Работы велись с таким увлечением, что были завершены гораздо раньше, чем предполагалось. Дом и земля, порученные попечителям, могли быть использованы любым проповедником любых религиозных убеждений, который пожелал бы что-либо сказать жителям Филадельфии; ведь целью постройки было не обслуживание какой-либо отдельной секты, а всего  населения в целом, так что, даже если бы константинопольские муфтии пожелали послать миссионера, чтобы проповедовать нам магометанство, то он нашел бы кафедру к своим услугам

«В связи с этими затруднениями, которые испытывали квакеры вследствие того, что установили и провозгласили в качестве принципа, что никакая война не является законной, и впоследствии не могли без больших затруднений отказаться от уже провозглашенного принципа, хотя, возможно, и изменили свои взгляды в этом отношении, я хочу упомянуть о более благоразумном, как я думаю, поведении другой секты, а именно – дункеров. Я познакомился с одним из ее основателей, Майклом Уэлфаром, вскоре после ее возникновения. Он жаловался мне, что на них грубо клевещут фанатики других убеждений и обвиняют их в отвратительных действиях и принципах, которые им совершенно чужды. Я сказал ему, что так всегда бывает с новыми сектами и что для прекращения подобных обвинений, мне кажется, им надо было бы опубликовать принципы своего верования и правила своей дисциплины. Он сказал, что у них уже выдвигалось такое предложение, но его отвергли по следующей причине: «Когда мы впервые объединились в общество, – сказал он, – Богу было угодно просветить наши умы, и мы увидели, что некоторые доктрины, считавшиеся правильными, являются заблуждением, а другие, которые мы считали заблуждением, являются истинной правдой. Ему было угодно время от времени еще просвещать нас, и наши принципы совершенствовались, а наши заблуждения уменьшались. Теперь мы не уверены, что находимся в конце этого пути и достигли полного совершенства духовного или теологического знания, и мы опасаемся, что если мы опубликуем наше вероисповедание, то будем чувствовать себя как бы связанными и ограниченными им и, наверное, не пожелаем дальнейшего совершенствования, а наши потомки тем более не пожелают этого, ибо будут считать то, что сделали их предки и  основатели секты, чем-то священным и неизменным».

Вероятно, такая скромность со стороны секты является единственным примером в истории человечества, ибо каждая секта считает, что она обладает всей полнотой истины, а все остальные, отличающиеся от нее, всецело погрязли в заблуждениях. Их можно сравнить с человеком, путешествующим в туманную погоду: людей на некотором расстоянии перед собой он видит в тумане, а также всех, кто идет сзади и по сторонам; но вокруг себя он видит на небольшом расстоянии ясно, хотя в действительности он, так же как и все, окутан туманом.»

Кредо Франклина и кредо тангризма

 Религиозное кредо Франклина можно сформулировать следующим образом:

  • существует Бог, который создал мир и управляет им, он более всего любит делать добро людям; человеческие души бессмертны; все преступления будут наказаны, а добродетель вознаграждена в нынешней или будущей жизни;
  • целью религии является поддержка и утверждение нравственности, проповеди не должны страдать догматизмом, но призваны настойчиво внедрять добродетельное поведение или то, что на религиозном языке называется добрыми делами.
  • следует избегать всяких рассуждений, которые могли бы ослабить приверженность другого человека к его религии;
  • религиозные помещения могли бы быть использованы любым проповедником любых религиозных убеждений.

Эти пункты соответствуют Идее толерантности классического тангризма, сформулированной в виде «Существует только один Бог. Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей к единому Богу.». Мы формулируем кредо тангризма в современных терминах в соответствии со смыслом его классической формулировки следующим образом: «Есть много путей к единому Богу и надо верить так, чтобы не наносить ущерба другим. Пусть эта вера способствует сплочению людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы!» [2]

Мы видим, что кредо Франклина полностью соответствует кредо современного тангризма.

