Храм Тенгри мог бы стать объединяющим символом евразийского геополитического пространства

Несколько представителей татарской интеллигенции обратились к Президенту Республики Татарстан Р. Миниханову с необычной просьбой.

По их мнению, столице республики не хватает татарского традиционного храма Тэнре-йорт или Ак Тирмэ — так считают  9 представителей местной интеллигенции и указывают на это в обращении к Рустаму Минниханову, переданному в редакцию «БИЗНЕС Online» (орфография и пунктуация авторов обращения сохранены). Татары и весь тюркский мир с древних времен почитали концепцию Вечного Неба Тэнри, и появление такого культового сооружения в Казани позволит Татарстану стать этнодуховным, объединяющим центром всего евразийского пространства.

 

Президенту Республики Татарстан
Р.Н Миниханову

К Вам обращаются представители татарской интеллигенции: ученые, писатели, журналисты, работники культуры и т.д. За последние 25 лет при содействие государства в Татарстане построено и восстановлено десятки тысяч мечетей и церквей. Открыты синагоги, католические церкви. Все это отрадное дело. Однако, мы считаем, что для полной справедливости не хватает татарский традиционный храм Тэнре-йорт или Ак Тирмэ.

Татары и весь тюркский мир с древних времен почитали концепцию Вечного Неба Тэнри. Поклонение Вечному Небу Тэнри — это одухотворенная традиция, мировоззрение и культура татар и всего тюркского мира. Мы, татарская интеллигенция считаем, что необходимо сохранить своё традиционное мировоззрение — тэнгрианство. С постройкой храма Тэнри-йорт будет возможность сохранить татарские обряды, традиции и молитвы.

Тэнри-йорт или Ак Тирмэ нужно разместить в центре Казани, чтобы Тэнре и духи предков знали отношение к ним. Размер его должен соответствовать его назначению со всеми вспомогательными службами для нормального его функционирования. Для Тэнри-йорт необходимо выделить землю в Казани под его застройку. Казань — столица Татарстана и одновременно является центром культурных и туристических мероприятий. Гости и туристы Казани с удовольствием посетят храм Тэнри-йорт и одновременно ознакомятся с традиционным мировоззрением татар и тюркского мира. Постройка и открытие храма Тэнри-йорт укрепило бы дружбу народов Татарстана.

Ваше поддержка в построение Тэнри-йорт необходима. Ведь построить храм дело непростое, нужно получить землю под постройку, материальные ресурсы для строительства и т.д. На все это у нас нет не материальных не административных ресурсов, да и самим все делать было бы в высшей степени несправедливо, так как все мечети, церкви и т.д. строились при весомой поддержки государства.

Отметим, что в Республике Саха реализован аналогичный проект — храм Тэнри. Хотя Саха-Якутия входила лишь как улус в Великую Татарию, где мировоззрение Вечное Небо — Тэнри являлось базой национальной идеи и государственной идеологии указанной евразийской империи. Имея столь значимую, богатую историческую традицию татарам необходимо сохранить, продолжить и развить её уже в новых условиях XXI века. Весь исторический опыт показывает востребованность этой традиции для ответа на современные вызывы, решения глобальных проблем: экологии, экономики, межнациональных и межконфессиональных отношений.

Поэтому мы считаем, что татарский и другие народы остро нуждаются в построение храма — комплекса Тэнри-юрт. Республика Татарстан должна стать этно-духовным, объединяющим центром всего евразийского пространства.

С уважением, надеемся, что Вы правильно поймете эту историческую необходимость.

С данным обращением высылаем учебное пособие «Древнетюркское мировоззрение — тэнгрианство» и Экспертизу Международного фонда исследования Тенгри, фотографию храма Тэнри-йорт.

1. Безертинов Рафаэль Нурудинович — писатель, историк, публицист.

2. Ислаев  Файзулхак Габдулхакович — доктор исторических наук, профессор.

3. Мухаметдинов Рафаэль Фардиевич — кандидат исторических наук, Член Координационного Совета Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов (ВАТН).

4. Мулладжанов Наркас С — журналист-публицист, писатель.

5. Шигапов Ильфак  И — журналист, поэт, композитор.

6. Шайхетдинов Дамир — журналист.

7. Юлдашев Рамай З. — общественный деятель, ГАУК «республиканский центр татарской культуры» Марий Эл.

8. Сиразин Мурат Галеевич — семейный фермер.

9. Гарапов Альберт Ф. — председатель антиядерного общества РТ.

