В концепции проведения данной конференции очень точно определён основной ракурс: Тенгрианство, как феномен Евразийской мегацивилизации. В определении этой концепции сегодня работают все представители гуманитарных знаний, заинтересованные в осмыслении международных процессов, находящихся в поле проблем социально-культурного развития многих стран.
Такой всеохватный подход выявляет множество философско-теоретических, культурологических, музыкально-эстетических вопросов концептуального порядка. Необходимо отметить, что выводы, принятые в ходе данной конференции необходимо синхронизировать со всеми «хронологическими» движениями принятых и последующих конвенций ЮНЕСКО. Это утверждение связано с тем, что само по себе, « Тенгрианство » четко отражает созвучность с положениями и документами Комитета по сохранению нематериального культурного наследия, а также с новыми императивами человеческого мышления и возникающими проблемами в сфере идеологии.
ЮНЕСКО под нематериальным культурным наследием понимает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, – а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, – признанные сообществами, группами отдельными лицами в качестве части их культурного наследия, включая устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Основой « Тенгрианства », как феномена культурного плюрализма должно стать культурное наследие, включающего в себя такие составляющие как язык, традиции устного творчества, письменность, обычаи, музыка, танцы, архитектурные и мемориальные памятники, изобразительное искусство и т.д. Все компоненты культурного наследия являются национальным достоянием каждого государства, а некоторые из них имеют глубоко политическое значение. Принято считать, что архитектура является символом правящего мировоззрения и правящей идеологии, в тоже время, в некоторых странах, другие сферы культурного наследия остаются идеологическим кремнем народных масс, живущих на окраинных регионах, вдали от крупных городов.
Необходимо отметить, что в Казахстане, понимание отношений окружающего мира с насаждаемыми идеологическими императивами в условиях определенной общественно-исторической обусловленности, особенно остро стало ощущаться в последние 10-15 лет. Часто, суть отношений в многонациональной стране даёт крен в сторону ущемления исконно национальной идеологии, а это значит, в потере не только ее носителей – духовно-идеологического пласта в лице исполнителей, но и всех форм культурной символики. Национальные символы непреходящи и необходимы, прежде всего, своей стране и коренному населению и в этом смысле нужно восстанавливать, сохранять и выводить в стезю национальной идеологии такие отношения к прошлому как, например, тенгрианские формы проявления музыкальной культуры и ее аутентичных носителей, увековечивающих генетическую память, свойственную казахам испокон веков. Так, невосполнимой ценностью мы считаем наследие жырау, әнші, сал-сері, кюйші, бақсы, термеші, биев, зерлерші и мн.др.. Именно они всегда были носителями идей тенгрианства, суть творчества которых сводилась в уравновешивании космологических и земных понятий: гармоничного бытия человека и Космоса.
Вероятно, здесь находится одна из главных проблем понимания культурного наследия– идеологическая. В настоящее время, созрели новые основания для глобального мировосприятия и оно скорее не экономическо-материального, а духовно и морально-этического порядка, т.е. использование совокупности традиционных знаний наций, критериев исконно национального мышления, генетически заложенных этических норм поведения, выраженных в познавательно – дидактических эссенциях образцов музыкального и прикладного творчества для дальнейшего культурного развития. Задача возобновления интереса к философским раздумьям и потребностям в размышлениях о прошлом, настоящем и будущем состоянии культуры нации. Во всем мире защита и сохранение культурных особенностей народов и наций, их «тенгрианского» самовыражения объявлены ключевым моментом человеческого прогресса и духовного развития. Говоря об идеологии культурного единства (имеющей целью не только сохранение культурного наследия в статусе «объектов»), мы понимаем выработку идеи единства отношений к объектам культурного наследия. И в этом смысле, на первом месте должна стоять прерогатива за вопросом исторической роли « Тенгри », занявшую основополагающую позицию в становлении этнических и цивилизационных культур Евразии.
Деятельность многих исследователей сегодня направлена на стимулирование более ответственного человеческого поведения в отношении к традиционным нормам бытия в повседневной жизни, в политических делах и научных изысканиях. Постановка вопроса обусловлена угрозой глобальных процессов, стремящихся к унификации не только производственных, но и культурных процессов с одной стороны, а также деградацией и исчезновением культурных феноменов с другой стороны.
Антропологическое понимание искусства и культуры как образа жизни рассматривает и духовную составляющую как самодостаточную систему ценностей, символов и практики, которые воспроизводятся отдельной культурной группой во времени и обеспечивает человеку необходимые точки отсчета, придавая смысл его поведению и отношениям с обществом в повседневной жизни.
