Тенгрианская модель государства

Аннотация. Опираясь на исторический опыт государственного строительства кочевых народов, а также достижения современной науки, предлагается тенгрианская модель государства, совершенствующая приоритет общечеловеческих, общенародных ценностей на пути создания правового общества. Курултай составляет стержень построения государственной власти, исполнение властных полномочий с участием представителей народа, осуществляет взаимодействия всех её ветвей как по вертикали построения властной структуры снизу вверх, так и по горизонтали.

Священная функция данной модели государства – проводить власть Народа от имени Народа и для Народа. Таким образом, уходят в забвение такие, казалось бы, «вековечные» принципы построения государственности: «разделяй и властвуй», «система сдержек и противовесов».
Ключевые слова: Тэнгри, народ, человек, общество, государство, единство, право, система, энергия, информация, материалистическое, идеалистичекое.

Abstract. Based on the historical experience of state building by nomadic societies and on the achievements of modern science, this article provides a so-called Tengrian model of government that prioritizes universal human values on the path towards the creation of a legal society. Kurultay constitutes the core body of knowledge on the construction of state power, explaining how representatives of the people exercise power in interaction with all of its branches, building both a vertical (bottom up) and horizontal power structure.
The sacred function of the proposed model of governance is to exercise the power of the People on behalf of the People and for the People. Thus, seemingly established principles of state building such as “divide and conquer” and “a system of checks and balances” disappear into oblivion.
Key words: Tengri, people, human being, society, state, unity, rights, system, energy, information, materialistic, idealistic

На каких ценностях должно базироваться такое фундаментальное понятие, как Право?
Отвечаем: истинно справедливый идеал истекает только от Тэнгри, потому кочевник соблюдает его как святой принцип Бытия. Только спущенный Закон от Тэнгри сущностен – потому человек человеку, а народ народу не имеет права быть судьей; суть права и критерий честности зиждется только на первозданной чистоте Тэнгри – потому великим Юсуфом Баласагунским Каган – Правитель был наречен именем Солнцем Рожденный – Күнтууган (Кюнтогды).
Что значит «истинно справедливый идеал истекает только от Тэнгри», «справедливый идеал права вибрируется с Тэнгри»? Каким образом истекает? В каком виде является? И вот здесь самый раз подвести разговор к Системе как науке, так как принципы строения истинно правового государства как системы, должны базироваться на фундаментальной основе.
Теории Системы начали развиваться еще в античные времена. Однако как Система наука начинает развиваться лишь с конца XVIII и начала XIX вв., когда законы термодинамики стали одними из ведущих научных направлений. На сегодняшний день мы имеем три классификации системы с позиций философии, естествознания и гуманитарных наук:
1. Замкнутая система;
2. Закрытая система;
3. Открытая система.

