Тенгризм будет развиваться вместе с космосом

Шагдар БИРА – ученый с мировым именем, один из первых исследователей мировоззрения Тенгри, академик Академии наук Монголии, генеральный секретарь Международной Ассоциации монголоведов, почетный председатель Международного Фонда Исследования Тенгри. Шагдар Бира приветствовал участников конференции на родине тенгризма в Монголии, поблагодарив их за то, что они совершили столь дальний путь ради этой встречи. Во время перерыва между выступлениями мы попросили ответить ученого на несколько вопросов для сайта.   

– Насколько тенгрианство в Монголии распространено в широких кругах? Или представляет только научный интерес?

– Слово Тенгри – это самое международное слово, понятное для всех народов. Оно распространено не меньше, чем латинские термины в разных языках. Это значит, что вера в Тенгри, тенгризм очень древняя, еще с шумерских времен. Говорят, что 5-6 тысяч лет назад она существовала на Востоке. Но с другой стороны, это очень современное явление.

Тенгризм современен в том смысле, что связан с космосом и космическими исследованиями. Это слово будет существовать во все времена, до тех пор пока будет существовать человечество и человеческая цивилизация. Оно будет развиваться вместе с космосом.

– Как в Монголии сосуществуют тенгрианское мировоззрение и буддизм?

– Буддистское понятие Тенгри оно совсем другое. Буддисты считают, что существуют множество Тенгри. Есть санскритское слово «дэво,» «дэви», которое мы переводим, как Тенгри. Поэтому в буддистском понимании могут быть 33, 99 дэво или Тенгри. Но не надо путать буддистское и монгольское понимание Тенгри. Мы используем слово Тенгри в другом смысле.

– А основная религия монголов – буддизм или тенгризм?

– Основное шаманизм. Бон. Шаманизм в большей степени связан с тенгризмом. Это очень древнее мировоззрение, которое возникло 5 тысяч лет тому назад среди племени чжоу. Они находились в северной части реки Хуанхэ и были предками тюрко-монголов. В те времена не было китайской империи. И вот у них был культ Тенгри. Слово «тэн» большинство ученых считают не китайским словом. Скажем, это варварское слово древних северных народов Азии. Многие ученые считают, что слово «тэн» пришло из языка чжоу. Это вполне правильное понимание.

Самое главное, что сейчас в век техногенной цивилизации возрождается вера в тенгризм и Тенгри. Это очень интересное явление.

– Какие письменные источники содержит сведения о Тенгри?

– Они поздно появились. Но самые ранние зафиксированные сведения сохранились у нас в шаманских песнях. Например, в одной из шаманских песен посвященных огню есть слова «Человек – Тенгри – Земля», то есть отец Тенгри, мать Земля и дети-человек. Три основных составляющих жизни. Это основа основ, которая может считаться основой экологии.

– Во времена социализма была возможность изучать эту тему?

– Была, но как-то непопулярно было. Отдельные ученые занимались этой темой, зафиксировали все эти шаманские песни. Это заслуга ученых. Они много шаманских песен, заклинаний зафиксировали и сохранили. Это целая литература, которая является источником наших изучений.

Сегодня есть люди, которые проводят практики шаманизма и тенгризма?

– Есть шаманы. Я бы сказал, что слишком много сейчас их появляется. Среди них есть подлинные, есть не очень. Все это имеет право на существование, как одна из коренных монгольских религий. Но в разумных пределах, не слишком преувеличивая, потому что с научной точки зрения это чрезвычайно интересное явление.

– В чем сложность изучения и возрождения тенгрианства?

– Особых сложностей я не вижу. Если вы знаете основные монгольские источники, то этим не трудно заниматься. Но молодежь поверхностно интересуется, поэтому необходимо научное изучение шаманизма и тенгризма. И необходимо популяризировать результаты научных исследований.

– Вы в последние годы занимаетесь только этой темой?

– Не только этой, но у меня много исследований в этой области. Я один из первых авторов, который использовал термин «тенгризм». Моя первая работа о тенгризме была опубликована в авторитетном журнале Королевского азиатского научного общества Великобритании – «Fellows of Royal Asiatic society». В связи с наградой, которую присудило мне это общество в начале этого века, на церемонии вручения медали я прочитал свою первую лекцию про монгольский тенгризм. Эта статья была опубликована в журнале общества, и позже в других изданиях, в том числе на русском языке.

Елена ЯКОВЛЕВА.