Храм Тэнгри и тэнгрианское святилище в наше время

Хабибрахманов А. Ш., idel_ra@mail.ru
Аннотация.  В данной статье выражается мнение об одной из методик духовного возрождения тэнгрианского эгрегора посредством физической реализации на нашей земле Святилища для поклонения Духу Неба Тэнгри и Духам Предков. Дается личное понимание автора того, как данное Святилище будет осуществлять это возрождение и каким духовным центром должно стать в будущем.
Ключевые слова: Храм Тэнгри, тэнгрианское святилище, духи предков, тюркская письменность, тэнгрианская молитва.

Temple of Tengri and tengrianic sanctuary in modern time

Khabibrakhmanov A. Sh., idel_ra@mail.ru
Annotation. In this article is shown an opinion about one of the methods to revive the tengrianic egregore through the physical realization the Sanctuary on our earth to worship the Spirit of Sky Tengri and Spirits of Forebearers. The author gives a personal understanding of how this Sanctuary will realize this revival and what kind of spiritual center will become in the future.
Key words: Temple of Tengri, tengrianic sanctuary, Spirits of forebearers, turkic writings, tengrianic praying.

Материализация идеи тэнгрианства в создании святилища Тэнгри

Человек имеет способность мыслить, мечтать и строить планы. Будучи существом социальным он склонен распространять свои идеи в обществе. В нашем земном мире мы стремимся проявить эти идеи материально, т.е. сделать их видимыми для остальных и таким образом реализоваться. Кто-то делает это автоматически, не задумываясь, кто-то чтобы похвастаться, иные же показывают так свой социальный статус. К примеру, даже взобравшись на вершину горы, человек втыкает в снег флаг для обозначения своего присутствия: «Смотрите, я здесь был и оставил свой след!» Казалось бы, с одной стороны это просто баловство как детские надписи на стене или заборе, но под этим кроется более глубинное стремление. Поэт, к примеру, или музыкант могут создавать в уме свои произведения. Поэт может прочитать свой стих людям, музыкант сыграть мелодию. Но все же никто из них не сможет считать себя реализованным, не запечатлев свой труд материально. То есть идея родилась, появилась на свет, но следа полноценного на этом свете так и не оставила. Она как ребенок в процессе своего роста будет блуждать в поисках своего дела и места в нашем мире. По этой причине мы записываем свои мысли, пишем книги, пишем музыку нотами, чтобы духовные труды также, как и материальные ценности подобно кувшину или автомобилю могли использоваться другими людьми. Это требование нашего тонкого тела «сагыш», оно тянет нас к развитию. Благодаря этому идея может жить и доходить до других людей.

Мировоззрение, рождаемое религией, также стремится материализоваться в нашем земном мире. Но это не только книги, музыка и обряды. Касательно тэнгрианства есть мнение, что место для молитвы для тэнгрианца всюду на земле, что мы под Небом, а небо и есть наш Храм. Да, несомненно, это так, я с этим согласен и обращаюсь к Тэнгри и Духам Предков под открытым небом, не ограничивая себя конкретным местом. Но все же есть нечто, чего мне не хватает, равно как и всем нам. Наши отдельные обращения, молитвы, остаются тем самым незаписанным стихом или мелодией, которые появились и исчезли, хоть и в правильно посланном для нас направлении. Чтобы дать силу своим посланиям нужно их сложить с остальными, как волны, чтобы они не гасили друг друга, а придавали бы друг другу дополнительную энергию.

Таким духовным сложением этих усилий служит коллективная молитва. Она начинается среди близких и родных, далее собирает коллектив деревни, поселения и т.д. В итоге она перерастает в грандиозный обряд. Так вот, как только моление перерастает круг близких и родных, оно начинает «требовать» некую физическую привязку к этому миру, пространство для себя. Это пространство не может являться пустотой, ему нужна реальная привязка, будь то очаг, стела, памятник или стены. Квинтэссенцией этого развития во все времена выступал и выступает храм или для тэнгрианства, на наш взгляд уместнее будет слово «святилище» или «священное место».