Замкнутая система – не имеет непосредственной связи с внешним миром, в том числе ни с энергией, ни с информацией. Существует автономно.
Закрытая система – получает энергию и информацию из внешней среды, но не выпускает во вне ни ту, ни другую, т. е. «принцип ниппеля».
Открытая система – получает энергию и информацию из внешней среды и, в свою очередь, отдает их во внешнюю среду. Наука о Системе оказывает огромное влияние на научные поиски и общественно-политическую жизнь. Системное мышление становится неотъемлемой прерогативой передовой научной парадигмы как в естествознании, так и в социальных науках в быстро меняющемся мире.
Остается открытым вопрос: а вообще, возможно ли таковое, т. е. могут ли находиться рядом все три системы и существовать одновременно, параллельно? Скажем, если этот Мир создан в единственном экземпляре, то, как утверждали материалисты, единство мира заключается в его материальности, или, как доказали обратное идеалисты, оно должно заключаться в идеалистичности. Либо-либо, в обоих случаях мы упираемся на незыблемое ЕДИНОЕ, корневое Начало. Стало быть, есть только одна единственная Формула и один Закон, которые доказывают единство мироздания. Такова Истина, которая одна и не распадается на иные компоненты. Как известно, теоретическая физика ХХ столетия искала один из аспектов ЕДИНОГО – физическое Единое поле, но сформулировать его на математическом языке и доказывать экспериментально ни смогли все ученые с мировым именем. Позже отдельные энтузиасты искали разные пути к поиску Теории Единого Поля (ТЕП).
Кыргызский ученый-физик Самат Кадыров (1932 – 2003) посмел называть конструкцией теории Единого поля физическое единство ядерного, электромангитного и гравитационного полей. Но и это утверждение ждет своего часа системного доказательства и признания научным сообществом. Математические и физические формулы и постулаты еще не ответ на вопрос «Что же их объединяет?». Автор имеет честь предложить свою версию теории единого поля, опираясь на его физическую часть открытия, усугубляясь в направлении Духа – Идеи, называя ее ТЕЛЕГЕЙ Система, система ТЭНГРИ! Открытая С. Кадыровым Теория Единого Поля (ТЕП) гласит, что поле мельчайших частиц в виде ядер перерастает в электромагнитное в закономерном процессе взаимодействия частиц и полей. Затем, от электромагнитной системы в вихре круговорота это поле получает качество взаимного притяжения. Появляется самое фундаментальное поле – гравиинертное. Эти три фундаментальных поля природы получили единую основу пока в теоретическом плане. Это означает априори общая физическая основа мироздания во всей Вселенной.
Таким образом, найдено, говоря языком материалистов, искомое материальное единство мира. Тут мы имеем дело с пониманием перехода энергии в информацию, и обратно, по системе взаимопревращения, с тем уклоном, что материалистическое и идеалистическое восприятие мира объединяются. Эту Истину не смогли постичь материалист Маркс, идеалист Гегель, не достигший истинного тождества – Шеллинг, а также мировые религиозные и духовные учения все вместе взятые. Да, не смогли. Потому что у них у всех не было ТЭНГРИ начала, объединяющего идеалистистическое и материалистическое, энергию и информацию. У них не было той Абсолютной Оси (Абсолют Ок), Срединной линии Божьего Ока (Жүл Көз), не было ТЭНГРИ единства, манасового единства. Ученый С. Кадыров узрел самую суть материалистического устройства мира. Оказывается, нет во Вселенной раздельных «закрытых», «замкнутых» и «открытых» систем по отдельности! Есть только одна-единственная величественная Система – ТЭНГРИ! Она фундаментирована на Божьем Оке Манасового Начала.
Это Начало поэтически красиво, образно символически передано в бессмертных строках эпоса «Манас»:
Сияние Солнца и Луны
Суть составляет Кут Манас,
К единению Неба и Земли,
Путь прокладывает Кут Манас.

Вот так сформулирован в этих строках коренной Закон, озвучена суть Абсолютной пронизывающее ЕДИНОЕ – ТЭНГРИ. Это есть Манасово начало. То, что мировые философы блуждали в поиске Главного Смысла Бытия, лежит в Манасовой Оси – ТЕНГРИ-КУТ! Где Тенгри-Кут – начало начал, благоденствие от Небес, коренное Манасово понятие.
Здесь мы ограничимся с представлением в графике и схеме Абсолютной Оси – Манас Жүл не только в физическом (графическом) виде, но и функциональном значении в системе ТЕЛЕГЕЙ. Иерархически ни «Замкнутый», ни «Закрытый», ни «Открытый» уровни Системы не смогут быть вне Телегей Системы. Чтобы описывать динамические моменты перехода из иерархии в иерархию мы предлагаем представить единоравновесную систему в таком порядке.
Тен – одна сторона, непарность, момент до бинарности;
Тен-Тен – двухчастность, парность, тождество, бинарность, внутренний динамический момент непрерывного взаимного перехода сторон друг в друга;
ТЕН-ЕДИНОЕ – Целостность, Полное тождество. Это есть Манасовый момент соединения сторон в едином поле взаимодействия, без никаких разделительных линий и противопоставлений, в вечном процессе взаимоперехода. Вселенская Абсолютная Ось (Ааламдык Абсолют Ок, Жүл). Она в одно и то же время явление или суть во внутреннем освещении; в тот же момент она познается как Абсолютный стержень, проходящий сквозь промежуточные узлы. Абсолютное состояние в процессе взаимоперехода во внутреннем движении Манасовой Оси. Целостность, которая вращается в собственной оси, во взаимопревращении света и тьмы, в вибрационном течении событий, когда весь Мир умещается в Едином, Око Вселенной, Сознание Мира, суть Вечности, – таково Манасово состояние!

