V-я конференция

V-я Международная научно-практическая конференция «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» состоялась 20-24 сентября 2015 года в СОК «Камчия», Болгарии.

В работе конференции приняли очное и заочное участия более 50-ти исследователей, деятелей культуры и искусства, представителей общественности из Казахстана, Монголии, Болгарии, Кыргызстана, Азербайджана, Туркменистана, Франции, России: Москвы,  Барнаула и национальных республик – Горный Алтай, Чувашия, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, в т.ч. 15 докторов наук, 13 кандидатов наук, 1 соискатель, 1 магистрант.

На церемонии открытия конференции прозвучали приветственные слова официальных лиц: Генерального консула Российской Федерации в Варне (Болгария) Сергея Лукьянчука, Президента Общеболгарского культурного фонда “Тангра-ТанНакРа” Петко Колева, Президента Международного Фонда Исследования Тенгри, Государственного советника Республики Саха (Якутия)  Андрея Борисова, Министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владимира Тихонова.

В своем приветствии Сергей Лукьянчук отметил, что “зародившись в Центральной Азии”, тенгрианство исстари взаимодействовало с религиозными представлениями соседних народов и участие в конференции представителей России, Болгарии, Казахстана, Азербайджана, Киргизстана и Монголии обогатит наши исторические познания, станет важной вехой в изучении истории наших предков и глубоких исторических корней, связывающих наши народы”.

В приветствии Андрея Борисова сказано, что “наш научно-культурный проект, продолжая задачи евразийцев, основан на поиске общечеловеческих сакральных, космических универсалий и в этом контексте духовно-ценностная система тенгрианско-тангрианского мировоззрения,  которой пронизана мифология, традиции, эпическое наследие евразийских народов, является неисчерпаемым источником”.

Владимир Тихонов подчеркнул: “сегодня налицо  мировоззренческий кризис  человечества, становится все очевидным, что этап производящего  хозяйствования  должен смениться эпохой сберегающего, экологичного и гуманно-гармоничного  существования  человечества с Природой, что возможно  только с переходом на новое  мировоззрение и восприятие мира. Поэтому большой  научный интерес имеется к феномену  Тенгри – Тангра, к тенгрианству в целом как мировосприятию и мировоззрению древних предков многих современных народов”.

Петко Колев наравне о возрождающемся болгарском тангризме сказал о якутском тенгризме, об его обрядности, увиденном на национальном празднике Ысыах в 2013 г. в Якутске и Чурапче.

Все выступающие выразили искреннюю благодарность исполнительному директору СОК “Камчия” Станке Шоповой за организацию подготовки и проведение столь интересного и познавательного международного мероприятия.

Научная программа конференции включала пленарное заседание и работу двух секций «Тенгри и традиции», «Сакральное в тенгрианстве»,  круглого стола: «Терминологический словарь тенгриведения».

В рамках практической части конференции состоялись:

а) презентации двух монографий “Ас Тёёри” (Астория или Астар “Ам-Удур-Исты”)» А.И. Котожекова-Чапрая (Россия, Абакан), “Сакральное в идеологии евразийства” Л.В. Федоровой (Россия, Якутск);
б)  обсуждение разработки и издания  книги “Терминологический словарь тенгриведения” в 2016- 2017 г.г. в России,   Казахстане, Кыргызстане, Монголии и Болгарии к VI-й конференции в Астане в 2017 г.;
в)  посещение историко-археологического заповедника “Мадара” (памятник культуры ЮНЕСКО “Мадарский всадник”);
г)  проведение церемонии “Алгыс”, алгысчыт – Васильев Иван Герасимович – Алгыс Уйбаан (Россия, Якутск);
д)  посещение памятника 1300-летию Болгарского государства;

Конференция отметила, что цели, поставленные на предыдущей IV-й конференции в Улан-Баторе, в целом достигнуты, и настоящая также проведена в русле решения задач прошлых конференций. Участники обсудили и приняли проект Резолюции за основу и после доработки обязали исполнительную дирекцию МФИТ разместить ее на сайте.
Участники местом проведения VI-й Международной научно-практической конференции по тенгрианству в 2017г. запланировали г. Астану (Казахстан).
К началу работы конференции опубликован сборник материалов V-й конференции « Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность »  (скачать).