Архитектура наших предков в этом отношении своей консервативностью является идеальным образцом для воплощения тэнгрианского мировоззрения.  План-основа есть круг как знак солнца; объем есть купол юрты как повторение небосвода. Такой храм, храм Небесного Тэнгри, не просто объект, это заявление о том, что «Да, мы есть и мы обращаемся к своим предкам». Мы будто вбиваем кол в водоворот мыслей, настраивая их на нужный лад, как повторение деяния Тэнгри, упорядочившему Вселенную. Раз появившись, этот храм начнет создавать вокруг себя ареал бытия Тэнгри и наших предков, словно они вырвались из преданий, книг и стали в этом мире осязаемы не только для сторонников тэнгрианства, но и для непосвященных, и, уж тем более, для противников. От книги можно отмахнуться, мол это лишь чьи-то мысли или бредни, а от стоящего на земле и посещаемого людьми храма отмахнуться невозможно. Это монолит, точка опоры, от которой можно и нужно отталкиваться для более высокого прыжка.

Возможно, кто-либо хотел бы сказать, что Рима не было, но Форумы и храмы его стоят по сей день, так же, как и храмы Китая и Японии, как руины Трои или готской крепости Мангуп. Не могут люди отрицать то, что присутствует в нашем мире физически. Таким же образом и тэнгрианство стремится реализоваться здесь в земном мире и чем больше будет у него сторонников, тем острее будет стоять необходимость появления подобного храма.

Композиция и главные элементы тэнгрианского святилища

Земельный участок в нынешней ситуации не может быть жестко ограничен. Хотя требование к экологичности его окружения и доброжелательности соседей безусловно не помешало бы. Наше мнение по данному вопросу – местоположение нужно разделить на два типа:

  1. Первый – это храм, расположенный в пригороде, так как основная масса населения сейчас живет в городе.
  2. Второй тип – это храм, расположенный в священных местах наших предков, подход к таким храмам будет очень индивидуальным. В любом случае хочется видеть его, стоящим в красивом саду, как и подобает святилищу.
Рис. 1   Рис. 2 Троицкое городище в Хакасии.
Общий план, разрез и расположение раскопанных участков.
1,2 – раскопы Л.Р. Кызласова 1959г.,
I, II – раскопы 1989 и 1995гг. Горизонтали
через 0, 4 м.  

Несмотря на свою слабую сохранность, как из-за природных условий, так и из-за используемых материалов, в частности дерева, глины и песчаника, основные черты архитектуры кочевников все же дошли до наших дней. Исключая погребальные сооружения, строившиеся китайцами и прочими инородцами для кочевой знати, во многом южная Сибирь и территория современной Монголии сохранили круглые или кольцевые в плане «городища».  Основное в них – это круг в плане с очагом в центре, проще говоря – юрта. Круг есть символ солнца, а хоровод – вращение и движение во времени. Очаг и чанырак (дымоход) становятся стержнем, вокруг которого формируется весь ритуальный комплекс.

Образ духа- хозяина местности при входе в Святилище

Рис. 3

В данном варианте при входе гостей будет встречать каменный образ хозяина данной местности в виде балбала, к которому первым будут обращаться с приветствием посетители. Поблизости от храма или непосредственно на участке должна быть березовая или тополиная рощи, деревья которых будут служить как прообразы священного дерева. Далее по периметру внешнего круга располагаются скульптуры небесного волка, коня Тулпара и других родовых животных предков.

Стелы с именами Небесного Тэнгри и Матери Умай

Рис. 4Рис. 5

Внутри Храма-юрты по периметру стен будут располагаться балбалы с изображением великих предков и описанием их деяний, чтобы к их духам можно было обращаться напрямую. Всех великих предков, конечно, внутри не уместить, но для этого есть основная территория святилища, где среди сада будут располагаться балбалы посвященные, как древним, так и недавно ушедшим героям. Со временем сад Святилища должен стать неким скульптурным музеем тюркской истории.

В центре юрты стоит большой очаг, вокруг которого проводится хоровод и обращения к духам. Во время праздников здесь будет располагаться большой казан для приготовления праздничной пищи.

