Тэнгри в понимании Чингис Хаана

Аннотация. В данной работе на основе анализа материалов “Сокровенного сказания монголов” рассматривается проблема эволюции религиозности Чингис Хаана, его веры в Тэнгри. Обосновывается развитие понимания им своего призвания,  особой миссии от Небесной Силы – Тэнгри. На фоне этого понимания и прослеживания в контексте текста Сокровенного сказания монголов, анализа в нем упоминаний слов Тэнгри, подтверждается вывод о том, что монгольский шаманизм  постепенно перерос в веру Небесного Тэнгри, которая далее еще углубляясь, стала государственной религией  и идеологией.

Summary. In this paper, based on the analysis of the materials of the “Secret History of the Mongols”, the problem of the evolution of the religiosity of Chinggis Khan, his faith in Tengri, is considered. The development of understanding of his calling, of a special mission from the Celestial Force – Tengri, is validated. Against the background of this understanding and tracing in the context of the text of the Secret Tale of the Mongols, the analysis of the mention of Tengri’s words in it, the conclusion is confirmed that Mongolian shamanism gradually developed into the faith of Heavenly Tengri, which further deepened into becoming the state religion and ideology.

Ключевые слова: Тэнгри, Чингис Хаан, Сокровенное сказание монголов, Бурхан Халдун, Вечное Синее Небо.
Keywords: Tengri, Genghis Khan, Secret history of the Mongols, Burkhan Khaldun, The Eternal Blue Sky.

В последние годы многие монгольские и другие исследователи пишут и высказываются на тему поклонения монголов Вечному Небу и о понимании Чингис Хааном феномена Тэнгри [1,2,3,4]. В дополнение к работам этих известных авторов и других, хочется добавить несколько слов, основываясь на материалах литературного и историографического памятника “Сокровенное сказание монголов”, который считается наиболее достоверным из всех источников XIII века.

Слово Тэнгри там приводится в 49 статьях, 69 различных контекстах повествования. Можно сказать, что слово Тэнгри знакомо монголам с древних времен. “Спаси Небо”, “Покровительствует Небо”, “Помилует Небо”, “Оставило Небо”, “Пусть Небо знает!” и тому подобные слова и выражения монголы употребляют в своей повседневной жизни.

Как известно из “Сокровенного сказания”, некоторые люди с особой судьбой рождаются у Отца Неба и Матери Земли. И не только они, некоторые животные, тоже рождаются по изволению Тэнгри.

Если судить по изложениям этого знаменитого источника, родоначальник монголов Борте Чино родился по изволению Тэнгри [5, ст.1, С.5], три сына матери Алунхоо также являются “сыновьями Тэнгри” [5, ст. 21, С.14] и сам Чингис Хаан рожден по назначению Тэнгри [5, ст. 201, С.273].

Когда Чингис Хаан заподозрил Наяа нойона, что тот прикоснулся к Хулан хатун, она сказала Хаану – “лучше спросить у моего тела, которого родили моя мать и отец по велению Тэнгри”, в итоге возникшая проблема была разрешена с добрым исходом [5, ст.197, С.260]. Угедэй хаан считает своим грехом то, что он однажды перегнал диких антилоп, рожденных по велению Тэнгри, из родных мест в чужие для них края [5 ст.281, С. 431].

Однако, монголы были уверены в том,что если они не обладают особым даром или не рождены небесной судьбой, то они не могут непосредственно связываться с Тэнгри.  Они могут принять Тэнгри только посредством шаманов, которые в свою очередь связываются с владыками гор и духами вод, и получают “вести”  от других “одушевленных” вещей – онгонов.

Когда Тэмуджин скрывался от тайчутов и провел 9 суток в лесу, он чувствовал, что “Тэнгри подсказывает ему не выходить из леса”. Поскольку он до этого не связывался напрямую с Тэнгри, он сомневался в своем небесном даре и вышел из леса только получив “дорогой подарок”. Тогда ему пришлось провести самые трудные дни своей жизни [5, ст. 80, С.55].  Как пишется в “Сокровенном сказании”, у него потом случилось такое же происшествие с меркитами, но он спасся благодаря, как он считает, молениям священной горе Бурхан Халдун. Его заменитое Завещание потомкам было высказано именно после этого случая.
Там говорится:
Рис_1Рис_2

Гора Бурхан Халдун. Зимний пейзаж.

Гора Бурхан Халдун. Зимний пейзаж.

