V-я Международная научно-практическая конференция «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» состоялась 20-24 сентября 2015 года в СОК «Камчия», Болгарии.
В работе конференции приняли очное и заочное участия более 50-ти исследователей, деятелей культуры и искусства, представителей общественности из Казахстана, Монголии, Болгарии, Кыргызстана, Азербайджана, Туркменистана, Франции, России: Москвы, Барнаула и национальных республик – Горный Алтай, Чувашия, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, в т.ч. 15 докторов наук, 13 кандидатов наук, 1 соискатель, 1 магистрант.
На церемонии открытия конференции прозвучали приветственные слова официальных лиц: Генерального консула Российской Федерации в Варне (Болгария) Сергея Лукьянчука, Президента Общеболгарского культурного фонда “Тангра-ТанНакРа” Петко Колева, Президента Международного Фонда Исследования Тенгри, Государственного советника Республики Саха (Якутия) Андрея Борисова, Министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владимира Тихонова.
В своем приветствии Сергей Лукьянчук отметил, что “зародившись в Центральной Азии”, тенгрианство исстари взаимодействовало с религиозными представлениями соседних народов и участие в конференции представителей России, Болгарии, Казахстана, Азербайджана, Киргизстана и Монголии обогатит наши исторические познания, станет важной вехой в изучении истории наших предков и глубоких исторических корней, связывающих наши народы”.
В приветствии Андрея Борисова сказано, что “наш научно-культурный проект, продолжая задачи евразийцев, основан на поиске общечеловеческих сакральных, космических универсалий и в этом контексте духовно-ценностная система тенгрианско-тангрианского мировоззрения, которой пронизана мифология, традиции, эпическое наследие евразийских народов, является неисчерпаемым источником”.
Владимир Тихонов подчеркнул: “сегодня налицо мировоззренческий кризис человечества, становится все очевидным, что этап производящего хозяйствования должен смениться эпохой сберегающего, экологичного и гуманно-гармоничного существования человечества с Природой, что возможно только с переходом на новое мировоззрение и восприятие мира. Поэтому большой научный интерес имеется к феномену Тенгри – Тангра, к тенгрианству в целом как мировосприятию и мировоззрению древних предков многих современных народов”.
Петко Колев наравне о возрождающемся болгарском тангризме сказал о якутском тенгризме, об его обрядности, увиденном на национальном празднике Ысыах в 2013 г. в Якутске и Чурапче.
Все выступающие выразили искреннюю благодарность исполнительному директору СОК “Камчия” Станке Шоповой за организацию подготовки и проведение столь интересного и познавательного международного мероприятия.
Научная программа конференции включала пленарное заседание и работу двух секций «Тенгри и традиции», «Сакральное в тенгрианстве», круглого стола: «Терминологический словарь тенгриведения».
В рамках практической части конференции состоялись:
а) презентации двух монографий “Ас Тёёри” (Астория или Астар “Ам-Удур-Исты”)» А.И. Котожекова-Чапрая (Россия, Абакан), “Сакральное в идеологии евразийства” Л.В. Федоровой (Россия, Якутск);
б) обсуждение разработки и издания книги “Терминологический словарь тенгриведения” в 2016- 2017 г.г. в России, Казахстане, Кыргызстане, Монголии и Болгарии к VI-й конференции в Астане в 2017 г.;
в) посещение историко-археологического заповедника “Мадара” (памятник культуры ЮНЕСКО “Мадарский всадник”);
г) проведение церемонии “Алгыс”, алгысчыт – Васильев Иван Герасимович – Алгыс Уйбаан (Россия, Якутск);
д) посещение памятника 1300-летию Болгарского государства;
Конференция отметила, что цели, поставленные на предыдущей IV-й конференции в Улан-Баторе, в целом достигнуты, и настоящая также проведена в русле решения задач прошлых конференций. Участники обсудили и приняли проект Резолюции за основу и после доработки обязали исполнительную дирекцию МФИТ разместить ее на сайте.
