IV-я Международная научно-практическая конференция «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» организованная Академией монгольской традиции, Международным фондом исследования Тенгри (МФИТ) при содействии Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), общественной исследовательской организации «Эш Тэнгэр» (Монголия), журнала «Цалиг» (Монголия), Центра «Монгол костюм» (Монголия) состоялась 9-10 октября 2013 г. в Улан-Баторе, Монголии.
91 исследователей, деятелей культуры и искусства, представителей общественности из Казахстана, Монголии, Болгарии, Кыргызстана, Внутренней Монголии (КНР), Азербайджана, Туркменистана, Франции, России, в т. ч. из Москвы, Тюмени, Барнаула и республик Российской Федерации: Алтай, Татарстан, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Башкортостан, Калмыкия, приняли очное и заочное участие в обсуждении проблем тенгрианства как предмете научного исследования.
На церемонии открытия конференции прозвучали приветственные слова Почетного президента Международной Ассоциации Исследования Тенгри, Академика Монгольской Академии Наук, Героя труда, заслуженного деятеля науки Монголии профессора Шагдарына Бира, министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), лауреата Государственных премий СССР и РФ, народного артиста РФ, Президента Международной Ассоциации Исследования Тенгри (МФИТ) Андрея Саввича Борисова, члена Правления Международной Ассоциации Исследования Тенгри, министра образования и науки Республики Тыва, академика Российской академии социальных наук Кадыр-оол Алексеевича Бичелдея, Президента Академии монгольских традиций, Председателя Совета управления исследовательского общества «Эш тэнгэр», доктора философских наук, профессора Лувсандамба Дашняма.
В президиуме конференции работали Почетный президент Международного Фонда Исследования Тенгри (МФИТ), академик Монгольской Академии Наук, Герой труда Монголии, заслуженный деятель науки Монголии профессор Шагдарына Бира, министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Россия), лауреат Государственных премий СССР и РФ, народный артист РФ, Президент МФИТ Андрей Саввич Борисов, Президент Академии традиций Монголии, заслуженный деятель культуры Монголии, председатель совета управления исследовательского общества «Эш тэнгэр», член правления МФИТ, доктор философских наук, профессор Лувсандамба Дашням, руководитель Службы по охране объектов культурного наследия (Памятники истории и культуры) Республики Тыва (Россия), доктор религиоведения (Ph.D) У. П. Бичелдей, отв. секретарь МФИТ, заместитель директора АУ Республики Саха (Якутия) «Театр Олонхо» Л.В. Федорова.
Научная программа конференции включала пленарное заседание и работу трех круглых столов: «Тенгрианство как основа евразийской цивилизации», «Тенгрианство евразийских народов», «Тенгрианство и героический эпос».
В рамках практической части конференции состоялись презентации трех изданий «Тенгрианство как открытое мировоззрение», Аюпов Н. Г. (Казахстан), «Манасоведение», «Кыргызская матрица», Бакчиев Т. А. (Кыргызстан), «Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей», Федорова Л. В. (Республика Саха (Якутия) РФ), «Геополитика и правители татаро-монгольских империй», Безертинов Р. Н. (Республика Татарстан, РФ), три видеодоклада «Тенгрианская архитектура. История и перспективы», Джамбулатов С. С. (Казахстан), «Сакральное в национальном инновационном проекте «Земля Олонхо», Борисов А. С., (Республика Саха (Якутия), РФ), «Проект «Железный конь Земли Олонхо»», П. Шишманофф, Федорова Л. В. (Франция-Россия); четыре научно-популярных видеофильма «Рашан хад,» Б. Баяр (Монголия), «Паломники и туристы на небесных пастбищах», Алмашев Ч. Д., Аманчина М. К., (Республика Алтай, РФ), «Общеболгарский культурный Фонд «Тангра-ТанНакРа»», П. Колев, А. Илиев (Болгария), «Дух огня (О культуре коренных народов Ямала)», Данн Н. Н. (г. Тюмень, РФ); выступления исполнителей эпосов Манас, Бакчиев Т. А. (Кыргызстан), олонхо К. Оросина «Ньургун Боотур Стремительный», Яковлева В. А. (Республика Саха (Якутия), РФ), Тууль, Э. Баатаржав, Э. Сандагжав (Монголия); презентации образов Тэнгри-Хана, Умай и Соок-Ирей в рамках проекта лаборатории креативной культурологии ТывГУ (профессор Абаев Н. В., аспирант Соскал А.- Б. А.).