От редакции: Мы опубликовоали это письмо, потому что уверены: обращение татарских общественных деятелей актуально и для Казахстана. Народы Великой Степи издавна исповедовали монотеистическую религию, в основе которой лежало почитание Вечного Неба. Многочисленные исследователи подчеркивают мировоззренческий характер тенгрианства, где ключевыми принципами являются следующие: признание безличного Бога как Тенгри; уважение к матери природе; вера в жизненную силу; уважение к умершим предкам; почтительность к старшим; активность, упорство, взаимовыручка; евразийство,  как геополитический союз стран и народов, связанных традицией с империями гуннов, тюрок и монголов. Тенгрианство имеет подчеркнуто толерантное отношение к другим религиям и людям, исповедующим их.

После обретения независимости, в с 90-х годах ХХ века у Тенгри внезапно обнаружилось множество поклонников, особенно в странах Средней Азии и Казахстна. Многими представителями казахской интеллигенции тенгрианство воспринимается как «исконная» и «традиционная» религия тюркских народов, где Тенгри не только синоним  Аллаха, но выражение коллективного духа тюркских народов.

Обращение татарских общественных деятелей ставит и перед  нашим обществом вопрос: а не пора ли и нам, казахам, начать возвращение к истинной религии  наших предков? Почему эту инициативу проявили татары, а мы, казахи, забываем о наших духовных корнях? Может быть, и нам необходим храм Высокого Неба, где-нибудь в Астане, где адепты древней миролюбивой религии нашли бы возможности совершать свои обряды и молитвы? Вопрос этот, как нам кажется, давно назрел. Десятки и сотни религиозных храмов разных конфессий беспрепятственно действуют в Казахстане, а вот  Храма Высокого Неба как не было, так и нет…

Мы приглашаем всех заинтересованных, неравнодушных людей к дискуссии и готовы для этого предоставить страницы нашего журнала для изложения самых разнообразных мнений по этому вопросу.


Источник:  exclusive.kz

13 комментариев

  1. У правительства Республики Татарстан место и денег для строительства татарского традиционного храма Тэнри-йорт в городе Казани не нашлось? Ответ на обращение от Правительства РТ на наше коллективное письмо мы не получили?

    ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ. Кремлевская ул. 1 г. Казань. Республика Татарстан. 420014 тел. (843) 299-15-45
    e-mail: rik.kazan@tatar.ru, http://www.kzn.ru

    15.01.2015 г. № 38686/2014

    Безертинову Р.Н.
    с. Камаево
    Высокогорский район,
    Республика Татарстан

    Уважаемый Рафаэль Нурудинович!

    Ваше обращение об оказании содействия в строительстве «татарского традиционного храма Тэнре-йорт, поступившее через Аппарат Президента Республики Татарстан, рассмотрено.
    Сообщаю, на территории муниципального образования в центре г. Казани свободные земельные участки от прав третьих лиц отсутствуют.
    Дополнительно сообщаю, что в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, которыми в своей деятельности руководствуются органы местного самоуправления Российской Федерации, в бюджете г. Казани расходы на оказание финансовой помощи физическим лицам (в том числе и на строительство культовых объектов) не предусмотрены, в связи с чем решение вопроса за счет бюджетных средств не представляется возможным.
    Учитывая изложенное, сожалею, но удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным.

    Исполняющий обязанности –
    Начальник Управления архитектуры
    И градостроительства В.М. Фомин

    • К сожалению это естественный ход. Возрождение Тенгрианства должно начинаться не с построения храма за казенный счет, а с возрождения самой доктрины в сердцах людей. Посетите мой Тенгрианский хран online – http://www.Tangrim.org

  2. Судя по тому, что Рашид постоянно висит на сайте и активничает , он просто выполняет работу. Так, что не надо судить его строго. Да и серьезно воспринимать тоже. Чьи-то внимательные глаза пробегают и оценивают его строки. А идея с храмом классна по сути.

  3. Это конечно здорово что среди Татарской интеллигенции есть люди осознающие важность возрождения наследия своих собственных предков, которые кстати в свои времена были цивилизациями мирового масштаба. Но тут возникает вопрос: Разве Президенту Татарстана, в данной обстановке, когда Исдамизация Татарстана аж зашкаливает, разве Президенту легче построить такой храм, чем самой интеллигенции? Президент хоть и заправляет общественными деньгами, может побояться политического давления на себя от Исламистов. Разве сама эта интеллигенция не может организовать такое строительство, через мобилизацию всех заинтересованных лиц? Пусть и не сильно большой храм, но зато первый! Ведь Москва тоже не сразу строилась….

