Skip to content

К вопросу арийства и тангрианства

    Г.Г. Левин, Л.В. Федорова
(Якутск, Россия)

Откуда арии появились в Индии и Иране? На этот счет существуют две основных концепции. Классическая «Курганная Теория» считает, что предки ариев были кочевниками евразийских степей и «прискакали» в Индию из Южной России и Украины примерно в 6-м тысячелетии до нашей эры. Тогда же и началось, согласно этой теории, расхождение индоевропейских языков. Другая теория, Анатолийская (выдвинутая, В. В. Ивановым и Т.В. Гамкрелидзе), декларирует, что предки индоевропейцев были мирными земледельцами, жили на территории современной Турции и Закавказья. Распространение этой земледельческой культуры по Евразии, согласно Анатолийской Теории, началось 9500-8000 лет до н.э., то есть намного раньше, чем по «Курганной».

Новозеландские лингвисты Рассел Грей и Квентин Аткинсон из Университета Окланда также полагают, что родиной ариев является Закавказье и Малая Азия, а не Россия, как это считалось большинством ученых до сих пор. К такому выводу ученые пришли после того, как применили новый статистический метод к анализу родства индоевропейских языков. Ученые показали, что индоевропейские языки разошлись довольно рано, – между 10000 и 8000 лет до нашей эры, а не в шестом тысячелетии до н.э, как считает большинство ученых. Это косвенно подтверждает так называемую Анатолийскую теорию (идею о происхождении арийцев из малой Азии). Статья об этом открытии опубликована в престижном научном журнале Nature. (см.1, стр. 435-438)

В современном понятии арийцы это представители благородных, т.е. чистых (без примеси),  кровей народа, некогда проживавшего в древнем Иране (на границе современных Афганистана, Пакистана и северо-западной  Индии). По сути, это понятие исходит из фашистской расовой теории, принявшей значение слова арии буквально, потому ложно – благородность происхождения по беспримесной чистоте крови.  Теоретиками третьего рейха не был принят во внимание, на наш взгляд, истинный смысл слова арии – благородные, сострадательные, чистые духом, помыслами, творениями, а не химическому составу крови.

Персидское слово  ﯽ  ﻳ ﺍ ﻳ ﺮ ﺁ  арии, ариец, арийка [арйайи] (см. 2 стр. 66), на наш взгляд, имеет древнетюркские корни, которые можно проследить из этимологии названия якутского бога – Аар Айыы тойона, также имеющего эпитет Юрюнг (белый, светлый) – Юрюнг Аар тойон, Юрюнг Айыы тойон.

ﯽ  ﻳ ﺍ  ﻳ  ﺮ  ﺁ

и  й а й  р  а

Как известно, язык саха якутов  относится к древнеуйгурской группе языков и восходит к огузской. В силу очень раннего отпочкования от основного ареала древних тюрков и природной изоляции на длительный срок, язык и культура саха-якутов сохранили архаичность.

В словаре Э.К. Пекарского (см. 3. стр.126):

аар [ср. тюрк. аруу, ары5] – лучший в своем роде, почтенный, важный, громадный; чистый, священный, божественный;

аар сылгы – добрый конь;

аар тойон а5а – почтенный (важный, высокий) господин отец, почтенный сударь батюшка; победитель, непобедимый, родоначальник;

Юрюн аар тоjон – Белый Небожитель Господь;

Аар аjыы тоjон [аар айыы тойон] – всевышнее божество, повелитель всех духов, творец и верховный повелитель мира, зиждитель жизни на земле, орошающий землю и являющийся, следовательно, виновником обилия корма, по понятиям иных якутов: творец мира, верховное существо (см.3, стр. 126)

Аjыы [от ai: ср. алт. jajy, тюрк. ajы] (см. 3, стр. 47) –

1)      творение, создание, творчество, творческое начало;

2)      доброе начало, как необходимый элемент творчества; все благоприятное человеку, все доброе и чистое в видимом и невидимом мире; хорошее настроение, качество, доброта (противоп. абасы);

3)      общее название высших существ (добрых духов, гениев), олицетворяющих собою начала творчества и добра; бог, божество, творец, создатель;

4)      улахан ёр (сильный ёр – блуждающая душа) или кёстёр абасы (видимый абасы)

5)      в сказках: человек, герой;

6)                 назначение, участь;

Таким образом, в якутской культуре аар – чистый, светлый, главный, первичный, благородный.  Т.е. применимо к человеческим качествам – мудрость, высокодуховность, высоконравственность, сострадательность, доброжелательность.

Айыы – творение, оно может быть темным (ёр – демоном, злым абаасы) и, если с приставкой Аар – священным, светлым, благородным (как и с приставкой Юрюнг (белый, светлый)).

Отсюда общий перевод:

Аар Айыы – священнотворец или творящий свет, жизнь, родящий благо.

