Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы межкультурных и межцивилизационных отношений древнетюркских этносов. Авторы обращают внимание на данные исторических источников, свидетельствующих о существовании еще в глубокой древности дипломатических взаимоотношений правителей и ханов Великой степи Дешт-и-Кипчак с различными государствами, странами и народами, как на Востоке, так и на Западе. Отмечается, что тенгрианство, будучи одновременно и оформленной религией, и духовно-нравственным мировоззрением, на протяжении многих веков через систему духовных кодов культивировало и социализировало определенные устойчивые этнические константы кочевых народов Степи.
Summary. The article concerns the issues of intercultural and inter-civilizational relations of the Ancient Turkic ethnoses. The authors draw attention to these historical sources testifying to the existence in ancient times of diplomatic relations between the rulers and the khans of the Great Steppe of Dasht-i-Kipchak, with different other states, countries and nations as in the West, and in the East as well. It is noted that Tengrianism, being both a decorated religion and a spiritual and moral outlook, has for centuries cultivated and socialized certain stable ethnic constants of the nomadic peoples of the Steppe through the system of spiritual codes.
Ключевые слова: Древнетюркская культура, Великий Шелковый путь, тенгрианство, Великая степь, дипломатия, тюрки.
Keywords: Ancient Turkic Culture, Great Silk Road, Great steppe, diplomacy, turks.
Две тысячи лет назад к западу от Алтая начала зарождаться удивительная страна с удивительной культурой. Она быстро превращалась в центр мировой духовной жизни. Это тоже факт, зафиксированный в мировой истории. А за тысячу лет до этого там же, на Алтае, сложился союз племен, который можно назвать пратюркским. Людей объединяли язык, внешность, культура. Налицо все признаки государства. Видимо, тогда и появилось в тюркском языке слово «эль» — государство, страна.
Тюркский мир на протяжении всей истории Земли являлся уникальным местом – родиной самых первых и могучих культур и цивилизаций, оказавших впоследствии решающее влияние на весь ход мировой истории. Такое обстоятельство исходит из основной причины: тюрки были связующим мостом между Востоком и Западом. Таким образом, особенность тюркской культуры заключается в том, что она неизбежно вбирает в себя все лучшее из мировой культуры Востока и Запада, но, вбирая эти ценности, она сохраняет и свои уникальность, самобытность.
Как отмечает профессор С.Б. Булекбаев: «Тюркский мир сыграл ключевую роль в истории человечества, не раз меняя ход и вектор развития мировой истории и мировой политики, своими историческими деяниями и завоеваниями… тюрки внесли огромный вклад в мировую культуру» [1, С14].
История знает немало тюркских империй и других крупных государственных образований, и всем им была присуща лояльность в отношении покоренных народов, фактическое отсутствие колониальной политики в ее общепризнанном понимании. К сожалению, до сих пор в науке бытует европоцентристский взгляд на историю, согласно которому тюркские народы не могли внести вклад в мировую цивилизацию, потому как они являлись кочевыми народами, не имевшими ничего исконно своего, а лишь пользовавшиеся плодами, созданными оседлыми народами. Как пишет Ш. Валиханов: «В Европе до сих пор господствует ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых орд и беспощадных дикарей; понятие о кочевом …киргизе (казахе) тесно связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем, большая часть этих варваров имеет свою литературу и сказанья, письменные или устные» [2, С.390]. Как бы продолжая эту мысль, выдающийся ученый Л. Гумилев в своей книге «Древние тюрки» отмечал: «Историку следует избегать очень опасной методологической аберрации, заключающейся в стремлении отыскивать в культуре другого народа те черты, которые нам представляются значительными, и при отсутствии считать данный народ примитивным» [3, С. 80-81].
Самые первые в мире государственные символы и знаки власти, а также политические термины появились впервые в Степи, что свидетельствует о развитой государственной структуре, существовавшей у степняков, которые затем распространились по всей Евразии. Тюрки задали стартовые условия развития для некоторых цивилизаций, в первую очередь западной и российской. Другими факторами взаимодействия тюрков с внешним миром известный ученый С.Б. Булекбаев считает создание кочевниками тенгрианской религии и создании ими трансконтинентальной магистрали – Великий Шелковый путь.