  4. Да, Рашид, формат не позволяет развернуть полномасштабную дискуссию, особенно когда твои комментарии трактуются с искажением первоначального содержания в виде письменного текста. Вы призываете не обращать внимания на обсолютно все мелочи – я бы с удовольствием согласился, если бы вы не продолжали удивлять заключениями в отношении моих слов. Ради всего святого, из каких моих слов вы сделали этот ужасный вывод о том, что для меня «даже самый отвратительный негодяй (вор, убийца, насильник и т.п.) тюрок выше и милее чем порядочный человек другой нации»?! Неадекватен так же и вывод о том, что кто-то кичится своей нацией. Пожалуйста, не навязывайте моим словам своего мнения, покольку разговор переводится в личностную плоскость. Я не стану отвечать аналогичным образом, мы просто прекратим общаться.

    Извините, Рашид, но остальные комментарии выглядят как дискуссия с самом собой – вы задаете вопросы из какого-то другого контекста и сами на них отвечаете, поэтому не буду вмешиваться. Отмечу только, что непрерывные апелляции к азбуке Ислама в свете собственных субъективных взглядов на мой взгляд не вполне уместны на этой странице. Данный сайт специфичен и посвящен общетюркскому историко-культуральному вопросу. Давайте сотрудничать на этом направлении.

    Моц опыт в археологии и полевой работе связан с территорией Азербайджана, располагаю архивом по древней истории (неолит, бронза, ранний железный век), но, к сожалению, вряд ли он может пригодиться для поиска золотых коней Батыя.

  5. Рашид, не предполагал, что мои слова могут быть истолкованы столь неверно. Но Ваши комментарии парадоксальным образом оппонируют и в тоже время подтверждают мои слова. Возможно, в первом комментарии я был слишком краток и нужны разъяснения. По-видимому, здесь, в противостоянии с теми, кто ненавидит тюрков и исстребляет их и следы их пербывания на планете при первой возможности, все видится в несколько ином свете, и в частности – кто твой друг, а кто нет.
    Кажется вы не совсем правильно поняли мой пример насчет турков и азербайджанцев. Приведу его в несколько иной версии – в нашей борьбе за освобождение оккупированных территорий турки поддерживают нас вовсе не потому, что они сунниты, а потому, что мы один народ. А нас подвергли геноциду и депортации не потому, что мы шииты – а потому, что мы турки. Поэтому позвольте все же остаться при своем мнении – Ислам нисколько не способствует объединению тюркского мира, восстановлению тюркской истории и культуры.
    Относительно тюрков-шиитов хотелось бы отметить что шиитами являются: азербайджанцы (более 30 млн.), половина иракских туркмен (около миллиона), авшары, часть кумыков, небольшая часть узбеков и турков (в целом около миллиона). Не такой уж и «частный случай».
    О том, что у суннитов-шиитов много общего: – да, действительно, общего много, но даже находя столь много общего мусульмане все более углубляют вражду между собой. Вы же знаете, что во времена Пророка (САвАвС) даже распоследнего язычника отпускали с миром за одну лишь фразу «Ла Илахя илла Аллах». А сейчас? ИГИЛ тысячами предает смерти не каких-то там язычников, а тех самых мусульман, с которыми «так много общего», которые читают Коран, совершают 5-кратный намаз, хадж и т.д. Всех без разбора, мужчин, женщин, детей, стариков. По лозунгом «кровь шиита – халял для суннита». Надеюсь далее больше не обсуждать эту тему.
    Давайте вернемся к общетюркскому вопросу. Я не соглашался с тем, что «культура поклонения Тенгри полностью утеряна», я выразил согласие с тем, что «сегодня многие не знают, как поклонялись древние тюрки Богу-Творцу». Это далеко не одно и то же. К этому было добавлено, что «в наших общих интересах изучать и исследовать тенгрианство, как наше общее древнее наследие». Сожалею, что пришлось повторять.
    Откровенно говоря, никого не думаю переубеждать, очень трудно идти против фактора «сколько людей – столько и мнений». Но убежден в том, что исследование истории тюркских народов и тюркской культуры необходимо обогатить изучением содержания тенгранской религии, тенгрианских традиций и ритуалов. Подобный храм может стать не только духовным, но и научным центром для изучения древнейшего феномена Тенгри.
    Вы заинтриговали неожиданным вопросом о поиске коней Батыя 🙂 И вы знаете где их искать? Согласно преданию, они должны быть где-то в зоне южного поволжья.

