В тюркско-монгольском календаре 12-летнего животного цикла, имеются свои циклы подъема и упадка (волны отлива и прилива). Человеческий цикл подъема и упадка состоит из 12-летнего цикла. Время по традиционным татарским (тюркским) понятиям течет не по прямой линии, придуманной жрецами Ближнего Востока, а спиралевидно-циклически. Цикл подъема и упадка у национального этноса составляет 400 лет. Это можно увидеть из истории развития татаро-монгольского этноса хуннов, Тюркского каганата, Татаро-монгольской империи и т. д.
Если следовать логике российского ученого Льва Гумилева, суть «пассионарного взрыва» заключается в том, что, казалось бы, ничем не примечательный народ вдруг обретает необычайную силу, становясь главенствующим на обширной территории. Первый «пассионарный взрыв» относится, к возникновению Хуннской империи. Второй «пассионарный взрыв» относится, к возникновению Тюркского каганата. Третий «пассионарный взрыв» относится в ХIII веку, когда Чингиз-хан создал самую великую в истории человечества империю. А четвертая связана с созданием Джунгарского ханства.
Начиная с конца XX века, начался космический цикл подъема для азиатских народов, и окончание подъема, начала упадка для европейских, в том числе американского народа. Такие страны, как Китай, Япония, Южная Корея, оседлали волну подъема и стали одними из ведущих стран мира. На тюркско-монгольский мир этот циклический подъем также действует. Распался Советский Союз и много бывших тюркских республик получили независимость. Монголия тоже стала полностью независимой. Внутри России тюркские и монгольские республики, области получили больше прав, чем при Советской власти.
Чтобы открылась дорога к счастью и благоденствию тюркам и монголам необходимо оседлать космический цикл подъема волны. Для того чтобы оседлать волну подъема необходимо восстановить связь с духом Неба, а для этого необходимо возродить традиционное мировоззрение тюрков и монголов. С возрождения традиционного мировоззрения и почитания духов предков поднимется тюркский и монгольский дух и дух Великой степи. Возрождение традиционного мировоззрения тенгрианства создаст предпосылки к возрождению духовной тенгрианской цивилизации. В тенгрианскую духовную цивилизацию могут войти все тюркские, монгольские и финно-угорские народы, признающие дух Неба не зависимо от того – имеют или нет, они свою государственность. Имеющие народы свою государственность могут быть локомотивами в создании духовной тюркско-монгольской тенгрианской цивилизации. Наиболее важные свойства, которые необходимы для создания тенгрианской духовной цивилизации, а именно, духовная цивилизация опирается на три опоры:
1. Язык.
2. Великую национальную идею (традиционное мировоззрение или религия).
3. Национальный алфавит.
Необходимо, поднимать ценность языка, традиционное мировоззрение концепции духа Неба Тэнгри, и алфавит. Татарский (тюркский) алфавит или как его назвали ученые руни, орхоно-енисейский и т. д. имеет свою уникальность и универсальность. Раздельное начертание письма без соединения друг с другом позволяет любое написание – как слева направо, так и справа налево, а также в виде столбцов сверху вниз. Татарский (тюркский) алфавит имеет не только знаки и символы, но и магические свойства. Поэтому он наиболее приемлем для всего тюркского и монгольского мира. Возвращение к тюркскому алфавиту не должно быть полным отказом от кирилличного, арабского, латинского и т.д. алфавитов, так как на этих алфавитах накопилась информация о культуре, истории, науке и т.д. за последние сто лет. Просто в школах надо изучать и татарский (тюркский) алфавит, и кириллицу или другой алфавит котором пользуются те или другие тюркские и монгольские народы.
Для возрождения тэнгрианской цивилизации необходимо возрождать:
I. Престиж семейной традиции.
II. Традиционное мировоззрение своих предков – тенгрианство. Причем надо добиваться возрождения тенгрианства, духовные ценности тюркско-монгольской цивилизации с помощью государственных программ.
