О генеалогии Чингизидов: историко-источниковедческий анализ

«Это то, что было известно из хроник, а также то, 
что было услышано и узнано, – все это упомянуто в этой родословной.
И каждому, кто узнает что-либо еще об их потомках, надлежит записать это»
Из летописи
«Таварих – и гузида-ий Нусрат-наме»

Родословная Чингисхана, согласно «Сокровенному сказанию» монголов, восходит к царям древней Индии и Тибета, к Сынам Вечного Неба. Тем не менее 1155 годом датируется начало его жизненного пути, а данное ему при рождении имя Темуджин впоследствии сменилось титулом Чингисхана, ставшем вскоре именем собственным, с которым великий Потрясатель не только вселенной, но и умов человеческих вошел в историю.
Со временем чингисхановых войн минуло уже более восьми веков, и более восьми веков человечество пытается постичь феномен личности завоевателя. По горячим следам, через 13 лет после смерти Чингиса, было написано монгольское «Сокровенное сказание». Одно за другим появляются исследования китайских, мусульманских авторов, описания и свидетельства первых европейских путешественников, чьи маршруты пролегали в глубь Азии. По сие время тень Чингисхана нависает над умами человечества и континентами.
В течение 12 лет, с 2000 года, нами ведется научно-исследовательская; работа по составлению генеалогии Чингисхана и его потомков с XIII в. Мотивом послужило множество белых пятен и откровенных искажений истории родного государства на наш взгляд, основной причиной является семидесятилетняя Советская историография, проявление идеоло-гизированного прессинга системы ВКП(б) и КПСС над темой «чингизизма».
Централизованный источник истины прекратил своё существование с распадом коммунистической империей, и дала возможность по новому взглянуть на отечественную историю с соблюдением принципа научной истины. [Табулдин Г.Ж. 2007]
В ходе научных изысканий нами рассмотрено и исследовано более десяти  тысяч исторических личностей и найдено место каждого в репродуктивной ветви Чингизидов. Печальным фактом является в наших исследованиях поступки наших современников, также как и в прошлой истории повторяются исторические казусы по появлению псевдочингизидов, представляющие нам надуманные либо вымышленные генеалогические ветви, под различными предлогами хотят увековечивать себя и своих близких в научно-исследовательской работе по генеалогии Великого правителя Востока. Нам не понятны ни мотивы ни цели. По утверждению и естественному воспроизводству, Чингизидом надо было только родиться (по Т.И.Султанову). Чингизиды составляли замкнутое высшее аристократическое сословие и своим юридическим положением резко выделялись среди остального населения страны, где они представляли правящую династию в плоть до 20века.
Прежде всего, два слова о самом Чингисхане. Благодаря своим исключительно выдающимся личным качествам: непревзойденный военный стратег, искусный дипломат и политик, всепроникающий ум, знаток психологии людей, твердость воли, жесткость и щедрость к подчиненным– он, его сыновья и внуки завоевали полмира, соединили Дальний Восток, Среднюю Азию и Европу. Для европейцев он выглядит варваром, жестоким завоевателем, а на Востоке – как основатель Великой Монгольской Империи, гений военного искусства, Великий полководец: Генералиссимус раннефеодальной Монгольской Империи, [Табулдин Г.Ж. 2012г.] говоря современным языком. Создатель самой огромной империи в истории человечества.

