Вера в Тенгри

УДК 25(=512.157)(082)
ББК 86.31(2=634.1)я43
В31
Проект Международного Фонда Исследования Тенгри. Автор и спонсор проекта – Набиев М.А.
Вера в Тенгри : избранное: сборник статей;
В31   [под общ. ред. Л. В. Федоровой] – Якутск: Дани-Алмас, 2018. – 112 с.
ISBN 978-5-91441-234-7.
Агентство CIP НБР Саха
Сборник статей посвящен вере в Тенгри, тенгрианству – древнейшему светозарному религиозному мировоззрению человечества, его религиозному учению – тенгризму. На концептах тенгризма обусловились развитие государственной идеологии и появление древних евразийских военно-политических союзов, империй, в целом – евразийской цивилизации.
В издание включены избранные статьи из материалов международных научно- практических конференций “Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность”. Тенгрианство предстает как универсальное открытое мировоззрение, основанное на вере в Тенгри и содержащее в себе простые истины о мироустройстве, взаимоотношениях человека и Космоса. Затрагиваются вопросы появления, распространения, сохранения, возрождения и распространения его религиозного учения – тенгризма.

Предисловие

Я казах, а для современного казаха Тәңір,Құдай, Алла это одно и тоже. В мои детские, молодые годы, во времена Советского Союза у нас был распространен атеизм. Поэтому я не обращал внимания – как наши деды и бабушки обращались к Богу – Всевышнему. Об их вере и обычаях – я тоже не задумывался крепко. Мой родной дед – Наби Шонтык, говорил: «Внук мой, вас заставляют верить в то, что Бога – Всевышнего нет. А ты, когда тебе плохо, не ходи в мечеть или церковь, а обращайся к своему сердцу и от всей души проси помощи у Бога. Главное, проси от души, и он тебе обязательно поможет. Запомни, Бог у тебя в сердце!».

О многих обычаях, которых видел в детстве, я думал, что они мусульманские. Но со временем, общаясь с арабами и представителями других национальностей, которые придерживаются ислама, понял, что у них нет этих обрядов и обычаев. И прочитав книгу Шокана Валиханова «Шаманизм среди киргизо-кайсаков» я убедился, что многие обряды, которые соблюдались казахами, относятся к тенгрианству.

Есть такие обычаи у казахов (некоторые я помню с детства). Как например: если ты заболеваешь, то перед заходом солнца, раздев, тебя омывают соленой водой и кладут в постель, накрыв 7 (семью) покрывалами (корпе). Наутро встаешь как «новенький». А также обряд очищения – «прохождение между двух огней», очищение дома от плохой энергетики адыраспаном (трава). Или когда невеста заходит в дом, перед тем как она переступит порог, будущая свекровь производит обряд – сначала очищает свои руки огнем, а затем проводит руками лицо невестки. И после этого она может спокойно заходить в дом. И таких обрядов было очень много, они передавались поколениями испокон веков. Мы об этом не знали и всегда думали, что это все мусульманские обряды. И даже когда человек умирал, у близких его родственников спрашивали: «Басына тас қойдың ба?», что в дословном переводе означает: «Поставили ли умершему надгробный камень?». У мусульман этого нет!    А у казахов обязательно ставили надгробный камень.

«Басын котердің бе?» – Поднял ли ты голову, т.е. обозначил ли место, где похоронил близкого человека. Почему? Потому что наши предки верили аруакам (духам предков) и обращались к ним. Перед большими делами и походами они, как Атилла и Чингисхан, как Бильге-каган и Культегин, как Томирис и многие великие своего времени, шли на земли предков. И там просили помощи у духов предков с просьбой поддержать в этих походах. И сейчас, перед важными делами мы идем на могилы своих предков и просим помощи. Мы тенгриане даем ас (поминальный обед) для духов предков, чтобы заручиться их поддержкой. У казахов есть такое выражение: «Өлі риза болмай, тірі байымады», что в дословном переводе означает – «Пока умершие не будут довольны, живые не будут богаты». Это конечно утрированный перевод, но все же оно говорит о том, что наши предки глубоко почитали духов своих предков.

Сейчас у нас получилось так, что многие обряды перемешались, поскольку муллы, используя открытость тенгрианства, приходили и открыто читали Коран на всех обрядах. Коран, как известно, написан на арабском языке. И большинство из нас не понимаем, о чем в нем говорится и как он читается. А наши предки на своем родном языке обращались к Всевышнему, просили о помощи, поддержке и т.д. Даже обряд жертвоприношения делался ими для удовлетворения духов умерших и для благополучия живых. Мусульманами жертвоприношения на Курбан Байрам были переняты из тенгрианства. Можно привести множество примеров перехода тенгрианских обрядов в мусульманские. И нам нужно их пересмотреть.

В предлагаемой вниманию читателя книге-сборнике, в которую вошли статьи известных тенгриведов, об этом говорится. Эта книга нужна для того, чтобы наши дети, внуки, правнуки знали о тенгрианстве, о нашей вере, которая сделала великими наших предков. Потому что, начиная от Аттилы, Томирис, Чингисхана, Батый хана и до других великих воинов, все они были приверженцами тенгрианской веры..

Читать книгу:
Вера в Тенгри (Избранное: сборник статей)