Наше предположение, что Сахатхан искала свою историческую родину далеко на Севере от тех мест, где проживало в то время урянхайское племя кереитов (ср. эхирит), из которого она была родом («сакаиты» входили в племенной союз кереитов), обосновывается также тем, что до прихода в бассейн Ангары и Лены, предки якутов ( тунг. «яко»; бур.–монг. «заха» – «край, окраина, пограничье», в сочетании «аха-захатан» – «старщие братья», ср. монг. «дзахчин» – «пограничник») составляли единый суперэтнос с урянхайскими предками тувинцев и бурят-монголов, потомков Алан-Куо (имеются в виду предковые роды Оленухи и Лебеди).
Примечательно, что Рашид описывает этот эпизод из биографии Сахатхан в разделе «Племя Татар», обмечая, что «когда племена татар, дурбан (видимо, четыре ойратских племени), салджиут (ср. тув. салчаки, а также сельджуки) и катакин объединились вместе, они все проживали по низовьям рек». Далее Рашид поясняет, что речь идет о левобережных притоках Ангары, из которых наиболее известна р. Иркут, где проживали иргиты.
«По слиянии этих рек образуется река Анкара-мурен. Река эта чрезвычайно большая: на ней живет одно монгольское племя, которое называют усуту-манхун. Граница [его расселения] в настоящее время соприкасаются с [пропущено названия страны]. Та река [Ангара] находится вблизи города по имени Кикас и в том месте, где она и река Кэм сливаются вместе. Город тот принадлежит к области киргизов. Утверждают, что это река [Ангара] течет в одну область, по соседству с которой находится море. Повсюду [там] серебро. Имена этой области: Алафхим, Адутан, Манху и Балаурнан. Говорят, что лошади их [тамошних народов] все пегие [ала]; каждая лошадь сильная, как алагуй четырехгодовалый верблюд; все инструменты и посуда [у населения] из серебра. [В этой стране] много птиц.
Соркуктани-беги послала с тысячью людей на корабле [в ту страну] трех эмиров с тысячью мужей они доставили к берегу [из глубины страны] много серебра, но положить его на корабль не смогли. Из того войска больше 300 человек не вернулись обратно, оставшиеся погибли от гнилости воздуха и от сырых испарений. Все три эмира [впрочем] возвратились благополучно и жило долго [после того]». («Сб. лет.», с. 102).
Как утверждают геологи, серебра в Циркумбайкалии действительно много, но чаще за серебро принимают платину, которой тоже много. Не было ли то, что утопили посланники Сахатхан, платиновым гробом Чингис-Хаана, и это было специальной, заранее спланированной акцией? Тогда это могли быть воды Байкала, как гласят некоторые легенды. К тому же недалеко от верховьев Ангары и Лены на Байкале (Бай-Кёль) находится остров Ольхон название которого, вероятно, происходит от древнейшего рода «олкунутов-олхонутов», родственного Чинхис-Хаану и связанного с древним племенем курумчинских кузнецов-дарханов, от которых и происходит, как мы думаем, название «дарлекин» – «коренные монголы», к которым причислялись эхириты, булагаты, олхонуты, мангуты и те урянхайцы, которые «помогали раздувать кузнечные меха» при исходе монголов из Эргунэ-Хун.
