Skip to content

Абаев Николай Вячеславович

 

 

Доктор исторических наук, профессор кафедры философии ТГУ,      зав. лабораторией «кочевых» цивилизаций, акад. РАСН и МАИ (Нью-Йорк), Почетный доктор буддийской философии Института буддизма        БТСР, депутат ПП Великого Хурала (парламента) Республики Тыва, заслуженный деятель науки РТ.

Имеет более 210 научных публикаций на русском, английском, корейском, китайском, монгольском, болгарском и др. языках. Основные научные интересы: философия и психология буддизма, культура психической деятельности народов Центральной и Северо-Восточной Азии, экологическая культура и этноконфессиональные традиции тюрко-монгольских народов  в «кочевой» цивилизации Внутренней Азии, тэнгрианская метафизика и ее влияние на политическую культуру, стиль мышления и социального поведения народов Евразии.

Родился 7 ноября (по документам, на самом деле 7 октября) 1949 г. в селе Тоора-Хем Тоджинского кожууна Тувинская АССР, в 1972 г. окончил Восточный факультет Дальневосточного Государственного университета (специальность: страноведение Китая, востоковед-историк, референт-переводчик с китайского и английского языков со знанием японского). В1978 г. в Институте востоковедения АН СССР  защитил кандидатскую диссертацию по теме «Соотношение теории и практики в чань-буддизме»,   в 1992 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае». Владеет 9-ю языками, в том числе бурят-монгольским, китайским, английским, немецким и др. Труды Н.В. Абаева опубликованы в Китае, Монголии, Болгарии, Южной Корее.

CURRICULUM VITAE
Abaev Nikolai Viatcheslavovitch
Born: 07.11.1949.
Lopsantchapa St.35|1, App. 33
667011 Kyzyl – 11, Respublic of Tuva
Russian Federation
P.O. Box 60

Tel.(394-22)51283 (home)
Fax: (394-22)11969 (residence)
E-mal: abanikolaj@yandex.ru

Experience:
    Since 2001 – present    Professor of the Chair of Philosophy in Tuvan      State University, Kyzyl City.
   November,   1998 – April, 2001  Head of the Oriental Depatment of Tuvan Institute for Humanities, Professor of Tuvan Institute for    Pedagogical Education, Kyzyl City.
   April, 1997 –  June, 1998  General Director of the Institute for Oriental Studies of Buryat Stat University, Ulan-Ude City.
November, 1993 – April, 1997 Head of the World History department, Buryat State Un., Ulan-Ude.
   January, 1992  –  December, 1999 Head of the  World History and Humanitarian department of Buryat    Branch of Novosibirsk State University, Ulan-Ude.
   June, 1984 – November, 1993  Head of the Department of Oriental Studies of Buryat filial of Siberian  Branch of Academy of  Sciences, USSR.
   April, 1978 – June, 1984 Junior Scientific Worker, department of Buddhology of Buryat  Inst. of Social Science, Ulan-Ude.
   December, 1974  – April, 1978 Aspirant of Institute of Oriental Studies, Moscow.
August, 1974 December  Junior Scientific Worker, Buryat Branch of Siberian Department of  Academy of USSR, Ulan-Ude; Head of Department of Buddhism Studies, Head of Sector of Orienalistics.
August, 1972 –  August, 1974 Teaching assistant of the World History Department, Far East  State University, Vladivostok City.

Education:
1972 –  Far East State University, Department of Chinese Studies, Vladivostok.
1978 – “Kandidatskaya”degree  on History of religion and Social Philosophy.
1992 –  “Doctorskaya” degree in Social Anthropology and Psychology, Philosophy of Religion, Automatization and Informatization of Psychic Training in  Buddhism, Historical Ethnology of Central and Eastern Asia.

Rewards:
1994 – Acting Member of Academy of Social Sciences of Russian Academy of Sciences of  Russian Federation.
1997 – Acting member of International Academy of Informatisation (New York).
2001 – Honorable Professor of Buddhist Philosophy of Institute of Buddhism of Russian Buddhist Sangha (Buryatia, RF).

Main works:
–  Chan-Buddhism and Culture of Psychic activities in mediaval China. Novosibirsk: Nauka, 1983, 167p. {in Russian}.
– Ecological traditions in the Culture of Central Asian peoples. Novosibirsk: Nauka, 1992, 172 p. {in Russian}.
–  Sun Lutan aboud  the philosophical foundations of Inner  Schools  of Wu-Shu. Novosibirsk: Nauka, 1992, 169 p. {in Russian}.
–  Buddism in Buryatia. Ulan-Ude: BSU, 1997, 121 p. {in English}.

5 комментариев

  1. Сэсэгма:

    почему тэнгрианство возносится как наследие монголоязычных народов? Ведь китайский храм Неба (что стоит в Пекине сейчас) свидетельствует также, что Тэнгри/Тнгри/Тэнгэри не только также и у китайцев… Странно, что нужна узколокальная реанимация, вернее, присвоение-возрождение сути генезиса…масштабного явления космического сознания былых времен

    • Лена Федорова:

      Сэсэгма, ну во-первых, действительно, на сегодня есть стремление реанимировать тенгрианство представителями, специалистами как монголоязычных, так и тюркоязычных народов, тюрками даже больше, поскольку их самих больше. Не китайскими учеными, в КНР связями даосизма и тенгрианства никто специально не занимается, во-всяком случае, таких сведений нет у нас. Возможно потом появятся. Во-вторых, для начала именно узколокально,внутри себя хотя бы разобраться, систематизироваться. Ведь сегодня бурятские специалисты, специально изучающие тенгрианство, еще не появились. Нет тенгриаведов среди них. Если только у Н. В. Абаева не появятся аспиранты, интересующиеся именно этой темой, вряд ли они появятся в ближайшем будущем в Бурятии. Так о какой масштабности можно говорить на данном этапе? Хотя Вы правы, именно на территории современного Китая, а именно в сопредельных районах Памиро-Гималае и возникли истоки тенгрианства. Храм Неба в Пекине следствие этих событий. Это в трудах специалистов МФИТ как раз и рассматривается.

  2. Николай:

    Сайн байна, Аюш!
    Надо связаться в Улан-Удэ, скоро позвоню по телефону, я буду там с конца сентября. Сейчас я в Кызыле. Тоджинцы говорят по-монгольски, но скрывают это. А те ваши урянхи могут быть действительно монгол-урянхи Субэдэя. вообще урянхи были двух и трехязычными. Ваша информация очень интересная, надо разобраться.
    С уважением, Н. Абаев из рода Кол

  3. Аюш:

    Хочу сообщить что Урянхи которые остались охранять могилу Чингисхана, до сих пор живы! Их осталось человек 50 они кочуют в Саянских горах на границе с Тувой.Летом иногда мы их встречаем на горных пастбищах. Они нигде не значатся про них никто не знает.они могут разговаривать на монгольском и на тувинском языках. Рассказывают о себе что давным давно их оставили здесь чтобы охранять Чингисхана.У них есть священный лук сделанный из пластин рогов горного барана, который принадлежал Субедей богатуру! Это не тувинцы-тоджинцы, тоджинцы не умеют разговаривать по монгольски а Урянхи умеют! Им нужна помощь! Я уверен что это последние телохранители Чингисхана! Пришло время что бы о них узнали. меня зовут Аюш я Бурят-Сойот.тел 89021616230. 89243969868

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.