Вращаясь вокруг своей оси,
Свет и Тьма скручены силой Тэнгри.
Левое и Правое приведя в Середину,
Правое и Левое проведены через Манасову Середину.
Оба крыла объединены в ТЕНГ – ЕДИНОЕ
В ритме единой сопредельной ритмики.
В одном измерении Светлая Вселенная проснувшаяся,
В другом измерении Темная Вселенная заснувшая.
Глаз Вселенной. Сознание Мира. Сама Вечность.
Таково Манасово миротворение.
Это и есть суть Манасово Состояние.
Рис 1. Графика телегей

Схема телегей

 АТМАНТЭНГРИКУТБРАХМАН
Уровни иерархииПравоеСрединноеЛевое
ВселеннаяПравоеЦентр (Полярная Звезда – Октант)Левое
ГалактикаПерсеЦентрСтрелец
Солнечная систе аЗемляСолнцеЛуна
СолнцеПравое горнило (радиоактивный слой)ЯдроЛевое горнило
Земля а) наружность; б) внутренностьсеверный полюс мантияЭкватор Ядрышкоюжный полюс ядро
Растение: а) ствол б) листсветлое кольцо, правая частьтемное кольцо ствол листакоричневое кольцо левая часть
ЧеловекОтецРебенокМать
Организм. Человек. Животный мир.Правая сторонаОстов-хребетЛевая сторона
Хребет. Спинной мозг.Белый спинной мозг.Срединное (Жүл)Синий спинной мозг
Жүл (нервные клетки)Белый сосуд (дендрит)Жүлгө (нейроны)Черный сосуд (аксон)
НейронТельцеЯдрышкоЯдро
КлеткаЦитоплазмаЯдрышкоЯдро
АтомПротонНейтронЭлектрон
НейтронПравое кручениеЦентрЛевое кручение
центрАнтинейтриноФотонНейтрино
ФотонЭнергияКутИнформация
Кут(ци, прана, эфир)настрой, логосДух, чувства
Настрой-логосРадостьКонгур (срединность)Печаль
коӊурМуйуу (умст. начало)Уйуу (йога-Айкөл)Туйуу (интуит. начало)
Йога-АйкөлУровни йогиМанас-Тенгри-ЙогаКайып (параллельные миры)
 БРАХМАНМАНАС – ЕДИНАЯ АБСОЛЮТНАЯ ОСЬАТМАН
Рис 2.

Стоп. Давайте вспомним, не это ли отражение древней кочевой философии, вмещающей в себя универсальную Истину Природы, в форме «Он» (Правое), «Сол» (Левое) и «Орто Ичкилик» (Срединное). Идея ЕДИНОСТИ, утвержденная через Правое, Левое, Срединное, закреплена нашим перво-отцом Огузом, продолжалось она в системе Тогузак обществостроения пращура нашего Кыргыз ата. Это есть непреходящее освещенное Манасово сознание. Наши кочевые предки блюли живое единство с живой природой и строили свое бытие согласно ее законам.

Поклонение Небу и Земле:
Ритуалы и камлания;
Нравы, ценности, традиции;
Тысячи грез в искусстве;
И наконец, в общественном строе,
Народо-государственном устройстве (Народовластие).