Начиная с V-IV тысячелетия до н.э. представление о Тенгри – главном боге, было распространено у всех прототюрких и тюркских народов. В образе Тенгри объединились различные ипостаси мироздания тюрков: Мир как Абсолют и как видимая, осязаемая реальность, включающая Небо, Солнце, Луну и Землю; Мир как божественно-космическое образование с его иерархическими уровнями; наконец, Мир как совершенная Гармония – идеал.
Если следовать научному пониманию религии, то тенгрианство достаточно сложно назвать религией, поскольку в нем причудливым образом переплетены единобожие, шаманизм, пантеизм и тотемизм. Но по своему значению и статусу, который имело тенгрианство в тюркском мире, оно значительно превосходит тот социальный статус, который имели и имеют религии в обществе, поскольку пронизывало всю структуру тюркской цивилизации: начиная от военно-административного деления каганов, улусов и государств и заканчивая регламентацией повседневной жизни каждого человека.
Важным является то, что тенгрианство, достаточно устойчивое на протяжении многих веков, оказалось тем фундаментальным и исторически-стабилизирующим фактором, который не был утрачен при многих других религиозных воздействиях, поскольку сохранилось в бессознательных архетипах человеческой памяти. Поэтому не случайно, что многими учеными, исследовавшими тенгрианство (В.В. Бартольдом, С.М. Абрамзоном, Л.Н. Гумилевым, С.Н. Акатаевым, М.С. Орынбековым и др.), отмечалось обратное влияние тенгрианства на способы распространения других религий, поскольку в традициях некоторых народов менялись формы выражения, а суть тенгриансткого содержания еще более укоренилось в подсознании и традиционной культуре как защитная реакция для сохранения «самости» этноса.
Время расцвета тенгрианства – это время расцвета и расширения ареала распространения тюркской цивилизации. Смена религии, календаря, забвение тенгрианской мировоззренческой модели – это время потерь: территориальных, государственных, идеологических, морально-нравственных, этногенетических.
Тенгри-хан мыслился как Бог поистине космических масштабов, как единый благодетельный, всезнающий и правосудный. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он – творец мира, и Он сам есть мир. Ему подчинялось все в Мироздании, в том числе все небожители, духи и, конечно, люди.
Выразительной особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая.
Итак, тенгрианство, будучи оформленной религией, на протяжении многих веков через систему духовных кодов культивировало и социализировало определенные устойчивые этнические константы кочевых народов Степи, где сложился психологический тип «небесных людей»: свободолюбивый тюрк – бесстрашный воин, подвижный, темпераментный от природы, и владелица дома – женщина (мужу принадлежало только оружие). Во всех тюркских родах, племенах и ордах все они были объединены идеей единства через «стремление к Вечному элю» – гаранту порядка в Степи. В результате тюрки создали много десятков империй и ханств. Часто война уносила их из родных мест на тысячи километров. Рождаясь в одном краю, тюрок умирал чаще в другом. Его родиной была Степь.
Наиболее рельефными чертами характера тюрков, кроме силы духа и уверенности в будущем, дарованными Тенгри, являлись общественная солидарность и уважение к общественному мнению, приверженность к иерархии и дисциплине, особое почтение к старшим, глубокое уважение к матери. Тюркским сообществом изначально пресекались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь. Стремление к естественному образу жизни отражало родственную адекватность тюрков с окружающим одухотворенным ими миром. Тюрок всегда выбирал ясную, четкую, не нагроможденную деталями линию поведения. Обладая широким кругозором и масштабным мышлением, он имел неограниченное доверие и открытость к жизни. Древние тюрки отличались завидной активностью, будучи глубоко религиозными, не делили жизнь на потустороннюю и посюстороннюю, а принимали ее целостно как переход из одного качества в другое в едином для них мире.
