Skip to content
 

Лебедь как тотем, как старший предок, покровитель рода и хранитель традиций

(Из материалов  IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия)

У хакасов – кызыльцев  основным тотемом был лебедь  (у многих тюркских народов  был тотем «куу»).[1] Это отражено в сказаниях («Хуу Иней (имя и образ женщины в героическом эпосе)»)[2], обычаях у хакасов, тувинцев, шорцев и алтайцев и других тюрко-язычных народов. Так хакасский обычай дарения лебедя давно привлек к себе внимание путешественников, исследователей, ученых. Первый описал обычай дарения лебедя М. А. Кастрин, посетивший хакасов в 1847 г. и упомянувший в своих путевых заметках, что из птиц хакасы больше всего почитают лебедя. Обладатель лебедя отправлялся с ним к соседу и предварительно угощал айраном, дарил ему, сосед же отдаривал его лучшей лошадью. Новый владелец лебедя, в свою очередь, отправлялся с ним к своему ближнему соседу. Таким образом, лебедь переходил из юрты в юрту, пока за птицу кому-нибудь не приходилось платить лучшим конем. Коротко, но более четко описывает этот обычай у хакасов Н. Попов, приводя интересные детали: «О лебеде хакасы говорят,- пишет он – что он умнее и осторожнее всех птиц и редко встречается. Если бедняк понесет лебедя богатому хакасу, подвязав на шею птице платок, то богатый хакас, приняв подарок, отдаривает его конем, бычком или бараном, а лебедя сохраняет до какого-нибудь праздника: тогда созывает гостей и угощает их лебединым мясом как самым лакомым кушаньем.

Об этом же обычае у хакасов сообщает и Н. Костров, и Н.Ф. Катанов, который подчеркивал, что от того к какому виду относится лебедь, зависело, чем отдарит новый обладатель божественной птицы. Если несли большого лебедя, то за птицу получали обязательно лошадь, если особь с желтой окраской перьев, то за птицу получали корову, за маленького лебедя серого цвета брали овцу. Надев на лебедя соответствующую шалому, взяв с собой вина и что-нибудь из одежды (шапку, сапоги или рубаху), обладатель лебедя заворачивал его обычно в большой платок, брал под мышку (головой вперед) и входил в юрту или дом того хозяина, которому  он решил преподнести лебедя. Он надевал на хозяина шапку или рубашку, угощал его вином и говорил: «Хуу тöргени кельди»(лебедя в гости принес). После этого, принесший передавал лебедя, а отдавший за него коня или корову хозяин юрты спешил выкурить айран, привязывал к шее птицы новую ленту, закутывал в новый платок, взамен оставленного у себя, и торопился отнести лебедя другому хозяину и так же получал от него лошадь, корову или овцу. Передавали лебедя от хозяина  к хозяину не более семи раз. Тот человек, который  получал лебедя, но не мог уже дальше его передавать, устраивал  у себя «хуу той» (лебединый пир), впрочем, праздник мог сделать любой хозяин, пожелавший оставить у себя подаренную птицу, но только начиная с третьего по счету. Хозяин, устраивавший «хуу той», колол бычка или овцу, выкуривал айран и приглашал гостей, в том числе человека принесшего ему лебедя. Приглашенный приезжал с айраном и обязательно с подарками (деньги, овцы и т. д.), и таким образом, по существу, в известной мере за оставленного лебедя возмещался убыток хозяину, лишившемуся коня или коровы». В кызыльском обычае после того, как лебедя оставлял у себя тот или иной хозяин, с шеи лебедя снимали шкуру и высушивали её. Получался мешок, в котором затем хранили деньги, считая, что это способствует тому, чтобы у хозяина водились деньги. Если тот, кто получал лебедя в подарок, оставлял его, делая «хуу той», ему обычно говорили: «у тебя теперь есть в чем деньги хранить».  Г. Н. Потанин сделал такое предположение: «вначале  лебедь покупался теми людьми, которые считали себя его потомками, устанавливалась норма уплаты за него, покупка постепенно превратилась в обязанность и прежний торг получил вид обмена подарками». Да, действительно «куу» лебедь использовался как «облигация» т. е. выполняла функции ценной бумаги, встряхивающая хозяйственный оборот. Впоследствии этот обычай у многих тюркских народов перерос в плату т. е. стал выполнять денежную единицу измерения без лебедя в натуре. При договоре купли-продажи звучало примерно так: «хууң кӧп»= «много денег»= «много лебедей» или «хууӊ пер»= «дай деньги»=«дай лебедя» или «хууӊ пар»=«есть деньги»=«есть лебеди» и т. д., здесь окончание «ң» говорит о принадлежности.

