Skip to content
 

Астория

УДК 11.17
ББК 87.3(2Рос.Хк)6
К 736

Рецензенты:

Н.В. Абаев, доктор исторических наук, проф. БГУ, заведующий лабораторией синергетических исследований цивилизационной геополитики Евразии, академик Международной Академии информатизации и АСН РАН, почетный доктор буддийской философии Института буддизма САНГХИ России.
В.Ф. Буров, кандидат философских наук, доцент Хакасского технического института – филиала СФУ, заслуженный учитель Республики Хакасия.

Ответственный редактор:

Н.В. Абаев, доктор исторических наук, проф. БГУ, заведующий лабораторией синергетических исследований цивилизационной геополитики Евразии, академик Международной Академии информатизации и АСН РАН, почетный доктор буддийской философии Института буддизма САНГХИ России.

Астория - Котожеков А.И.К 736      Котожеков Александр Иванович

Астория (Ас Тjjрi) / Астар ам удур iстi – асская мудрость/ Историко-философское эссе. А.И. Котожеков –Абакан: Дом литераторов Хакасии, 2015. – 344 с.

Интерес к истории и культуре кочевых и полукочевых цивилизаций, в том числе и к истории и культуре хакасов, не ослабевает. Особый интерес вызывает мировоззрение и философия этих культур. Особенность данного историко-философского эссе в том, что впервые публикуется авторская интерпретация философии тенгрианства на основе археологических, исторических и фольклорных данных из территории Хакасии и сопредельных регионов. Впервые вводится понятие асской (азийской) цивилизации и рассматривается ее роль в становлении мировой культуры.

Книга рассчитана на культурологов, историков, философов, антропологов, филологов, а также на студентов гуманитарных вузов и всех, интересующихся гуманитарными науками.

                                                                            УДК 11.17
ББК 87.3(2Рос.Хк)6

ISBN 978-5-905115-45-5                                             © А. И. Котожеков, 2015
© АУ РХ «Дом литераторов Хакасии», 2015

 

