II-я Международная научно-практическая конференция «Тенгрианство и эпическое наследие кочевников Евразии: истоки и современность» состоялась 19-20 февраля 2009 г. в Улан-Баторе, Монголии.
В работе конференции приняли участие 80 ученых, деятелей культуры и искусства из Монголии, Казахстана, Узбекистана, Венгрии и республик Российской Федерации: Саха (Якутии), Тывы, Горного Алтая, Хакасии, Бурятии, Калмыкии, Башкортостана, Татарстана. Из них 38 участников представлены стендовыми докладами. Среди очных участников 4 академика, 24 доктора наук, 8 кандидатов наук, соискатели, аспиранты. В работе приняли участие парламентарии и руководители государственных структур ряда республик, дипломатический корпус Российской Федерации, аккредитованный в Монголии.
Научная часть конференции проходила на пленарном, двух секционных заседаниях «Тенгрианство и мировоззренческие основы культуры тюрко-монгольских народов» и «Диалог религиозных культур народов Центральной Азии и Сибири», круглом столе «Тенгрианство в традиционной культуре тюрко-монгольских народов».
(Смотреть Программу конференции на русском языке и на монгольском языке).
В рамках практической части конференции состоялся предпремьерный показ художественного фильма «Тайна Чингис Хаана» совместного производства России, Монголии и США (режиссер – Андрей Борисов, продюсер – Владимир Иванов).
Русскоязычные доклады и тезисы, представленные на конференции:
- Абаев Н.В. Метафизические основы тенгрианской религии Чингис-Хана
- Алимов Т.К. Тенгрианство – как своеобразный тип культуры: тенденции и противоречия развития в современном понимании
- Амрекулов Н. Тенгрианство – земное отражение космической иерархии и гармонии
- Анжиганова Л. В. Тенгрианство хакасов: история и современность
- Артына С.Б. Роль смеха в этнокультурной традиции тувинцев и монголов: сравнительный анализ
- Арыстанбек М. Темы и образы тенгрианства в массовой музыке казахов
- Аюпов Н.Г. Можем ли мы брать тенгрианство как фактор самоидентификации для тюрко-монгольских народов Центральной Азии?
- Байыр-оол М.С. Урянхайцы – предки Чингис-Хана
- Батырева С. Г. «Монк Кок Тенгр» или эпические мотивы в калмыцком искусстве
- Безертинов Р.Н. Перспективы тюркской идеологии
- Бира Ш. Монгольская идеология тенгеризма и Хубилай-хан
- Бичелдей К.А. Тэнгрианство в Центральной Азии и Саяно-Алтае: истоки и этнокультурные взаимосвязи
- Бравина Р. И. Чингисхан в мифологеме судьбы якутов
- Будегечиева Т.Б. Особенности традиционного мировоззрения тувинцев
- Докторова Н.И. Одежда персонажей в якутском эпосе-олонхо
- Евфрат Б.Имамбек. Искусство как средство актуализации тенгрианских ценностей на излете атеистической парадигмы
- Егорова Л. И. Гендерные нормы тенгрианства (на материале устойчивой эпической формулы)
- Ермаганбетова К.С. Диалог религиозных культур в Казахстане
- Ефимова Л.С. Алгыс и шаманские камлания в системе культово-обрядовой поэзии якутов
- Жаманкозова А.Т. Разумное, природное и духовно-религиозные начала трагического в казахской литературе
- Каримов Б.Р. Тенгрианство и становление Тюркского мира
- Котожеков А.И. Тенгрианский мотив текста Большой надписи памятника Куль Тегина
- Кузьмина А.А. Отражение шаманизма в олонхо вилюйских якутов
- Лхгава О. Мунк тэнгэрий и голографическая вселенная
- Мижит Л.С. Тройственные образы в традиционном мировоззрении народов Центральной Азии
- Мижит Э.Б. Тенгрианство в тувинской мифологии
- Мыреева А. Н. Тенгрианство и идеи толерантности в романе Н.А.Лугинова «По велению Чингисхана»
- Никифоров В. М. Диалог религиозных культур народов Центральной Азии и Сибири
- Никифоров В.М. Тенгрианская миссия Чингисхана
- Опей-оол У.П. Взаимодействие буддизма и тэнгрианства в Центральной Азии (на примере Тувы)
- Сандыбаева У.М. Сакральность Неба в контексте мировой культуры: компаративистский анализ
- Сарыгулов Д.И. Мировосприятие номадов – как мировоззренческая основа новой цивилизации
- Сузукей В.Ю. Тенгрианство и музыкальное наследие тюрко-монгольских народов
- Султангареева Р.А. Поклонение Природе как основное учение тэнгрианского мировоззрения башкир
- Федорова Л.В. Эпическое наследие как источник определения места и времени возникновения мировоззрения Тенгри
- Халыков К. З. Свобода человека в тенгрианстве: частное отношение между человеком и Миром
- Хомушку О.М. Тенгрианство как форма традиционного мифологического мышления народов Саяно-Алтая
- Шамахай С. Некоторые мировоззренческие понятия древнего казахского народа
- Шаханов Е.А. Культ Тенгри и Умай в управлении традиционной цивилизации казахов
По итогам конференции принята резолюция.
Интервью Федоровой Л.В. о 2-й международной конференции по тенгрианству в Улан-Баторе в феврале 2009 г. (НВК “Саха”, передача П. Перуашевой “Салгын кут” от 25.04.09 г.)
Фотогалерея конференции
В России в конце XX-начале XXI вв. были открыты четвёртое и пятое поколения прав человека, о чём имеются соответствующие научные публикации (Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. – Караганда: Издательство КарГУ. 2010. с.47-49; Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина//Казанская наука. – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. N 3. 2010. с.199-203. : http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/ ), а также принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г. (Ивентьев С.И. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права//Збiрка наукових праць. Часть 1. –Киев: НАИРН, 2010. с.60-65; http://zhurnal.lib.ru/i/iwentxew_s_i/ ).