Учение Айыы и роман «Эллэй Боотур» Л.А. Афанасьева – Тэрис

Немного о Лазаре Андреевиче Афанасьеве – Тэрис. Он известный в Якутии ученый, с 90-х годов прошлого века первым начавший научные исследования на тему традиционной веры народа саха –  религии Айыы (сокращенно от Айыы Тангара).  Сегодня учение религии Айыы активно распространяется среди населения.

Благодаря возглавляемому вот уже более 20-ти лет Л.А. Афанасьевым – Тэрис общественному объединению «Кут-сюр» проделана большая работа по возрождению духовных традиций народа саха. Духовными наставниками и лидерами объединения являются Л.А. Афанасьев – Тэрис и А.Н. Павлов – Дабыл.

В результате кропотливой и долгой работы Л.А. Афанасьев – Тэрис собрал и систематизировал материалы традиционной духовной мудрости народа саха. За эти годы ученый изучил в архивах множество рукописей, на основе которых систематизировал и разработал учение традиционной якутской религии Айыы. В результате этого многолетнего кропотливого труда в этом году  под его редакцией увидела свет книга Ю.Г. Холмогоровой «Айыы үөрэ5ин төрүтэ (Основы учения Айыы)» [1]. В нее также вошли и тексты якутской сакральной поэзии алгыс (благопожелания), отобранные в архивных материалах.

Л.А. Афанасьев – Тэрис и А.Н. Павлов – Дабыл изучили и разработали методическое пособие системы Танха (Айыы итэ5элин угэhин ситимэ)  / Танха (Связь традиций учения Айыы) [2]. Книга предназначена, в основном, для служителей Домов Айыы, а также для всех, которые придерживаются обычаев и традиций своих предков. Это пособие представляет из себя системный свод правил и порядок ведения жизнедеятельности согласно традиционному природно-хозяйственному циклу по годам, месяцам и дням.

Еще в 2002г. Л.А. Афанасьев – Тэрис, опираясь на 15-летний опыт работы объединения «Кут Сюр», написал и издал книгу «Айыы суола (Дорога Айыы)»[3]. Книга была предназначена для слушателей Домов Айыы и для тех, кто изучает или интересуется проведением обрядов Айыы (Айыы Тангара).

Все труды Л.А. Афанасьева – Тэрис строятся на идее трехчастного образно-чувственного восприятия мира вероучения Айыы (Нижний, Средний, Верхний миры). Это своего рода путеводитель морально-этического, психического, духовного самосовершенствования человека. Основной целью самосовершенствования человека по учению Айыы является достижение высшего (абсолютного) духовного состояния, в котором человек воспринимает все живое, весь окружающий мир как самого себя. Только тогда приходит к человеку понимание, что его жизнь – эта необходимая часть, составляющая всей Земли и Вселенной.

Наиболее крупной художественной работой Л.А. Афанасьева – Тэрис является роман «Эллэй Боотур», который был издан в 2005г. [4]. В этом произведении автор использовал архивные материалы и работу Г.В. Ксенофонтова «Эллэйада» [5]. Роман «Эллэй Боотур» – эта первая часть трилогии. Две другие книги «Сыновья Эллэй Боотура» и «Дороги» ждут своей публикации. Автор ставит своей целью определить роль и место родоначальников народа саха  Улуу Хоро, Омогой Баай, Эллэй Боотур в становлении религиозно-философских воззрений народа.

В романе повествуется о событиях, поведении и жизненных по­ступках легендарного прародителя народа саха Эллэй Боотура, основателя культа Юрюнг Айыы Тойон Тангара. Автор счел необходимым привести народные предания без изменений. Л.А. Афанасьев – Тэрис описывает события древних времен и простыми словами последовательно описывает жизнь, переживания, эмоции, чувства и мысли персонажей. Из всего этого выстаиваются мировоззренческие, социальные взгляды героев, которые логично отражают следующие друг за другом масштабные исторические события, тысячелетних давностей.

