Сохранение парадигмы тангризма в христианском городском планировании и строительстве – европейский пример из Болгарии – 9 век

Миленов К.Г., k.milenov@stalkerkm.com
Аннотация. Тангризм – одна из чистейших монотеистических религий, которая в городских обществах находит два основных храмовых воплощения: первая – национальный духовный центр, объединяющий природный феномен и храмовый комплекс, считающийся местом божественного присутствия, и вторая – местные храмы, имеющие различную планировку, схемы с учетом местных особенностей и обычаев. Ритуалы открытого и закрытого пространства равны.
Ключевые слова: Тангризм, монотеистические религии, государственность -духовность, толерантность, храмовые и градостроительные модели, возможная модель Всемирного храма тангризма.

Milenov K. G. k.milenov@stalkerkm.com
Preserving the paradigm of Tangrism in Christian urban planning and construction – a European example from Bulgaria – 9th century

Annotation. Tangrism is one of the purest monotheistic religions, which has in urban societies two main temple realizations – first – a national spiritual center, uniting a natural phenomenon and a temple complex, considered a place of divine presence and second – local temples that have different planning schemes, according to local peculiarities and custom. In Tangrism, the rituals of open and closed spaces are equal.
Keywords: Tangrism, monotheistic religions, power-spirituality, tolerance, temple and urban models, possible model of the Universal Temple of Tangrism;

Религии подобны пяти пальцам руки, а рука – Тангра,
из которого они все произошли.
Кан Мёнке (Мьонгке) – 1254

1. Некоторые фундаментальные характеристики Тангризма.

Тангризм – одна из древнейших философско-религиозных монотеистических вселенных, созданных человечеством. П. Добрев, оценка которого заслуживает внимания, определяет тангризм древних болгар как «одну из древнейших восточных религий». П. Добрев считает, что корни тангризма восходят к древнему Шумеру, где впервые было использовано понятие «Дингир» (Бог), использовавшееся как общее имя для всех небесных богов [1, с.94; 95; 103].

В отличие от других подобных посланий, таких как иудаизм, христианство, ислам, буддизм, он не требует человеческого посредничества через верховного пророка, такого как Моисей, Христос, Мухаммед. Древние болгары исповедовали чистейший монотеизм через Верховного бога Тангра (Танг-Ра). Тангра – единственный среди болгар, у него нет ни сыновей, ни дочерей, от него не исходит никаких божеств. Он одновременно и Солнце, и Свет, и Мораль, и Жизнь, и все остальное [2, с.53; 65]. Это различие, с одной стороны, говорит, возможно, о фундаментальной роли тангризма по сравнению с другими монотеистическими религиями, а с другой стороны говорит о сохранении демократического, общенационального характера религиозного учения, поскольку предполагает прямую связь между Богом -Творцом Вселенной, и Человеком.

Овладение другими монотеистическими религиями правителем и правящей администрацией в сговоре с священническо-раввинскими-церковными учреждениями позволяет профанацию духовного послания и навязывание населению интерпретируемые религиозно-поведенческие варианты в интересах властей и для их же блага. В тангризм этого в основном избегают. Поскольку, по-прежнему, необходим катализатор для священных обрядов и толкователь высших духовных истин, тангризм развивает двустороннюю систему служения как обычным мирянам через шаманов, так и высшей аристократии, образованной элите через посвященных – колобров.

В странах Юго-Восточной и Восточной Европы, где развивались несколько болгарских государств, шаманизм значительно сократил свои функции из-за высоко цивилизованного характера государственного образования и урбанизированного характера жизни. Вот почему здесь широко представлен принцип Колобара. В отличие от шаманизма, который может проявляться в естественной среде и в большинстве случаев не требует строительства представительных сооружений, форма исповеди Колобар потребовала создания как специализированных пространств-храмов, так и духовных школ. Всеохватывающая и терпимая природа тангризма также подтверждается тем фактом, что храмовые пространства, в которых происходят религиозные практики, имеют различную природу и принимают, и могут заимствовать формы других религиозных доктрин, таких как поклонение огню или скрытую форму общения с Богом как в Древнем Египте, или в мифологическом храме Соломона или мусульманской Каабе.

2. Тангрические правила городского планирования / строительства и переход в христианство на болгарских землях.