Доклады и сообщения, представленные на конференции:

Абаев Н.В.   Методологические проблемы тэнгриведческих исследований
Абаева Л.Л.  Тэнгрианство в  векторе развития буддийской цивилизации народов Внутренней Азии
Абдрасулов С.М.  К вопросу прочтения этимологии теонима Тенгри
Аккиева С.И. Тенгрианство в современном культурном возрождении (Северный Кавказ) (видео)
Алиева К.М.  Современные ценностные ориентиры и понимание Тенгри
Анжиганова Л.В.  Женщина в хакасском тенгрианстве
Анжиганова Л.В., Топоева М.В.   Представления об обществе в тенгрианстве
Атанасов С.С.- Герил Сивер.  Тангризм как учение для самоуправления
Афанасьев Л.А.- Тэрис.  К вопросу якутского тэнгризма
Дашням Л.  Факты о богатыре Субэдэй в «Секретной хронике Монголии»
Дугаров Б.С.  Образ Аттилы сквозь призму сказаний и легенд
Жерносенко И.А.  Константы тенгрианского мировоззрения в культуре Алтая
Ибраев Б.А.  Преемственность в этногенезе народов Центральной Азии и понятие религии
Илиев А.Л.  Эпос Гильгамеш как источник мифологического и исторического доказательства существования шумерского бога Нин-Дингир – прадеда  Тэнгрианства  (на болг. яз).
Эпос о Гильгамеше как источник мифологических и исторических доказательств о существовании шумерского бога Дингир, патриарха Тенгрианства  (на русск. яз)
Илларионов В.В., Илларионова Т.А.  Осуохай – древний танец якутов – солнцепоклонников
Коваль А.С.  Симаргл или Василевс (Посланник между небом и землей)
Котожеков А.И.- Чапрай.  К вопросу о методологии тенгрианства
Курмангалиева М.С.  Значение идеологически-культурного феномена Тенгрианства  в эпоху глобализации
Лукина А.Г., Докторова Н.И.  Якутский круговой танец осуохай: в контексте тенгрианского мировоззрения
Мамедов М.М.  Символы Тенгри//Танры в тюрскской религиозно-мифологической системе
Мамыев Д.И., Жерносенко И.А.  Метафизика Священных земель через призму Тенгри
Набиева Ф.Р.  Следы набожности в круговых танцах
Нейкова Р.Г.  Върховният Тейри при балкари и карачаи (Северен Кавказ)
Орус-оол С.М.   Тенгрианство в тувинском фольклоре
Саламзаде Э. А.-В.  Тенгри и тамга: мифология и морфология
Сивцев А.Д. – Айсен Дойду.  Тенгрианство. Религия прошлых эпох и новых, грядущих столетий
Соегов М.  Задолго до ‘железных’ Тамерлана и Темучина были еще  Томарис и другие ‘железные леди’ (Краткое сообщение)
Толстякова С.П.  Образ связи  в сакральном пространстве
Трифонов А.В.  Некоторые вопросы сравнительного изучения современных традиций и древней религии чувашей (потомков волжских булгар)
Тукешева Н.М.  Легитимизация верховной власти в мировоззренческой системе тенгрианства
Тюньдешев Г.А. – Хара Моос.  Чингисхан – носитель новых экономическо-правовых отношений
Усупбаев А.Ч.   Кыргызы в средневековом Пекине: исторические свидетельства
Ушницкий В.В.  Что такое алтайский бурханизм?
Федорова Л.В.  К вопросу терминологии тенгриведения
Фукалов И.А. Сохранение сакральности власти у тюрков в переходные периоды истории Средневековья
Ширзадова Т.Г.  Процессуальность как концептуальная основа Тенгрианства

Фотогалерея конференции

Добавить комментарий