Проблема сохранения языков коренных тюркских народов, оставшихся под властью России, сегодня стоит особенно остро. Язык, как мы знаем, является основным нациообразующим фактором. Нет языка — нет нации, а есть просто население. Известно, что язык может полноценно существовать в двух случаях: первый – когда есть независимое национальное государство, и второй – когда народ исповедует свою национальную религию. Для татар исконной национальной религией является Тэнгрианство. Более того, тэнгрианство было государственной религией – идеологией хуннов и тюрков, о чем свидетельствуют исторические материалы. С распадом централизованных хуннских и тюркских государств, распалась и официальная религия, сохранившись у некоторых народов лишь в бытовых формах. Брать за основу эти сохранившиеся формы и говорить, что это и есть тэнгрианство – неправильно. Если тэнгрианство было официальной государственной идеологией таких мощных государств (хуннов, кюктюрков, татаро-монголов), которые оспаривали первенство в мире, надо полагать, что оно было более фундаментальным, чем сохранившиеся формы.
На сегодняшний день около половины тюркских этносов, в том числе и татары, не имеют своих независимых государств, хотя у нас есть на это историческое право. В условиях информационного и экономического превосходства в городах русского языка, языки коренных народов не востребуются, поскольку это связано с добычей материальных благ. Русским государством созданы условия необходимости употребления русского языка. Действует в людях инстинкт выживания и большинство говорит на русском. Поэтому одним из путей сохранения и возрождения национального языка для подвластных России тюрков является восстановление государств на исконно-исторических тюркских территориях, что сегодня в силу политических причин весьма проблематично.
Теперь возникает вопрос: а в условиях отсутствия государств могут ли жить и процветать языки? Могут. Здесь примером является история еврейского языка — иврита. Известно, что иврит в “консервированном” виде существовал в течении 2 тысяч лет, когда не было независимого еврейского государства и народ его не знал. Поэтому он считался “мертвым” языком. Затем он смог возродиться в определенных исторических условиях, так как более двух тысяч лет назад был “закодирован” в священных книгах евреев. Это говорит о том, что евреи обратились с молитвами к своему богу и к своим святым на иврите – и получили от них помощь. Важно отметить, что во всем этом большую роль сыграл и еврейский алфавит. Иначе говоря, язык иврит возродился благодаря иудейской религии, еврейским молитвам, священным книгам, написанным на еврейском языке и еврейским алфавитом.
Вообще, алфавит играет основную роль в сохранении языка и он, как правило, связан с конкретной религией. Католицизм – с латиницей, православие – с кириллицей, иудаизм – с ивритом, ислам – с арабской, индуизм – с брахми и т. д. Кстати, для палестинцев тоже не существует проблемы знания родного арабского языка, хотя как и у многих тюрков, у них нет независимого государства. Ответ этому: — палестинцы пять раз в день молятся Аллаху на своем языке, поминают своих предков, и просят от них защиты и покровительства исключительно для арабов-мусульман. Священная книга мусульман Коран написан арабским алфавитом, на арабском языке и в стихотворной форме, что сопутствует сохранению языка и алфавита на тысячелетия. История ислама – это прежде всего история арабского и иудейского (семитских) народов. Ислам соответствует арабским традициям, обычаям, менталитету.
Как показала история, татары, поселившиеся в Польше, Литве, Белоруссии и т.д., принявшие христианство, быстро утратили все свои отличительные черты и полностью ассимилировались в местном населении. Татары, исповедующие ислам, ассимилировались через три, а то и два поколения. Религия не смогла их сохранить, так как опиралась на чуждый арабский язык, то есть из-за отсутствия национального сознания и отсутствия связи языка с религией. Польско-литовские татары слишком поздно отдали себе отчет о потерях, которые понесли с исчезновением этнического языка, слишком поздно поняли, что национальному отличию более всего благоприятствует язык, а не религия, базирующаяся на чуждом, непонятном.