Фрагмент мощения пола и площади со вставками

Рис. 6

Мощение пола будет каменным, и представлять собой циклы тюркского календаря, по которому можно будет определить собственно «нашу» собственную дату на данный момент. На этом же полу-календаре, как внутри храма, так и снаружи, будут уложены каменные и металлические таблички с памятными для нас датами. Вход в храм будет смотреть на восток навстречу восходу. Хочется привязать планировку святилища к тэнгрианскому календарю. Есть мнение, что даже планировка юрты была подчинена 12-летнему циклу и имела соответствующие этому циклу названия. Также внутри будет располагаться тэнгрианская символика: священная гора, волчья голова, солнце, Тулпар и т.д. Под куполом юрты будут располагаться модели созвездий, которые в вечернее время будут светиться, создавая эффект звездного неба. По этой модели, подсвечивая нужное созвездие более ярко, чем остальные, можно будет изучать звездное небо. Над дымоходом Храма-юрты будет установлено Солнце.

Рис. 7Рис. 8

Таблички, дощечки с молитвами посетителей

Рис. 9

В кольце, окружая Храм-юрту будут стоять камни, посвященные главным духам и стихиям: Тэнгри, Жир-Су, Умай, Эрлик, Земля, Водя, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Гром и Молния, Ветер, Смерч, Облака, Дождь, Радуга. К каждым из них будут проводиться обращения согласно тюркскому календарю.  Помимо календарных обращений любой желающий сможет обратиться к ним с просьбами, например, к Умай будут обращаться молодожены и т.д. Также снаружи будут располагаться рунические камни с орхонским и енисейским письменами, на которых будут высечены изречения предков и наши пожелания потомкам. В будущем на территории святилища будут устраиваться поэтические состязания на написание лучших алгышей-молитв. Традиция таких соревнований сохранилась, например, в Азербайджане как «Мейхана». В дни празднеств будут читаться эпические произведения предков как в стихах, так и в песнях, что создаст предпосылки к созданию музыкально-поэтических фестивалей, посвященных деяниям предков.

Важным элементом святилища должно стать написание посетителями молитв и пожеланий. На территории должны быть оборудованы места, для размещения таких обращений к духам. Подобная практика хорошо сохранилась в Корее и Японии, где люди записывают на деревянных дощечках обращения к духам предков и вывешивают их на специальных конструкциях. В определенный день в году все они сжигаются, чтобы с дымом подняться на небо и снова добраться до адресата. Археологами найдены подобные дощечки с тюркским письмом, что говорит об их существовании в практике наших предков и писались не деревянных стержнях, дощечках с ручкой, они скреплялись между собой веревкой или кожаным ремешком. Этот процесс написания и сохранения дощечек с молитвами сделает святилище по-настоящему живым. Располагаясь на специальных жердях эти письма-книжечки создадут настоящую «духовную почту» с иным миром, миром предков.

Такие места, при условии, что их посещают люди, начинают овладевать пространством и воплощают тэнгрианскую идею в нашем земном мире. Развиваясь, святилище должно будет обзавестись и собственным каллиграфом. Вообще каждое святилище станет создавать возле себя и научный центр, где будут изучаться история и письменность предков через мировоззрение тэнгрианства. При таком центре письменность тюрков станет реальной в своем практическом применении, как это сейчас делает Тогрул Чавдар, и люди будут писать тюркскими рунами не только обращения к предкам, но и общаться на обыденные темы.

Рис. 10. Сохранившийся фрагмент книги с тюркским письмомРис. 11. Формы тюркских письменных документов. Реконструкция И.Л. Кызласова

Таблички с молитвами в синтоистском Святилище в Японии

Рис. 12

Литература

  1. Безертинов Р. Н. Вектор татарского направления. – Казань: Слово, 2014. – 311 с.
  2. Безертинов Р. Н. Тэнгрианство – религия тюрков и монголов. – Казань: Слово, 2004. — 448 с.
  3. Кызласов И. Л. Кольцевые городища Хакасии. К истории монументальной архитектуры на Енисее (храмовая архитектура древности). – Москва: ТАУС, 2011. – 62 с.
  4. Кызласов И. Л. Енисейская письменность Древнехакасского государства. Рассказы археолога. – Москва-Абакан: Хакасское кн. Изд.-во, 2017. – 158 с.