Ныне на этом Овоо проводит церемония Государственного почтения

Ныне на этом Овоо проводит церемония Государственного почтения

  В “Сокровенном сказании” говорится: “Каждое утро кропите Бурхан Халдуну и подносите дары, каждый день посылайте бладарность. Пусть от потомков до потомков почитают эту Гору”. Говоря эти слова, накинув на шею пояс /подобно молитвенные четки/, он стоял лицом к солнцу, сняв шапку, завязав ее шнурки, сделал петлю и вдел  в нее руку так, что шапка свесилась с локтя, приложил свои руки к ключицам, и  глядя в сторону солнца, девятикратно окропил сархад и сказал молитвенные слова” [5, ст.103, С.80-81].

Один из первых переводчиков “Нууц товчоон” на русском языке, известный монголовед С.А. Козин перевел эту часть таким образом: Будем же каждое утро поклоняться (ползком взбираясь) ей и каждодневно возносить молитвы. Да разумеют потомки потомков моих!» И сказав так, он обернулся лицом к солнцу, как четки повязал на шею свой пояс, за тесьму повесил на руку шапку свою и, расстегнув (обнажив) свою грудь, девятикратно поклонился солнцу (в сторону солнца) и совершил (дал) кропленье и молитву [6].

Однажды Хорчи пришел к Тэмуджину и сказал: “Небо и Земля, дружно соглашившись, провозгласили: “Пусть Тэмуджин будет Владыкой Государства! И это шаман показал перед моими глазами”. Видимо Тэмуджин был доволен его “известием”, поскольку он обещал исполнить все, что Хорчи хотел, если он будет прав в последствии! [5, ст.121, С.107].

Возможно, исследователям здесь необходимо обратить внимание на одно “узловатое” монгольское слово эелтэх. Оно означает “советоваться мирно и любезно соглашаться”. А в данном случае речь идет не о соглашении людей, а о делах Неба и Земли. Соглашение происходит на другом уровне. Можно понять это так:  когда Небо решает судьбу земного человека, оно соглашается с Землей, на которой живет человек. Здесь, не только интересен ход мышления, напоминающий игру в “философское домино”, но еще интереснее и суть самого выражения. После того, как монголы приобрели право на самоопределение в своем государстве в 1911 году, они установили закон с длинным названием “Грамота о законностей Монгольского Государства, установленная Сверху”, который некоторые исследователи считают конституцией того времени [7]. Там есть отдельный закон о поклонении горному Небу, но на деле это закон о упорядочении ритуальных действ по поклонению овоо – духу горного Владыки.

Приведенные выше примеры показывают, что монголы долгое время общались с Тэнгри через таких посредников как шаманы, горные и водяные духи, а также посредством онгонов – вместилищ духов владык, которые, в свою очередь, являются духоносителями Тэнгри. И теперь, можно сказать, это также продолжается. Однако, в чингисхановское время у людей и в понимании самого Хаана, эти соображения менялись постепенно. Об этом и свидетельствует  “Нууц товчоон” (Сокровенное сказание). Тэнгри являлся для Чингиса не Богом, которого он мог представить образно, а мощной, деятельной Силой, которую возможно вообразить только в уме.

Монголы верили тому, что судьба людей и вообще все людские дела и действия зависят не только от их земных дел, но и во многом зависят от воли Тэнгри, что именно по велению Тэнгри на земле жизнь меняется. Думают, что главные дела совершаются в Небе. И поэтому необходимо было поклоняться Тэнгри и его представителям, возвещать их.

Потом Великий Хаан еще углубил свои знания о Тэнгри. Он дал понять, что “Все зависит от того, что “нравится и не нравится Тэнгри”, и людские дела руководствуются Тэнгри. Именно Вечное Небо и Властвуюший Тэнгри распоряжается земными делами, все реализуется Его Указом! Если людские дела нравятся Тэнгри, то размножается человеческая сила и его дело всегда вознаграждается. И как это заметно, сам Чингис Хаан, по мере своего укрепления, еще более и более становился глашатаем Тэнгри, человеком понимающим “Слово Тэнгри”.

“Нууц товчоон” дает нам знать, что в то время не только Чингис Хаан, но и его соратники, противники и даже враги его верили в Силу Тэнгри, считали, что Тэнгри повлияет на их действия. Так Ванхаан говорил своему сыну “Если мы воюем с Чингис Хааном, то Тэнгри на нас гнев свой проявит!” [5, ст.167, С.180], а Жамуха обьяснил свое поражение тем, что “Чингис Хаан родился по велению Неба” [5, ст. 201, С. 273]. И когда найманы воевали с Чингис Хааном, их богатыри Буйрагхан и Хутуга произвели заклинание – Зад, т. е. хотел сокрушить Чингис Хаана, используя небесный штурм, то их заклинание повернулось на них самих. Они говорили “Нас не помилостивил Тэнгри, мы ему не понравились” [5, ст. 143, С.139]. Таким образом, монголы везде и повсюду верили Тэнгри, почитали Его, свою жизнь на земле и каждое действие связывали с волей и расположением Тэнгри.

