«Тувинский шаманизм» – это ранние формы традиционных верований и культов тувинцев, представляющие собой самый популярный уровень родо-племенной этносоциальной организации, который при образовании у предков современных тувинцев более развитых форм государственности (Империя чиков и азов, Урянхайский каганат, Империя хунну, Тоба-Вэй и др.) составил наиболее архаический слой бытовой семейно-общинной обрядности в национальной тенгрианской («небесной») религии. Этот низший уровень культовой системы обычно ошибочно связывают с деятельностью «шамана» (тув. хам), как жреца данной этноконфессиональной традиции.
Однако, во-первых, «шаманская» деятельность тувинского хама (диалект. кам) уже в ранний период становления национальной государственности (Империя чиков и азов – начало I тыс. до н. э.) выходит далеко за рамки религиозных, этносоциальных и культурных функций, присущих настоящим шаманам тунгусо-маньчжурских народов, у которых и был в действительности распространен термин «шаман». Во-вторых, этнокультурная и цивилизационная основа национальной религии тувинцев больше связана с тюрко-монгольскими «кочевническими» народами Центральной Азии, которые, в свою очередь, этнически и цивилизационно связаны с Туранской цивилизацией центра Евразии (т. е. с центрально-евразийским кочевничеством, в становлении которого на ранних этапах важную роль сыграли праиндоевропейские древнеарийские племена – скифы, массагеты, индоарии и др.).
«Классический» же шаманизм был в большей мере присущ дальневосточной таёжной цивилизации Северо-Восточной Азии, основным этническим субстратом которой до массированной экспансии тюрко-монголов в восточно-азиатском направлении были палеоазиатские и тунгусо-маньчжурские этносы. …..