К началу работы конференции опубликован сборник материалов конференции «Проблемы изучения Тенгри в аспекте мировоззренческой культуры».
В резолюции конференции отразились планы на будущее:
– внести следующие направления в работу V-й Международной научно-практической конференции по тенгрианству:
а) «Понятийно-категориальный аппарат тенгрианства» и обеспечить активное участие исследователей по разработке и согласованию терминологии тенгриведения;
б) «Тенгрианство и мировые религии (ислам, христианство, буддизм, иудаизм): трансформации во времени»;
в) «Возрождение праздничных обрядов тенгрианства как действенный практический способ воспроизводства человечности, спасения экологии духа человека»;
г) «Жизнь Аттилы и его Учение. Мифы и легенды об Аттиле (казахов, кыргызов, венгров и т. д.)» с привлечением венгерских специалистов;
д) «Тенгрианство в истории славян» с привлечением ученых из Института востоковедения РАН РФ, Института славяноведения РАН РФ;
– разослать участникам конференции и ведущим тенгриведам проект словаря тенгрианских терминов и понятий, приняв за основу раздел по понятийно-категориальному аппарату тенгрианства из монографии Л. В. Федоровой «Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей»;
– реализовать в 2013-2015 гг. проект «Создание учебных пособий «Основы тенгрианства», «Великое учение тюрков и монголов» – для средней и высшей школ», где будут кратко и четко отражены основы тенгрианства монголов, хакасов, алтайцев, тувинцев, бурят, якутов, казахов, кыргызов, калмыков, башкир, татар, болгар, венгров-мадьар и др., представить проекты пособий на V-й Международной научно-практической конференции по тенгрианству. При этом тенгриведам, желающим принять участие в проекте, отправить свои предложения в адрес исполнительного органа МФИТ, Федоровой Л. В.
– просить стать руководителем интернационального авторского коллектива учебных пособий д.и.н., профессора Н. В. Абаева;
– создать на сайте МФИТ электронную базу данных историй о реальном позитивном воздействии Тенгри (Тнгри, Тангра, Тангара, Тейри и т. д.) на жизненные ситуации, судьбы людей, верующих в него;
– рекомендовать традиционно совместное участие исследователей-теоретиков и практиков в работе Международных научно-практических конференций по тенгрианству;
– разработать постоянную эмблему Международной научно-практической конференции по тенгрианству, эскизные варианты предлагаемых эмблем для утверждения на V-й Международной научно-практической конференции по тенгрианству направить исполнительному директору МФИТ Федоровой Л. В.;
– опубликовать на сайте авторский документ историка Р. Н. Безертинова «Уложение тенгрианской цивилизации»;
– поддержать заявление представителя местной тенгрианской религиозной организации В. А. Сата (Горно-Алтайск) в Управление министерства юстиции РФ по Республике Алтай о регистрации их религиозной организации «Тенгрианство – Небесная Вера» в г. Горно-Алтайске;
– давать рекомендации и научно обоснованные экспертные заключения к Уставам вновь регистрируемых местных религиозных организаций для осуществления тенгрианской практической деятельности и прилагаемым к ним документам как «Основы вероучения и практики религии тенгрианства». Организационную работу по созданию экспертных групп и оформлению необходимых документов, рекомендаций и консультаций, а также редактированию и согласованию проектов экспертного заключения ведущими тенгриведами поручить исполнительному директору МФИТ Л. В. Федоровой;
– по предложению Председателя филиала Союза архитекторов Казахстана в г. Астана, академика Международной Академии архитектуры С. И. Рустамбекова местом проведения V-й Международной научно-практической конференции по тенгрианству планировать г. Астана (Казахстан), как запасной вариант, по предложению Президента Общеболгарского культурного фонда «Тангра-ТанНакРа» П. Колева – г. Софию (Болгария).