При этом мы считаем, что каждый волен представлять единого и всемогущего Бога по своему. В частности, можно воспринимать Бога (называемого потомками народов степей Тангра или Тенгри), как совокупность всех неизвестных науке сил, полей и их источников, способных помочь человеку. Такое определение не противоречит ни обычному восприятию Бога, ни научному мировоззрению.

Моральные добродетели

 Продолжаем цитировать книгу Франклина [1]:

«Приблизительно в это время я замыслил смелый и трудный план достижения морального совершенства. Я желал жить, никогда не совершая никаких ошибок, победить все, к чему могли меня толкнуть естественные склонности, привычки или общество…

В различных перечислениях моральных добродетелей, которые я встречал в прочитанных мною книгах, я находил большее или меньшее их число, так как различные писатели обозначали большее или меньшее количество идей одним и тем же именем. Например, воздержание некоторые сводили только к умеренности в еде и питье, другие же расширяли это понятие до ограничения всякого удовольствия, всякой склонности или страсти, телесной или духовной, даже честолюбия или скупости. Я решил для большей ясности стремиться скорее к большему количеству имен с меньшим количеством идей, связанных с каждым именем, чем к немногим именам с большим количеством определяемых каждым из них идей, и я обозначил тринадцатью именами все те добродетели, которые казались мне в то время необходимыми и желательными, связав с каждым именем краткое наставление, которое полностью выражало объем каждого понятия.

Вот названия этих добродетелей с соответствующими наставлениями:

  1. Воздержание. – Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
  2. Молчание. – Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
  3. Порядок. – Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.
  4. Решительность. – Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
  5. Бережливость. – Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
  6. Трудолюбив. – Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем- либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
  7. Искренность. – Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
  8. Справедливость. – Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
  9. Умеренность. –   Избегать   крайностей;    сдерживать,   насколько   ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
  10. Чистота. – Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
  11. Спокойствие. – Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
  12. Целомудрие. – …………………..
  13. Скромность. – Подражать Иисусу и Сократу.»

Сравним     эти     моральные     принципы     Франклина    с     заповедями якутского тангризма [2, 3] в версии Тэриса (Афанасьева Л.А.).

1.  Воздержание. – Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.

Соответствующие заповеди якутского тангризма:
2.  Заповеди о благополучии
2.1.  Береги систему пищеварения.
2.1.1.  Кушай здоровую пищу.
6.  Заповеди о знании реальности
6.5.  Будь разумным.
6.5.1. Не теряй рассудка.

2.   Молчание. – Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

Соответствующие заповеди:

6.1.  Знай правду.
6.1.1.  Основывайся на правде.
6.1.2.  Придерживайся правды.
6.1.3.  Возвышай хорошее.
6.5.  Будь разумным.
6.5.1.  Не теряй рассудка.
6.5.2.  Не дай обхитрить себя.
6.5.3.  Не выходи из равновесия.

7.  Заповеди об овладении знаниями
7.1.  Получай солидные знания.
7.1.1.  Развивай тягу к знаниям.
7.1.2.  Развивай способности к овладению знаниями.
7.1.3.  Иди по дороге знаний.

Приведем      текст      двух      соответствующих      тангрианских      молитв, отредактированных Тэрисом:

Т/4/3.  Молитва о правильных действиях

Могучий Царь-орел,
Повернись ко мне, улыбнись благосклонно!
Славлю тебя и выполню сказанное.
Пусть буду дальновиден,
Пусть будущее будет светлым.
Буду рассчитывать на способности
И преследовать достижимые цели.
Не буду тратить на веселье много времени,
Не стану заниматься пустыми делами.
Не буду бегать по болотам и ходить по сугробам.
Буду готовить удачу каждый день,
Буду наращивать успехи каждый год.
Пусть растет способность предвидения,
Растут силы и возможности.
Буду идти увереннее и расширять шаги.
Не истощусь по дороге,
Не остановлюсь в середине пути.
Пусть получится начатое дело,
Реализуется поставленная задача.
Да будет так!