  6. Вы, Rashid, чем большую береберду пишите, тем считаете свое дело выполненным хорошо. Обычно интересно вести беседу с людьми , хорошо знающих историю, религию, философию и т.д. У таких людей можно получить дополнительные знания. Ну а у человека который пишет, лишь бы писать, где одна строка противоречит другой и уводить людей от темы, дальше вести с такими людьми полемику мне не удобно и бесполезно. Вас наверно прикрепили к этому сайту. Но надо было прикрепить более знающего человека, так как в этот сайт посещают много ученых, которые хорошо разбираются в истории и мировоззрении.

    • Уважаемые коллеги, полемика ваша очень интересна. Но нужно чтобы она была не личностного характера и не опускалась до обывательского уровня, навешивания ярлыков.
      Прошу соблюдать корректность и помнить, что длинные пространные комментарии недопустимы и будут извлекаться. Поскольку сайт создан научным обществом, надо переходить на уровень научных или публицистических полемических статей.
      Рафаэль, при всей своей эмоциональности, прав – тема тенгрианской религии, регистрация тенгрианских религиозных организаций, строительство тенгрианских храмов актуальна и поднимается уже повсеместно. Кое-где на государственном уровне. Начали эти движения как раз сибирские тюрки. И то, что татары, казахи, кыргызы, монголы подхватили его, дает надежду на возрождение, единение и развитие наших народов в лучшем смысле.
      Рашид, надо быть объективным, сибирские тюрки никогда мусульманство не примут, как и не приняли по настоящему православие в царские времена, когда силой оружия казаков, прибывшие с ними батюшки, крестили их. Другое дело – тенгрианские обряды, они никуда не девались, как были, так и были. Сегодня тенгрианство официализируется. Почитайте мою монографию и диссертацию. А тюркскую рунику сибирские ученые изучают и пишут по ней очень серьезные работы, защищают докторские. Почитайте якутского ученого Г.Г. Левина (СВФУ, Якутск).

  7. Как показала история, христианство не может объединить все народы Великой степи. Московское правительство после завоевания татарских земель начало крестить всех инородцев. На такие действия татары, тюркские, финно-угорские народы и буряты ответили ожесточенным сопротивлением, которое сохранилось в памяти народов по сегодняшний день. Только при императрице Екатерине было осмыслено, что Российская империя будет постоянно находиться в религиозной войне, если не остановить насильственное крещение тюрков и монголов. Поэтому было смягчено принуждение к крещению, а после революции семнадцатого года вообще крещение было отменено. Ислам тоже не может идейно сплотить всех тюрков, монголов и других народов Великой Степи. Внедрение Узбек-ханом ислама в Золотой Орде как государственной религии привело к Смуте, Хаосу и религиозным войнам. Которые в конечном итоге привели к распаду Золотой Орды, а затем и кончине татарских государств. Походы эмира Тимура за распространение ислама привели к религиозным войнам и разорению многих тюркских государств и других народов. Создать империю и сплотить вокруг буддизма тюрков и монголов в Великой степи, джунгарам (калмыкам) в XVII-XVIII веках тоже не удалось. Последствия – разорение, хаос Великой степи и гибель самой Джунгарии. Мировые религии родились вне территории Великой степи. Тенгрианство родилось на территории Великой степи и оно соответствует менталитету этого народа. Как показала история в период Хуннской империи, Тюркского каганата, в период Чингиз-хана тюрки, монголы и другие народы Великой степи или Великой Татарии были объединены под мировоззрением концепции Духа Неба Тенгри и поклонения духам предкам, то есть тенгрианству. Только в эти периоды Великая степь или Великая Татария объединялась.Значить, тенгрианство и сегодня может объединить все народы Великой степи. Тогда откроется возможность формирования идеологического и культурного-цивилизованного кода (матрицы)опирающегося на нашу традицию, на нашу историю и культуру. Видимо поэтому русские евразийцы опирались в большей части именно на опыте Золотой Орды и Великой Татарии, расматривая Российскую империю как преемницу наследия Чингиз-хана (см. книгу Н. Трубецкого “Наследие Чингисхана”, Москва. 2007). Тенгрианство показало себя имперской мировоззрением и толерантным ко всем религиям и верованиям и не запятнало себя в истории религиозными войнами. Начиная с XVIII века, после реформ Екатерины, началось интенсивное внедрение татарам ислама. Ислам интернациональная религия. И в течение короткого времени татары забыли свои рода и стали безродными, забыли какого они рода, и как на это на них смотрят предки с того света. Они забыли свои символы, смыслы, традиции и т.д. Конечно такому народу можно подсовывать любую историю и любые теории их происхождения. В таком положение и азербайджанцы.