В связи с объективной ограниченностью статьи мы ограничимся только следами древней болгарской государственности на территории Балканского полуострова, а также лишь несколькими типичными примерами. Что касается принципов городского планирования, анализ планов старых столиц Дунайской Болгарии – Плиски и Преслава, четко определяет идею столицы как отражения божественного порядка и части вселенной – оба города построены в соответствии с основными характеристиками монотеистических глобальных правил: а) близкая к прямоугольному очертанию; б) концентрическая градация урбанизированной территории, так как дворцово-храмовая цитадель находится в центре городской структуры; в) четко выраженные основные городские дороги, связанные с направлениями света – север, восток, запад, юг (рис. 1). Конечно, особенности местности, как и русла рек, требуют некоторых изменений, но основная планировочная схема, отражение всеобщей гармонии соблюдаются.

Рис. 1. Градостроительные схемы столиц Плиска и Преслав.  

С храмовым строительством дела обстоят очень интересно. Во-первых, городские храмы Тангра сравнительно небольшие по размеру. Немногие историки задавались вопросом, почему в тангризм нет больших храмов, учитывая, что болгары построили довольно большие общественные здания и сооружения – например, только Внутренний город Плиска с дворцовыми зданиями, хранилищами и прочим был размером со средневековый Аахен – столица Священной Римской Империи времен Карла Великого (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение Внутреннего города-цитадели в Плиске с города Аахен

Возможное объяснение – в самой природе тангризма. С одной стороны, это глубокое духовное и философское учение, требующее серьезной подготовки и знаний, и оно имеет важную характеристику самых древних монотеистических религий – Бог встречается с посредниками в пространстве, доступном для немногих посвященных, и даже в темноте. То же самое и в Древнем Египте, где святилище – последнее помещение (маленькое и без окон), куда нужно попасть (рис. 3). То же самое и с шумерскими храмами, то же, согласно Библии, в храме Соломона (рис. 4) [4, с. 68].

Рис. 3. Первоначальный план и аксонометрия
храма в Фивах (Египет).
Рис. 4. План храма Соломона по Библии.

Однако есть одно существенное отличие – храм в тангризме имеет очень простую конструкцию и максимально приближен к фундаментальным архетипам Вселенной и Божественной гармонии – квадрату-кубу и кругу-сфере. По этой линии тангрийские храмы в Болгарии близки к зороастрийским храмам огня – в плане квадраты, по объему кубы с куполом (рис. 5 и рис. 6), а также к древним фракийским алтарям.

Рис. 5. Храмовые строения в Плиске – Дунайской Болгарии, и Великом Булгаре в Волжской Булгарии. (Капище в центре цитадели в Плиска по Ст. Бояджиеву)
 
ПлискаПреслав
Рис. 6. Планы храмов (капищ) Тангра в Плиске и Преславе


Кроме того, тангрический храм упрощен, а замкнутое пространство имеет упрощенную структуру и почти прямой доступ, в отличие от других упомянутых выше древних религий, что демонстрирует приоритет прямой связи с Богом, в отличие от сложных процедур священнических каст, навязанных среди другой религии. Храмы и алтари Тангра могут иметь одинаковую форму – квадрат. Обычно это два вписанных друг в друга квадрата, которые иногда можно вписать в квадрат или прямоугольник. Эта модель также лежит в основе многих христианских церквей (рис.7) [8, с.210,211].

План дворцовой церкви
в г. Плиска
План храма (капища) в ПлискеПлан храма (капища) в Преславе
Рис. 7. Сравнение планов дворцовой церкви в Плиске и храмов (капищ) Тангра в Плиске и Преславе.


В центре внутреннего квадрата может быть столб с алтарной плитой.  Сам храм может быть небольшим, но это не значит, что многие люди не собирались для ритуалов. Место для них было определено на квадратных площадках возле здания храма, и, вероятно, ритуал включал в себя шествие. Примером такой практики является недавно открывшаяся площадь у дворцов и храмов во Внутреннем городе Плиска (рис. 8), а также тоже в Плиске торжественная километровая прямая, похожая на стрелу, аллея, соединяющая дворцовый комплекс со священным местом [4, с.19; 103].

Рис. 8. Дворцовая площадь, вымощенная каменными блоками (г. Плиска).