Т/7/7.  Напутственная молитва

Владыка Судьбы,
Посмотри на меня, улыбнись благосклонно!
Буду помнить сказанное!
Пусть будут со смыслом произносимые слова.
Буду выражать идеи Тангра.
Пусть через меня говорят светлые духи.
Пусть природа творит через меня.
Пусть мои глаза будут глазами солнечной страны.
Пусть срединная земля слышит через меня.
Пусть мой рассказ будет полным,
Мысли будут завершенными.
Продолжу начатые дела, восстановлю разрушенное.
Пусть произносимые слова будут значительными.
Да будет так!

3.  Порядок. – Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.

Соответствующие заповеди:

2.6.  Действуй правильно.
2.6.1.  Пусть мысли будут правильными.
2.6.2.  Пусть речи будут правильными.
2.6.3.  Пусть дела будут правильными.
3.3.  Будь оптимальным.
3.3.1.  Не опаздывай.
3.3.2.  Не спеши.
3.3.3.  Выбери правильный момент.
9.2.  Имей творческий задор.
9.2.1.  Не теряй вдохновения.
9.2.2.  Не снижай темпа.
9.2.3.  Не теряй времени.

4.   Решительность. –  Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

Соответствующие заповеди:

2.7.  Будь энергичен.
2.7.1.  Будь неутомимым.
2.7.2.  Будь быстр.
2.7.3.  Будь неугомонным.
4.2.  Будь целеустремленным.
4.2.1.  Мобилизуй душу.
4.2.2.  Мобилизуй ум.
4.2.3.  Собери свои силы.
4.3.  Будь настойчив.
4.3.1.  Не отказывайся от задуманного.
4.3.2.  Приступай к реализации.
4.3.3.  Реализуй начатое до конца.
4.4.  Будь смел.
4.4.1.  Не бойся случайностей.
4.4.2.  Не бойся трудностей.
4.4.3.  Двигайся постоянно вперед.
8.3.  Будь со стержнем.
8.3.1.  Не отчаивайся.
8.3.2.  Не надо недооценивать себя.
3.3.  Не веди себя беспечно.
8.4.  Будь твердым.
8.4.1.  Не паникуй из-за ошибки.
8.4.2.  Не впадай в ступор из-за неожиданности.
8.4.3.  Не отчаивайся из-за неудачи.
8.5.  Будь надежным.
8.5.1.  Не теряй опоры.
8.5.2.  Не нарушай данного слова.
8.5.3.  Не бросай начатое дело.
8.6.  Сделай дело до конца.
8.6.1.  Сделай вовремя.
8.6.2.  Сделай правильно.
8.6.3.  Думай о будущем.
8.7.  Заверши свое действие.
8.7.1.  Используй свои возможности для хороших дел.
8.7.2.  Используй полностью свои возможности.
8.7.3.  Используй свои возможности для перспективных дел.

5.   Бережливость. – Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.

Соответствующие заповеди:

3.6.  Будь обеспеченным человеком.
3.6.1.  Имей хороший доход.
3.6.2.  Используй свое богатство.
3.6.3.  Наращивай свой достаток.
3.7.  Будь хозяйственным.
3.7.1.  Придерживайся правил и обычаев.
3.7.2.  Делай добрые дела.
3.7.3.  Приноси пользу.

Приведем текст одной соответствующей тангрианской молитвы:

Т/6/1. Молитва о вдохновении

Почтенный Владыка,
Посмотри на меня, улыбнись благосклонно!
Да будут мысли правильными!
Пусть откроется дорога к Тангра
Для очищения души.
Правильно отгадаю эластичными сосудами.
Точно угадаю играющей кровью.
Буду создавать то, что любит сердце,
Буду развивать то, что нравится голове.
Не отвлекусь на другие пути,
Не сойду на боковую дорогу.
Пусть путь будет открыт, дорога будет светла.
Не отвлекусь от правды, не удалюсь от истины.
Не изменится этот настрой,
Не буду рисковать судьбой.
Не буду терять вдохновения,
Не потеряю чувства меры.
Буду идти дорогой Тангра.
Да будет так!

6.  Трудолюбие. – Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем- либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.