    • Уважаемый Рафаэль, полностью согласен с вами в том, что спасение душ Тюркских народов, а также достижение большей всеобщей гармонии в Евразии лежит через осмысленное возрождение лучших традиций и идей Тенгрианства! От себя же хочу добавить, что такое возрождение важно не столько для возрождения какой-либо мнимой империи, а важно это именно как путь к личному спасению каждого нового последователя от совершенно ненужных предубеждений и антагонизмов!

  8. Уважаемый Рашид, будучи мусульманином, все же не могу согласиться с тем, что Ислам способствует объединению тюркского мира. Например, ближайшие соседи в нашем регионе – азербайджанцы и турки – сближаются вовсе не благодаря Исламу, поскольку одни шииты, а другие сунниты, между которыми существуют непримиримые (Увы!) разногласия, а потому, что и те и другие называют себя “тюрк” и говорят на одном языке. Ислам в известной степени способствует единению мусульман, но в чем это выражается для азери-тюрков? В том, что десятки завербованных в Азербайджане моджахедов оказываются среди боевиков ИГИЛ? Согласен с Вашим мнением относительно того, что строительство храма Тенгри создает прецедент альтернативной конфессии, но высказываюсь в поддержку этой инициативы именно потому, как Вы верно отметили, что сегодня многие не знают, как поклонялись древние тюрки Богу-Творцу. Следовательно, в наших общих интересах изучать и исследовать тенгрианство, как наше общее древнее наследие.
    Как человек, непосредственно соприкоснувшийся с археологией курганов и культурой курганных погребений, свидетельствую – эти специфичные погребения отражают богатое религиозное мировоззрение, которое некогда было общим для всех тюркских народов. Тенгри и тенгрианство – это корневая система, из которой произрастает древняя общетюркская культура. Ее изучение одинаково важно для всех нас.

  9. Rashid прописался на сайте Международный фонд исследования Тэнгри. И беспрерывно бубнит и бубнит и учить и учить. В народе говорят:”В чужой храм со своими нравоучениями нечего лезть.” Вот тебе нравиться ходить в мечеть, ну и ходи. Никто тебе не препятствует и не отговаривает. А раз мы считаем нам нужен свой храм где будет центр тенгрианцев и где будут молиться по татарски и своему богу Тенгри и своим предкам, почему же ты считаешь мы поступаем не правильно. Дух Неба Тенгри вечный. Но Небо со временем меняется, а значить и жизнь на земле меняется. Концепцией Неба является вера в космические моральные силы, направленные на поддержание всеобщей гармонии. В тенгрианстве нет заповедей, кроме общежитейских предписаний соблюдать чистоту и придерживаться естественного порядка вещей. Поэтому ритуалы и молитвы со временем могут устаревать и вместо них появляться новые. Ничего страшного в этом нет. Жизнь течет и меняется. В авраамовских религиях (христианство, ислам, иудаизме) содержится профессиональные священники, которым возложена обязанность для надзора за правильностью проведения ритуала и чтения молитвы в его первозданном виде. Но несмотря на эти усилия, стечением времени, ислам разделился на множество течения, которых называют исламскими направлениями и сектами. Такая же картина наблюдается в христианстве, в иудаизме, буддизме и т. д. Как эти течения называть, добавляя к ним приставку нео или еще что то, пока никто не решается. Надо жить согласно законам природы, при этом соблюдая законы общественные. И если образ жизни с течением времени у народа изменился, значить и молитвы со временем изменились. И здесь ничего необычного нет.

  10. Можно только приветствовать такую инициативу и не только как потенциальную базу для возрождающегося Евразийского пространства, но и как основу для восстановления нашей этической культуры и идентичности. В перспективе хотелось бы увидеть и у нас в Азербайджане развитие аналогичной инициативы. “Улу Танры” – эта древнейшая на планете концепция единого Бога все еще жива в сознании азербайджанцев, земли наши все еще покрыты тысячами курганов, в которых покоятся наши предки огузы и которых провожали в мир иной по правилам тенгрианства. Восстановление страниц древней истории невозможно без восстановления параметров той религиозно-идеологической основы, на которой строилось мировоззрение и культура народа. Развитие подобных инициатив позволит так же еще более полно ощутить близость тюркских народов, которых объединяет не только лингвистическая база, но и глубокое духовное родство.

Комментарии запрещены