Министерство культуры РФ Государственный музей истории религии ТАНГРИ-КУРГАН: Фестиваль традиционной культуры |
||||
Тангри (Тенгри) – верховное божество неба кочевых народов Евразии. Чингисхан называл источником своей власти волю Тенгри, и начинал свои указы словами «по воле Вечного Синего Неба».Куполы курганов разных эпох и народов – как погребальные памятники, возвышаются по всей Евразии.Фестиваль «Тенгри – курган» – попытка представить под куполом так похожего на курган Атриума Музея истории религии культурологический экскурс в историю и представление традиционной культуры тюркских народов Сибири.Тувинцы, хакасы, якуты, алтайцы, шорцы, представители других народов – наследники кочевников Таштыпа. Они сохранили древние обряды, над которым бессильно время. И пока дует ветер, светят солнце, луна и звезды, пока есть степи, горы и кони – время этих народов не прервется.
Таштыкские (таштыпские) маски — тысячелетнее свидетельство наших родов. Мы возвращаем им голоса, продолжаем их жизнь и знакомим соотечественников с их культурой и искусством. |
|
|||
Выставка погребальные маски таштыкской археологической культуры Южной Сибири |
||||
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ |
||||
11 мая. | 16.30 | Программа «Эпос и традиция».Исполнители – Сергей и Юлия Чарковы.Эпос и древние тексты в Хакасии называются «хай», а исполнитель – «хайчи». Лишь зрелый человек, обладающий не только музыкальными способностями, но и достигший высокого духовного уровня имеет право исполнять «хай». Это не эстрадный жанр, а сокровенное предание, многослойное, не терпящее суеты и погружающее слушателя и исполнителя в размеренное течение Вечности, в состояние сродни медитации.Сергей Чарков является хайчи по праву и, можно сказать, по заслугам. Он играет на инструментах, которые сам создал, вернул из небытия своему народу и своим слушателям. Их теплый и живой голос и натуральный звукоряд без переводчика позволяет понять содержание мелодии сердцем и душой. Юля Чаркова исполняет традиционную хакасскую музыку в которой оживают звуки степей и гор, звучат обрядовые песни. Хакасия, при всей своей величественности ландшафта, очень женственная страна, где до сих пор поклоняются женщинам-духам, занимающим очень важное место в повседневной духовной жизни. Юля Чаркова и ее творчество — отображение этой традиции и ее воплощение. | ||
17 мая | 19.00 | Джем-сейшен «Традиция и эмбиент».Исполнители – Сергей Чарков и Алексей Рахов | ||
19 мая | 23.00
01.00
|
В рамках Международной акции «Ночь музеев»«Айар илбис ситимэ» («Связующая нить»). Постановка Театра Олонхо, Республика Саха (Якутия).Героический эпос – живая, бытовая традиция, исчезающая под натиском глобальных изменений. Вместе с ним исчезает и уникальный код культурной идентичности народа. Эпосы народов Сибири сохранили архаические пласты евразийского эпического наследия и являются прекрасным источником для понимания истории и культуры древнего населения Сибири, Евразии. Из наследия российских народов, якутский героический эпос олонхо и фольклор забайкальских семейских объявлены ЮНЕСКО нематериальными устными шедеврами человечества. И это понятно, самое аутентичное сохраняется вдалеке, в условиях самоизоляции. Суровая природа Сибири сохранила эти уникальные культурные феномены в оригинале.После признания якутского эпоса нематериальным шедевром человечества, в Якутии принята и действует программа по его сохранению и популяризации, создан Театр Олонхо. Молодой творческий коллектив театра ставит задачи – развить традиционное искусство сказителей и популяризировать его другими средствами театрального искусства.«Айар илбис ситимэ» – одна из новых работ театра, созданная по сценарию якутского драматурга С.Н. Ермолаева – Сиэн Окер о становлении сказителя, вселении в него духа олонхо.
Пластическая мистерия. Балсанов+ монгольский курс Академии
|
||
22 мая | 18.00
20.00 |
«Беседы о Тенгри». Лекционная программа директора Международного Фонда Исследования Тенгри Л.В. Федоровой.Тенгрианство как открытое мировоззрение является отражением сложной и богатой культуры древних тюрков и монголов, в основании которой лежали традиции номадической, земледельческо-оазисной, смешанной скотоводческо-земледельческой культур. В условиях глобальных изменений, актуальным является возрождение и сохранение самобытной культуры тюркских и монгольских народов, и, прежде всего – духовной культуры. В этом направлении основополагающим является возрождение их самобытной собственной мифологической культуры. Сегодня в национальных республиках Сибири – Саха (Якутия), Тыва, Алтай, Хакасия, Бурятия идет процесс возрождения традиций тенгрианства, выражаемый в повсеместных проведениях тенгрианских церемоний, возрождении календарных обрядовых праздников, возведении культовых сооружений и т.д. На тему тенгрианства проводятся исследования, научные конференции, семинары, издается литература, действуют интернет сайты.«Айар илбис ситимэ» («Связующая нить»). Постановка Театра Олонхо. Республика Саха (Якутия). | ||
24 мая | 19.00 | «Аныяк Тыва». ТываИсполнители – | ||
29 мая | 19.00 | Программа «Паломничество в Беловодье». Исполнители – «ОЛЕ-ЛУКОЙЕ».Беловодье — сакральное и мистическое место в районе Алтая, со священной горой Белухой, где, по представлениям российских старообрядцев, находится земной Рай. Предание о Беловодье, с одной стороны, – это эзотерический путь к Богу, с другой, – реальная цель паломничества. Гора Белуха и Алтай также являются священными местами и для живущих там веками тюркских народов. Тюркский Алтай и русское Беловодье – единое целое, соединяющее разные народы.Музыкальный стиль программы известной петербургской группы можно определить как этно-транс психоделика. Музыка соединяет мотивы древнеславянских мелодий с космосом шаманского ритма и звука. Сплав электроники, живого голоса и инструментов шаманского ряда соединяет актуальность современного звука с пространством времени, уходящего в глубокую древность подсознания — все это «Оле Лукойе». | ||
31 мая | 19.00 | Проект «Сотворение мира. Шаманская мистерия». Исполнители – Александр Балсанов и Алексей Рахов.Мистерия «Сотворение мира» – это создание мистического мира шамана в пространстве и времени цельного камлания: начиная от призывов духов-помощников, путешествия в «иной» мир, общения с предками, просьб и пожеланий и заканчивая возвращением в нашу реальность.В основу камлания положены реальные тексты шаманских обрядов — алгыши, собранные и записанные известным тувинским ученым Кенином Лопсаном, возродившим эту древнюю духовную практику.Шаманские тексты, электронная музыка, горловое пение, звуковые имитации и традиционный бубен делают актуальным и современным смысл этой шаманской мистерии, уходящей своими корнями в вечность. Этот проект – не имитация. Здесь традиция – не аутентичность, а реальное, искреннее, глубокое сопереживание. | ||
5 июня | 19.00 | Программа «Дьыл эргиирэ (Времена года)»: «Күһүн- Саас-Сайын (Осень-Весна-Лето)».Исполнители – Якутская этно-группа «Дайар-Дуораан» («Звук, взмывающий ввысь»).Программа познакомит с национальной традиционной и современной музыкальной культурой якутов – народными песнями, композициями на хомусе и т.д. |
В Питере, проводит государственный музей религиоведения.
а где это все будет происходить? и как туда попасть?