Следует отметить, что важность и репрезентативность этой аллеи подтверждается тем, что она построена не из плит, а из резных каменных блоков, что позволяет ей находиться на определенной высоте над окружающей местностью.

Если рассматривать фракийскую эсхару (жертвенник) как символический план священного пространства храма, выделяются основные черты, которые мы находим в тангрийских святилищах, построенных болгарами на Балканах, – наличие концентрически расположенных рам (от двух до четырех вписанных); прямоугольники / квадраты с параллельными сторонами и небольшим расстоянием между ними; включение архетипических элементов, отражающих идеалы завершенности и божественного совершенства, центрирующих украшение; желание подчеркнуть центр, разместив один или два концентрических круга, пересекающих диагонали ограничивающего прямоугольника; различные акцентирующие орнаменты [3; 6; 7]. Есть четыре основные геометрические фигуры, которые можно комбинировать по-разному (рис. 9).

Рис. 9. Фракийские эсхары (жертвенники) [6; 7].

Первым, наиболее часто используемым, является квадрат или прямоугольник. Это ограничивающая внешняя и внутренняя граница, определяющая главное украшение. Эту границу можно интерпретировать как границу между повседневным пространством, в котором живет население, и священным пространством общения с Богом, что накладывает соответствующие ограничения и преданность, создавая промежуточное пространство для диалога между двумя мирами и подготовки к ритуалу. Второй – крест. Иногда для придания ему формы, используют четыре маленьких квадрата, которые помещают в углы или в середину сторон основного прямоугольника. Третья форма – круг. Его основная функция – подчеркнуть центральное пространство эсхары (жертвенника), а также символ завершенности вселенной. Используются один или два вписанных круга. Комбинируется с прямоугольником или крестиком. Четвертая форма – это знак «Х». Он используется редко, обычно в сочетании с ограничивающей рамкой или кругом, в котором точка пересечения используется в качестве геометрического центра. Написание этого символа в круге позволяет получить крестообразную форму с закругленными сторонами, которую мы также находим в старинном болгарском таинственном священном здании под алтарем крупнейшей христианской базилики на Балканах IX века в Плиске (рис.10, б) [5].

а) Фракийская эсхара (жертвенник) от базилики, Пловдив.  б) Схема большой базилики с древнеболгарским капищем под алтарем, Плиска
Рис. 10. Сравнение эсхар (жертвенников) святилищ базилик.


Особенно важен тангрийский комплекс в скальном массиве Мадара – ядро государственной / культовой структуры Болгарского государства. Он расположен в 10 км. от первой болгарской столицы Балкан – Плиски. Он находился в непосредственной связи с ней, был тесно связан с государственностью и излучал духовные идеи и культуру (рис. 11).

  Рис. 11. Государственная власть и тангризм: связь между столицей (Плиска) – центром государственной власти с каменным массивом святилища (Мадара) – национальным духовным / религиозным центром.

Он также включал рельеф Мадарского всадника, дворец летнего правителя, открытые священные пространства и храмовый комплекс Тангра. Храм играл важную роль в пропаганде и реализации идей правящей власти, тем более, что хан был также первосвященником. Примечательно, что в отличие от других тангрийских храмов того времени, святилище располагалось рядом с огромной скальной глыбой, отколовшейся от скального массива тысячи лет назад (рис.12).

Рис. 12. Храмовый комплекс в святилище Мадара. Зарисовка возможного восстановления храмового комплекса со скального монолита.

Считается, что скальный обелиск изначально был святилищем Тангра. Позже, вероятно в IX веке, здания были построены из больших каменных блоков, которые в плане представляли собой два вписанных прямоугольника, внутренний из которых снабжен вестибюлем с востока. Главный храм ориентирован в сторону скалы. О его культовом характере свидетельствует его структура: 1) внутренний четырехугольник со всех сторон был окружен неразделенными коридорами; 2) в юго-восточном углу здания в конце коридора была стена из камней, образующая продолжение коридора, и в котором был построен небольшой квадратный бассейн; 3) этот бассейн приближает языческий храм под скалой к храмам в Плиске и особенно к западу от Большого дворца / Тронного дворца.