Тенгрианство, как вероучение оказало огромное влияние на культуру, обычаи и традиции казахов. Тенгрианство – это совокупность представлений о мире, о жизни, существовавшие у казахов и у других тюркских народов задолго до принятия ими ислама и мусульманской веры.
Тенгрианство – это понимание и принятие себя, как части природы, единения с природой. В Тенгрианстве у гор, рек, деревьев, земли, как и у человека, есть духи хранители – Аруахи. Поэтому человек должен уважительно с любовью относиться ко всему окружающему миру.
Казахи верят, что помимо физического тела у человека есть душа, которая в не меньшей степени нуждается в пище, и пищей для нее является дух предков Аруах. Считается, что все деяния человека отражаются на его душе, и если человек творит зло, предательство, отступает от клятвы, то тем самым он оскорбляет духов Аруахов, а тем самым и Тенгри.
Традиция почитания духа предков – Аруах обязывала казахов знать свою родословную до седьмого поколения. Каждый мужчина понимает, что и его поступки будут также оценивать семь будущих поколений. Считается, в том месте, где жил и творил свои добрые дела достойный почитания человек, там и после его смерти дух его может оказывать защиту своим сородичам.
Еще одним важным моментом в тенгрианстве является признание дуальности мира. То есть все в мире имеет пару: люди делятся на отцов и матерей, у неба есть земля, у горы есть низина, у тьмы есть свет.
Самое главное, что заключено в тенгрианстве и сквозь поколения дошло до наших дней, не забыто – это любовь и уважительное отношение к природе, уважение к предкам, живым и мертвым, сохранение культурных ценностей, обычаев и традиций.
В XVIII веке, после вхождения Казахстана в состав России в 1713 году, империя желала иметь в своём подданстве не буйных кочевников, а оседлых пастухов, которыми можно легко управлять. Был разработан грандиозный план так называемой «седентаризации» — принудительного перевода тюрков от кочевого образа жизни к оседлости. С этой целью в Степь по специальному указу императрицы Екатерины II были посланы сотни татарских мулл, уже давно состоявших на службе у империи, для обращения тенгрианцев в мусульман. Далее при активной поддержке Российской империи ислам подменил собой тенгрианство. Ведётся работа по уничтожению всего, что связано с этой религией. В итоге в начале XX века ислам окончательно укореняется на тюркских землях, а многие знания о тенгрианстве оказываются утерянными. В настоящее время в Казахстане идёт поиск новой духовности, а тенгрианство как ее некогда утерянная составляющая приходит в народное сознание в виде современных обычаев, которые в казахском варианте не требуют ни отдельных организаций, ни прочих формальностей.
ХХI век вновь открывает миру тюркскую цивилизацию: во всем ее великолепии, внутренней универсальности и самобытной уникальности, с ее особой структурой, включающей, в отличие от многих цивилизаций, Космос (Небо) в его тотально-созидательном значении. И сегодня мы становимся свидетелями того, что осколки той, некогда великой цивилизации, собираясь, формируют новую цивилизационную парадигму. Полагаем, что деятельность созданного по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева Тюркского совета позволит тюркскому миру воссоздать свой главный цивилизационный признак – интегрирующий евразийские народы потенциал.
Раев Д. С., Сарсенов М. Б.
Республика Казахстан, г. Алматы
maksoutsarsenov@yandex.ru
Литература
- Булекбаев С.Б. Тюркский вклад в мировую культуру и цивилизацию: монография / Булекбаев С.Б.- Алматы: BAVIS systems, 2016. – 316 с.
- Валиханов Ш. Собрание сочинений, Т.1. – Алма-Ата: Издательство Академии наук КазССР, 1961. – 470 с.
- Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – СПб.: Кристалл, 2002. – 575 с.
- Кляшторный С.Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Руан, 1992. – 383 с.
- Аджиев М. Э.-Мурад Аджи. Азиатская Европа / Мурад Аджи. – М.: Астрель, 2011. – 1128 с.
- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилев. – М.: Аст, 2005. – 839с.
- Вернадский Г.В. Начертание русской истории. / Г.В. Вернадский. – М.: Алгоритм, 2008. – 61 с.