Да, и сегодня не все татары безверствуют. Но только почитают не Тэнгри, а Христа или Мухаммеда. То меньшинство, например, изучающие арабский алфавит, арабский язык и читающие арабские молитвы, тоже преследуют фактически эгоистичный интерес и меркантильно-духовную цель. Так как они убеждены, что только усвоив молитвы в оригинале они непременно попадут в рай. И они поминают не тех, благодаря кому они созданы, а тех кто их завоевал и сделал рабами божьими, а не сынами Тэнгри. Результат налицо — дух народа все сильней иссякает, национальной духовности фактически нет, сфера распространения татарского языков очень узка и т.д.
Следовательно, тюркские языки смогут устойчиво и закономерно существовать и развиваться в условиях, когда тюркские народы будут исповедовать ту религию, которая ниспослана нам Создателем, а не навязана другими народами, или заимствована от них. Национальная религия Тэнгрианство ниспослано определенно тюркам и является результатом борьбы за выживание в своих природно-климатических условиях. Духовные ценности дают духовную силу народам только в том случае, когда они создаются самим народом от сотворения мира, а не перенимаются у других народов под видом более совершенной идеологии.
Следует отметить, что одним из основных элементов в Тэнгрианстве является культ великих предков. Издревле тюрки считали, что Тэнгри – это Творец, Создатель, а духи Природы и духи умерших предков – непосредственные помощники живых людей. Чтобы получить от духов помощь, надо их почитать и молиться на понятном им тюркском языке. Писать возжелания тюркскими буквами. Когда тюрки обращались к Тэнгри на тюркском, просили покровительства природных сил для всей нации и на всей территории их проживания, то получали их. И когда обращались к духам умерших предков на тюркском, и просили прозрения ума, просветления и поднятия духа народа, то тоже их желания исполнялись.
Отсюда вывод: только почитая Тэнгри, Йер-Суб, Умай, Эрлик и духов предков на татарском языке татары могут получить от них реальную помощь. Особо важным психологическим элементом здесь является молитва на татарском языке, этим статус и престиж родного языка поднимается выше государственного. Это очень актуально, когда татарский народ попал в чужеземную власть.
Дамир Шайхетдин. Набережные Челны. Татарстан
Об иврите. Мудрый древний еврейский народ, понимая именно эту духовную функцию языка, восстановил уже мертвый язык. На этом языке кут их предков, вознесшиеся в древности еще к Яхве, слышат и помогают. И материально и духовно. Разве мы все не видим этого? Почему мы не можем брать от них пример? Например, язык саха очень древний из всех тюркских, сохранился благодаря суровой северной матушке природе. Олонхо, якутский эпос сохранил на этом языке древнейшие молитвы – алгыс. Олонхо издаются с переводами, можно выбрать для каждого случая соответствующий алгыс, выучить и применять. В эпосах наших также ярко описываются как проводили наши предки в древности тенгрианские обряды, ритуалы. Какие храмы строили, все там дается. Надо только захотеть.
Дамир абсолютно прав. Действительно, почему нас Бог-Тенгри создал разными с разными языками? Мог бы и одинаковыми создать. Душа, снизошедшая от Небесного Творца – кут, после смерти человека поднимается обратно к нему: Богу, Тенгри, Аллаху, мы все по разному его называем, но он один. Но мы за свою жизнь грешим, и изначально прозрачно чистый кут становится липким, тяжелым и не доходит до Творца. Большинство из них “оседает” на разных ярусах небесной дороги к Творцу. Их то мы и призываем на помощь в своих молитвах. Духов своих предков. Конечно, они понимают только свой язык. Если бы все на одном языке просили, какая “какафония” стояла бы в небесном “эфире”? Чтобы каждый кут предков различал слова своих потомков от всего потока молитв и прошений, Творец и создал нас с разными языками. Чем старше предок, тем он не понимает современный язык. Поэтому молитвы, алгыс, мантры говорятся древними словами. Вот почему мы должны сохранять свой изначальный язык. Тот язык, на котором предки просили сами небесную благость – алгыс, благодать божью и т.д. И соблюдать строго все ритуалы и каноны молитвенных обрядов, которых они придерживались.