У Чингисхана от старшей жены Борте из рода конырат родилось четыре сына: Жоши, Чагатай, Угедей  и Тулуй. Естественен наш интерес к ветви Джучи  или согласно нормам современной казахской лексики, улуса Жоши.
Жоши, старший сын Чингисхана, учасник Первой мировой монгольской войны под непосредственным руководством самого Чингисхана. Умер он в июне 1227 года, а в августе, похоронив сына, скончался Чингисхан. По народному преданию Жоши-хан погиб на охоте. Раненый им хромой кулан отгрыз ему правую руку. Мавзолей Жоши-хана находится на берегу реки Кенгир в 45 км к югу от Жезказгана.
В своей книге «Родословные казахских ханов и кожа ХVIII-Х1Хвв.» известный специалист-исследователь И.В.Ерофеева пишет: «Благодаря совокупным усилиям многих поколений отечественных и зарубежных ученых-востоковедов, в настоящее время в науке сложилось более или менее адекватное представление об общей династийной и фамильно-клановой принадлежности большинства верховных правителей-казахов середины XV- начала XVIII вв., установлены точные, либо приблизительные хронологические вехи правления и последовательность чередования на ханском престоле этих ханов и родственные междинастические связи их семей с правящими фамилиями и кланами Сибирского ханства, Ногайской орды, Восточного Моголистана, Бухарского и Хивинского ханств».
Но какими они не были – они были. История не прощает забвения. И мы должны о них все знать, понимать их действия и поступки. И, соответственно, делать для себя определенные выводы.