Что касается «нирунов», названных «хребетными монголами», проживающими в горной тайге, т.е. лесостепной зоне, то вся указанная территория – Тува (ср. местность Арыг-Узун), Бурятия и Якутия как раз и является такой горно-таежной возвышенностью по отношении к южной более равнинной зоне, где живут «степные» монголы. При этом в тувинском языке есть понятие «Аргы-Арыг», первая часть которого явно соотносится с названием тюркского предкового рода Аргын (ср. як. фамилию Аргуновы), этнонимам «Урянхай», этносоциальным терминами «арат» и «ойрат» (в смысле «лесные люди»), топонимом Орхон, эпонимами Эргенекон и Эргунэ-Хун и т д. Упоминание «пегих лошадей» (ала) явно связано с родом Алагуй у западных бурят, как и местность «Мангу» – с родом Мангутов, из которого происходит мой бурятский дед Абаев Роман Иванович (отец – Махут, от которого произошел известный клан Махутовых). Название «Мангу», как я предполагаю, и есть китайское «Мэнгу» – «монгол», которое восходит к общеарийскому и туранскому эпониму Ману, ставшему названием древнего предкового рода Ман. Это название носило одно из арийских племен «Махабхараты» и древнегерманское племя эпохи Великого Переселения народов (Байжумин, т.1, с.234). У казахов род Ман сохранился в составе племен Аргын и Адай (там же).
Наш род Мангут связан с родословной Чингис-Хаана через потомка Бодончара Хабичи-Баатура, сын которого Начин-Баатур, имел двух сыновей – Уруудай и Мангутай от которых произошли племена Урууд и Мангуд («Сокровенное Сказание», параграф 46), которые в русском переводе названы также Уруудцами и Манхудцами (или Манхуд-Урууд).
Мангуты были связаны также с Чингис-Хааном через Хойлдар-Сечена, который был ему верным соратником и побратимом (анда). Племя Мангуд, «потомки прадеда Темучина 8-го колена Манан Тодона», произошли, как уже отмечалось, от его 7-го сына Начина Баатура, которого звали Манху. Внуком Манху 7-го колена был Хойлдар-Сечен. Особенно интересно для меня упоминание в данном сюжете об экспедиции Сахатхан «монгольского племени усуту-мангун». Здесь речь явно идет о тех же Мангутах, но дело в том, что наше племя Мангуты жили и живут до сих пор в долине реки Осы, еще одном левобережном притоке Ангары, т.е. являются «усуту Мангутами» (здесь Оса – это «ус», «вода»). Мой прадед Махут, родился недалеко от пос. Оса, стоящего на берегу р. Осы который стал центром Осинского аймака Усть-Ордынского национального округа Иркутской области.
Биография Сахатхан, таким образом, помогает прояснить весьма спорный вопрос о «су-монголах» («водных монголах»), которых не надо относить к тунгусо-маньчжуром, проживавшим на реке «Мангу» (или Аргунь), которых китайцы причисляли к группе «Дунху» – восточные варвары»; собственно говоря, этот термин и означает «тунгус» что соответствует бурятскому «Тунка», т.е. «тункинский аймак», расположенный в Восточном Саяне; соседствует с Окинским аймаком, где когда-то, проживало тоджинское племя Ак, а сейчас живут «сойоты», т.е. сояны, и с Закаменским аймаком, где до сих пор живут бурятские хамниганы, т.е. «тунгусы»). Еще один род тунгусского происхождения – ныне тюркоязычные тувинские Донгаки, название которых явно связано с этногеографическим понятием «Дунху», входил в племенной союз кереитов, а после их разгрома был рассеян среди других «коренных» монголов. Вот так (или примерно так) Дунху, среди которых действительно основную массу составляли племена тунгусо-маньчжурского происхождения, разгромленные еще первым императором Хунну Батором-Тэнрикутом, правителем первой тэнгрианской империи, были ассимилированы монголами Чингис-Хаана, которые фактически продолжили политику первого Тэнрикута, т.е. императора Сына Неба, каковым и стал Чингис-Хаан.
