- Древнетюркский подземный мавзолей раннего средневековья. Каржаубай Сарткожаулы, Центр тюркологии и алтаистики ЕНУ им. Л. Н. Гумилева (на казах. языке, .ppt – 21,4мб).
- Ата домбыра с рунической надписью с монгольского Алтая. Каржаубай Сарткожаулы, Центр тюркологии и алтаистики ЕНУ им. Л. Н. Гумилева (на казах. языке, .ppt – 7,6мб).
- Табулдин Г. Всемирная генеалогия чингизидов (Материалы к докладу на XI-м Международном конгрессе монголоведов, 15-18 августа 2016 г., Улан-Батор, Монголия, .ppt – 11,8мб ).
- Древнетюркское мировоззрение тенгрианство. Презентационный материал. 2021г.
- О раскопках железоплавильных горнов в местности Нуочаха-Сыҥаһалаах (XV-XVII вв.) муниципального образования “Жемконский второй наслег” Хангаласского улуса. (Материалы 2-й НПК по тенгрианству и кузнечеству). Константинова Л.Д., председатель общественного совета Хангаласского улуса, г. Покровск, РС(Я).
- Свидетельства металлургического производства в местности “Куоҕастаах” Верхневилюйского района РС(Я). Презентация Николаева Е.Н., м.н.с. отд археол и этногр ИГИиПМНС СО РАН. (Материалы II НПК “Айыы Таҥара и кузнечный культ в тенгрианстве, 02-03 апреля 2021, с. Верхневилюйск, с. Кэнтик)
- Материалы Фонда Управления культуры Хангаласского улуса о кузнецах хангаласской земли. Презентация Семеновой Г.Д., редактора отдела Управления культуры Хангаласского улуса, г. Покровск, РС(Я). (Материалы II НПК “Айыы Таҥара и кузнечный культ в тенгрианстве, 02-03 апреля 2021, с. Верхневилюйск, с. Кэнтик)
- Кузнечный культ в пространстве сакральной географии и современных культурных практиках Казахстана. Презентация Сурагановой З.К., вед.н.с. государственного ист-культур музея-заповедника “Бозок” МКС РК, к.и.н. (Материалы II НПК “Айыы Таҥара и кузнечный культ в тенгрианстве, 02-03 апреля 2021, с. Верхневилюйск, с. Кэнтик)
- Уус утумун кыһата. Презентация Холмогоровой А.А., методиста Дома Арчы, г. Якутск. (Материалы II НПК “Айыы Таҥара и кузнечный культ в тенгрианстве, 02-03 апреля 2021, с. Верхневилюйск, с. Кэнтик)
- Сокровища наскального искусства северного Пакистана, близ Великого шелкового пути и их возможная связь с тенгризмом. Презентация пакистанского исследователя Риаза Мухаммада. (Материалы VIII МНПК по тенгрианству, 22–23 сентября 2021 г., Домбай, Республика Карачаево-Черкесия, Россия)
Один комментарий
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Менің өз ойым:
Моңғол Алтайынан табылса ол музыка аспабын топшур деп атауымыз керек. Топшурды домбыра дейтін ноғайлар мен қазақтар (араб. тунбурра-тамбурин). Алтайлықтар (алтайлықтардың Қай Қожоң деген әнінде: Екі қылды топшурым ерікпестен ойнасын -деген сөздер бар), моңғолдар,қалмақтар топшур дейді. Тывалықтарда топшулур (допшулур) бар.
Ал бұл музыка аспабының мойынының иілгеніне қарасам домбырадан гөрі қобызға ұқсайды.
IMHO about the “Ata dombyra with a runic inscription from the Mongolian Altai”:
If this ancient musical instrument was found in the Mongolian Altai it is likely “topshur” and not “dombyra” ( that “dombyra” is from the Arabic “tunburra” – tambourine). The Kazakhs and the Nogais calling this as a “dombyra”. Altais, the Mongols and Kalmyks called “topshur.”
Judging by the curved fingerboard this instrument rather “kobyz” than “dombyra”!
Мое личное скромное мнение по поводу “Ата домбыра с рунической надписью с монгольского Алтая”:
Если этот древний музыкальный инструмент найден в Монгольском Алтае скорее всего “топшур” а не “домбыра” (домбыра от арабского “тунбурра” – тамбурин). “Домбырой” такой инструмент называется у казахов и ногайцев. Алтайцы, монголы и калмыки называют “топшур”.
Если судить по изогнутому безладовому грифу этот инструмент скорее кобыз чем домбыра!