Описываются события и действия предков-прародителей – вождя  племени саха Татар Тайма, его сына  Эллэй, которого отец прозвал Танара УолаCын Тангара (Тенгри). Описываются их далекая прародина, кочевая, походная жизнь скотоводов, проведения ими религиозных церемоний, обращений к Духу Неба – Айыы Тангара.  Роман состоит из двух глав: 1) Открывая былые времена; 2) Начало пути Эллэя.

1 часть. Роман начинается с описания долины Чээл Быраан. Предположительно, эта долина в верховьях реки Хаунхэ, где в древности жили прототюркские племена. По ее берегам, на склонах гор раскинулись белые юрты летника. По всей долине пасутся табуны лошадей, стада коров и яков, отары овец. Татар Тайма является вождем племени саха, живущих в долине Чээл Быраан. Его народ состоит из восьми улусов, а улус – из нескольких родов. Большинство из них кочуют со своим скотом. Летом собираются в долине Чээл Быраан, а некоторые из них откочевывают на юг долины Сасыл Сысыы. Предположительно, эта долина-равнина находилась на западе современных монгольских территорий. Зимой кочевники поднимаются на склоны Серебряных Солнечных Алтайских гор. Долина Чээл Быраан была местом, куда все роды собирались на кумысный обрядовый праздник, пир – Ысыах, который устраивает Татар Тайма.  По традиции перед церемонией Ысыах он объезжает свои улусы.

Татар Тайма возвращается в свой сарай – ставку. Как всегда, он останавливается на вершине полюбоваться своими владениями. Оглядывая просторы Чээл Мыраан, сорокалетний Татар Тайма обдумывает вчерашний сон.  Ему приснилось, что он находится в местности Долгура и видит женщину, которая протягивает ему серебряный лук и произносит: «Эллэй». Слово Эллэй имеет значение «устроитель общества Эл-Ил». Татар Тайма принимает лук и, взмахивая им, восклицает: «Эллэй! Эллэй!». Серебряный лук во сне символизирует дух мальчика сюр.

Татар Тайма проснулся от своих вскриков и понял, что такую женщину Айыысыт Хотун (Богиня Плодородия, дающая душу ребенка) описывали в старинных легендах. Значит, его мечта о сыне в скором времени должна была сбыться. Жена Хачылан Хотун ждала ребенка.

Татар Тайма спустился с коня. Подойдя к обо – священному камню, он достал из кармана пучок конских волос и нанизал на саламу. После чего он сел на плоский камень лицом на восток и устремил свой взор на небо. Татар Тайма трепетно прошептал: «Белый Творец Господин Тангара, дай мне мальчика!» Казалось, свет божественного потока Тангара Бог проник в его тело. Ожидание скорого счастья и не испытанного доселе волнения охватило Татар Тайма. Немедленно, сейчас же он должен ехать в свою ставку Долгуру, где находится его высокий островерхий дворец.

Это событие случилось тысячелетие назад. Светлый образ Чээл Быраан сохранился в древних эпосах олонхо и запевается в старинном ритуальном танце осуохай как зачин: Чэй дуо, Чээл Быраан! [6].

С южной и западной сторон Долгура окружена горами, а с северной и восточной – высокой стеной из камня и глины. Здесь стояла стража Татар Тайма. Тихая Долгура имела полноводные озера и арыки, здесь росли фруктовые деревья. Люди жили в просторных глиняных балаганах – мазанках, имели сады и огороды. Здесь покоились священные кости предков, и они напрямую связывались с Тангара (Тенгри). По легендам именно здесь был спущен и поселен с Верхнего мира герой олонхо Ньургун Боотур.

Долгура была центральной ставкой саха. Кроме саха здесь жили племена уйгуров, хоро, сортол, кыргызов, кытат… Они занимались земледелием, торговлей, кузнечным делом. Татар Тайма со своими воинами ездил в Долгуру несколько раз в году. Здесь он оставлял главой своего младшего брата Арсааха, наделив его должностью дархана.

