Свобода человека в тенгрианстве: частное отношение между человеком и Миром

Халыков К. З..,
Каз НАИ им. Т.Жургенова
( Алматы, Казахстан)

В традиционных верованиях протоказахов – поклонение небесному Тенгри, Жер-Су, Умай определяет весь культурный смысл миропонимания.

«Тенгри» является издревле у тюркских племен хозяином Небесного Мира, космоса, дух неба. Монголы называют «Тенгер», буряты «Тэнгэри», чуваши «Туры». Так же эту религию признавали финно-угорские народы мари, мордва, коми. Тенгри – это властвуемая сила над судьбами государства, народов, людей, всех существ. Ну и конечно же, Умай (бог земли) решал некоторые проблемы (например, очага).

«Тенгри» (или Небесный Тенгри), – отмечает исследователь Курмангазы Караманулы – что «в понятии у казахов как в других верованиях он не преследует, не наблюдает, а наоборот, для всех он единый, для всех милосердный, для всех заботливый и всемогущий. Тогда, почему бы не жить пользуясь данной свободой на благо, подаренной тенгри человеческими качествами и достоинствами: надеясь на свои умственные и физические способности, не падать духом,  а  жить на гордость объязан. Суть и смысл человеческой жизни тогда зависит только от того, как ты проживешь в земной жизни, значить, человек свое счастье должен искать где то не в раю, а должен найти пока жив на этом пристанище. Всем известно, то что формировано и проложено мировоззрением Тенгрианства эти замечательные понятия в народе по сей день без отлагательно придерживаемо»[1]. По этим словам автора заметно некоторые свойства менталитета казахов описаны точно. Здесь заметно также некоторые различия религии Тенгрианства и Мусульманства, значит характерное для ислама как «подчиненность», «ложные ценности» этой жизни в тенгрианстве комплексно не описываются. Следовательно, наоборот, оценивается сравнительная свобода Человека; особая черта тенгрианства установить частное отношение между человеком и Миром.

В космоцентристском понятии о Мироздании – человек есть уменьшенная модель вселенной, то есть в системе микро-макрокосм. «Части человеческого тела сопоставляются с частями составляющих элементов мира. Тело человека  из глины, кровь  из воды, легкие из атмосферы, тепло от огня. Все части тела сходятся с частями мира: голова – с небом, туловище – с атмосферой, живот – с морем, ноги – землей, кости – с камнями, суставы – ветками, волосы – травой, а чувства – животными». Образ человека представляется здесь натуралистский, то есть фактурно-природный.

Космический статус человека в памятниках архитектуры определяется и  с точки зрения географической среды. Под голубым куполом неба простирающиеся то в равнинах, то в степи, то по хребтам гор казахские земли полна культурным памятникам, и расположены загадочно и многозначно по своим внутренним законам. Стороны света юг, север, восток и запад –  определялся как космический ориентир и означал для людей обретение жизни, постоянство.

Передача благодати «кут-береке» со стороны Тенгри упорядочивался с помощью архитектурных сооружений. Считался безопасным ночевать на могильных сооружиях чем, под открытым небом, символизировал это как защитное пространство – мини космос, которое могло обеспечить связь духами предков.

1. Караманулы Курмангазы. Поклонение Тэнгри. (эссе). Алматы.: Ана тілі.  1996. –17 б.

Добавить комментарий