Ар – аар = [а~aa]: ар~аар. В тюркских языках долгий [а] был не устойчивым. Обычно, сохранение пратюркского долгого [а] обнаруживается в туркменском и якутском языках. Также пратюркский долгий [а] выявляется в халаждском языке, т.е. языке тюрков Ирана.

Также якутское Айыы сохранило пратюркский долгий [ы], когда в большинстве тюркских языков в слове айы, ajы короткий [ы].

В староякутском, дошедшем в некоторых улусах и до сегодня, сохранился начальный выдыхательный [h], впоследствии или исчезнувший или перешедший в звонкий [с], который был в древнетюркском начальным [й], например: саха – hаха, суол – hуол – йол (дорога, путь), сайын – hайын – йай (лето), саас – hаас – йаз (весна), самыыр –hамыыр – йам5ыр (дождь), сатыы – hатыы – йада5 (пешком) (см. 4. стр. 35)  и т.д.

Отсюда можно предположить айыы в староякутском могло быть hайыы, в древнетюркском йайы5, т.е. начальный мог быть [й] или [дж], которое сохранилось, например в алтайском джайы [jajy], и якутском как воздействие.

Если в персидском языке сохранился древнетюркский вариант [й] – йайы5, то ар йайы5, имеет древнетюркские корни.

На это указывают и другие слова, по значению и произношению аналогичные с якутскими:

1)  ﺍ  ﺮ  ﺁ  –  а  р а

 ара – 2-компонент сложного словосочетания со значением украшающий, нарядный, например: украшающий общество, собрание или украшающий мир  (см.2, стр. 59);

Что также отвечает пониманию как прославленный  – во славу,  во имя мира, жизни  и т.д. (авт.)

2) ﻥ  ﻲ   ﻳ   ﺁ  –  н  и  й  а

     айин  – обычай, порядок, правило; доктрина; обряд, церемония, церемониал; образ, способ; вера, религия, культ; религиозные толки; натура, характер; (см.2, стр. 150)

3)      айинэ – зеркало, солнце; (cтр.)

В традиционной одежде якутов,  ритуальных костюмах благопожелателей – алгысчытов-айыы ойунов, круглые серебряные бляхи используются как символ солнца, на шаманских платьях подвешиваются кусочки зеркала. Эти элементы одежды носят  отражательные, защитные функции.

[Эран – на языке пехльви надписей времен царя Шаптура I (241-272) из династии Сасанидов наз. Аиран (Airan) и Ариин (Aryan). Первоначально это слово означало: арийцы, страна арийцев, в противоположность Анерану (на надписях – Аnаirаn и Anaryan), что значило: неарийцы, страна неарийцев] (см. 5)

Из этой справки нас интересует название страны неарийцев – Анеран.

В якутском языке аньы  – грех; аньыылаах харалаах – с черными деяниями, греховный;

Аньы –  противоположное понятие чистому благородному Ар Айы, потому сочетание Аньы-Ар-Йайы5 вполне соответствует названию страны неариев, неблагородных грешников – АнеАрйайи, т.е. Анерану.

Обращение якутов к Богу, сохранившееся и в наши дни – Айыы Тангара, означает обращение к Благородящему Творцу – всевышнему божеству, повелителю всех духов, творцу и верховному повелителю мира.

При рассмотрении этимологии Айыы – Танг – Ара, можно исходить из следующего древнетюркского варианта:

Йайы5 – Танг – Ары5, 

В этом случае в якутском  Танг  (см. 3, стр. 2550) означает:

Танг (v) [ср. тюрк. танг связывать, завязывать, зашнуровать, крепко подвязывать]

– Слаживать, складывать, перебирать;

– Сплетать, сочетать; устраивать; приводить в порядок (невод, сеть, прикрепляя при этом грузила, поплавки и т.д.);

Тáнг

– наледь, наплыв воды на льду;  Мýс тáнга – ледяной слой на выступившей поверх льда воде, наледь;

– цветной прослоек в глине;

На наш взгляд, по смыслу  слова Йайы Танг Ары5 подходят 2 варианта:

1)      танг – приводить в порядок, складывать;

      В этом случае будет – Творить Порядок  Священный;

2)      танг – ледяной слой на выступившей поверх льда воде, наледь;

      В этом случае  – Творец Выступающе Тало-ледяной Священный, т.е. Возвышающийся Тало-ледяной Священнотворец;

На первый взгляд, первый вариант по смыслу больше подходит, но второй вариант при более пристальном подходе может быть интереснее. Как известно, универсальные архетипы как мировая гора, мировое дерево у древних тюрков были также священными, сакральными обожествляемыми символами. Учитывая природные условия обитания арийцев на стыке Памира и западных Гималаев, район хребтов Каракорума и Гиндукуша, вполне можно допустить их поклонение ледяным белым 8-9 тысячным пикам, находящимся под вечно синим небом в силу их возвышения над уровнем облаков. Или Священнотворящему над вершиной ледника в вечно синем небе. Стекающие с вечно синего неба талые воды ледников оплодотворяли землю, давали жизнь. Из сакрализации этих явлений могло возникнуть, на наш взгляд, и тангрианское мировоззрение древних ариев [арйайи] (см.2, стр.66), или поклонявшихся, на древнетюркском, Ар йайы5 – всевышнему божеству, повелителю всех духов, творцу и верховному повелителю мира, зиждителю жизни на земле, орошающему землю и являющемуся, следовательно, виновником обилия корма (см.3, стр. 126).