Подобно эху с разных сторон поселения прозвучали громогласные, призывные звуки железных труб. Это ойду известили народ о прибытии Татар Тайма. Здесь живут все его родственники, приближенные и слуги. Татар Тайма останавливается в большой белой юрте, поставленной рядом с дворцом. Возле юрты его ожидают дархан Арсаах, ботуры, приближенные и гости. На локтях Арсаах хадаг  –  белый шелк, что означает радостную встречу господина. Встречающие преклоняют колени.

Татар Тайма направляется к юрте, где его ждет Хачылан Хотун. Наконец он появляется, поднимая младенца и счастливо восклицая: «Эллэй! Сын Тенгри!». Глашатай громко возвестил: «Явился сын Тенгри – Эллэй!». Так жители Долгуры узнали о рождении сына Татар Тайма, который станет их следующим господином. В те времена на Срединной Земле Чээл Быраан жили саха и они себя считали непобедимыми.             Молясь Тенгри, они были уверены, что упорядочивают мироздание, жизненный уклад Срединной земли. Основным ритуалом, связующий народ саха с Тенгри, являлся обряд Ысыах. С начала лета проводились моления алгыс – благопожелания в честь верхних божеств–творцов. Вот как описывается этот обряд в романе. С восточной стороны Татар Таймы, на возвышенности соорудили на деревянных подмостках широкую дощатую площадку. С западной стороны площадки поставили три юрты. Эти сооружения назывались арангас для праздничного места – тюсюлгэ. Арангас называли сооружение на высоких деревянных столбах. На них можно было держать различную утварь, предметы, а также есть и спать.

В этот день на арангасе находились одновременно 99 мальчиков и 88 девочек. Этих детей называли битиситы. Под руководством старца Сесена каждый день они говорили алгыс   и мелким дробным шагом исполняли танец, символически «поднимая» к небу Творца.

Благопожелания начинались с восходом солнца. В полдень они прерывались для принятия пищи и отдыха. Поэтому спать укладывались рано вечером. Таким образом дети совершали благопожелания в течение сорока дней. Люди в то время считали, что алгыс-благопожелания доходили до определенного яруса неба и там записывались. В этих записях содержалась информация о ясных и ненастных днях, об изобилии травы, скота и зверей, о счастье и благополучии всего народа. Поэтому алгыс проводился для упорядочивания мироздания, благополучия Срединной земли. После алгыса начинались праздничные игры и веселье. «Эллэй – сын Тенгри, родился в новый год и в будущем он поведет наш Ил (народ), став родоначальником» – об этом говорил народ на Ысыахе, в честь этого был устроен Ысыах.

В те времена Чээл Быраан славился, как центр Великой Азии. Все племена проводили обряд Ысыах племени саха, и все стремились получить алгыс этого Ысыаха.

Эллэй до семи лет, сидя на коленях Татар Тайма, слушал знатных олонхосутов. Он рос на лоне прекрасной природы, хорошо представляя, что такое Земля Айыы Тангара. Мальчиком он учился в школе Барга для детей знатных ханов, где получали знания о религии, истории, о других странах, где готовили будущих ботуров.   Руководил этой школой духовный наставник старик Сэсэн. Эллэй научился  руническому письму. Он освоил верховую езду, стрельбу из лука, владение оружием, кузнечное дело… Школа Барга дала ему знания и навыки, а вера в Юрюнг Айыы Тангара – воспитание. Эллэй вырос умным, сильным, организованным, ответственным, милосердным и добрым человеком.

Когда ему исполнилось 18 лет, брат Арсаах хитростью уговорил его жениться на дочери Омоон Хаана. Арсаах соперничает с Татар Тайма за влияние на землях Срединного мира. Эллэй хочет узнать мнение отца об этой женитьбе, но Арсаах показывает ему хадагу – знак почтения господина. Он верит Арсааху, так как тот является советником Татар Тайма.

