Международные научно-практические конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» проведены первая 21-22 июня в 2007 г. в Якутске, вторая 19-20 февраля 2009 г. в Улан-Баторе, третья 1-3 июля 2011 г. в Кызыле. В 2013 г. планируется проведение в Казахстане.
В идейном осмыслении целей, задач и направлений I-й конференции сыграл большую роль Мурад Аджи. Человек, который в 1990-х годах своими книгами буквально пробудил тенгрианское общество от летаргического сна. Мы выражаем Мураду Эскандеровичу нашу огромную благодарность за поддержку и одобрение создания Международного Фонда Исследования Тенгри: “Наконец-то караван тронулся!”
Организаторами I-й конференции в Якутии выступили министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Институт гуманитарных исследований АН РС (Я), Якутский Государственный Университет им. М.К. Аммосова и якутская общественная организация «Ассоциация Олонхо».
Организаторы II-й конференции в Монголии – Международная Ассоциация монголоведов, Академия наук Монголии, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), якутская общественная организация «Ассоциация Олонхо».
Организаторы III-й конференции в Тыве – Правительство Республики Тыва, Международной Ассоциация монголоведов (Монголия), Международный Фонд Исследования Тенгри (МФИТ),
Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Тувинский институт гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва, Тувинским Государственным Университет, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.
Сохранение и развитие общего источника этих традиционных ценностей – эпического наследия, важная часть обязательства мирового сообщества в общем деле создания новой экологической этики и гуманистической культуры, основанной на «евразийских» ценностях, содействующей формированию новой парадигмы развития цивилизации, расширению культурного сотрудничества тюрко-монгольских народов России и Евразии и конструктивного диалога культур Востока и Запада.
В последние годы со стороны государств, правительств и международных культурных организаций уделяется все большее внимание этим вопросам. При финансировании из государственного бюджета осуществляются серьезные программы по восстановлению, изучению, сохранению культурного наследия, материальных и нематериальных памятников культуры. Во многих странах региона растет вклад общественных организаций в это направление. Вместе с тем, несмотря на различные меры, предпринимаемые для возрождения и сохранения устного наследия, до сих пор существует угроза исчезновения вековых традиций и ценностей. Особенно эта угроза проявляется в отношении подрастающего поколения, неосознанный выбор которого формируется под воздействием иных ценностных систем. Не работают также механизмы актуализации, наблюдаются мировоззренческие противоречия.
При рассмотрении вопросов мировоззренческих основ культуры тюрко-монгольских народов и диалога религиозных культур Центральной Азии в контексте тенгрианства и тенгризма на передний план выходят поиск путей, ведущих к согласию и толерантности, необходимость выработки новых методологических подходов к изучению особенностей мировоззрения и историко-культурной общности народов Центральной Азии, Сибири и, в целом, Евразии. Важным элементом этой общности являются сакральные ландшафты (священные места и природные объекты, памятники историко-культурного наследия), которые сохраняют и формируют традиционное коллективное знание и сознание.
Сохранение традиционных тенгрианских мировоззренческих и этических ценностей, совпадающих с наиболее фундаментальными «евразийскими» ценностями «кочевой» цивилизации тюрко-монгольских народов являются необходимым условием выживания и существования человека в современном мире, преодоления противоречивых результатов глобализации и создания более надежных систем коллективной безопасности в Евразии, обеспечивающих более гармоничное и комфортное сосуществование, развитие и взаимодействие как относительно «больших», так и «малых» этносов. Все эти вопросы ставятся во главе угла наших конференций.
Организация и проведение научных конференций «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» вызвали активизацию аналитиков, идеологов, прежде всего, в странах Содружества.
Некоторые из них пишут, что самым заметным местом деятельности адептов тенгрианства на данный момент стала Якутия: «…Вернуться к тенгрианству в этой республике призывают со страниц популярных газет и книг, и даже в школах подумывают ввести соответствующий предмет, знакомящий юное поколение с основами этой религии. Фактически пропаганде тенгрианства был посвящен и недавно вышедший на экраны фильм «Тайна Чингис Хана» (Р.Темиргалиев http://www.zonakz.net/articles/24792).
Вместе с тем в СМИ идет сетование на отсутствие исследовательского материала на тему тенгрианства. Еще в 70-х гг. прошлого века Олжас Сулейменов, посвятивший феномену Тенгри главу в своей знаменитой работе «АЗиЯ», отмечал, что отсутствуют книги по тенгрианству. Впоследствии, в 80 гг. издал работы по тенгризму монголов Шагдарыын Бира, 90-х годах появились труды писателя, историка М. Аджи, затем книги Р. Безертинова. Эти и другие работы прошлого столетия, посвященные теме тенгрианства подвигли многих тюрко-монгольских ученых обратиться к феномену Тенгри.
Непосредственных письменных памятников тенгрианства чрезвычайно мало, источниками его изучения выступают древнетюркские рунические надписи и описания китайских, арабских и других историков о культе Неба кочевников Евразии. Поэтому при выявлении общей картины тенгрианства, его религиозных, мировоззренческих концептов, основным источником выступает религиозно-мифологическая система тюрков и монголов, наиболее полно выраженная в обширном материале героического эпоса народов Евразии. Отсюда и выделение эпического наследия как источника изучения тенгрианства в названии конференции.
В целом, в широких научных кругах тема тенгрианства только поднимается, если историки, этнографы еще знают и включают его в область своих исследований, то многие философы, культурологи, религиоведы современности не то что включают, но даже и не знают, что есть такой феномен как тенгрианство. Если кто и слышал о нем, то в лучшем случае, связывают его с областью изучения эзотерики, оккультизма и т.д.
Такое невежественное положение в науке может продолжаться и далее, если не организоваться самому научному сообществу ученых – представителей и носителей тюрко-монгольской культуры для создания нового направления гуманитарной науки – тенгриведения.
Из этих соображений и возник проект передвижной Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность».
Спасибо за сайт, очень интересно
Интересная статья, искренне, мне очень понравилось,
вы вообще всегда радуете читателей вашими постами.
с текстом с многим сложно не согласится.
от души продолжайте в том же духе.