Детально изучив повествования и суждения  “Нууц товчоон”, можно проследить за изменением взглядов и понимания монголов о Тэнгри. Читатели там могут найти, связанные с Тэнгри слова и выражения, такие как  “быть достойным Тэнгри” [5, ст. 207, С.288], “по благоволению Неба”  [5, ст. 125, С.114; ст.163, С. 174; ст.177, С. 206; ст.179, С. 214; ст.187, С. 228; ст.203, С. 280; ст. 256, С. 379], “быть названным Властвуюшим Небом” [5, ст.113, С. 97], “умножать в силе Небом и Землей” [5, ст.208, С. 289; ст. 224, С. 313; ст.260, С. 385], “умножать силу Вечным Небом” [5, ст.260, С. 385; ст.267, С. 398; ст. 275, С. 410.], “в Небе окрепить поводья, вводящего начинания ” [5, ст. 208, С.289], “молиться Вечному Небу” [5, ст.240, С.338], “действовать по Указом Неба” [5, ст.244, С. 343] и так далее.

Такие слова и выражения, а также действия людей того времени наглядно показывают нам эволюцию феномена Тэнгри в понимании монголов, которые “продвигались” от земной жизни к Огторгуй – к Небесной “пустоте”, и оттуда, т.е. от той мощной управляющей Силы обратно к Земле – земной жизни. Возможно, “Нууц товчоон” дает нам знать, что мальчиком Тэмуджин, как и другие, бегал за взрослыми, добавлял  к Овоо камушки. Наблюдал вместе со всеми как Овоо – хранилише духов Всевышнего, увеличивалось на их глазах по величине и значению. Мальчики слышали как слова, услышанные от шаманов, раскрывают умы и воззрения. Постепенно они стали чувствовать мощъ Небесных Сил. Повсюду и везде, начиная от детей до седоволосых стариков, монголы поверили тому, что все хорошие дела и действия на Земле совершаются по велению  Верхнего Мира Указом Тэнгри, и поэтому необходимо поклоняться Ему и Его Представителям!

На этой мировоззренческой основе, в уме Чингис Хаана, видимо, произошел большой “переворот”.  Возможно, на это повлияли не только его взгляд, соображения, но и реальная жизнь, окружение и даже его чреватые военные походы, деяния, охватывающие огромные пространства. Он стал “мировым человеком”. Нередко он находился по долгу завоевателя далеко от родного края, от своей священной горы Бурхан Халдун. Где ему часто не хватало своего Овоо. Зато над ним было всегда и везде Синее Вечное Небо. Ему легче было обращаться к той философской “пустоте”. Он еще больше стал связываться с Тэнгри и слушать его Слово, главное, не через “посредников”, а непосредственно сам. Прямая связь с Тэнгри сделала его еще больше уверенным в себе. Он меньше и меньше стал нуждаться в помощи других, а наоборот, стал больше чувствовал свою способность, талант, миссионерское качество.

Можно сказать, что такое чувство у него было с молодых лет, сомнения его в “подсказках Тэнгри” давно исчезли, и “Сокровенное сказание” этого  не скрывает. Когда он вернул свою жену от меркитов с помощью Ванхаана и Жамуха, сказал следующее: “Совершили мы большое дело! Умножились в силе Небом и Землей и Властвующее Небо назвало вас именами” [5, ст.113, С.97]. Хотя это была его благодарственная речь, посвященная Ванхаану и Жамухе, но наверняка – еще тогда он чувствовал свою участь и думал про себя: “Он также назван своим именем от Тэнгри”. Во всяком случае, так или иначе, в его уме произошло большое “изменение”.

Как раз после такого преобразования в умственном отношении Чингис Хаана, бөө Тев Тэнгэр – знаменитый шаман, заявил ему: “Вечный Тэнгри дал Указание о том, что однажды Чингис Хаан будет властвовать,  и однажды Хасар завладеет Государством” [5, ст.244, С. 343-344]. Этими словами он, как мы знаем, действительно замутил воду, посеял раздор среди братьев – родов Есугея батыра. Наряду с этим, этого шамана больше стал окружать и народ – на его коновязи можно было увидеть больше скакунов, нежели на сэргэ /коновязи/ самого Чингис Хаана. Такая действительность в конечном счете стала равноценна смерти “злоязычного” шамана. И причину такого инцидента Чингис  Хаан называет: “Неприятием Тэнгри к нему” [ст. 246, С. 355].

Великий Хаан стал относится к шаманам – посланникам Тэнгри по другому. Хотя было время, что он одного из шаманов возвел в сан бэхи, надел на него белый дээл и оседлал ему белого коня. И этот Янги бэхи сидел с ним на одном ряду [5, ст.113, С. 97]. Но потом он с ними стал “справляться” совсем иначе. Его отношение настолько изменилось, что он мог отправить самого сильного шамана на тот свет, сказав “Тэнгри его не любил!”.

Можно сказать, что монголы с древних пор обладали “Вселенским познанием”. У них Мать – Земля, Отец – Небо! Они сами являлись частью Вселенной, имели тэнгрианские связи со всеми Сущими. Они думали, что все происходящее на земле связано “узами” с Небом. В Небе существует управляющая Сила, и это Сила дает людям права, определяет их судьбу. Тэнгри отправляет на землю части своего Духа, чтоб связаться с Земной жизнью. И их посредством люди получают милость, благость Тэнгри, умножают свои Силы. Все земное существует под воздействием этой огромной, организующей, мощной Силой Тэнгри. А что касается монголов, то они были уверены, в том, что живут под покровительством Силы Вечно Синего Неба, под харизмой Великого Хаана, который родился по изволению Тэнгри. И это вера и понимание определяли их жизненный уклад, стали определяющей моралью, основой их мировоззрения, а потом, еще углубляясь, переросли в Государственную идеологию [8].

В завершение можно добавить пару слов  к вышесказанному, что в последнее время появляются, стоящие внимания, хорошие тенденции и результаты по “раскрытию” таланта и способностей Чингис Хаана. Вместо того, чтобы слепо молиться его образу и сверхестественно хвалить его деяния, начали изучать и научно обьяснять деятельность “Великого творца истории”, ставшего хозяином половины мира. Вместо того, чтобы глухо сакрализировать все сказанное и наказанное им, стараются создать истинный образ этого знаменитого человека. Безусловно, такие явления стоит поддержать. Сегодня время стало другим и наши реальные возможности расширяются.

Портрет в Пекине

Портрет в Пекине

Портрет в Тайпей

Портрет в Тайпей

Работа молодого художника А. Далантай

Работа молодого художника А. Далантай

Как все знают, по приказу Хубилай Хаана – внука Чингис Хаана, был создан портрет Чингис Хаана и других великих Хаанов. Близкие между собой два портрета ныне хранятся в Пекине и Тайпей. Молодые монгольские художники попытались “оживить”  эти портреты, используя современные методы, которые приближают простые рисунки к оригиналу [9].

Таким образом, маленькими шажками, все ж таки, мы приближаемся к правдивому образу Чингис Хаана.

Дашням Л.
Монголия, г. Улан-Батор
ludash315@yahoo.com

  Литература

  1. Бира Ш. Монголын тэнгэрийн үзэл. (Mongolian Tenggerism), түүвэр зохиол баримт бичгүүд, Уб., 2011, 42 дахь тал.
  2. Абаев Н.В. Тэнгрианский культ священных гор и героический эпос монголо-бурят. – Улан-Удэ: Багульник, 2014. – 72 с.
  3. Лхагва О. Орчлон, суу заль, Мөнх Тэнгэр товхимол: AIII.7. Холограф ертөнц, х. 68, УБ, 2013.
  4. Цоохүү Х. Монгол хүн та хэн бэ? – УБ.: , 2015. – с.
  5. Монголын нууц товчоон (Сокровенное сказание монголов) – УБ.: Адмон принт,  – статья 1, С.5
  6. Эл. ресурс: /http://altaica.ru/SECRET/tovchoo.php/
  7. Батсайхан О. Зарлигаар тогтоосон Монгол улсын хууль зүйлийн бичиг-ийн тухайд үгүүлэх нь // Шинжлэх ухаан, амьдрал сэтгүүл,  № 3. – УБ., 2013. – С.3.
  8. Бира Ш. К изучению истоков тенгеризма у монголов // Монголын тэнгэрийн үзэл (Mongolian tengerism). – Улан-Батор: Содпресс, 2011. – С. 14.
  9. Гүн-Үйлс Д. Чингис Хаан. Эш хөргийг баримтлах их Эзний дүр төрх. Төрт ёс, Хаадын сан. УБ., 2016