Директор Института востоковедения, доктор исторических наук  Абусеитова М.X. замечает: «Существуют множество генеалогических таблиц правителей Улуса Джучи. Но ни одна из них не является полной и достоверной, так как они составлены на основе противоречивых данных». Где истина? В каких источниках?» [Абусеитова М.Х., 2001]
Выдающийся востоковед Владимир Густавович Тизенгаузен (1825-1902) в 1884 году опубликовал «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том I, извлечения из сочинений арабских». Второй том, извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г.Тизенгаузеном и переработанные А.А.Ромаскевичем и С.Л.Волиным, дополненное  и переработанное издание было издано только лишь в 1941 году. В указанных томах собраны наиболее авторитетные летописи средневековья, относящиеся к Золотой Орде, в том числе и Казахстана. На основании государственной программы «Культурное наследие» два тома трудов В.Г.Тизенгаузена переизданы Институтом востоковедения им. Р.Б.Сулейменова Министерства образования и науки Республики Казахстан в 2005 году первый том («История Казахстана в арабских источниках» том I), в 2006 году – второй том («История Казахстана в персидских источниках» том IV).
Во втором томе В.Г. Тизенгаузена (из летописи «Таверих-и-Гузида-ий-Нусрат-нама,» 1500-1510 г. издания) приведена родословная Урус-хана от потомков Тука-Тимура. Этой версии и придерживался известный казахстанский востоковед В.П.Юдин. Аналогичная версия происхождения Урус-хана изложена и в III томе. «Истории Казахстана в персидских источниках (летопись «Муизз-ал-ансаб»). Другая точка зрения на происхождение Урус-хана от потомков Орда-Ежена исходит от персидского источника «Аноним Искандера» (том IV, стр. 258-259), написанная в 1414 году. Ему вторит историк Гаффари «Список устроителя мира» (том IV, стр. 404). Такие же сведения дает и Хайдар Рази в своих «Историях» (том IV, стр. 409). Эту точку зрения принимал российский историк XIX века В.В.Вильяминов-Зернов, автор исследования о Касимовских царевичах, академик В.В.Бартольд, немецкий исследователь Ховард, французский ориенталист Рене Груссе, автор фундаментального труда «Распад Золотой Орды» М.Г.Сафаргалиев, петербургский профессор И.Т.Султанов – автор десятков книг по истории Казахстана и другие ученые-историки.
Мы принимаем второй вариант, т.е. от «Анонима Искандера» и примыкающих к нему авторов. От Орда-Ежена!
Какой вариант достоверный? Какому автору летописи верить? У нас потомков XXI века, спустя 600 лет, нет никаких оснований одному автору верить, другому нет. Мы современники, не были участниками и свидетелями тех далеких событий. У нас нет веских доказательств и неопровержимых фактов. Любое умозаключение именитого ученого будет всего лишь его личной версией. Общепринятой версии (по договоренности) не должно быть. По этому поводу выдающийся академик В.В.Бартольд писал, что приведенные сведения Натанзи о Ак-Орде и Кок-Орде «совершенно не соответствует действительности и показывают, как не верно представляли себе уже в XV веке в Персии (где писал аноним) историю потомков Джучи» (из «Анонима   Искандера», т. IV, стр. 252).
Исходя из приведенного высказывания маститого востоковеда – однозначный вывод о происхождении Урус-хана сделать невозможно.
И еще один важный момент. Правители Синей Орды с самого ее основания были потомками Орда-Ежена, хотя и в вассальной зависимости от ханов Золотой Орды. В период «великой замятни», когда власть в части Синей Орды захватили тукай-тимуриды Кара-Ногай (1361-1368), то ордаиды, прежние хозяева, естественно, возмутились и сместили незаконных претендентов. Урус-хан занял трон, принадлежащий ему по праву наследства от отца Чимтай-хана и предыдущих предков, которые властвовали на этой территории.
О степени достоверности любой генеалогической таблицы, можно судить только по значимости используемых источников. В первую очередь – первоисточники. К ним относятся те авторы, которые сами были участниками или свидетелями описываемых событий.
Учеными-историками установлено и доказано -образование Казахского ханства следует считать 1470-1471год. Первыми казахскими ханами были Керей и Жанибек. Султан Керей и султан Жанибек в 1470-1471 году полностью захватили верховную власть в стране и основали династию собственно Казахских ханов. «Политическая и общественная значимость этого события заключается прежде всего в том, что Казахское ханство, возникшее в 1470-1471 годах – первое во времени в Средней Азии национальное государство, созданное ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками». В 2010 году исполняется  540 лет образованию Казахского ханства (Казахской Орды). Свои многолетние исследования чему мы и посвящаем.