Соответствующие заповеди:

3.5.  Будь умелым.
3.5.1.  Умей вести переговоры.
3.5.2.  Умей рассматривать со всех сторон.
3.5.3.  Умей создавать.
2.6. Действуй правильно.
2.6.3. Пусть дела будут правильными.
3.3. Будь оптимальным.
7.  Заповеди об овладении знаниями
7.1.  Получай солидные знания.
7.1.1.  Развивай тягу к знаниям.
7.1.2.  Развивай способности к овладению знаниями.
7.1.3.  Иди по дороге знаний.
9.  Заповеди о творческой жизни
9.2.  Имей творческий задор.
9.2.1.  Не теряй вдохновения.
9.2.2.  Не снижай темпа.
9.2.3.  Не теряй времени.

Приведем текст соответствующей молитвы:

Т/7/1.  Молитва о знании

Почтенный Владыка Знания,
Посмотри на меня, улыбнись благосклонно!
Буду помнить сказанное!
Пусть откроется дорога мысли,
Раскинется путь знания.
Пусть еще лучше слышат два моих чутких уха.
Пусть еще лучше видят два острых глаза.
Пусть вливаются знания в мой головной мозг.
Исследую пути Срединного мира,
Изучу дороги Страны Тангра.
Пусть станет больше освоенных понятий,
Пусть углубляются полученные знания.
Пусть развивается интуиция и стану красноречивее.
Пусть по нервам идут побуждающие стимулы
Буду задавать вопросы о четырех сторонах света.
Да будет так!

7.   Искренность. –  Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.

Соответствующие заповеди:

6.6.  Будь чистоплотным.
6.6.1.  Не действуй неблаговидно из-за зависти.
6.6.2.  Не действуй неблаговидно из-за нужды.
6.6.3.  Не действуй неблаговидно из-за снобизма.
6.7.  Будь благородным.
6.7.1.  Будь с благородной душой.
6.7.2.  Пусть мысли будут благородны.
6.7.3.  Пусть нравы и поведение будут благородны.
8.   Заповеди о хорошем состоянии
8.1.  Знай меру.
8.1.1.  Не оставайся в одном состоянии.
8.1.2.  Не переходи грани.
8.1.3.  Найти оптимальное состояние.
8.2.  Веди себя нормально.
8.2.1.  Не поступай наоборот.
8.2.2.  Не придерживайся вздорных взглядов.
8.2.3.  Не ошибайся.
8.3.  Будь со стержнем.
8.3.1.  Не отчаивайся.
8.3.2.  Не надо недооценивать себя.
3.3. Не веди себя беспечно.
8.4.  Будь твердым.
8.4.1.  Не паникуй из-за ошибки.
8.4.2.  Не впадай в ступор из-за неожиданности.
8.4.3.  Не отчаивайся из-за неудачи.
8.5.  Будь надежным.
8.5.1.  Не теряй опоры.
8.5.2.  Не нарушай данного слова.
8.5.3.  Не бросай начатое дело.
8.6.  Сделай дело до конца.
8.6.1.  Сделай вовремя.
8.6.2.  Сделай правильно.
8.6.3.  Думай о будущем.

Приведем текст соответствующей тангрианской молитвы:

Т/8/1.  Молитва о достоинстве

Почтенный Вершитель Судьбы,
Посмотри на меня, улыбнись благосклонно!
Прошу поддержать меня.
Пусть откроется путь предназначения,
Прокладывается дорога судьбы.
Не повторю ошибок предшествующих поколений,
Буду следовать путям удачливых предков.
Продолжу молитву родителей,
Подниму выше добрые дела предков.
Пусть в голове зарождаются перспективные мысли.
Пусть в мозгах развиваются лучшие мысли.
Проложу путь к предназначению,
Улучшу свою судьбу.
Пусть слова будут точными, а действия законченными.
Пусть облик будет хорошим, а ум зрелым.
Буду действовать достойно, не терять формы.
Да будет так!