Стало быть, у кыргызов и, вообще, у кочевых народов Оң (Правое), Сол (Левое) и Ичкилик (Срединное), или – Улуу (Старший), Орто (Средний), и Кичүү (Младший) жюзы построение взаимоотношения родов были естественной структурой Народа-Государства. Это есть Путь, унаследованный от самой Природы. Суть ЕДИНОГО – ТЕҢГРИ ЙОГА (Теңирге уюуу). Такое устройство возможно только у народов, тысячелетиями живущих в гармонии с Природой.
Нелишне здесь вспомнить высказывание Карла Густава Юнга:
«Какую сложную эволюцию пережила природа, анатомия и физиология человека пережила такой же путь развития, питаясь молоком Матери-Природы с самого рождения, и эта первоначальная структура сохранилась вовеки».
Древний путь сонастроенности с природой сохранился только у кочевых народов, а оседлый Запад потерял когда-то это единство на крутых поворотах перипетий истории. И в результате сегодня переживает системный морально-экологический кризис, обрекая весь мир в глобальные катаклизмы.
Таким образом, на чем должен основываться Источник Права и где мы его теряем? Оказывается, пламенные рыцари «естественников» новой Европы: Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Дидро или системные мыслители, как Кант и Гегель, поведали человечеству только половину правды. Вторая половины правды им попросту не была дана. Оказывается, Дух Природы в своей искомости ЕДИНОМ еще не познан и не понят. Идеи, высказанные доселе с древних времен, начиная с древнеиндийского Ману, древнекитайского Паньгу, продолжающиеся в учениях естественников Новой Европы и, кончая самыми современными теориями ХХ века, что, мол, общества и государства должны быть смоделированы в согласии с природными законами, к примеру, образцом должно служить сама Конституция Человека (и в физическом, и в духовном плане), как отражение Космоса (микрокосм) – все они носили лишь полуправду. Сам Источник Права их зиждился в кривом. А в кривом зеркале – «кричащая истина» – ложь. Таким образом, неупорядоченность в моделях государств, хаотичность в правлениях – налицо. Цивилизационный кризис налицо.
Настоящая Система кроется в таких глубинах бытия… Сущность кочевой цивилизации сокрыта в глухих дебрях тысячелетий… Итак, мы вышли на первоисточник философии права – это ТЭНГРИ Система, единость формы-содержания. Общество-государство, стремящееся к идеальному, может и должно строиться по модели вековечной закономерности Природы. Только тогда оно, это государсто нерушимо и долговечно: в нем первоатом государства – его гражданин (Киши), затем Семья (Үй), затем Большая Семья (Чоң үй); а далее миниколено предков (Ата Уулу); далее Семь колен предков (жети Ата); далее – родовая семья (урук); далее – родовое племя (уруу); далее – объединение родственных родовых племен – крыло родов (канат); далее – суперобъединение канатов по закону Срединности – Оң, Сол, Ичкилик; далее – Народ-Государство (Эл-Мамлекет), как ЕДИНОЕ, взращенное одно в другом (перерастают в друг друге) на своем идеальном иерархичностью пути.
Это и есть Путь гармоничного единения Личности (Общества) и Государства. Вот это есть стержень обоснования сущности правового государства.

Общие положения Конституции КЭЛ

§ 1. Теңрикут.

XXI век, объединив мировую фундаментальную науку, мировую философию, мировые религии, открывает новую страницу эпохи, стремящейся к манасовому синтезу. Государству необходимо принять этот новый уровень-цель как путеводную звезду и органично вливаться, кооперироваться в русле новой парадигмы.
Следовательно, началом начал всяких действий должно считаться гармоничное сочетание естественного права, вытекающего из первичных законов Природы и позитивного права выбора, выработанных на пути гуманистических достижений всего человечества.
Фундаментальной основой являются новые реалии – достижения новой системы знаний, синтезируемых на почве фундаментальных наук.
Концепция государственности республики Кыргыз Эл (КЭЛ) строится на незыблемом законе неразрывного единства Материи-Идеи. Срединный принцип диалектически строится на системе ЕДИНОГО (ТЭН).

Конституция составляется на принципах Манасовой целостности. 2 статья.

1. Устройство республики Кыргыз Эл – народное.
Народность осуществляется:
– во власти – через совокупность народных собраний во главе с Великим Курултаем;
– в собственности – нахождением земли, природных богатств, а также всех стратегических объектов в государственной собственности.

2. В республике Кыргыз Эл государственная власть унитарная и укрепляется на самом низу через местное самоуправление.
Уровни объединения и управления:
Местное самоуправление объединение первичных групп (минисходы) через Ынтымак Согласие;
Государственное управление:
в селе Сход (Топ);
в районе (аймак) через Собрание (Жыйын);
в республике через Съезд (Кошуун);
Общегосударственное управление осуществляет Великий Курултай (Улуу Курултай).