Оба храма отличаются от других своими внушительными размерами. Дополнительным аргументом в пользу культового характера постройки является тот факт, что над ее развалинами впоследствии возвышалась трехнефная христианская базилика. Надпись, хотя и сохранившаяся фрагментарно, по заказу хана Омуртага (814-831), прямо отражает поклонение верховному божеству Тангра: «был … и принес жертву богу Тангра …Золото и…». Этот текст ясно показывает представление болгар о происхождении и сущности ханской власти, согласно которой она имела божественное происхождение, и правитель был избран Богом. Это понимание нашло выражение в титуле болгарского хана, который был «назначенным богом правителем», носителем священной власти в государстве.

Здесь я позволю себе предложить своим коллегам, специалистам в различных областях современной цивилизации открыть дискуссию о преимуществах и потерях такой интеграции государственной власти и духовной и религиозной организации общества. Дело в том, что старые успешные цивилизации основывались на такой интеграции. Также фактом является то, что во вселенной нет пустого места, и когда духовный принцип отделяется от повседневного применения административных и экономических механизмов, место моральных и религиозных правил немедленно занимают всевозможные сектантские движения или даже хуже – финансовые и рыночные предложения, как примитивная и разрушительная для духовного принципа либеральная мантра о том, что «рынок определяет все».

Также стоит поискать глубокие связи между тангризм и более поздним христианством, потому что даже самый поверхностный анализ выявляет четкие заимствования даже в странах западноевропейского региона, таких как Италия. Примером этого является государственный и религиозный тангрийский знак IYI (рис. 13), во входной арке собора в Ларино и который широко распространен в древнем болгарском государстве. Иисус Христос распят на центральном знаке, а по обеим сторонам – Девы Марии и Иосифа Аримафейского или Святого Пардуса [4, с.43].

Рис. 13. Собор Ларино, посвященный Успению Пресвятой Девы Марии и Святому Пардусу, Италия. Деталь арки над главным входом.

Наконец, я позволю вам предложить в краткой форме модель национального храма Тангра, согласно древней староболгарской парадигме:

  • явление должно быть в прямой связи с важным административным центром – городом, столицей;
  • с пространственно-конструктивной позиции следует использовать первичные формы, характерные и для Вселенной – квадрат-куб, круг-сфера, спираль (по цифровому ряду Фибоначчи);
  • с ритуально-сакральной позиции должны быть включены основные элементы – каменно-каменный обелиск, огонь, вода;

Обязательно сочетание открытого или закрытого светового пространства – для массовых посещений и богослужений, а также закрытого, неосвещенного, темного пространства – для посвященных и совершения скрытых таинств (рис. 14). Все остальные храмы могут быть реализованы в различных формах и масштабах, без особых ограничений и в соответствии с возможностями и спецификой соответствующих районов и населенных пунктов. Но такой общенациональный храм считается уникальным и неповторимым, как и Бог.

Рис. 14. Основные элементы старой болгарской парадигмы для национального храма Тангра.  

Литература

  1. Добрев П. Д. Светът на прабългарите истини и заблуди: Прародина. Преселения. Военно дело. Писменост и календар. Религия и обичаи. Държавност. – София: Славика-РМ, 1994. – 183 с.
  2. Толев В. История на религиите. – София: Виктория В, 1993. – 300 с.
  3. Тайнството на есхарата – обреден олтар. – Эл. Ресурс. – URL: http://www.bulgarianassociation.co.uk/eshara/
  4. Миленов К. Храмът Голямата базилика в Плиска. Трите стълба на държавността – камъкът, книгата, митът. – София: Общобългарска Фондация Тангра ТанНак-Ра, 2020. – 123 с.
  5. Георгиев П. Ранносредновековно селище в района на Голямата базилика в Плиска // Плиска-Преслав (Материалы Болгаро-Советской встречи «Праболгарская культура» (Шумен, 01 января – 31 декабря 1976 г.)) – Т. 2. – София: Изд.-во БАН, 1981. – С. 190-198.
  6. Эсхара. – Эл. Ресурс. – URL: https://bg.wikipedia.org/wiki/Есхара
  7. Радев Д. – Эл. Ресурс. – URL: http://www.d-radev.com
  8. Дончева С. М. Кръстокуполните църкви в Първото Българско Царство: архитектурен облик. – Велико Търново: Фабер, 2008. – 369 с.