В связи с этим надо еще вспомнить о том, что Сахатхан была племянницей кереитского Он-Хана, дочерью его младшего брата Саха (Заха)- Гомбо, а основные земли кереитов находились вокруг озера Буир-Нур, откуда совсем недалеко до р. Аргунь, впадающей в Амур. Значит, название Аргунь принесли Орхонские Он-уйгуры, т.е. Ондары (тюркоязычные он-татары, потомки Хунну, этнически связанные с «Белыми Татарами» – Онгутами и с «Черными Татарами» – Онкотами, проживавшими в бассейне Ангары и ее притока Осы вместе с Мангутами), этногеографическое понятие «Аргун», произошедшее от названия предкового рода тюрков и уйгуров (в том числе северных теле-уйгуров и уйгур-урянхов) Аргын и связанного с понятием Прародины всех тюрко-монголов Эргенекон//Кюн-Эркен//Эргуне-Хун//Урянхай и со всей горно-таежной зоной Аргы-Арыг (ср. также Орхон, центр страны Орхонских тюрков и он-уйгуров), как бы «перекочевывало» с Запада на Дальний Восток по мере передвижения Ондар-уйгуров еще в эпоху Хунну вместо с другими хуннускими этносами через Маньчжурию вплоть до р. Туманган и далее в Корею (ср. Туман, имя отца Батора-Тэнрикута, связанное с племенем Тумат; кстати, другое чтение имени Батор –Модунь, возможно, связано с другим племенем, произошедшим от «Высокотележников» – Маады, причем названия Тумат и Маады видимо гомогенны и связаны с Тува//Тоба, где последнее интерпретируется как «хозяева Земли», т.е. «Ту» + «Земля», «ба» – сокращенное от «баатор»// «маадыр»//»богатырь» /бога-тур»// «буй-тур», а вариант от Тоба – «табгач» явно перекликается с именем скифской богини Земли и Огня, а домашнего очага – Табити).
Когда в Сеуле я рассказывал об этих передвижениях на Восток через Маньчжурию в древнюю Корею (Корё-Когурё) хуннусских племен «гуров» (кит. «гоули»), в том числе уйгуров, корейские ученые сказали, что знаменитого корейского полководца звали «Ондал», причем мой переводчик отметил, что он сам из рода Ондаров. А известный корейский Дю-Че-Хёк добавил, что другое древнее название страны «Чосон» происходит от названия Саянских гор, которое на Востоке закрепилось также в названии Священной Горы протомонгольского племени Сяньби – Сяньбишань. На это я ему отметил, что, возможно, Чосон происходит от двойного «Чаа+Соян//Суган», где «Суган» – тюркское «Оленуха», или «Олень-Гора», а «Чаа» – сокращение от монгольского «Чаа-бух», т.е. изюбр (бык). Проф. Дю-Чё-Хёк также добавил, что «оленные» урянхайцы еще в скифскую эпоху двигались и на Запад, и на Восток по Пути Мха. Я согласился с этим, тем более, корейский профессор подтвердил свою теорию данным генетических исследований как урянхайских (тоджинских) оленей, так и самих тувинцев.
Кроме того, есть сведения, что общий предок урянхайцев и монголов Добу-Мерген бывал на Амуре и приобщил к цивилизации тамошних тунгусов, оставив потомство в виде «восточных» урянхайцев, назвавшихся «улухоу» («Произошедшие от Дракона»). Кстати, название местных племен «мохе» имеет то же происхождение и связано с «Абарга-Могэ» («Змей-Дракон»), как и китайское название реки Амур (монг. Амар – спокойный) «Хей Лун-цзян» – «река Черного Дракона» в отличие, видимо, от свое более светлой, чистой и родной «драконьей реки» – «Улуг-Хем», т.е. Енисей, ср. горноалтайскую реку Улалинка).
Думается, более позднее название местных племен – «бохайцы» связано с уйгурскими «бекю» («черепаха») или «бого» («дракон»), что с точки зрения мифологической символики есть одно и то же. Примечательно, что одно из восточно-урянхайских племен называется Дауры-Дагуры (от «Да» «Великий» и «Ур» – «Бог Восходящего Солнца» в «Урянхай» или, возможно, от «Даг» – «гора» и «ур»- «урянх»). Теперь понятно, откуда в Забайкалье есть племя, называющее себя «гураны» (от «уйгур», видимо) и отказывающее признаваться, что они бурят-монголы, хотя говорят на совершенно бурятском языке.