Родословная их приведена в таблице. Керей по возрасту был старше Жанибека. Именно Керей назван в качестве старшего хана казахов во всех известных сочинениях (летописях) [1,145] Исторических документов, где было бы указано конкретное время правления Жанибек хана не обнаружено. Но в памяти народа он сохранился как мудрый и справедливый правитель, как святая личность, его называют не просто Жанибек- хан, а Азь- Жанибек-хан, что ставит его немного выше даже самого верховного ханского титула [1,16]. Он является родоначальником всех последующих казахских ханов. У него было 9 сыновей. Из них третий сын, Касим – один из выдающихся казахских ханов. После смерти Азь – Жанибек-хана трон достался Бурундуку, сыну Керей-хана, согласно установленному обычаю предков.
Касым-хан, третий сын Жанибек-хана, основателя Казахской Орды, с молодого возраста прославился как великий полководец. В Казахском войске он командовал конницей и завоевал такой авторитет, что почти все вопросы военного плана успешно решал самостоятельно. С 1511 по 1518 год хан Казахской Орды. Историк того времени Мирза Хайдар писал, что численность населения при Касым-хане превышало 1 млн. человек, что после Жоши-хана в этом народе не было хана, более всемогущего, чем Касым-хан. Еще Касым-хан остался в памяти народа как творец новой правовой системы – законоположения «Касым ханнын Каска жолы» (Светлая дорога Касым хана), сыгравшей решающую роль в закладке основ национального самосознания казахского этноса. Одна дочь Касым-хана была замужем за ногайским мурзой Шейх-Мамаем, другая за Убайдуллой-ханом.
После Касым-хана, на белой кошме был поднят его сын Момыш-хан (1518-1522). Царствование его было не долгим. Он погиб от удушья боевых доспехов: в одном из сражений его конь был убит и упал, подмяв под себя хозяина.
В казахском ханстве начались большие несогласия: султаны Дешт и Кипчака много воевали друг с другом, в конце концов, ханом был провозглашен Тахир – султан, старший сын Адика-султана, сына Жанибек-хана. Это был злой и жестокий человек, не обладал ни дипломатическими, ни военными талантами. Постепенно все его подданные покинули его от него, он был покинут своим народом, и умер среди киргизов в бедственном положении.
После Тахира великим ханом Казахской Орды избирается еще один внук Азь-Жанибек-хана, сын Жадик-султана Тугум-хан (1533-1537). Ему удалось сплотить распавшиеся было казахские улусы и вновь объединиться с киргизским народом. Почти беспрерывно вел оборонительные войны против калмаков, узбеков, моголов. Союзные силы узбекского хана Убайдуллы и могольского Абдар Рашида встретились с объединенной армией Тогум-хана (казахи и киргизы) восточнее Иссык-Куля в месте Сан-Таш. 27 июля 1537 началась кровавая сеча четырех народов. Все казахские полководцы-37 султанов во главе с Тугум-ханом и 9-ю его сыновьями погибли в этом бою. Современный казахский писатель и историк Мухтар Магауин по поводу этой битвы писал: « Сан-Ташское сражение – одно из самых трагических событий в военной истории Казахской Орды, но в то же время это священный, памятный день, когда в жизни народа на карты были поставлены честь и свобода и его сыны пошли на верную смерть за святой долг, отдали себя в жертву во имя грядущих поколений. А имя Тугум-хана погибшего со своей династией на поле брани, должно стоять на первом месте в ряду самых славных личностей, вошедших в полутора тысячную историю казахского народа, почитаться на уровне святых [1, 27]. После гибели Тогум-хана на его место был избран младший брат Тахир-хана Бойдаш».
Есим-хан (1598-1614) и (1627-1628). Сын Шигай-хана. Вторая бухаро – казахская война началась в 1603 году и продолжалась 20 лет по 1624 год. За это время произошло семь наиболее крупных сражений, в которых всегда победу одерживали казахи. Теперь Есим -хан начинает борьбу за Восточный Туркестан, где пребывал 7 лет. За время его отсутствия власть в стране захватил правитель Ташкента. Турсун-султан и даже стал чеканить монеты со своим именем, что говорит о его верховной власти. Точных данных о его происхождении нет, известно, что он сын Жалым-султана, верной опоры Хак-Назар-хана. Во всяком случае, по свидетельству историка Абулгази, Есим- хан относился к Турсун-хану уважительно. Но когда «презрев обычаи и моральные устои, Турсун-хан совершил немало дерзких и даже низменных поступков» терпение лопнуло. Когда Есим-хан был в походе против калмаков Турсун-хан, пренебрегая законами родства и кодексом чести, разграбил Есим-хана, а его семейство взял в плен. И со своим войском направился на встречу Есим-хану. Произошло два сражения. Нукеры Турсун- хана напали на своего повелителя и умертвили его. «Есим-хан на этом не останавливается. Он приговаривает к смерти весь род Катаган, который служил опорой мятежнику и поднял меч на своих единокровников». Катаганское побоище явилось не победой Есим-хана, а трагедией Казахской Орды, когда был уничтожен весь род Катаган. Два казахских улуса исчезли с лица земли.
Народное предание связывает имя Есим-хана с его Уложением, известное как « Есим-ханным еске жолы» ( Древняя дорога хана Есима), по которым казахский народ жил почти сто лет.
Абулхаир-хан (1710-1748) Младшего жуза. Провозглашен ханом Младшего и частью Среднего жуза на народном курултае в Каракумах в 1710 году. Он принадлежал к младшей ветви Жанибек-хана. Его прапрадед Батыр – хан управлял Малой казахской ордой в 1608-1617 гг.