8.   Справедливость. –  Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

Соответствующие заповеди:

6.6.  Будь чистоплотным.
6.6.1.  Не действуй неблаговидно из-за зависти.
6.6.2.  Не действуй неблаговидно из-за нужды.
6.6.3.  Не действуй неблаговидно из-за снобизма.
6.7.  Будь благородным.
6.7.1.  Будь с благородной душой.
6.7.2.  Пусть мысли будут благородны.
6.7.3.  Пусть нравы и поведение будут благородны.
8.7.  Заверши свое действие.
8.7.1.  Используй свои возможности для хороших дел.
8.7.2.  Используй полностью свои возможности.
8.7.3.  Используй свои возможности для перспективных дел.

9.   Умеренность. –  Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.

Соответствующие заповеди:

6.5.  Будь разумным.
6.5.1.  Не теряй рассудка.
6.5.2.  Не дай обхитрить себя.
6.5.3.  Не выходи из равновесия.

Приведем текст соответствующей молитвы:

Т/8/2.  Срединная молитва

Средний Владыка,
Посмотри на меня, улыбнись благосклонно!
Прошу поддержать меня.
Пусть буду в середине Срединной земли.
Пусть душа обживается в солнечной стране.
Не буду нервничать и падать духом.
Буду ходить по центру мира.
Не буду заниматься мелочами,
Проходящими как дождь делами.
Не буду тащиться за хвостом или стоять в сторонке.
Буду с широкой натурой, с прямой душой.
Буду думать глубоко и широко.
Буду прислоняться к могучему дереву,
Буду опираться на камень.
Да будет так!

10.   Чистота. – Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

Соответствующая заповедь:

6.6. Будь чистоплотным.

11.   Спокойствие. – Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.

Соответствующие заповеди:

6.4.  Будь спокоен.
6.4.1.  Храни спокойствие в тяжелый момент.
6.4.2.  Храни спокойствие в момент удачи.
6.4.3.  Храни спокойствие в нормальное время.
6.5.3. Не выходи из равновесия.

Приведем текст соответствующей тангрианской молитвы:

Т/8-3.  Молитва о хорошем состоянии

Владыка Состояния,
Посмотри на меня, улыбнись благосклонно!
Прошу поддержать меня.
Пусть будет хорошее состояние,
Чтобы преодолевать испытания.
Не буду терять головы
Из-за недоброжелательных влияний.
Не изменю своих мыслей из-за недобрых влияний.
Из-за стороннего вмешательства не дестабилизируюсь.
Не дам себя провести, не потеряю достоинства.
Не поддамся сладкому слову,
Не поменяю правды из-за сомнительных речей.
Пусть голова не кружится, глаза не разбегаются.
Буду надежной опорой, буду вести правильную жизнь.
Пусть действия будут справедливыми,
Данные слова незыблемыми.
Да будет так!

12.  Целомудрие. – ………………….. Соответствующие заповеди:

1.2.  Будь порядочен в своей страсти.
1.2.1.  Относись к девочке или девушке как к будущей матери. Относись к мальчику или юноше как к будущему отцу семейства.
1.2.2.  Уважай предназначение девочки или девушки. Уважай достоинство мальчика или юноши.
1.2.3.  Будь искренен  и  доброжелателен  к  девочке  или  девушке.    Будь искренна и доброжелательна к мальчику или юноше.
2.5.  Береги себя.
2.5.1.  Будь осторожен.
2.5.2.  Не греши.

Соответствующая тангрианская молитва:

Т/9/6.  Молитва о нравах

Владыка Нравов,
Посмотри на меня, улыбнись благосклонно!
Славлю тебя и позволь приблизиться!
Буду иметь хороший нрав и буду развивать его.
Буду следовать заветам Тангра
По пути, указанному им.
Надену на себя узды нравственности,
Буду управляться небесными поводьями.
Не поменяю настроя души,
Не потеряю позитивную жизненную энергию.
Буду добр с последователями Тангра,
Буду защищать людей солнечной страны.
Пусть взгляд будет светлым и мысли чистыми.
Буду опираться на истину и хвалить реальное.
Преодолею переживания и отчужденность.
Пусть буду восприимчив к благословениям.
Да будет так!