Доклады и сообщения, представленные на конференции:
- Шагдар Бира. Приветствие участникам IV Международной научно-практической конференции
- Борисов А. С. Приветствие участникам IV Международной научно-практической конференции
- Амармэндийн Пунсаг. Их юань улсын нэр хийгээд монголчуудын тэнгэр шүтлэг
- Сэндэнжавын Дулам. Элгийг мэдүүлсэн эрхт Милиян /Малиян/ тэнгэр
- Бунийхны Ц. Гомбосүрэн, Б. Цэрэнханд. Тэнгэр судлалын үр дүнд философи үнэлэмжийн эзлэх байр суурийн асуудал (К вопросу о роли философской ценности в результате тенгриаведедения)
- Чагнаагийн Пүрэвдорж. “Мөнх тэнгэр” даяд үзэл ба улс иргэнийг удирдахуйн үүтгэл нэгэн учир
- Цогт-Очирын Ишдорж. Монгол дахь тэнгэр судлалын асуудалд
- Аюпов Н. Г. Натурфилософия тенгрианства
- Абаев Н. В. Тэнгрианская национально-государственная и народная религия бурят как северных «дэлхий-монголов»
- Султангареева Р. А. Тенгрианские мотивы в башкирском танцевальном фольклоре
- М. Мамедсаид оглу. Следы тенгрианства в эпосе «В эпосе «Китаби-Деде Горгуд»
- Абаева Л. Л. Небо в религиозной культуре монгольских народов
- Алиева К. М. Философско-синергетическое видение оснований тенгрианства
- Анжиганова Л. В. Тенгрианство в условиях глобализации: неотрадиционалистский дискурс
- Винокурова У. А. Энергоинформационные процессы у арктического человека
- Дугаров Б. С. Бурятская гэсэриада: тэнгристская мифология и эпическая интерпретация
- Безертинов Р. Н. Проект тэнгрианской цивилизации
- Нейкова Р. Г. “Не унижайте наших богов…” Болгарская религиозность. Постановка проблемы
- Илиев А. Л. Тангра и болгары. Духовное пространство древних и средневековых болгар
- Тулинова С. П. Небесные Семь ханов – человеческие отцы или дети?
- Самдан З. Б. Отражение тэнгрианско-шаманистских представлений в тувинской мифологии
- Ермаганбетова К. С. Верования казахского народа: языческие традиции и тенгрианство
- Жерносенко И. А., Мамыев Д. И. Ведические константы тенгрианства
- Соегов М. О некоторых формах появления древнего тенгрианства у современных туркмен
- Бичелдей У. П. Тюрко-монгольское тэнгрианство как культурно-исторический вариант арийско-туранской «небесно-солнечной» религии
- Бакчиев Т. А. Особенности живого исполнения эпоса “Манас”
- Захаров Б. А. Ключевые ценности тенгрианства монголов
- Котожеков А. И. «Алтын Арчол» – как понятие высшего пути в тенгрианстве
- Афанасьев Л. А. – Тэрис Тенгризм якутов
- Ооржак О. Х. Художественное своеобразие костюма тенгрианской традиции у тувинцев
- Петрова С. И. О некоторых этнокультурных параллелях якутской одежды
- Сат В. А. Алтай – истоки тенгрианства
- Соскал А. А. Тувинская тенгрианская легенда «О сотворении мира» Морфология «Соок ирей»
- Токтогулов А.О. Современное состояние и перспективы тенгрианства в Кыргызстане
- Конунов А. А. Культ гор в алтайском героическом эпосе
- Толстякова С. П. Кинетические компоненты ритуального действия как средство коммуникации с сакральным миром богов Танара
- Федорова Л. В. Идея тенгрианства и сакральность института власти
- Тюньдешев Г. А. Лебедь, как тотем, как старший предок, покровитель рода и хранитель традиций
- Ушницкий В. В. Актуальные вопросы генезиса тенгрианства и религии айыы
- Фукалов И. А. «Кут» и влияние тенгрианства на сакральность власти у тюрков и кыргызов в раннем средневековье
- Матвеева В. С. Современное состояние и проблемы изучения тенгрианства в аспекте мировоззренческой культуры саха
- Алмашев Ч. Д., Аманчина М. Т. Понятия, связанные со священными местами и обычаями на Алтае
- Аверьянов Б. Ген Джучидов (Центрально-Евразийский набор генов скифо-арийской и гунно-булгарской группы этносов)
- Шишманофф П., Федорова Л. В. Железный конь Земли Олонхо
- Liubov L. Abaeva Religious Identity of Indigenous Peoples in Central Asia and Siberia in the modern time
- Santaro Magsarjav Tengrism and epic heritage of Eurasian people: sources and present
Со сборником материалов IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» можно ознакомиться здесь.
ФОТОГАЛЕРЕЯ КОНФЕРЕНЦИИ