(Из материалов IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия)
Тенгризм в современное время считается религией прошлых эпох. Но так ли это на самом деле? Бесспорно, существуют народы, которые и сейчас сохраняют некоторые черты тенгризма. Северной части Бурятии шаманская традиция сохраняется. Шаманисты сильны в Туве, они считают, что в виде шаманизма у них сохраняется тенгризм и алтайские народы сохраняют тенгризм в чистоте. Якутия расположена на севере. Обычно якутов считают христианским народом. Но дореволюционные исследователи всегда подчеркивали, что якуты, только внешне поддерживают христианскую религию, а тенгризм у них сохраняется как внутренняя религия. А в современное время якуты в большинстве своем поддерживают свою религию – тенгризм. Дело в том, что якуты довольно многочисленны, имеют свою государственность. Таким образом, являются народом, который в современном мире сохраняет и развивает религию тенгризм. Основные постулаты якутского тенгризма:
– Бог один, он имеет восемь ипостасей. Каждый видит его сообразно своему духовному развитию. Он, точнее его благость – алгысы, проникают в человека через специальные ойбон (чакры), и человек наполняется духовной силой.
В тенгризме главным является концепт кут-сюр, который имеется в традициях почти всех тюрко-монгольских народов:
– Кут – душа. У человека три души. Это духовная сущность человека. Кут существует благодря сюр.
– Сюр (сүр) – духовная энергия, получаемая человеком от бога.
Эта схема существует со времен тенгризма. И является средоточием его религиозного учения.
Вообще, можно считать, что тенгризм якутов и сейчас существует в своем первоначальном виде. Если его рассматривать как психотехнику, то он еще не исчерпал своих возможностей. Якутский народ живет в суровых условиях Восточной Сибири, которую он давно превратил в свою родину. По сути, южный народ, выдерживая суровые природные условия, приспосабливаясь к ним, выработал способы успешного проживания на севере благодаря своему тенгризму. Вряд ли какой-либо иной народ добился таких успехов. Многие существовали бы на уровне выживания.
Якутский народ создал около двухсот олонхо, тысячи алгысов. Очень распространены были предания о предках. Материалы по религиозным обрядам занимают огромный объем в архиве. Усилиями якутских фольклористов, этнографов Ксенофонтова, Эргиса, Боло, Саввинова и многих других собран большой материал для будущих поколений. Этот материал может и прозябал бы в архиве, однако последователи учения “кут-сюр”, они же исследователи, сумели из этого материала вычленить около 300 обрядов. Они сейчас успешно используются в религиозных церемониях. Таким образом, тенгризм у якутов сегодня полностью существует в виде религиозного учения.
В Якутии с давних пор существует два вида религиозного течения: первобытное дорелигиозное в виде черного шаманства и тенгризм в виде белого шаманства. Церемонии тенгризма первоначально на современной родине якутов ввел легендарный предок Эллэй Боотур, живший тысячи лет назад. Первые исследователи Якутии в своих трудах всегда отмечали представителей белого шаманства. Но суровая жизнь и царское угнетение привели к тому, что белое шаманство постепенно стало сдавать позиции. Тенгризм раньше существовал в виде белого шаманства и до революции белые шаманы были. Последние же исследования показывают, что набирает силу устное народное творчество – олонхо, алгысы, рассказы о предках, обрядах, где сохраняется понятие белого шаманства. В настоящее время в Якутии существует много школ религиозного толка. Одна из них – “Школа Кут-сюр”, которая провозгласила, что следует традициям белого шаманизма – тенгризма, признает только Урунг Айыы Тойон (Тангара) и делает для людей его обряды.
Последователями черного шаманизма были родовые и племенные шаманы. Они и сейчас распространяют аласную или улусную междоусобные идеологии. А тенгризм был государственной религией. И в таком виде сохраняется и ныне. Последователи религии тенгризм стоят за весь народ. Но у этой религии имеются более высокие идеи для сплачивания народа. Все тюркские и монгольские народы рассматриваются им как родственники саха, которые могут все объединиться вокруг тенгризма, как в прошлом. Но тенгризм идет дальше. Каждая религия воспринимается как разновидность тенгризма. А люди, независимо от национальности выступают как человек Айыы (божественный человек). Таково представление о человеке в олонхо.
Якутский исследователь А. Е. Кулаковский на заре 20-го века удивлялся, как такой маленький народ сумел создать такую высокоразвитую религию. Но мы думаем иначе. Якутский народ раньше жил в тюркско-монгольской среде, был участником крупных исторических событий, именно то время, когда в этой среде господствовал тенгризм. Затем якуты перекочевали на север и учение тенгризма привели туда с собой. Здесь же они жили в окружении северных народов. Все это время тенгризм сохранился у них в изначальном виде. В то же время многие монгольские и тюркские народы стали терять изначальность своего тенгризма.
Когда начали приходить русские на север, они стали якутов обращать в христианство. Но это не удалось. Они превратили христианство во внешнюю религию якутов, а свою собственную религию якутов во внутреннюю. Почему не удалось превратить якутов в истинных христиан? Не случайно якуты не приняли содержание христианства, якутский тенгризм по идеологии стоял выше христианской. Несмотря на запреты властей, в практической жизни якуты обращались всегда к своей религии.
Тенгризм превратился в религию Севера. Как сказали выше, якуты живут в экстремальных условиях. Здесь природа выступает как первичная сила, а человек должен приспосабливаться к ней. А социальная сила выступает как вторичная. Такая картина сохраняется только в якутском тенгризме. В остальных религиях наблюдается обратная картина. У них главной силой выступает социальная сила. В последнее время это выглядит как преимущество этой религии. Как бы все приближаются к якутскому тенгризму. У всех жизнь затрудняется, конкурентная борьба усиливается. А якутский народ жил в такой среде, что научился в экстремальных условиях сохранять себя сам. В будущем почти все народы будут жить таких условиях. В этом случае нужно будет учение тенгризма, в которое будут вложены сохраненные якутские традиции, умение жить в экстремальных условиях. Для которых характерны: особый вид взаимопомощи, распространение знаний, упорство, целеполагание и в любой ситуации сохранение лучших человеческих качеств.
Лазарь Афанасьев – Тэрис
Понравился! Хорошо написано!