Более того эта единица измерения затем распространилась и в Древней Руси: «Именем гривны означались известное число кун, некогда равное ценою с полуфунтом серебра».[3] «Однако мардки или куны долгое время оставались еще в употреблении»,[4] «так что в ХIII веке гривна серебра содержала в себе уже семь гривен новгородскими кунами».[5] Также плата за преступление измерялась в «кунах». У хакасов же он сохранился в архаичном виде, и для них такой взгляд Г. Н. Потанина весьма прогрессивен. В ХIХ и начале ХХ веков лебедя носили к соседу или вообще к богатому человеку с единственной целью – получить за принесённого в гости лебедя лошадь или корову, так как обычай принятия в гости этой птицы все ещё носил обязательный характер, хакасы принимали лебедя даже от русских крестьян и давали за него коня, или корову, или овцу в зависимости от того, какого лебедя приносили. Крайне критически отнесся к такому предположению Г. Н. Потанина Л. П. Потапов: «соглашаться со столь упрощенным, высказанным мимоходом объяснением, весьма древнего и сложного обычая, существовавшего в условиях общего для всех запрета убивать лебедя».  Хотя убивать лебедя можно было весной и летом, а осенью его нельзя стрелять – случится несчастье.  Интересно, что за лебедя можно было даже «купить» невесту т.е хуу как тотем влиял на семейно-брачные отношения, если родители по социальному положению или иным предрассудкам препятствовали браку, тут лебедь мог выступить в роли свата, которому будущие тесть и теща не вправе были отказать, так же полагает Л. П. Потапов: «Лебедь выступал здесь как тотем, как старший предок, покровитель рода и охранитель традиций».[6] Лебедь как тотем был у тувинцев, о чем написаны научные статьи, даже есть лебединые роды Куулар (лебеди), отраженные в современных фамилиях. На основе совокупности фактов, характеризующих лебедя как тотем, сделаем такой вывод, что для значительной части тюрков Центральной Азии хуу воспринимался как прародитель, корни которого уходят вглубь, в древность к хунну, что объясняет таким божественным и устойчивым поклонением перед этой птицей, что было отраженно в родах, в фамилиях, сословиях, в этнонимах некоторых народов. Фамилия Куулар состоит из основы «куу»-«лебедь», и окончания множественного числа «лар», вместе «куулар» получается «лебеди». Сословия казаков и национальность казах имеют одну природу происхождения от тотема «хуу»-«лебедя», проиллюстрируем наш вывод на хакасском языке, к слову «хуу» прибавим термин «саг»-«сила»[7], итог слияния «хуусах»-«лебединая сила» по всей вероятности выходит рожденный от  лебедя – предок лебедь (тотем); на диалекте хакасского языка «саг»[8] имеет второе значение как «война», выбирая между двумя вариантами, предпочтительнее «хуусах»-«лебединая сила», которая в полном объеме отражает смысл этнонима. Рассмотрим следующий этноним «куманы» –  переводится дословно «я лебедь», для ясности обратимся к тувинскому языку «куу»-«лебедь»[9] плюс личное местоимение «мен»-«я», выходит «куу мен»-«я лебедь», также имеется в виду от предка «лебедя», впрочем как туркмены, как туркоманы в Ираке, «атаман»= «я отец или отец я». Этноним «Куны» дословно перевести «лебединые», «от лебедя», «лебединые дети», наглядный пример, на хакасском языке к основе «хуу»-«лебедь» прибавим аффикс «нынъ» получается «хуунынъ» т. е. «лебединые», «от лебедя»; «хуунынъщибищкелери», что означает «лебединые цыплята», так как в отношении людей «щибищкелери» неприменимо, то используется слово «пала»-«дитя», и выходит «хуунынъпалалары»  в разговорной речи слово «палалары» упускается если по контексту понятно, что речь идет о потомках тотема. Наши выводы такие, что у многих тюрко-язычных народов тотемом являлся «хуу», «huu»[10] истоки, которого уходят в глубокую древность, которая затем закрепилась как этноним. Народ куны влиял на исторические события средневековья.

Ослабление влияния в Центральной Азии Кыргызского каганата и киданское нашествие Х-ХI вв. вынудили бежать многие тюрко-язычные племенные объединения и этнические группы от границ Китая на запад и предопределили продвижение многочисленных племен из бассейна Амура и из Маньчжурии на освободившие степные просторы»[11]. По нашему мнению, куны двигаясь на запад, сначала заняли огромные просторы степей Казахстана и явились основным ядром образования казахского народа. Куны впоследствии вошли в состав куманов-половцев, которые появились в Европе между 1030 и 1049 гг.[12]

Г. А. Тюньдешев


[1]   Русско-тувинский словарь: 32000 слов/М.Д. Биче-оол, А.К. Делгер-оол, А.Ч. Кунаа и др. Под ред. Д.А. Монгуша.- М.: Рус. Яз., 1980. С.236.
[2]
   Хакасско-русский словарь= Хакас-орыс сöcтiк. – Новосибирск: Наука, 2006.С.870.
[3]
  Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002. С.86.
[4]
   Там же. С.86.
[5]
   Там же. С.86.
[6]
   Потапов Л.П. Из истории ранних форм семьи и религиозных  представлений //Советская этнография. 1959. №2. С.91.
[7]
   Хакасско-русский словарь/ Под.ред. Н.А. Баскакова.- М.: «Государственное издательство иностранных и национальных словарей», 1953. С.176.
[8]  
Хакасско-русский словарь/ Под.ред. Н.А. Баскакова.- М.: «Государственное издательство иностранных и национальных словарей», 1953. С.176.
[9]
   Русско-тувинский словарь: 32000 слов/М.Д. Биче-оол, А.К. Делгер-оол, А.Ч. Кунаа и др. Под ред. Д.А. Монгуша.- М.: Рус. Яз., 1980. С.236.
[10]
   Аrıkoğlu Ekrem. Örnekli hakasça-türkçe sözlük. Ankara, 2005. С.200.
[11]
    История Хакасии с древнейших времен до 1917 года/Отв. Ред. Л.Р. Кызласов.-М.:Издательская фирма «Восточная литература», 1993.С.114.
[12]
   Там же. С.115.