Вся авестийская, ведийская космология, как и космология эпического наследия тюркских, монгольских и других евразийских народов, пронизана этим мировоззрением.

Солнце, согревая ледники, находящиеся вершинами в вечно синем небе, дарит талые животворящие воды, и все это – упорядоченное благо, родящееся творением Космического Небесного Творца – Тангара, Тэнгри, Тенгри т.д.

Ритуальные обряды многих народов, проводимые во время равноденствий и солнцестояний, в т.ч. и сохранивший архаичность, традиционный ритуальный кумысный праздник саха-якутов – Ысыах с алгысами-благопожеланиями, гимнами-тойуками, по форме и содержанию аналогичным с Ясной (богослужение, поклонение), основной зороастрийской религиозной службой, литургиями, и Яштами – гимнами отдельным божествам, свидетельствуют единство, универсальность истоков духовной культуры Евразийских народов.

На наш взгляд, выдвинутые теории, декларирующие, что предки индоевропейцев были мирными земледельцами, жили на территории современной Турции и Закавказья и что родиной ариев является Закавказье и Малая Азия, а не Россия, как это считалось большинством ученых до сих пор, по сути, верны. Но кочевники, поклонявшиеся Ар Йайы5, вследствие чего их прозвали арйайи (арии), действительно, не «прискакивали» откуда-то издалека, а появились в долине реки Инд и древнем Иране с соседних высотных долин, с территорий современных Пакистана, Афганистана, Синьцзяна, а также Тибета, изобилующего на границе с Индией и Непалом топонимами и ойконимами Дангра, Тингри, Тангла и т.д.

Для автохтонных индийских оседлых племен южных гималайских склонов они были гипербореями, потому как спускались зимовать на южные склоны с северной стороны, по весне же через перевалы уходили обратно. Это явление нашло отражение в мифологии и фольклоре северо-западной Индии. А полярные сияния, описываемые в Ведах, десять тысяч лет назад люди могли наблюдать и с гималайских вершин, при отклонении оси геомагнитного поля земли на 10-15 градусов от современного расположения, что вполне реально при учете переполюсовки геомагнитных полей каждые 50 000 лет. Обоснование этого предположения, учитывая ограниченный объем настоящей статьи, требует специальной работы.

[Официальный титул Сасанидов был: царь царей Эрана и Анерана. Впоследствии, со времени Фирдуси, термин Анеран вытеснен был словом: Туран. Страбон под Арианой (Άριανή) разумеет восточные провинции персид. царства: Гедрозию, Дрангиану, Арахозию, Паропамиз, Арию (т. е. Areia, древнеперсид. Haraiva, ныне Герат), Парфию и Карманию] (см.5)

С Каракорума до Герата (западный Афганистан) всадники вполне могли добираться средним ходом за 7-10 дней, столько же длился и обратный путь. Так арии могли постепенно осваивать территории, расширять ареал, но ставку не менять, пока социальные и природные катаклизмы не вынуждали сниматься с насиженных поколениями мест и находить другие. На всех евразийских маршрутах переселения ариев остались следы их материальной и духовной культуры.

Фольклор, мифология и эпическое наследие народов Евразии отражает в своем древнем ядре события, можно сказать, происходившие более 10-ти тысяч лет назад.     Древние кочевники – предки многих современных народов Евразии, привычно  совершали переходы через 7-ми, 8-ми тысячные гималайские перевалы на своих конях, яках, перегоняя табуны, скот, стада баранов по горным урочищам и долинам. И в поисках лучших земель и условий выживания разошлись по горным системам Евразии, осваивая как южные, так и северные ее просторы, привнося элементы своей материальной и духовной культуры в общечеловеческую. Косвенно об этом может свидетельствовать и распространение топонимов, ойконимов, содержащих слово тангара или его производные – тенгри, тангла, дангра и т.д.

 

1. Russell D. Gray & Quentin D. Atkinson. Language-tree divergence times support the    Anatolian theory of Indo-European origin. Nature. Vol. 426. 27 November 2003.

2. Персидско-русский словарь. Под редакцией Ю.А.Рубинчика, т. 1. 1983 г. М. Изд-во   “Русский язык”;

3. Э.К. Пекарский. Словарь якутского языка, т.I, 1959 г. Академия наук СССР;

4. Н.К. Антонов. Древнетюркский язык (VI-VIII вв.). Учебное пособие. Якутск:  Издательство ЯГУ, 1998 г., 2-е издание;

  1. 5. Словарная статья. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/045/45245.htm

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.