Главным критерием считается этническая культурная самобытность, которая корректируется социальными границами. Здесь ставится вопрос о понятии «социальных границ Тенгрианства» в современном мире. В настоящее время, в Казахстане, на мой взгляд, проблема состоит в том, что культура рассматривается как «объект» или «элемент», существующий отдельно от социального пространства, а его самобытность зависит не от содержательного наполнения, а социального статуса. Социальный статус культуры подразумевает форму воспроизведения, лёгкость восприятия, оформление, частоту исполнения (т.е. наличие эфирного и сценического времени), согласованной с канонами «востребованности» государственных структур. Таким образом, « Тенгрианство » в нашей стране существует в виде формульного, более «закулисного» понятия, которое только лишь сформулировано в философско-дидактических литературных произведениях или сконцентрированы в традиционной обрядности казахов, некоторые элементы которых сохранились до наших дней. Мы можем приблизительно начертить круг «социальных границ» востребованности тенгрианских понятий, с аккумулированных, в основном, в дальних районах, находящихся вдалеке от больших городов. В тоже время, в Казахстане все больше появляется приверженцев Тенгрийских верований (здесь мы часто путаем Тенгрийцев с исследователями тюркологами), возрождающих обрядовые действа и занимающиеся расшифровкой древних символов, знаков, смыслов. К самой большой группе можно отнести Тенгрианцев общества, организованного Арманом Нурмухамбетовым.
К сожалению, мы идём по пути построения новой культуры, соответствующей настроениям нового времени или настроениям «заказчика». Здесь культура определена как совокупность отдельных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных характеристик общества или отдельно взятой социальной группы.
Испокон веков, согласно нормам хозяйственно-кочевого уклада жизни культура и национальное сознание формировалось по принципу целостности социо-природного мира. Такое развитие культурно-идеологических ценностей знаменовал прогресс и гармоничное совершенствование морально-этических норм. Так, у казахов самой древней мировоззренческой концепцией является вера в Тенгри и Умай. Эта линия продолжается и в современном особенном почитании и уважении матери, женщине (Умай) и мужскому сильному началу, воплощением которого является Тенгри.
Отмечу, что возвращение к духовной составляющей национальной реальности, к которой относится и « Тенгрианство », отражает органическую потребность в ней человека и играет огромную роль в воссоздании целостного образа окружающей действительности, что помогает воссоздать картину социального мира.
Поэтому цель сохранения и обеспечения уважения к такому нематериальному культурному наследию, каковым является « Тенгрианство » может содействовать возобновлению интереса молодого населения к своим корням. Такое идеологическое наполнение знаменует не регрессивное возвращение назад, а наоборот – способствует духовному оздоровлению общества. Миссия такого подхода поможет восстановить истинные образцы нематериального культурного наследия в целом, возродить истинный понятийный аппарат и утвердить их в статусе национальной идеологической сущности и «элитного» мировоззрения, которым по праву должна гордиться Евразия.
Отмечу, что в эпоху глобализации мы осознаём, что в своей подавляющей массе, отсутствие идеологического наполнения привело к уже незримому присутствию «ауры этноса», которая и является основным составляющим Нематериального культурного наследия. Элементы «ауры этноса» (представители традиционной культуры) неизбежно вступают между собой в отношения взаимопроникновения и синтеза с западной культурой. Возможно, что это является одной из причин исчезновения истинно аутентичных носителей НКН, а также дисгармонии в отношениях человек-природа, за что мы периодически платим невосполнимыми человеческими потерями.
Защита или охрана понимаются как продление жизнеспособности образцов или элементов наследия, включая, в частности, его идентификацию, документальное оформление, научное исследование, сохранение, поддержку, восстановление и развитие, распространение о нем знаний через формальное и неформальное образование, и т.д.
Безусловно, огромное значение здесь придаётся технике сохранения культурного наследия на национальном уровне. Нематериальное культурное наследие, передавалось устно от поколения к поколению, что также являлось неотъемлемым условием «Тенгрианства». Надо отметить, что в тот момент, когда национальная идея « Тенгри » будет внедрена на уровне национальной идеологической картины и каждый казахстанец будет наполнен чувством идентичности со своей природой и культурным наследием, тогда будет взращена новая модель гражданина страны, уважающего культурное разнообразие и исконно национальное мышление. Именно эти критерии способствуют реабилитации традиционных культурных ценностей.
Для интеграции в мировое сообщество необходимо возрождать, идентифицировать, систематизировать, изучать мировоззренческую картину мира в русле Тенгрианства новых данных исторических реалий и сохранять культурное наследие.
Элементы и объекты сохранения культурного наследия – дело, прежде всего, национальное и здесь национальное единение усилий многих стран имеет первостепенное значение. Поэтому планирование и мобилизация людских ресурсов на поддержание и реконструкцию феномена религии Вечного Синего Неба Тенгри как культурно-идеологического наследия Евразийской мегацивилизации, является первоочередной задачей.
Курмангалиева М. С.,
Казахстан, г. Астана
meruert_68@mail.ru