Skip to content

Мотив творения Вселенной в олонхо Вилюйского региона

Дмитриева А. А., ИГИ АН РС (Я)
(Якутск, Россия)

Тема творения мира была всегда актуальной у всех народов мира. Зачатки размышления начала мира мы встречаем в мифологии, которая определяется как система, объединённая способом моделирования окружающего мира.

Олонхо Вилюйского региона занимает особое место среди эпических традиций. Следует отметить, что в этом регионе устное народное творчество, традиционная культура народа саха до сих пор сохранились более устойчиво.

Мотив творения Вселенной является характерной в олонхо периферийных улусов, в том числе в вилюйской эпической традиции, что говорит об архаичности этой темы. Известно, что в якутском эпосе Вселенная состоит из Верхнего мира, населенного богами айыы и частично племенем абаасы (чудовищ), Среднего мира, где живет племя людей – айыы аймага, и Нижнего мира, где обитают только абаасы. Эти три мира связывает священное дерево Аал Луук Мас (Аар Кудук Мас, Аар Кудук Хатынг), которое источает живительную влагу илгэ, придающую отведавшим ее бодрость и новые силы.

Из 40 рассмотренных олонхо, он встречается в 20 олонхо: три варианта «Могучего Эр Соготоха», два варианта «Эрбэхтэй Бэргэн», «Дьирибинэ Боотур» В.О. Каратаева, «Могучий Эр Соготох», «Адьык Боотур» А.С. Васильева, «Тонг Саар бухатыыр», «Сююлэлдьин Боотур» С.Н. Каратаева – Дыгыйар, «Тебет Мэник бухатыыр» С. Еремеева – Дэдэгэс, «Дылырдаайы бухатыыр» И.П. Кутурукова, «Отут сыл остуруокка олорбут Ого бухатыыр» Д.С. Семенова, «Кулдус Беге» И.М. Харитонова, «Бэриэт Мэргэн» С.Г. Егорова, «Уол Туйгун бухатыыр» Г.С. Семенова, «Ого Тулаайах», «Кеген кус уола Кюн Нюргун» А.П. Амвросьева, «Эрбэхтэй Бэргэн» Б. Алексеева, «Кер Буурай бухатыыр» Н.С. Александрова. На наш взгляд, этот мотив получил свое развитие благодаря тому что мифологические представления, традиционное верование в большей степени сохранились, чем в центральной Якутии.

Л.И. Новгородова, которая исследовала тему творения в традиционной культуре якутов, считала, что меховой коврик тэллэх, атрибут праздника ысыах, выступал символической метафорой Земли, основной координатой разворачивания мира [2, С. 16-17]. Так, олонхо В.О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» начинается с краткого описания эпического времени. Далее следует описание сотворения Вселенной. Согласно этому олонхо изначальная Мать-Земля вначале была размером с пятку серой белки и уху двухгодовалой важенки. Затем она постепенно расширялась, увеличивалась:

…госпожа мать-земля моя,

величиной с пятку серой белки будучи,

расширяясь-растягиваясь,

разрастаясь, рождалась;

подобно вывернутому,

мягкому, как замша, уху

двухгодовалой важенки

растопыриваясь во все стороны,

постепенно увеличивалась, оказывается [4, С. 79].

Это показывает, что по мифологическим представлениям мир начинается с маленькой точки, и эта точка постепенно разворачивается, увеличивается, расширяется, в конечном счете образуется Вселенная.

Затем следует описание того, как Мать-Земля обретает свою мощь:

Вот такой:

локтем толкнешь – не дрогнет,

надавишь ее – не прогнется, –

такою крепкою твердью став,

неколебимая черная ширь земная,

мощь свою обретая, рождалась, оказывается.

Неколебимая черная ширь земная,

нерушимыми скалами по краям ограждаясь,

Араат-морем в середине вспучиваясь,

неубывающими морями вокруг окаймляясь,

семиободная-семикрайная,

с семью подпорками

изначальная мать-земля моя

вот так сотворялась, оказывается.

По материалам олонхо, «разгорелась длительная война между племенами Улуу Тойона, Юрюнг Айыы и главы злых духов Нижнего мира Арсан Дуолайа». Никто не мог победить. В результате приняли договор прекратить войну и делить его [1, С. 30]. А в другом случае создателем Вселенной считается Юрюнг Аар Тойон, который сотворил землю, воздух и человека, ниспославший плодородие. По другим версиям, «вселенная состояла из неба, простиравшегося над камнем, в отверстии которого кипела вода. Затем летавшая над водой гагара нырнула в воду и вытащила в клюве несколько песчинок земли. Из этих песчинок она сотворила землю». Следы этих свершений остались в виде рек, озер и гор. Дальше говорится о том, что Юрюнг Аар Тойон сотворил человека. Как пишет Гоголев А.И «мир, который создала триада богов, состояла сначала из неба, которое было как маленькое кольцо, и земли, которая была похожа на четырехугольный коврик-тэллэх» [1, С. 8]. В олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта» П.П. Ядрихинского (Намский улус) изначальная земля представляла собой не больше округлого днища кожаного жбана [3].

Таким образом, мы пришли к заключению, что в Вилюйской эпической традиции сохранился архаический мотив о сотворении мира. Идея о сотворении мира у якутов сохранилась в мифологии, в некоторых эпических традициях, в том числе в олонхо Вилюйского региона. Согласно этому представлению, мир начинается с маленькой точки, в данном случае с коврика, пятки белки, уха двухгодовалой важенки, затем он постепенно увеличивается, расширяется, обретает мощь, появляются моря, горы. Мотив творения мира всегда находится в начале олонхо.

Литература:

  1. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. – 104 с.
  2. Новгородова Л.И. Тема творения в традиционной культуре якутов (семантика фольклорного и ритуального текста). Автореферат диссертации на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. – Якутск, 2000. – 24 с.
  3. Ядрихинский П.П. Дьырыбына Дьырылыатта. Якутский эпос. – Якутск: Якутское книжное изд-во, 1981. – 200 с. (на якутском языке).
  4. Якутский героический эпос. Могучий Эр Соготох. – Новосибирск: Наука, 1996. – 440 с.

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.