Участники местом проведения VI-й Международной научно-практической конференции по тенгрианству в 2017г. запланировали г. Астану (Казахстан).
К началу работы конференции опубликован сборник материалов V-й конференции « Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность » (скачать).
Доклады и сообщения, представленные на конференции:
Абаев Н.В. Методологические проблемы тэнгриведческих исследований
Абаева Л.Л. Тэнгрианство в векторе развития буддийской цивилизации народов Внутренней Азии
Абдрасулов С.М. К вопросу прочтения этимологии теонима Тенгри
Аккиева С.И. Тенгрианство в современном культурном возрождении (Северный Кавказ) (видео)
Алиева К.М. Современные ценностные ориентиры и понимание Тенгри
Анжиганова Л.В. Женщина в хакасском тенгрианстве
Анжиганова Л.В., Топоева М.В. Представления об обществе в тенгрианстве
Атанасов С.С.- Герил Сивер. Тангризм как учение для самоуправления
Афанасьев Л.А.- Тэрис. К вопросу якутского тэнгризма
Дашням Л. Факты о богатыре Субэдэй в «Секретной хронике Монголии»
Дугаров Б.С. Образ Аттилы сквозь призму сказаний и легенд
Жерносенко И.А. Константы тенгрианского мировоззрения в культуре Алтая
Ибраев Б.А. Преемственность в этногенезе народов Центральной Азии и понятие религии
Илиев А.Л. Эпос Гильгамеш как источник мифологического и исторического доказательства существования шумерского бога Нин-Дингир – прадеда Тэнгрианства (на болг. яз).
Эпос о Гильгамеше как источник мифологических и исторических доказательств о существовании шумерского бога Дингир, патриарха Тенгрианства (на русск. яз)
Илларионов В.В., Илларионова Т.А. Осуохай – древний танец якутов – солнцепоклонников
Коваль А.С. Симаргл или Василевс (Посланник между небом и землей)
Котожеков А.И.- Чапрай. К вопросу о методологии тенгрианства
Курмангалиева М.С. Значение идеологически-культурного феномена Тенгрианства в эпоху глобализации
Лукина А.Г., Докторова Н.И. Якутский круговой танец осуохай: в контексте тенгрианского мировоззрения
Мамедов М.М. Символы Тенгри//Танры в тюрскской религиозно-мифологической системе
Мамыев Д.И., Жерносенко И.А. Метафизика Священных земель через призму Тенгри
Набиева Ф.Р. Следы набожности в круговых танцах
Нейкова Р.Г. Върховният Тейри при балкари и карачаи (Северен Кавказ)
Орус-оол С.М. Тенгрианство в тувинском фольклоре
Саламзаде Э. А.-В. Тенгри и тамга: мифология и морфология
Сивцев А.Д. – Айсен Дойду. Тенгрианство. Религия прошлых эпох и новых, грядущих столетий
Соегов М. Задолго до ‘железных’ Тамерлана и Темучина были еще Томарис и другие ‘железные леди’ (Краткое сообщение)
Толстякова С.П. Образ связи в сакральном пространстве
Трифонов А.В. Некоторые вопросы сравнительного изучения современных традиций и древней религии чувашей (потомков волжских булгар)
Тукешева Н.М. Легитимизация верховной власти в мировоззренческой системе тенгрианства
Тюньдешев Г.А. – Хара Моос. Чингисхан – носитель новых экономическо-правовых отношений
Усупбаев А.Ч. Кыргызы в средневековом Пекине: исторические свидетельства
Ушницкий В.В. Что такое алтайский бурханизм?
Федорова Л.В. К вопросу терминологии тенгриведения
Фукалов И.А. Сохранение сакральности власти у тюрков в переходные периоды истории Средневековья
Ширзадова Т.Г. Процессуальность как концептуальная основа Тенгрианства
Фотогалерея конференции