3. Государственная власть состоит из трех частей – Правое (Оң Кары), Среднее (Орто), Левое (Сол Кары), уравновешенные через Центр (центральная власть).
Верховная центральная власть принадлежит:
Великому Курултаю, состоящему из:
делегатов, избранных путем прямых выборов на местах;
представителей государственной власти, делегированных народом для выполнения его воли;
Президенту, избранному Великим Курултаем.
Только Великий Курултай и Президент вправе говорить от имени народа Кыргызстан. Государственная власть распределена на:

Исполнительную власть – Среднее (орто) – Правительство и низовые исполнительные органы;
Законодательную власть – Правое (Оң) – Жогорку Кеңеш и местные кеңеши;
Судебную власть – Левое (Сол) – Конституционный, Верховный, Арбитражный и местные суды.
Ветви власти функционируют и действуют согласованно.
Внутренне по вертикали, объединившись в СХОД (ТОП), СОБРАНИЕ (ЖЫЙЫН), СЪЕЗД (КОШУУН);
По горизонтали взаимодействуют в Объединенном СХОДЕ (ЧОӉ ТОП), Объединенном СОБРАНИИ (Чоӊ ЖЫЙЫН), Объединенном СЪЕЗДЕ (Чоӊ КОШУУН).

Рис 3.

Камень Күльтегина

Полнокровный мой народ – где он?!
Многочисленный мой народ – где он?!
(Надпись на памятнике Культегина)

Государственное устройство, прочерченное по рисунку на камне древности

Рис 4.

                                              

PS. В данной конструкции государства президент, руководители всех ветвей власти, других государственных органов, члены правительства являются наряду с руководителями представительской власти регионов и представителями общественности членами Великого Курултая – высшего органа государственной власти страны. Президент исполняет сам и контролирует исполнение другими лицами решений Великого Курултая.
Великий Курултай собирается один раз в пять лет, при необходимости может собраться в любое время. По специальной процедуре может отменить решение Конституционного суда. По специальной процедуре может объявить импичмент Президенту.
Таким образом достигается единство народа и власти, что в наше время пока еще не достигнуто ни в одном государстве мира. Ставится задача – построить такое государство в Кыргызстане.

Из материалов VII Международной научно-практической конференции (21-22 сентября 2019 года, Бишкек, Кыргызстан)

Омуралиев Ч. И.
edils2010@mail.ru

Литература

1. Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л.: Изд-во АН СССР. – Т. I., 1950. – 382 с.; Т. II., 1950. – 334 с.; Т. III., 1953. – 328 с.
2. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. – М.: Сиринъ, 1991. – 369 с.
3. Богуславский, М. М. Международное частное право: учеб. для вузов, рек. МО РФ / М. М. Богуславский. – 5-е изд., перераб. и доп., с изм. – М.: Юристъ, 2006. – 607 с.
4. Гегель Ф. Г. Политические произведения. – М.: Наука, 1978. – 439 с.
5. Гегель Ф. Г. Философия права. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.
6. Зомбарт Вернер. … Евреи и хозяйственная жизнь / Авториз. пер. под ред. Г. Гроссмана. – Ч. 1. – СПб: Разум, 1912. – 27. – Ч. 1 : (Экономическая) / С предисл. к рус. пер. проф. И. Х. Озерова. – 1912. – XXIV, 179 с.
7. Кампанелла Т. Город Солнца. / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. – М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. – 168 с.
8. Ленин В. И. Философские тетради. – М.: Гос. изд-во полит. лит., 1947. – 469 с.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3 т. – М.: Политиздат, 1986. – 639 с.
10. Семенова З. С., Маслов А. А. Страна мудрецов? // Знак вопроса. – Москва: Знание, 1993. – 112 с.
11. Махабхарата. – Т. VII. – Ч. 2. – Ашхабад: Ылым, 1981. – 560 с.
12. Пополь-Вух. – М.: Ладомир, Наука, 1993.
13. Рерих Н. К. Избранное. – М.: Сов. Россия, 1979. – 384 с.
14. Семенова З. С. Где искать затерянный мир? // Знак вопроса. – Москва: Знание, 1993. – 112 с.
15. Шань хай цзин. – М: Наука, 1977. – 236 с.
16. Шри Свами Шивананда. Кундалини йога. – СПб.: Культ-инф.-пресс, 1993. – 181 с.
17. Тибетская йога и тайные доктрины. (пер. В. И. Эванс-Вентц) – Т. 1. – Киев: Пресса Украины, 1993. – 207 с.