13.   Скромность. – Подражать Иисусу и Сократу. Соответствующие заповеди:

6.7.  Будь благородным.
6.7.1.  Будь с благородной душой.
6.7.2.  Пусть мысли будут благородны.
6.7.3.  Пусть нравы и поведение будут благородны.
9.7.1.  Веди творческую и активную жизнь.
9.7.2.  Выполни свое предназначение.

Таким образом, мы видим близость перечня добродетелей Франклина и моральных заповедей тангризма.

Персонализация религии

 Бенджамин Франклин в 22 года приступил к систематизации своего религиозного мировоззрения:

«За несколько лет до этого (в 1728 году) я составил маленькую службу или своего рода молитву для собственного употребления, озаглавленную «Пункты веры и действия религии». Я вернулся к ее употреблению и не ходил больше на общественные религиозные собрания.»

Развиваемая нами сотовая архитектура современного тангризма [2] позволяет каждому желающему выбрать себе подходящие для него модули, персонализировать их для себя и составить из них каркас собственного мировоззрения и развивать далее.

Процитируем Сергея Гладышева, который называет творческих и думающих людей, не входящих в официальную элиту, «маргиналами» в положительном смысле этого термина ([4], с. 242-243):

«В качестве гибкого варианта религиозной независимости я предлагаю процесс персонализации религии. Суть ее заключается в том, что маргинал создает под свою неповторимую личность индивидуальную религию. В этом данный процесс сильно отличается от подхода тех людей, которые при создании религии исходят из мессианской установки, напрягая свой интеллект для всего человечества. Персонализация религии, даже когда человек в этом процессе опирается на распространенную и устоявшуюся систему верований, может обусловить защиту не только от влияния толпы, но и от устаревания и догматизации религии, так как каждый верующий будет эту религию не слепо принимать, а модифицировать под свою личность, пропуская ее через себя и делая ее СВОЕЙ религией. Естественно, что такая персонализация религии не должна блокировать критичность человека, когда он полностью использует и аналитическую, и синтетическую составляющую своего мышления. Мало того, использование персональной религии дает возможность модифицировать ее в течение всей своей жизни вслед за естественным развитием личности.

Вообще можно выделить условно три подхода к формированию религиозной составляющей личности:

  1. пассивный, когда человек слепо и безвольно принимает господствующую в обществе религию;
  2. активно-пассивный, когда человек выбирает религию из нескольких доступных;
  3. активно-конструктивный, когда человек творит персональную религию на основе своей внутриличностной предрасположенности.»

Не стоит тратить много времени на выработку индивидуального верования, погружаясь в дебри запутанных учений. Человек должен как можно быстрее освободить свой мозг и энергию для позитивной творческой деятельности, если на это способен. Желательно также, чтобы он не усложнял жизнь себе и, особенно, другим сложными обрядами и странными для окружающих запретами.

Пример Бенджамина Франклина показывает, что кредо тангризма совпадает с мировоззрением любого толерантного и развитого человека, желающего сплочения людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы. Особенно это касается людей, желающих прекращения религиозных и других раздоров, мобилизации сил и средств для решения неотложных общечеловеческих задач в эпоху глобальных и грандиозных перемен.

Практика тангризма может сводиться к украшению интерьера несколькими приятными для глаза или полезными для медитации сувенирами с тангрианской символикой, чтению поднимающих настроение и способствующих мобилизации психологических и других ресурсов тангрианских молитв. При этом никто не должен требовать от таких людей, чтобы они позиционировали себя тангрианцами, ибо они могут продолжать считать себя атеистами, христианами, мусульманами и другими.

Качество жизни

 Базовой категорией для анализа основных общественных явлений и процессов можно считать понятие качества жизни [5]. Создание семей, стремление к сплоченности рода, привязанность к своему народу и стране, объединение в группы по интересам можно коротко объяснить желанием улучшения качества жизни участников этих и других самых разнообразных общественных явлений и процессов. При этом каждый оценивает уровень своего благополучия по своему, люди вырабатывают свои моральные и интеллектуальные ценности в зависимости от своего образования и воспитания, влияния семьи, друзей и средств массовой информации.