 

 

Посмотрите еще другие публикации:

24 комментария

  1. Рашит:

    Продолжим обсуждение определения “Тенгрианство – открытая мировоззренческая система тюрко-монгольской традиции, религиозным учением которой является тенгризм.” В чем тут ошибки. Ну, во-первых, любая религия это мировоззренческая система, а, во-вторых, в любой религии есть свои традиции. Авторы, на мой взгля, пришли к такому мнению исходя из действительности. Ведь , действительно, в момент наибольшего могущества для тюрок-монголов решающее значение имели имелди сложившиеся у них традиции и обычаи. А религия у них играла второстепенную роль. Т.е. они могли быть в это время и мусульманами, и буддистами.Вот этот момент надо разъяснить населению, а то возникают бесплодные споры и недоразумения.
    Чем это подтверждается? Примеры и факты тут на поверхности. Крымское ханство. Это ханство просуществовало до 70-х годов 18 века!!! Когда о монгольском господстве все уже давеым-давно забыли. Но крымские татары были мусульманами. Просто у них как и моноголов вера не была очень глубокой, хотя все-таки была покрепче. И вот горстка татар-мусульман до середины 18 века!!! брала дань с Москвы. Так что все утверждения Р.Безертдинова о том, что в слабости тюрок виновать ислам – это ложь от начала и до конца. Наоборот, этот пример наглядно и убедительно демонстрирует, что если монголы приняли Ислам, то они прогосподствовали бы как минимум до конца 18 века.Т.е. пока была эффективна кавалерия. Даже более того, перейдя к оседлому образу жизни, они не потерялись бы в истории, а сохранили бы свое государство.

    • Sam:

      Рашит, извините, но может вы перестанете флудить этот сайт? Вам адрес мечети надо?

      • Рашит:

        Идет теоретическая дискуссия, т.е. обсуждение терминов. Дело в том, что неправильыые термины вводят в заблуждение людей, в результате возникают недоразумения. Я привожу доводы в отношении статьи Безертинова, которая опубликована на сайте и в которой содержатся неверные, на мой взгляд, утверждения. Все идет по теме, и я реализую свое конституционное право, так же как реализует его Безертинов. И Вы тоже можете принять участие в дискуссии. Это нормальное явление, когда высказываются самые противоположыне точки зрения. А Вы вот хвалитесь толерантностью, но на деле, например, огульно вслед за Безертиновым называете всех мулл полуграмотными людьми. Причем заметьте, что я не возмущаюсь, хотя Ваши утверждения не только не соответствуют действительно, но и просто некорректны. Я просто терпеливо привожу нужные доводы. Мы живем в многоконфессиональном обществе и надо учиться воспринимать любые точки зрения и адекватно на них реагировать. Например, и христиан , и мусульман порой бывает как только не называют на разных форумах. Там об аргументах и корректности никто даже не думает. Я же, заметьте , веду себя очень пристойно и веду чисто научную дискуссию, а Вас даже это уже почему то возмущает. Так нельзя ведь. Это получается дай Вам волю, то Вы бы всех забанили, да?

  2. Рашит:

    Вторая опасность для неотенгианцев кроется в возможности создания оккультной секты. Оккультизм погубил многие страны. Но сегодня его опасность только увеличивается, потому что в дополнение к старым оккультным практикам появилась целая индустрия по созданию специальных психотропных препаратов. И наработан большой опыт их применения. Сегодня зомбировать человека или даже толпы людей ничего не стоит. Не стоит забывать о том, что бывшие тюркские территории очень богаты ископаемыми. И финансовые олигархи с большин интересом смотрят на эти богатства. Для достижения своих целей они будут использовать (и уже использукют) любые средства.

  3. Рашит:

    Какая опасность подстерегает сейчас неотенгрианцев? Это желание создать свой тюркский национал-социализм. Дескать, когда то мы были империей. Национал-социализм очень легко зарождается на почве уявзвленного национального самолюбия. Человек очень тороплив. Ему всегда хочется счастья здесь и сейчас. Поэтому людям, занимающимся вопросами Тенгрианства, следует избегать соблазна соорудить некую новую веру, которая, по их задумке, быстренько введет людей в новую страну всеобщего благоденствия. В мировой истории это было и происходит постоянно. Даже в мировых религиях, в которых основные концепции сложились уже давно, постоянно происходят брожения. На разных сайтах довольно нередко встречаются радикальные высказывания тюркской молодежи. Поэтому на предстоящей конференции, думается, следует осветить и этот вопрос. Следует понимать, что никакие новые концепции не изменят в одночасье внутреннюю сущность людей. Если человек ленив или глуп, то наивно думать, что прямо завтра он станет умным и усердным. И Господь будет спрашивать с людей сообразно их способностям. Творец знает, что человек несовершенен. Поэтому важно стремление к Всевышнему-Творцу, а не самолюбование своими достоинствами.

  4. Рашит:

    В определенном смысле “творцом” современного Тенгрианства является Гумилев, который очень много сделал в плане исследования и популяризации истории тюрок. Но Гумилев вырос в христианской традиции, а затем он познакомился с Блаватской и Рерихом. Надо сказать, что взгляды Гумилева формировались в очень интересный момент. В среде интеллигенции начинался информационный бум. Благодаря развитию железнодорожного сообщения люди стали много путешествовать, много видеть. С одной стороны быструю популярность набирал атеизм, а с другой – всякие оккультные учения. Вот на этом фундаменте Гумилев и изложил свое видение Тенгрианства. Но несмотря на отсутствие глубины исследований (он ведь был одиночкой) Гумилев был недалек от истины. Дело в том, что будучи кочевым народом, забывшим свою исконную веру, тюрки очень много общались и много перенимали из религии и философии народов как Европы так и Азии. Известно ведь, что только в нашей эре тюрки в массовом порядке дважды достигали берегов Дуная. И это не считая других контактов (посольств, торговых караванов и т.д.) Постоянно контактировали они с Ираном, Индией, Китаем, Халифатом и т.д.Поэтому идеи о Единобожии никогда полностью не исчезали из тюркского сознания и причудливо переплетались с самыми разными убеждениями.

  5. Рашит:

    Вся мировая практика показывает, что человек слаб, и что он постоянно искажает то. что давалось ему Богом. Таким образом, людям , изучающим Тенгрианство, надо приложить максимум усилий, для того чтобы разобраться в истине. Какие вопросы нужно решить на предстоящей конференции:
    1. Необходимо определиться – является ли современное Тенгрианство язычеством или нет? Определиться в чем сходство и в чем различия. При этом должна быть соответствующая аргументация, должен быть проведен сравнительный анализ с другими религиями и с языческими культами. Эмоции тут неуместны.
    2. Нужно определиться с научными подходами к Тенгрианству. Тут есть два варианта. Атеисты полагают, что сначала у всех племен было язычество, а потом, дескать, люди сами “изобрели” монотеизм. Второй подход заключается в том, что Господь дал людям через пророков веру и знания (письменность в том числе), но люди с течением времени в силу своей слабости начинали лепить из чего угодно своих собственных божков-идолов и поклоняться им.
    Конечно, ответы тут лежат на поверхности. Однако в нашем обществе в гуманитарной сфере господствуют такие штампы и ярлыки, что объективный подход не всегда берет верх. Например, атеисты-дарвинисты никак не реагируют на наличие в далеком прошлом у тюрков своей рунической письменности. И они никак не объясняют тот факт, что сейчас этой письменностью никто не владеет. Хотя уже эти два момента напрочь разрушают их теорию. Ибо как так получилось, что народ сначала “изобрел” письменность, более того, даже владычествовал над миром, а вот письменность свою не уберег. Причем уже после мирового господства, уже когда во всем мире стала распространяться наука, этот народ почему стал поклоняться гусям и т.д.Где же тут эволюция?
    Я думаю. что ученым надо больше внимания обратить на тот факт, что и на Алтае и на Волге, а также на Дону было много каменных идоллов с руническими надписями ( их называли бабами). Причем они в ряде случаев были сильно похожи на богиню Иштар (Месопотамия). Последнюю такую бабу люди видели в Тататрстане у с. Байряка еще в годы ВОВ. Но в Центральной России эти объекты уничтожались как языческие культы, потому что народ начинал ходить к ним и заниматься колдовством. В той же Байряке, например, всегда были сильные экстрасенсы. Между тем, эти бабы позволяют определить хронологию.Т.е. это очень древние объекты. Им , как правило, много больше тысячи лет. И при этом это уже языческие объекты. Стало быть, Тенгрианство как Единобожие существовало еще раньше. Описания этих баб и надписи на них еще можно обнаружить в архивах.

  6. Рашит:

    Автор подробно описал обряды. В общем то сами по себе церемонии лишены какой-либо логики и связи с реальностью. Они рассчитаны на воображение человека. Чем длинее церемония, тем больше мистификации. Большинство языческих обрядов всегда направлено на то, чтобы лишить человека способности критически осмысливать действительность. Чем сложнее и непонятнее обряд, тем больше возможности у оператора (руководителя обряда) влиять на поведение человека.

  7. Рашит:

    Мировая практика свидетельствует о том, что языческие обряды появились чуть ли не среди самых первых поколений людей после Адама (мир ему). И эти обычаи существовали параллельно с Единобожием. Порой они поочередно одерживали верх друг над другом. Т.е. если долго не было пророков, то появлялись какие то культы. Мы считаем, например, что Греция во времена Александра Македонского была полностью языческой. Но это не совсем так. Да, там были скульптуры и языческие боги. Но там были и единобожники. Есть предположение, что и сам Александр Македонский был единобожником. В частности, когда в Грецию тех времен в очередной раз были посланы три пророка, то жители одного города стали их избивать. Но тут за них вступился один из жителей этого города. За что он и был убит. Языческие обычаи, культы различных животных возникали не только внутри самих племен и народов, но они могли передаваться им и от других племен. В частности , культ дракона, скорее всего, пришел к тюркам от китайцев.

    • Sam:

      Исламисты кажись больше всех глагольствуют о единобожии, но в реальности же утверждают многобожие и межконфессиональную вражду. Они это делают через утверждение, мол только их позиция и есть оригинальная позиция Бога, а все остальные где-то, как-то ошибочны, а мол истинный Бог принадлежит именно им.
      Единственной и истинной монотеистической верой, на самом деле, является именно Тенгрианство – оно не только утверждает что есть Всевышний, но оно признает всех, независимо от их конфессий, равными перед Богом!
      Лучше всего эту истину отражают задокументированные слова Менгу Хана которые он сказал 30 Мая 1250 года: “Есть только один Бог, под властью которого мы живем, под властью которого мы умираем, честь которого мы храним в своих сердцах! Разные религии это всего лишь как прикосновения к разным пальчикам одного единого Бога!” (Дневники Рубрака, ХIII век)
      В отличие от Исламистов, которые ошибочно считают что Бог людит их больше других, Тенргрианство имеет мудрость видеть всех поистине равными перед Всевышним, вне зависимости от каких-либо предрассудков!
      Это одно из главнейших достоинств Тенгрианства, ибо это дает людям гарантию толерантности!

      • Рашит:

        Для того, чтобы изучать Тенгрианство и познать его нужен научный подход. Эмоциональные оценки, типа, Тенгрианство самое хорошее, адекватного человека ни в чем не убедят. Более того, они выглядят просто смешно.Конечно, можно, например, как Безертинов написать хвалебную книгу о Тенгрианстве. Но научной его работу не назовешь, ибо там много эмоций и много искажений истории. А ведь существует целая наука теология. И чтобы спорить о терминах надо знать, что такое Единобожие вообще. А оно существовало со времен Адама (мир ему). Т.е. Ислам (в переводе покорность Богу) существовал всегда. При этом на каждом языке он назывался по своему. Как я уже писал, всего в истории человечества насчитывается примерно 120 тыс пророков!!. И все они несли разным племенам Единобожие. Ислам , который сегодня исповедуют современные мусульмане, это всего лишь продолжение все того же Единобожия. Вопрос в том, что люди постоянно искажали веру, изобретали каких то божков. И только поэтому Господь посылал все новых и новых пророков. Иудаизм времен Сулеймана (мир ему) был настоящим Единобожием. Но к началу нашей эры книжники и фарисеи исказили его, они , в частности, начали заниматься каббалистикой (колдовством) и пр. По этой причине Господь послал к ним Иисуса (мир ему) с Евангелием. Однако его абсолютное большинство не восприняло. Только со временем, идея о Едином Боге получила относительно щирокое распространение в Древнем Риме. Но Евангелие было уже искажено. Коран был ниспослан людям лишь для того, чтобы указать им на их ошибки, в частности, на то, что Иисус (мир ему) был человеком , но не богом. Тенгрианство прошло два этапа. Вначале оно было Единобожием, но в настоящее время у него не осталось никакого цельного содержания. Неправильно говорить, что Тенгрианство было толерантным, ибо не может быть толерантным, то чего практически уже не существовало. К моменту Чингисхана монголы вообще охотно принимали любую веру, т.е. слушали всех людей подряд.Ибо у них НЕ БЫЛО СВОЕЙ ЧЕТКОЙ ИДЕИ о Боге. И им просто нечем было возражать на религиозные идеи других людей. Отсутствие своих собственных системных представлений о Боге это не толерантность, а просто всеядность или что то еще. Но вот в других вопросах монголы толерантыми не были. Они убивали как тюрок так и других. Возникает вопрос – а почему монголы в итоге приняли буддизм, если Тенгрианство и так было самым настоящим Единобожием? Что опять исламисты навязали ? Нет. Просто человек объективно нуждается в некоторой системе ценностей, заповедей. Из-за утери письменности монголы настолько сильно погрязли в предрассудках. Поэтому они просто были вынуждены искать какую то веру. Буддизм оказался рядом.Надо смотреть на мировую практику. Когда люди впадают в предрассудки, то они сначала начинают заниматься человеческими жертвоприношениями, а затем каннибализмом вообще. Например, племена Африки и т.п.

        • Sam:

          Рашит, вам нужны факты? – “Рекордная “вышка”. Суд Эль-Минья (Египет) приговорил к смерти за нападение на 1 полицейский участок разом 529 “братьев-мусульман”

          ….Тенгри Муслимов недолюбливает…. но по их же собственной вине…
          Людям лучше освобождаться от такой мучительно-иллюзорной доктрины.

          • Рашит:

            Вы меня удивляете. Ваши факты ни о чем не говорят. При Сталине в СССР (это совсем недавно) людей судили вообще без особых доказательств и что называется “пачками”. Хотя это не говорит, что социализм плох и виноват во всем. Да, и сейчас в России разве мало бессмысленных убийств и каких то диких случаев. Америка вообще погрязла в войнах. При Чингисхане вырезали целые города по настроению. Если хорошо покопаться в архивах, то многие сибирские (включая тюркские) племена русские путешественники описывали как людоедские!! , в которых практиковались обряды человеческих жертвоприношений и т.д и т.п. Мусульманские страны тоже бывают разные, и в них тоже совершаются преступления. Тут удивительного ничего нет. Оценивать надо по другим критериям. Арабы-мусульмане в период своего расцвета принесли в Среднюю Азию настоящую цивилизацию (науку, культуру). Они не превратили Азию в колонию. Нет. Там не было рабства и т.д. Даже самих арабов там было мало. Были проповедники, были торговцы. Благосостояние всего народа стало таким высоким, что некому было дать милостыню. У всех был достаток. К сожалению, к Средней Азии примыкал шиитский Иран. А это сектанты-раскольники. К тому же как это всегда бывает на фоне всеобщего достатка у людей возникает лень. Социальная активность начинает в такие времена спадать. Люди начинают увлекаться поэзией , музыкой. Кстати, Вы может быть не знаете , но ведь именно при арабах мир узнал об Авиценее, Аль-Хорезми, поэтах Хайаме, Низами, Фирдоуси и т.д. В городах была прекрасная архитектура. Что сделал Чингисхан? Все разрушил. Что после него осталось? Ничего кроме разрушений. Только упоминания в произведениях чужестранных писателей. Чем могут гордиться современные тенгрианцы я, например, не знаю. Приведите примеры , пожалуйста, чтобы я тоже мог вместе с Вами гордиться!!! Между тем многие русские довольно положительно отзываются о многих мусульманских странах, даже несмотря на то, что их столетиями воспитывали в духе полного неприятия Ислама. А вот к современной Монголии отношение в Центральной Росии сейчас меняется очень радикально. Т.е. очень много негатива. Об этом надо подумать. Да и эйфория от Чингисхана в России тоже прошла. Хотя по большому счету Чингисхан помог русским создать свою империю.

          • Sam:

            Я бы мог сказать чем может гордиться Тенгрианец, но в данном случае нет смысла, ведь у вас предубежденный Исламский менталитет, вы бы не увидели значимость, точно также как не видите что Ислам загоняет людей по всему миру в отстой, в мучения, в смерть, в терроризм, медленно, не всех сразу, но неуклонно. Предубеждение запрещает вам это увидеть и понять. Это большая проблема, больше чем можете себе представить, причем проблема для вас же самих, но ничего, жить с той проблемой можно, хотя и не так хорошо.
            Благо Тенгрианства в том что оно способно сохранить свободное мышление человека, чтоб он не впал в зависимость от бредовых доктрин типа Ислама. Извините, не против вас лично, это просто констатация фактов.

  8. Рашит:

    Таким образом, что Тенгрианство старше Христианства не вызывает никаких сомнений.Я полагаю, что оно появилось одновременно с древнетюркской рунической письменностью. Часть племен, живших в районе Ура Халдейского ушла в Среднюю Азию и далее на Восток. Мы знаем , что в период пророка Ибрагима (мир ему) Ур Халдейский был уже языческим и Господь покарал там целые города. Именно тогда люди и стали уходить оттуда. На новом месте Творец не мог не послать людям новой письменности и пророков. Стало быть первые тюркские пророки появились где то 2 тыс. лет до нашей эры. И именно тогда тюрки впервые услышали о Тенгре – Едином Боге-Творце. Господь передавал через пророков не только свои Заповеди, но и различные технические и другие знания. Через тюркских пророков эти знания попадали в Китай. Интересно, что ведя большой частью кочевой образ жизни (или перейдя на кочевой образ жизни) тюрки стали забывать свою письменность и знания, полученные от Бога. А вот китайцы сохранили их (знания). И впоследствии свои же знания тюрки стали получать обратно уже от китайцев.

  9. Рашит:

    Автор не упомянул как соотносятся Тенгре и культ лебедя. Исходя из статьи можно сделать вывод, что хакасы и тувинцы уже в 10 веке не поклонялись Тенгре. Константинопольские послы еще в 6-7 веках отмечали у ряда тюркских племен даже обычаи человеческих жертвоприношений. Сопоставляя различные мифы, изложенные в последних статьях на данном сайте, можно предположить, что период расцвета Тенгрианства приходился на времена до нашей эры. А в нашей эре между тюркскими племенами уже не была единства в вопросах веры.

  10. Рашит:

    Следует отметить, что тотемы в тех или иных племенах появлялись в результате деятельности шаманов (колдунов).Те же гипнотизеры начинают с того, что “привязывают” восприятие человека к какому либо объекту. Посредством этого человек вводится в определенный воображаемый мир. А затем им уже можно управлять. Когда в племени появляется какой-нибудь тотем, то задача управления соответствующим племенем со стороны шамана (колдуна) сильно облегчается, потому что вся толпа сама уже заранее настраивает свое воображение. Но “управляемость” такого общества лишь относительна, потому что шаман (гипнотизер, колдун) является на деле обыкновенным человеком и не может прогнозировать всю ситуацию и видеть окончательный финал. В итоге в обществе начинаются деструктивные процессы. Это хорошо продемонострировали на своем примере коммунисты. Сначала они расстреляли очень много колдунов и магов. Будучи материалистами они рьяно преследовали оккультистов. Но вот при Горбачеве для магов наступил золотой век. Джуна, Кашпировский, Чумак и масса других стали манипулировать обществом. За ними , конечно, стояли определенные силы, которых общественность не знает. Но мы знаем результат. Народ сначала был приведен в состояние бунта, а потом в состояние отупления и покорности.И страна развалилась. При этом, вряд ли, Чумак, Джуна и Кашпировский хотели такого результата и желали его. Ими тоже управляли как куклами. Ведь такие вещи были описаны еще в Ветхом Завете, т.е. это уже давно испытанные трюки дьявола. Когда шаманство расцвело в Сибири, то всего 800 казаков покорили огромное пространство. Мусульмане только вначале немного сопротивлялись. Но их было мало, и вера была не так уж крепка,потому что кругом была большая масса язычников (это в районе Тюмени).

  11. Рашит:

    Вроде бы, вырисовывается интересная статистика. Бурят, похоже, Тенгри не так интересует, потому что они буддисты. А вот хакасы, видимо, заходят чаще. Сужу по посещаемости отдельных статей. Скорее всего, и в Монголии Тенгри (буддисты ведь в основном)знают уже очень мало. Так что зря Р.Безертинов обвиняет мусульман в том, что из-за них Тенгрианство пришло в упадок. Наоборот, именно мусульмане тяготеют к объединению. Именно они большей частью и подняли тематику тенгрианства, поскольку наличие в докоранические времена своей монотеистической религии (имеется в виду свои пророки и заповеди на своем языке, например, Ной же не был семитом) у каждого народа не противоречит Исламу. Исходя из этих убеждений и из общности языка мусульмане приветствовали объединение некогда единого тюркского народа. Однако во главу этого процесса встали ярые националисты, которым необходимо любой ценой показать превосходство своей нации. А ведь Господь не любит превозносящихся.Собственно, расизм он противоречит и Конституции РФ. Поэтому крайний радикализм ни к чему не приведет. Это надо понимать.

  12. Рашит:

    Продолжая тему о терминах “Тенгрианство” и “Тенгризм” хотелось бы обратить внимание авторов той статьи, что, по сути, в обеих случаях ключевым является слово “Тенгрэ”. Просто ввиду уникальности данного слова для русского языка в соответствии с правилами последнего можно говорить и так, и эдак. А вот , например, марксизм не назовешь марксианством или вольтерианство – вольтеризмом. Дело тут просто в неблагозвучии тех или иных форм чужестранных слов. Хотя тенгризм, конечно, звучит менее превлекательно чем тенгрианство. А вот дать определение тенгрианству или тенгризму (понимая их тождественность) можно дать разное в зависимости от собственных убеждений. Атеист-дарвинист, сравнив , например, эпическое наследие бурят или хакасов (в частности, культ лебедя, о котором идет речь в данной статье) с тотемными представлениями других народов придет к закономерному выводу о том, что это банальное язычество. Хотя, на мой взгляд, тэнегрианство имеет определенную уникальность. Но про уникальность тут трудно забить в 10 строк, тем более после окончания рамки буковки начинают прыгать. Просто замучился.

  13. Рашит:

    “Тенгрианство – открытая мировоззренческая система тюрко-монгольской традиции, религиозным учением которой является тенгризм.” Это я взял из статьи об основах тенгрианства. Думается, что на предстоящей конференции ученым надо будет вернуться к этому положению. Лена Валерьевна сказала мне , что это не мнение автора, а коллективный подход. Не получилось ли у них “масло масляное”. Ведь религия уже сама по себе есть открытая мировоззренческая система. Открытая , потому что в любой религии есть богословские школы, ну а остальное уж понятно и без разъяснения. Дефиниции, как говорили Марк и Энгельс, имеют большое значение. Просматривая статьи авторов на сайте я вижу некую расплывчатость и непоследовательность. А это свидетельствует об отсутствии ПОТЕНЦИИ у современного Тенгрианства. Не случайно, видимо, на сайте пока совершенно нет дискуссии, народу заходит мало. Хотя сам сайт очень доброкачественный. Не выявив потенции Тенгрианства ученые будут работать на корзину. Под потенцией я имею в виду не не абстрактные разговоры о мнимых преимуществах и превосходстве Тенгрианства, дескать, тут все самое , самое, а нечто гораздо более важное, что может помочь людям утвержджать на земле справедливость и равноправие.

  14. Рашит:

    Остается лишь добавить, что тюркские племена в языческие времена обычно вышивали “свою” птицу на своих знаменах-бунчуках. И окружающие глядя на вышивку на знамени называли соответствующих людей по имени пттицы на знамени. Таким образом, получалось, что определяющим для племен являлась приинадлежность к тому или ином роду (знамени). “Чужого” порой очень часто уничтожался без предъявления каких-либо претензий и обвинений. Поэтому в тюркском мире так часто шли междуусобные войны. Те же половцы бесследно исчезли с лица земли, хотя существовали всего лет 800 назад. Тут полезно провести следующее сравнение. Русские племена тоже враждовали между собой пока не приняли христианство. Правда крещение не везде прошло миирно . Мы читали в школе как “Путята крестил огнем и мечом”. Однако даже насильственное крещение обернулось для христиан большой пользой. При сопоставимой численности славян и тюрок в те времена, после крещения (т.е. принятия Единобожия, хотя бы, как считаем мы мусульмане, и в неполной форме) славяне без особого труда завоевали земли тюрок. Правда насильственное крещение отклинулось впоследствии необузданным атеизмом и вымещением злобы большевиками на верующих. Но тем не менее фундамент государственности пока устоял. В этом плане Ислам однозначно не приемлет насильственного обращения в свою веру. Ибо вера это глубокое личное дело каждого человека. А Господь приемлет только искреннюю веру. Конечно, можно однозначно утверждать, что если бы тюрки мусулдьмане стали бы насильственно обращать люде в свою веру, то тюрки, как единая мощная нация до сих пор господствовали бы на евразийском континенте. Однако, думается, что неискренность в вере все равно привела бы к атезиму. Поэтому пусть уж лучше все остается как есть. Ибо не нация красит человека, а человек нацию.

  15. Рашит:

    Каких моментов мы пока не видим в материалах, обсуждавшихся на конференции. Мы не видим пока каких-либо нравственно-этических норм. Тот же Рафаэль Безертинов писал о необходимости объединения тюрок. Но на базе чего может происходить объединение ? Только на базе общих ценностей и норм. Да, например, мусульмане и христиане достаточно долго враждовали друг с другом. Но сейчас постепенно приходит понимание того, что мы , по сути, ведем речь об одном и том же Боге-Творце. Более того, все светские законы базируются на постулатах Библии и Корана. Да, есть разница в молитвах, постах, других религиозных обрядах. Но они никак не мещают взаимному общению. Собственно говоря, в мусульманских странах христиане всегда чувствовали себя более свободно чем мусульмане в христианских, потому что для мусульман Иисус (мир ему) уважемый и предпоследний пророк. Но сейчас и христиане начинают более спокойно относиться к Исламу. Даже принимают Ислам. Таким образом, сближение народов возможно лишь на базе общечеловеческих ценностей. Ну и, конечно, очень жаль, если народы со схожими языками имеют разные ценности.

  16. Рашит:

    Рафаэлю Безертинову, автору одной из предыдущих статей, стоит, конечно, внимательно почитать статьи своих соратников. Ведь он пытается убеждать татар, что в основе современного Тенгрианства лежит Единобожие. Атеисты за 70 лет всех убедили, что Единобожие является более равитой формой религии по отношению к многобожию. Поэтому в начале 90-х, когда татары где-то краем уха услышали о Тенгрианстве и о том, что это более древняя форма Единобожия, то из-за разыгравшегося самолюбия и самомнения они стали причислять себя к тенгрианцам. Дескать, они еще раньше евреев приняли Единобожие. Ведь в Коране говорится о том, что Ислам как религия существует со времен Адама (мир ему), и что Господь постоянно посылал человечеству пророков (всего их было около 120 000 человек). Просто люди постоянно забывали про заповеди и впадали в грех многобожия. Но как мы можем убедиться на примере материалов конференции современных тенгрианцев, в настоящее время их нельзя отнести к единобожникам. Да, видимо, существует где то определенная совокупность сказаний о существовании Единого Бога-Творца и о его заповедях. Но пока мы видим в роли творца или сотворца большей частью земных персонажей типа лебедя и т.д. Что , конечно же, никак не может быть признано Единобожием.

  17. Рашит:

    Да, если у хакасов уже в 10 веке был тотем лебедь, то разброс божеств у тюрок был очень большой. Ведь еще до Чингисхана у ряда племен был кречет ( сокол), которого вышивали на знаменах. Я думаю, что современным исследователям тенгрианства следует больше внимания обращать на такие вопросы как неразвитость абстрактного, диалектического мышления у тюрок-кочевников.Стоит обратить внимание на то, что древние греки, несмотря на то что они и среди них было много язычников-многобожников, обладали развитым абстрактным мышлением. Это позволяло им развивать математику, заниматься философией. Причем мысли Платона или Аристотеля не утрачивают своей актуальности до сих пор.Но пойдя по пути дальнейшего углубления язычества греки пришли к глубочайшему кризису буквально во всех сферах. Лишь христианство немного выправило их. Однако даже такой могучий народ в нашей эре уже не смог сделать ничего примечательного. Развитие абстрактного,диалектического мышления – это вопрос выживаемости того или иного народа в современных условоия. Творец-Господь создал всех людей равными по способностям. Отклонения если и есть то небольшие. А вот дальнейший путь каждый выбирает сам. И в этом плане путь главного тотема лебедя, представляется, оказался далеко не самым удачным в том плане, что не принес своим поклонникам благоденствия.