III. Паломничество к священному месту тюркско-монгольской цивилизации – гору Ланьшань на территории современной Монголии, в Хангайском нагорье в верховьях р. Орхон (на территории современного Архангайского аймака Монголии возле г. Каракорум).
Правила для поведения, руководства и управления тенгрианских государств.
1. Главным субъектом развития тюркских и монгольских наций сегодня и завтра может быть только государство, причем служить оно должно интересам своего народа. Государство должно осуществлять стратегическое планирование.
2. Правитель тюркских и монгольских государств, должен избираться великим курултаем. Правитель должен иметь авторитет и быть добродетельным к своему народу.
3. Государство должно быть устойчивым, справедливым и иметь свою национальную политику.
4. Государство должно твёрдо стоять на фундаменте национальной гордости.
5. Тюркские и монгольские государства должны базироваться на национальной экономике.
6. Для тюркских и монгольских государств нужно многоукладное экономическое производство, основанное на взаимосуществовании и взаимодействии трёх секторов: государственного, частного и коллективного с использованием системы государственного планирования. Азиатский способ производства основан на руководящей и направляющей роли государства, действующего в интересах всего народа.
7. Земля в тюркских и монгольских государствах должна быть государственной. Земля не должна быть объектом спекуляций. У народа должна быть частная собственность на приусадебную землю, которая принадлежит каждой семье лично.
8. Власть в государстве должна передаваться достойным. Доступ в элиту должен быть свободным. Социальные лифты должны работать эффективно. Создать в государстве систему справедливого отбора кадров по личностным качествам.
9. Пересмотреть некоторые современные правовые законы, чтобы они соответствовали современному времени и одновременно соответствовали менталитету тюркско-монгольского народа.
10. Государство должно в достаточно справедливой мере отражать интересы всех слоев населения.
11. Государство должно гарантировать безопасность и жизнь каждого человека, членов его семьи, чтобы дать ему уверенность в завтрашнем дне.
На основе тюркских и монгольского государств можно создать тюркско-монгольский союз, или Орду, которая повторилась бы в цикле традиционной тюркско-монгольской цивилизации. Тюркско-монгольский союз должен быть семьей народов и в ее основе должны быть справедливость и честность. В эту Орду, или тюрко-монгольский союз, желательно, чтобы вошли такие государства как Монголия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан (ТМС).
В ТМС от денежно-расчетных отношений между соседними государствами надо будет перейти к отношениям родственников в семье народов. Люди, живущие в этих государствах относятся к одному этносу, они наиболее близкие родственники, языки их близки, и все они входили в империю Чингиз-хана.
Чтобы тюркско-монгольский союз (ТМС) был обеспечен самодостаточных рынком, ему нужно не менее чем 400-500 млн. потребителей. Так как тюркско-монгольский союз (ТМС) такой рынок создать не в состоянии, то надо будет создать еще один экономический союз. В этот союз желательно привлечь такие страны как Япония, Южная Корея, Турция и Венгрия. Этот союз будет не только чисто экономический, у него и есть этнически родственные и духовные корни.
Да поможет нам в наших помыслах дух Великого Неба Тэнгри.
Безертинов Рафаэль, г. Казань, РТ
Рассуждения о переделе мира, т.е. создание государственных обьединений на основе Тенгрианства – звучит очень ошибочно. Такой уклад приравнял бы Тенгрианство к какому-нибуь Хизбут Такрир, мечтающих о религиозных государствах. В реальности же как раз наоборот, главным достоинством Тенгрианства как раз и является то что оно всегда было выше каких либо политических амбиций и каких либо групповых интересов. Ни одна из великих империй Тенгрианской цивилизии, Атиллы, Кук Турков, Чингиз Хана, не носили религиозного характера. Это были светские государства. В том то и главное достоинство Тенгрианства что оно ко всем людям относится по равному, независимо от их убеждений и вер.