Выдвинулся он благодаря своим личным умениям, организаторским качествам. Сумел привлечь на свою сторону влиятельных народных батыров, как Есет (1667-1749), Богенбай (ум. в 1741), Жанибек (ум. в 1741). Именно он, Абулхаир-хан, единственный из Чингизидов Казахской Орды, организовал всенародное сопротивление, захватчикам калмакам. И в 1725 году отвоевал у джунгар Туркестан и его окрестности. В 1726 году в Ордабасы Абулхаир хан был избран главным предводителем народного ополчения. «В течение последующих 3 лет (1727-1730) воинские соединения трёх жузов под верховным командованием Абулхаир-хана одержали наиболее крупные, в том числе две решающие (Буландинское и Аныракайское битвы) в многолетней войне с джунгарией» (там же). Именно в данный судьбоносный период Абулхаир-хан приобрел среди казахов звание «старшего» или «главного хана».
Абылай – хан (Абиль – Мансур, Абулмансур 1711-1781 г.ж.)
Целая эпоха в истории Казахстана. В Орске в 1740 г. вместе с  Абульмембетом принял присягу России. Был правнуком Салкам Жангир- хана. Его отец Уали- султан был убит калмыками при штурме Ташкента. Тринадцатилетнего султана спас его раб-слуга. Лишившись отца и матери, он несколько лет пас коней у бая. А с 15 лет принимает участие в сражении с калмыками. Лишь только в 1771г., после смерти Абульмамбет-хана, Абылай-хан официально, в торжественной обстановке в Туркестане у мавзолея Хаджи Ахмед Яссави был поднят на белой кошме и объявлен ханом всей Казахской Орды.
Первая жена – дочь Абулхаир – хана. Всего у него было 30 сыновей. В 20 лет в поединке победил Чарыша – главного батыра Калмаков. Узнав о его высоком происхождении, казахи рода аргын, караул выбрали его своим султаном. В 1757 г. подписал мирный договор с Китаем. В 1771 г. были разгромлены волжские калмыки во время их перекочевки в Джунгарию, так называемый «пыльный поход». Абылай-султан принял на себя командование всеми военными силами, которыми располагал хан Абульмамбет С именем Абылая связана идея общенационального единства, государственной независимости и территориальной целостности Казахстана. За осуществление этой идеи раскрылись природные дарования Абылая: государственный ум, личная отвага, талант полководца и политического деятеля, качества искусного дипломата. Только благодаря этим незаурядным способностям Абылай – безвестный пастух, по прозвищу Сабалах, возвысился до значения хана, пользовался поддержкой широких слоев общества. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» отметил, что стремление народа к единству нашло отражение в деятельности хана Абылая. «Подвиги Абылай хана – объединителя, пишет Н. Назарбаев, – который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа в тот жестокий век». «В своем завещании Абылай-хан разделил территорию Казахского ханства между своими  сыновьями, тем самым подвел черту под достигнутый самим Абылаем высоким уровнем централизацией власти, что способствовал в дальнейшем кланово- региональному сепаратизму кочевников».
Абылай-хан – самый могущественный из всех ханов Казахской Орды по оценкам европейских историков. Такова вкратце оценка деятельности хана Абылая в настоящее время.
Кенесары-хан (1802-1847 г.ж.)Внук Абылай-хана считал себя продолжателем дела своего знаменитого деда. Он ставил перед собой главную цель-восстановление целостности Казахской Орды в прежнем ее величии.Руководитель национально-освободительной борьбы против Российской экспансии, речь идёт о 10-ти летней войне казахского народа под предводительством Кенесары Касымова. Численность его войск иногда достигала 20 тысяч воинов – внушительная сила! Осенью 1841г. представители всех трех Казахских жузов подняли Кенесары на белой кошме, провозгласив своим ханом. Его обширная дипломатическая переписка с генерал-губернатором говорит о его широте взглядов, гибкой политике, о ярком борце за национальную независимость.Уже 200 лет исполнилось со дня рождения великого сына казахской земли. Мы не ошибаемся, если выразим мнение, что история нашего отечества той эпохи и до наших дней почти не знала личности такого масштаба, как хан Кенесары. Его невиданная отвага, беззаветная преданность интересам ханской государственности, удивительная стойкость в длительной и изнурительной борьбе против планов и действий колониальной империи по захвату казахских земель, реформ по обустройству своего государства-все это до сего времени восхищает благодарных потомков, побуждая все более внимательно подвигают нас бережнее относиться к каждому новому факту, документу, воссоздающему его немеркнущее бессмертие.
Алихан Букейханов (1866-1938) – потомок Букейхана был избран во II Госдуму России. В декабре 1917 г. избран Председателем Правительства Алаш-Орды. Репрессирован и расстрелян 27 сентября 1938 г., захоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.
Ермухан Бекмаханов (1915-1966) – доктор исторических наук, выпустил первый том «История Казахской ССР» и в 1952 г. был осужден на 25 лет как буржуазный националист. Благодаря ходатайству академика А.М.Панкратовой и других ученых был оправдан и реабилитирован в 1954. Его сын Ермухан, журналист и кинорежиссер проживает в г.Москве.