Предисловие от автора

«Чыллар чылысча, тустар алысча – полар ниме полып одырча, килер ниме толып одырча» (Года ползут, времена меняются – то, что должно случиться, случается, приближающиеся события исполняются). Так начинаются зачины больших разговоров в хакасском народе.
Время движется, пульсируя в цикле нашего дыхания, в цикле сердечных пульсаций, желудочных сокращений. Оно движется в цикле суточного хода солнца, месячных фаз луны, в цикле годичных сезонов, двенадцатилетних календарных циклах, в столетних, тысячелетних циклах.
Считается, что из всех живых существ только человек осознает это течение времени, и только он придумал способ считать время секундами, минутами, часами, сутками, месяцами и годами. Но зачем человеку измерять время? Измерять свой возраст? Возраст своего народа? Часто ли мы задумываемся над этим?
Человека, не помнящего своего прошлого или отрекшегося от него, а также не думающего о будущем, не заботящегося о завтрашнем дне, называют больным или сумасшедшим. Почему он должен думать о прошлом, о будущем, которое ему не принадлежит, потому что «завтра» почти всегда бывает не таким, каким мы его загадывали? Почему же нельзя жить только сегодняшним, пользоваться сполна тем, что есть?..
Вопросы, вопросы, на которые человечество ищет ответы с тех самых пор, как он стал человеком. Среди этих вопросов самый главный, что значит быть человеком?.. Почему он должен заботиться о других, слабых, немощных?.. Что мне, как человеку, мало своих личных проблем, чтобы решать проблемы других?..
И вот, не найдя на них ответы, человек опускается до своего эгоцентризма, эгоизму – главному и самому сильному инстинкту животного мира, инстинкту самосохранения. Это врата в животное состояние – это необратимый инволюционный процесс перехода человека в животное состояние. Это сегодняшнее состояние современного человечества.
Кыргызский общественный деятель Дастан Сарыгулов пишет: «Никогда за всю историю человечества эгоизм не вырастал до таких катастрофических масштабов, за которыми уже начинается разрушение среды обитания, духовного облика человека, деградация нравственной составляющей самой цивилизации. Беспредельный эгоизм миллиардов людей, многократно усиленный государственным, религиозным, партийным, континентальным, корпоративным, национальным эгоизмом, уже начал свое всеразрушающее действие»… [Дзюнсей Тарасава, с. 8]
Все это кардинально противостоит хакасскому народному принципу – быть строгим, даже суровым, к себе и ласковым к другим. Это не есть лицемерное выражение приличия, это жизненная установка на внутреннее мужество. Эта установка отражена в пословицах: «Ир кизинынг истынде изерлыг ат чызыпча» (Внутри мужчины оседланный конь пропадает – смысл: «оседланный конь» – страсти), «Ирбын тып, иргектыге хазал ба, кюстюгбын тып, кичигны микеле бе» (Говоря, что мужчина – я, не бросайся на других, говоря, что сильный я, не обижай младших – смысл: «будь сдержан», «не хвастайся и не кичись»), «Изернынг пазы ики, ир кизининг иткены пыр» (У седла две головы, а дело мужчины – одно – смысл: «будь цельным», не бросайся «туда и сюда»), и т. д. А зачем человеку эта установка?.. Зачем ему нужно мужество?.. Зачем ему быть сдержанным?..
В этой книге мы попытаемся ответить на эти вопросы с позиций «асской мудрости» или через «аз чоннынг ам-удыр исти». Хакасское выражение «аз чоннынг ам-удыр исти» по-русски, дословно, будет звучать как «асского народа способ (или структура) отношения к наступающей действительности» (способ предупреждения наступающей действительности), то есть умение асов предвидеть действительность, их прозорливость. Таково значение слова «мудрость» – «ам-удыр исти». Хакасы – народ, имеющий многотысячелетнюю историю и помнящий ее. В мире живут около 600 народностей. И каждый народ за свою многотысячелетнюю жизнь нашел свой способ обустройства жизни, способ общения, свой смысл жизни. И в этом есть богатство мира людей – обилие технологий интегрирования, согласия, мира. В этом ряду хакасы не исключение, они тоже нашли свой способ обустройства жизни, исходя из своего понимания мира, свой язык как способ общения, свой смысл жизни. Но смысл жизни хакасов не зафиксирован в письменной коммуникации (в текстах учения), он зафиксирован в обычаях, обыкновениях повседневной жизни. Их смысл объяснялся пытливыми людьми, пытающимися понять смысл жизни в этих обыкновениях. К сожалению, без традиционной организации социума, после ликвидации институтов «тайджи» сейчас проявляются разночтения этих обыкновений, обычаев, которые интегрировали общество хакасов в гражданское единство. Их опыт, реконструированный на надежной методологической базе, тоже мог бы быть полезен мировой сокровищнице.
Но современный глобализующийся мир, «сходящий с ума», «всеразрушающий», по словам Дастана Сарыгулова, готов его поглотить и стереть с лица земли вместе с его миропониманием и мудростью. А в мудрости хакасского народа, возможно, хранится та самая «соломинка», тот самый «кирпичик-замок», которые спасут мир или удержат его от катастрофических разрушений.
Именно поэтому появилась задача перевести образы хакасских мифов в современный категориальный аппарат культурологии для анализа и осознания понятий мифов с позиций современности. Какими бы наивными они ни были, это опыт осмысления взглядов древних в современных понятиях. И этот опыт перевода показал прозорливость американского ученого Фритьофа Капра (его мудрость) о том, что древние, не имея категориального аппарата современности, понимали мир не так примитивно, как нам пытаются показать эволюционисты. Не от простого к сложному в миропонимании движется человечество, а от сложного понимания мира к все более и более упрощенному толкованию мира спускается человечество. Эволюционизм, введя закон эволюции как абсолютный принцип жизни, снял с человечества ответственность за свое будущее, за будущее окружающей среды, за будущее своих потомков. Это огромное преступление и ложь перед человечеством в традиционном хакасском миропонимании. Человек не есть вершина эволюции и не есть «царь природы» – он есть функциональная часть природы….

Скачать книгу  АСТОРИЯ  (.pdf – 2,75мб)

Посмотрите еще другие публикации: