Асия Мухамбетова
Время распределяет Тенгри…
(Большая надпись Кюльтегина. VIII в.)
Представления о Времени являются одним из базовых оснований любой цивилизации. Именно они обуславливают единство ее многообразных явлений, слагающихся в некую структурную целостность, благодаря объединяющему их единому временному коду. Системные представления о Времени, как правило, концентрируются в календарях, которые неизбежно возникают в процессе деятельности человека, ибо освоение природы, трудовая деятельность невозможны вне упорядоченных представлений о Времени, координирующих все стороны жизни человеческого общества. Календарь несет базовую информацию о времени-пространстве и является структурно-генетическим кодом культуры, ведь структура времени – это морфологические средства, внутренне связующие язык форм всех культурных сфер.
Древние скотоводы Центральной Азии создали сложный циклический календарь, по которому их потомки – тюрко-монгольские кочевники – жили вплоть до ХХ века. Алтайцы называли его муше, кыргызы – моше, казахи – мушель. В культуре исламизированных оседлых народов Центральной Азии, перешедших на мусульманское летоисчисление, сохранилась память об этом древнем календаре, узбеки называли его муджал, уйгуры – мучал.
В 1926 году Казахская советская социалистическая Республика перешла на новое летоисчисление, власти отменили мушель, запретили праздновать Улыстын Улы кун – Новый год. Жизнь пошла по новому советско-григорианскому летоисчислению, и к концу ХХ века о древнем календаре помнили только старики. Но сам календарь центрально-азиатских скотоводов не канул в вечность, он возродился на арене мировой масскультуры, но уже как «японский», «китайский» или «восточный». Соответственно, под этими именами его и знают младшие поколения современных казахов. …
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ (.pdf – 539кб)