В конце XIX и начало XX века ознаменована наступлением новой эпохи, новой формации, роль и значение сословия султанов в кочевой цивилизации начало угасать. К тому же их амбиции не соответствовали реальному положению вещей. Представители сословия торе-Чингизидов сублимировали и на этой основе от части дало началу зарождения национальной казахской интеллигенции. Это отражено в (шежре) Казахских ханов, султанов и торе-Чингизидов. Генеалогия потомков Потрясателя Вселенной – Чингисхана есть поступь веков отечественной истории, иммунитет для настоящего и будущих поколений государство образующего этноса. Важна судьба наследия и наследников для современных тюркских народов Евразийского континента.
В рамках данного проекта необходимо провести два вида исследований: работа с первоисточниками по генеалогии Чингизидов 15-17 века (Британский, два индийских списка Муизз ал Ансаб, Лондонский и Санкт-Петербургский списки Таварихи Гузидайи Нусрат-наме, Сочинения Тимуридского историка Хондемира Хабиб-ус-сияр, изданное в Тегеране на персидском языке), а также полевые экспедиции в Казахстане, Монголии, Болгарии, Турции, России, Украины по сбору письменной и устной информации по генеалогиям Чингизидов и тестирования ДНК потомков Чингис-хана с  целью выявления и верификации гипотезы об отношении Старкластера к реальным потомкам Чингиз-хана. Говоря об актуальности стоит отметить, что в рамках программы Культурное наследие Казахстана уже издавался парижский список Муизз ал Ансаб (перевод Ш. Вохидова), но согласно канонам исторической методологии данная работа не дает полной информации об изучаемом источнике. Судить об этом источнике можно только путем сверки всех 4 копий источника, хранящихся в Париже, Лондоне и Индии. Только на основе проведенной внешней критики (сверка и печать критического текста источника) можно проводить внутреннюю критику и извлекать исторические факты из данного первоисточника. Критический текст Таварихи Гузидайи Нусрат-наме был издан, но не был переведен на современные языки, кроме того факсимиле данного источника в монографии Акрамова слишком мелкое и  не читабельное. Поэтому на основе работы Акрамова нужно ввести данный источник в исторический оборот. Часть Ленинградского списка уже публиковалась в Материалах по Истории Казахского ханства (1969 год), но данная работа будет не полной без сравнения двух списков Таварихи Гузидайи Нусрат-наме и перевода всего источника в целом. Кроме того на основе данного источника можно точно решить проблему принадлежности казахских чингизидов к ветви Орда-эджена или Тука-Тиимура, так как в Лондонском списке присутствует и в Ленинградском списке отсутсвует сведения о потомках Орда-эджена  15 века. Сочинение Хондемира очень важно, так как там описываются события, охватывающие территорию современного Казахстана 15-16 веков. Из историков данная работа использовалось только Ахмедовым Б.А., но она не доступна на европейских языках и поэтому не используется современными исследователями, хотя и содержит в себе бесценные сведения об истории Казахстана. В связи с научными достижениями в области генетики у историков появляется инструмент для верификации исторических гипотез. Так в 2003 году международной командой биологов под руководством Спенсера Уэллса был обнаружен генетический кластер (Старкластер) у населения Казахстана, Монголии, алтайцев, хазарейцев и др., чье распространение датируется 13 веком, и связывается с экспансией монголов. На основе этих данных и теоретической модели эффекта основателя Спенсер Уэллс предложил гипотезу о том, что данный кластер связан с Чингиз-ханом, По предварительным оценкам количество людей принадлежащих к данному кластеру примерно равняется 16 миллионам. В рамках данного проекта будет выявлено насколько данная гипотеза достоверна. Это будет достигнуто путем тестирования документально подтвержденных генеалогий потомков Чингиз-хана из разных популяций и этносов. Данное исследование является междисциплинарным и инновационным.
Методология научного исследования (используемые методы и формы научного исследования, сравнительный анализ научных подходов к научному исследованию) В данном проекте будут использованы как сугубо исторические методы (внешняя и внутренняя критика источников, критика происхождения и т.д.), так и биологические методы (секвенирование ДНК, исследование У-хромосомы по STR-маркерам (short tandem repeats) и SNP-маркерам (single nucleotide polymorphism))
Ожидаемые результаты (практическая и научная значимость результатов выполняемого научного исследования, их инновационное и конкурентное преимущество) Ожидаются результаты трех видов: 1. Ввод в научный оборот трех указанных первоисточников. 2. Верификация гипотезы Спенсера Уэллса о потомках Чингисхана,  а также выявление типичных генотипов документально подтвержденных Чингизидов. 3. Составление на основе данных источников и фактов общей картины генеалогии Чингизидов и влияние ее на этническую историю народов Евразии.