Качество жизни оценивается множеством критериев, среди которых можно перечислить:

  • духовное богатство человека;
  • уровень материального благосостояния;
  • качество окружающей среды;
  • состояние здоровья;
  • уровень безопасности и т. д.

Духовное богатство включает все, чем человек владеет и дорожит и что не имеет материальной или денежной формы: знание и опыт, творческие способности, культуру поведения и т.д.

Преимущественное внимание к приумножению духовного богатства по сравнению с материальным не является идеализмом в век признания информации как ценного ресурса. На развитие человеческих ресурсов делают ставку все передовые страны.

Никто не может отрицать вклад науки в улучшение качества жизни путем повышения уровня материального благосостояния и увеличения продолжительности жизни. Велик вклад науки в увеличение духовного богатства, ибо оно включает все, чем человек владеет и дорожит и что не имеет материальной или денежной формы: знание и опыт, творческие способности, культуру поведения и т.д.

Духовное богатство и информация не уменьшаются, если ими поделиться с другими. Профессиональные знания и полезные навыки не исчезают, если их передать и привить интересующимся и нуждающимся. Позитивные убеждения и культура поведения легко передаются и способствуют улучшению таких важнейших компонентов качества жизни, как качество окружающей среды и уровень безопасности. Информация рассматривается в настоящее время как не менее ценный ресурс, чем энергия и сырье. Но результативная деятельность может быть только при творческом подходе, при всемерном развитии своего потенциала.

Творчество человека улучшает качество его жизни, показателем положительности продукта этого творчества может служить его вклад в улучшение качества жизни других людей. Если в результате создания продукта индивидуального творчества происходит улучшение качества жизни этого индивида, но при этом ухудшается качество жизни большого количества других людей, то такое творчество является отрицательным.

Франклин в течение всей жизни придавал особое значение своему духовному обогащению:
«Я стремился, совершенствуясь в добродетелях, одновременно приобретать знания и, считая, что в беседе полезнее слушать других, чем говорить самому, жаждал изжить в себе привычку к пустословию, каламбурам и остротам, которая делала меня всегда желанным гостем в обществе бездельников.»

Он не придавал особого значения роскоши, кулинарным и другим излишествам. Франклин считал, что материальное богатство человека зависит от уровня развития его добродетелей:
«Навык решительности будет поддерживать меня в стремлении приобрести все дальнейшие добродетели; бережливость и трудолюбие освободят меня от долгов и обеспечат мне богатство и независимость, что в свою очередь облегчит приобретение навыков искренности, справедливости и т. д. и т. п.»

О сплочении людей доброй воли

 Напомним, что кредо тангризма призывает, чтобы эта вера способствовала сплочению людей доброй воли с тем, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы.

Об этом же мечтал Бенджамин Франклин [1]:

«Великие мировые события, войны, революции и т. д. производятся и ведутся партиями. Взгляды этих партий определяются их текущими общими интересами или тем, что они принимают за свои интересы. Различие взглядов этих различных партий вызывает всю путаницу. В то время как партия осуществляет общие цели, каждый человек преследует свои особые частные цели. Как только партия достигнет общих целей, каждый человек начинает заботиться о своих частных интересах; тем самым он вступает в противоречие с другими, и в партии происходит раскол, что вызывает еще большую путаницу.

Среди тех, кто занимается общественными делами, лишь немногие думают только о благе своей страны, что бы они при этом ни говорили; и, хотя их действия приносят реальное благо их стране, люди  с самого начала рассматривают свои интересы как одно целое с интересами родины, поэтому они действуют не из альтруистических соображений. Еще меньшее число людей руководствуется в общественных делах благом всего человечества.