Что касается дауров, которые живут в Китае после жестокого погрома, устроенного против них войсками Хабарова, в результате чего Страна Даурия была уничтожена огнем и мечом, то их язык до сих пор близок и хорошо понятен мне, владеющему эхирит-булагатским диалектом бурят-монгольского языка. Понятны даже чисто диалектные слова и выражения, отсутствующие в халхасском диалекте.
Принадлежность Сахатхан к кереитскому роду Он-уйгуров, из которого происходил ее дядя Он-Хан(имя Ван-Хан – типичная ошибка, когда этноним путается с китайским титулом «ван», т.е. «князь»), объясняет нам, почему племенной союз Осинских Мангутов назывался Онхотой (Онгут – Онкот – Ондар – Он-татар; здесь этимологизация через тюркское «десять» никак не работает), хотя Онгуты, например, жили гораздо южнее, у Великой китайской стены, Он-уйгуры – на Орхоне, а потом ушли на запад, а Ондары живут в Туве и даже считаются аборигенным этносом (Ондар и Онхотой – это фактически одно и тоже, только в первом случае к корню «он» добавлено множественное число в тюркских языках, а во втором – в монгольских языках): просто те и другие являются прямыми потомками Хунну, как и Северных Уйгуров, этнически связанных с Саками («Дом Со»), откуда происходит название «Чаг-Тува», а также Чооду, и с племенами Азов (варианты: «хаас», «хааш», «хасха» «каска» и монгольское название тангутов-дансянов – «Хашин», связанное с названием рода Ашина, возглавившего тюрко-тугю//тукю//тюгю и создавшего Тюркский Каганат). Но первоначально род Ашина тоже происходил из Саяно-Алтая, предположительно с реки Абакан (Афу) в восточной части Хакасии, т.е. с исторической родины хакасов-качинцев, откуда и идет название Тангутского государства Качин//Хашин, уничтоженного позднее Чингис-Хааном.
Ранее, вероятно, когда тибетоязычные предки Тангутов – Дансяны в союзе с прототюрками и протомонголами (Тоба,Тогоны, Баяты и др.) во главе с «Домом Тоба» начали борьбу за независимость Тангутского государства, сначала от китайцев, потом от собственно тибетцев, и зарождается героический тибето-бурятский эпос Гэсэр, главный герой которого назывался «предводителем народа Тугу» (Дугу), под которым можно понимать как тюркоязычных тукю//тугю, так и монголоязычных тугу (тогонов, тугухуней), либо и тех и других вместе взятых. В 7 в. Царство Тоюн было покорено тибетцами, и потомки воинственных кочевников превратились в «рабов и слуг тибетских царей, особенно из клана Гар». Сам Дугу Гэсэр тоже стал «рабом Тибета», хотя основанному им союзу в конечном итоге удалось создать Тангутское государство,
Впоследствии под давлений собственно тибетцев, а также тюрков-тугю, часть дансянских тобасцев (вместе с тогонами и баятами-муюнами, ушедшими в район оз. Кукунор, передвинулась далеко на Север и Северо-Восток, т.е. в Монгольский Алтай и Северо-Западную Монголию, где и были зафиксированы в китайских хрониках под названием «дубо». Что же означает имя их предводителя Гэсэра, ведь на этот счет очень много версий? Не исключая других версий, в свете вышеизложенного о происхождении рода Ашина от хакасских качинцев (как раз монгольское название Качин//Хашин указывает на это, как и другие этнонимы тофаларов, близкородственного тоджинцам племени. «кара-гас» и «хааштар»), мы считаем, что в основе имени Гэсэр лежит известный вариант имени тотемного предка хакасов-качинцев Хас (гусь), которое связано с этнонимом Хазар, с политонимами «кесарь», «царь», с названием этносоциальной группы «казак» и т.д.