Уважаемый Президент Республики Монголия Цахиагийн Эльбегдорж, Президент Академии наук Монголии Batbold Enkhtuvshin, уважаемые коллеги, прошу Вас включить данный проект исследования в государственную и международную программу исследований по этнической истории на примере потомков Чингисхана с XIII по XXI век.

Resume: The article is devoted to the genealogy of Kazakh Khans as the most ional discussion able in the historical aspect. The chance to create such variant about the appearance of Chingizids of the Republic of Kazakhstan.

Г.Ж. Табулдин,
Доцент, директор
генеалогического центра
при МПА  «Туран- Профи»

Список литературы

1. Т.И.Султанов «Поднятые на белой кошме Потомки Чингизхана», Алматы,2000 г.
2. Мухтар Магауин «Азбука Казахской истории», Алматы, 1992 г.
3. М.Х.Абусеитова и др. «История Казахстана и Центральной Азии», Алматы, 2001 г.
4. И.В Ерофеева  «Родословные Казахских ханов и  XVIII-XIX в.в.», Алматы, 2003 г.
5. Г.Ж.Табулдин  «Жас каламгер 2008, 2 о Генеалогии потомков Чингисхана на Евразийском континенте c ХІІІ-ХХ в.в.»,  Астана 2008 г.
6. Г.Ж.Табулдин  «Международная научная конференция» том 2, Астана, 2007 г.
7. Г.Ж.Табулдин  «Всемирная генеалогия Чингизидов». Издание 2-ое, дополненное и измененное – Кокшетау 2012, 480стр.-рус., англ.
8. Г.Ж.Табулдин  «Чингизиды: алфавит имен». Кокшетау 2012.
9. Селезнев Ю.В. – Элита Золотой Орды. – Казань:  Издательство «ФЭН» АН РТ, 2009г. – 232с.

2 комментария

  1. Всё равно трудно всё выяснить до конца,и тем более всему верить.Можно хотеть верить по разным причинам.Но утверждать что либо на 100% мы не можем.Есть источники,где говорится о том,как его пленили.а когда он бежал с помощью кого то(возможно жены или близких)он с удивлением узнавал,что он станет отцом.Жена была кем то изнасилована(а может и добровольно)Было такое или нет,я не знаю.И если да,то какой из его сыновей не является его биологическим.Если первый,то тут думаю загвозка.Многое вокруг него построено.Если не он а кто-то иной,то …Хотя и не важно.

    • Вы правы ,сомневаться есть основание,мы попытались быть максимально объективным с соблюдения принципа научной истины, первые Источники противоречат друг другу,первые два поколения его биологических сыновей и внуков состовляло более 140 человек,те экспансия его генов как волна Цунами повлияло на этническую историю евразии,Он за женщинами не ухаживал и тем более неспрашивал их согласия ,,,А порой сами предлогали услуги тем самым они сохраняли себе и будущим своим детям жизнь ,,Тем самым способствовали продвижению его У хромосомы и образовали целый род сословие правящей династии на территории Евразии до 20 века ,,Мой адрес kazbek1470@mail.ru

Комментарии запрещены