На основании всего этого мне представляется в настоящее время уместным создание Объединенной партии добродетели: все добродетельные и хорошие люди всех наций должны объединиться в организованную партию, руководствующуюся благими и мудрыми правилами, которым, вероятно, эти добрые и мудрые люди будут более единодушно подчиняться, чем обычные граждане подчиняются общим законам…

Тем не менее я до сих пор думаю, что это был вполне осуществимый план, который мог бы оказаться весьма полезным и дать нашей стране многих добрых граждан. Меня не останавливали грандиозные размеры предприятия, так как я всегда считал, что один мало-мальски способный человек может  произвести большие перемены и совершить великие дела в мире, если он предварительно разработает хороший план и, отказавшись от всех развлечений или других занятий, которые могут его отвлечь, посвятит все свое внимание и силы выполнению этого плана.»

Заключение

 Современный тангризм – это философия активных, рациональных и жизнелюбивых людей, способных к эффективному сотрудничеству. В настоящее время тангристы продолжают мечтать о достижении всеобщего мира путем содействия распространения религиозной толерантности и рационализма, думают о реализации больших современных проектов малыми силами в сотрудничестве со всеми заинтересованными творческими людьми доброй воли.

В качестве примера приведем Проект Экспансия XXI разработанный Арманом Нурмаханбетовым [6]:

«Тысячи лет люди  Великой Степи, подчиняясь смутному зову Духа, озаренные загадочной идеей странствий, оснащенные передовыми технологиями, скрепленные мощью единого коллектива, ведомые божественно необоримой миссией Сынов Неба, вновь и вновь поднимались под девизом «Я могу!» – и волнами экспансий накрывали деградирующие в своих четырех стенах зацикленные на устаревших системах народы, страны и веси…

Однако в этот раз – никакого оружия. В XXI веке обойдемся без насилия. Дух Третьего тысячелетия, ценности Информационной эпохи, беспрецедентный рост роли креативности в мире, наконец, генетически врожденная гибкость мышления Кочевника – все это позволит использовать с наивысшей эффективностью творческий потенциал Великой Степи, чтобы достичь тех же целей, что и наши предки без единой жертвы! Ибо бунчуги Экспансии-XXI полнятся не столько звоном стали, сколько свежими ветрами творчества и идей!»

Не могу не сказать также о своих творческих проектах АТТИЛА и ЖИПТО, развиваемых с единомышленниками в рамках международных организаций КОНКОРД и ФИДЖИП [7, 8].

В заключении своей книги Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей Л.В.Федорова пишет:
«Мировоззренческая система, где религия из миропонимания становится Делом, Программой действий, а последние научные результаты заменяют религиозное миропонимание, обладает громадной силой.» ([9], с. 253).

Начинается процесс создания международных тангрианских организаций, способных к реализации культурных, научных, педагогических, спортивных, туристических и других самоокупаемых проектов.

Анализ мировоззрения Бенджамина Франклина не оставляет сомнений, что эти организации могут сотрудничать с самыми развитыми, влиятельными, творческими и высоко нравственными представителями любых народов.

Проф. Григорий В. Томский
Международная академия КОНКОРД
g.tomski@gmail.com

Литература

  1. Франклин Б.  Время – деньги! (Моя жизнь) – «Public Domain», 2013 — 230 с.
  2. Томский Г.В.  Тангризм: Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные версии. – Editions du JIPTO, 2018 (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 1-3).
  3. Tomski  Tangrisme sakha : Schéma de Teris // CONCORDE, 2014, N 3, p. 3-109. (Томский Г.В. Якутский тангризм: Схема Тэриса).
  4. Гладышев С.А. Как выжить в толпе и остаться самим собой. – Ростов- на-Дону, Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.
  5. Томский Г.В.  Категория качества жизни // CONCORDE, 2015, N 1, 3-15.
  6. Нурмуханбетов А. Б. Неономады — гвардия информационной эры //CONCORDE, 2015, N 5, p. 36-55.
  7. Томский Г.В.  Программы и проекты Международной академии КОНКОРД, 2016 (Amazon Kindle). – 129
  8. Томский Г.В.  ФИДЖИП: Международная федерация для всех (Amazon Kindle). – 102 с.
  9. Федорова Л.В. Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей – Якутск: Издательский дом СВФУ им. М.К. Аммосова, 2012. – 320 с.