И вот Омоон Хаан собирает боотуров Срединной земли и устраивает состязания по стрельбе из лука, конным скачкам, хапсагаю. Победитель должен стать женихом его дочери. Побеждает Эллэй. Омоону Хаану коварный Арсаах говорит, что Эллэй задумал отобрать у него власть. Омоон Хаан приходит в гнев от этих слов, так как у него самого много сыновей.  Из-за коварства Арсааха начинается родовой конфликт. Вражда между соседними племенами Омоон Хаана, Арсааха, Ыйыста Хара и прочих приводит к опустошительным войнам, к многолетней засухе, к переселению людей со скотом в другие края. Со своим престарелым отцом и несколькими боотурами убегает от войны Эллэй. Не выдержав тягот дороги Татар Тайма умирает.  Эллэй продолжает свой путь вниз по реке Лене [6].

2 часть. Молодой Эллэй после трудного, долгого сплава, пристает к берегу Лены. Недалеко отсюда находятся владения богача Омогой баай. Эллэй поступает к нему на работу, и показывает себя не только хорошим работником, но и охотником. Омогой радуется его сноровке и дает ему имя «многострадальный муж, одинокий Эллэй Боотур». Несколько лет служит Эллэй Омогою, заслуживает доверие и уважение хозяина. Омогой предлагает ему в жены свою любимую дочь красавицу Чээкэй. Но своенравный Эллэй из двух дочерей выбирает некрасивую, но крепкую и трудолюбивую Аан Чаный. Женившись на нелюбимой дочери Омогоя, Эллэй ставит в местности Ус Хатынг большую берестяную юрту. Когда это сооружение с по всей окружности орнаментом, с девятью выпуклыми опоясками предстало во всей красе, Эллэй сказал: «Пусть она называется Могол ураса». Он соорудил здесь изгородь, загон для скота. Развел дымокур из дерна, отчего дым стал плавно стелиться по аласу. Затем сколотил зимнюю юрту. Началась благополучная жизнь с молодой женой.

Эллэй предстает культурным героем, внедряет на новой родине хозяйственный и духовный опыт из своей прошлой жизни. Нововведения касаятся коневодства, усовершенствования жилищ, хозяйственных построек, кузнечного дела, производства утвари и т.д. Но самым важным привнесением стали проведения религиозных небесных кумысных обрядов Ысыах. Где Эллэй на Средней Лене впервые произносит моление-алгыс. Жена Аан Чаный была под стать ему трудолюбивой и смекалистой. Их Ысыахи собирали много людей, среди которых была и семья Омогой Баай. Все эти новшества были организованы и внедрены Эллэем.

В романе говорится о том, что в дни летнего солнцестояния открывается путь Юрюнг Айыы Тангара. Наступает время великого покоя и безмолвия.

Когда то давно в такое время творениями солнечного Юрюнг Айыы Тангара – высшими добродетелями верхнего мира айыы был заселен светлыми духами детей срединный мир. С тех пор это божественное явление отмечается народом саха как религиозный обряд поклонения Айыы Тангара –  Ысыах.

Таким образом, в данном художественном произведении Л.А. Афанасьева – Тэрис  отражены истоки религиозных воззрений народа саха – веры в Айыы Тангара (Тенгри).

Холмогорова А.А., Афанасьев Л.А.-Тэрис,
Россия, г. Якутск
doloona@
mail.ru

                                                       Литература

  1.  Холмогорова Ю.Г. Айыы үөрэ5ин төрүтэ (Основые учения Айыы). – Якутск: Сахаада, 2017. – 144 с.
  2.  Афанасьев Л.А.-Тэрис, Павлов А.Н.-Дабыл. Танха (Айыы итэ5элин угэhин ситимэ)- Якутск: Бичик, 2001. – 64 с.
  3.  Афанасьев Л.А.- Тэрис. Айыы суола (Дорога Айыы). – Якутск: Бичик, 2002. – 176 с.
  4.  Афанасьев Л.А. – Тэрис. Эллэй Боотур (Роман, I-я часть). – Якутск: Бичик, 2005. – 144 с.
  5.   Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. – М.: Наука, 1977. – 246 с.
  6.  Афанасьев Л.А.- Тэрис. Чээл Быраан. Зеленеющая долина горной реки, бурлящей между высокими скалами).//Из повести Афанасьева Л.А.-Тэрис «Эллэй Боотур», перев. с як. Федорова Л.В., Перуашева П.А.