В свете интенсивного развития современной техногенной цивилизации все остро встает вопрос о поиске критериев его устойчивости в развитии. Потому что с увеличением знания о тонких взаимодействиях в окружающей среде все явнее и ощутимее становится опасное влияние человеческой деятельности в природную среду, закладывающее начало необратимым процессам, называемым экологической катастрофой.
Одним из основных причин в этом является, во-первых, стандартность и механичность принимаемых решений. Во-вторых., при определении стратегии социально-экономического развития территорий не учитывается его физико-географические и историко-культурные особенности.
Такой подход создает функциональный дисбаланс в пользовании природными объектами, имеющие различные энергоинформационные характеристики, результаты которого адекватно влияют на человеческую деятельность и его перспективу развития.
Поэтому, одним из условий разумного подхода к использованию природных ресурсов становится необходимость в духовно-экологической реконструкции миропонимания технократической цивилизации, основанной на принципах однополярности и догматичности.
Современное общество, в том числе и сообщество коренных культур, крайне нуждается в информированных и компетентных лидерах, с активным творческим мышлением, обладающих целостным видением мира и принимающие самостоятельные, нестандартные решения проблем с общепланетарной точки зрения.
Настала необходимость в создании новых образовательных программ, открывающих невидимые, но читаемые посредством знаков и символов, законы взаимодействия в окружающем мире. Программы, позволяющие воспринимать мир в целостности, на понятиях функциональной значимости каждого человека и территории. В условиях быстро изменяющейся и перестраивающейся геопланетарной потребности в энергии, опыт традиционных культур сегодня необходим человечеству для интегрирования принципов своей жизнедеятельности в новый формат требований наступающей эпохи. Требуется дополнительное духовно-экологическое образование, являющееся своеобразным заполнителем межпредметной пустоты и связывающее все в единую, гармонично взаимоувязанную мировоззренческую систему.
Для создания центра новой образовательной программы, основанной на творческой интерпретации логического и интуитивного мышления, необходимо наличие не только человеческого понимания, и поддержки, но и понимание и поддержка духов окружающей среды, или иными словами, должно присутствовать соответствие принципов. Эти обучающие центры должны располагаться на территориях, имеющих наиболее полный набор природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок. Такие территории, обладающие особыми природными качествами, отмечены традиционной культурой коренных народов как Святые Земли.
Поэтому, сохранение, защита и развитие Священных Земель для будущих поколений важно не только в интересах самой культуры, но и в интересах государства для создания базиса устойчивого развития.
«Дальнейшее разрушение наследия коренных народов будет иметь пагубные последствия не только для их самоопределения и развития, но и подорвет будущее развития стран, в которых они живут. Для многих развивающихся стран знания коренных народов могут послужить «ключом» к достижению устойчивого национального развития без усиления зависимости от ввоза капитала, материалов и технологий» (доклад Рабочей группы ООН по коренным народам)
Д. И. Мамыев,
Общественная организация «школа Экологии Души Тенгри»
(Горно-Алтайск, Россия)