Часть людей Гэсэр-Хана продвинулась из Саяно-Алтая, своей исторической родины, еще дальше на Северо-Восток и обоснавалась как раз в бассейне р.Ангары, на месте впадения в нее рек Иркут, Оса и Куда. Таким образом земля рода северных Мангутов и племени Онхотой стала «землей Гэсэра». Что касается племени Мэнгу (варианты: Мэнва, Мэнъу), связанного с Южными Онгутами, жившими к северу от китайской стены, то именно там китайскими источниками эпохи Тан (618-908 гг.) было зафиксировано несомненно родственное Мангутам племя Мэнъу-Шивей, хотя связь этого племени с Дунхусскими (Сяньбийскими) Шивеями до сих пор не нашла убедительных доказательств.
Во всей этой истории исключительно важное значение имеет само название Ангара, которое гомогенно таким этническим названиям, онимам и топонимам: Ингир – Унгар – Унгер – Конгар-Хонгар – Ондар – Ангыр( тув. имя)- Онкот – Онхотой и др., которые, как мы думаем, восходят к общему названию древнего суперэтноса – Хунну // Гунны // Хунгары // Хюннэ – Кюннэ, сохранивщемуся вплоть до Монгольской эпохи и далее, до настоящих дней. Это связано с важной ролью Он-Уйгуров в создании Империи Хунну, а затем и Монгольской империи. Стало быть, корень “он”, потерявший переднеязычное “х”, “к” и означающий “Солнце”, следовал везде, где появлялся “Народ-Солнца”, “Солнечный народ”, вышедший из Солнечной страны, т.е. название Ангара было связано с этнонимом гуннов и уйгуров и имел тенгрианский смысл, особенно – в эпониме Тангара (Тэнгри).
Теория Н.В.Абаева о том, что предки якутов прошли от Алтая через Хакасию и Туву, затем Бурятию (бассейн Ангары, Лены) подтверждается тем, в частности, что моя фамилия Сарыглар (от Сарыг-уйгур)находит бурят – монгольских “двойников” – этнонимы Шарайд, Шарайт, топоним и этноним Шаралдай и др. Можно найти у якутов и бурят и другие сходные с Саяно-Алтайскими этнические наименования, например, Дарган (кузнец) – Дархан, Саха – Сагай, Саая (от Сака), Баят – Баян, Ондар – Онгой и Онхотой, Абаза – Абусы – Абзай – Обуса и др.
Николай Вячеславович, очень интересная статья. Чтобы более древние времена поднять, надо еще данные наших эпосов анализировать. Более архаичные пласты олонхо, улигеров, Гэсэра, Манаса, Урал-батыра, тувинских, алтайских и хакасских, шорских эпосов в сравнении с Кер-оглы, Махабхаратой и т.д. прояснят еще более ранние картины истории народов ЦА. В якутском олонхо южная прародина первопредков называется улус Кун Оркен. Это, как я и ранее говорила и писала,то же самое, что и Эргенекон и Эргунэ-Хун, Кёне Ургенч в Туркмении и Узбекистане. И как формула в олонхо повторяется, в этой стране зимуют стерхи, журавли и там всегда лето. Это очень и очень важно, так как стерхи сибирские раньше больше зимовали на севере Пакистана, Афганистана северной Индии, в верховьях Янцзы, которая имеет монгольское название Улан-Мурэн и берет начало с Тибетского нагорья. Сейчас из-за изменения климата, экологии они зимуют в основном на оз. Паянху, в среднем течении Янцзы. До недавнего времени зимовали в национальном парке Кеаладео, это в северной Индии, в одноименной долине, этот парк Индира Ганди специально для наших сибирских стерхов обосновала. А в якутском олонхо так и называется далекая прародина – кыталык кыыл кылыйбыт Кыаладыйа кырдала (солнечная сторона долины Кыаладыйа, где прыгали-танцевали стерхи – кыталык). Стерхи в Сибири не зимуют, только летуют и то в тундре, на севере. Она священная птица-тотем у всех тюрков – от якутов до башкир, казахов и т.д. Но и для иранских народов. Это очень важно.
Потом реки Хара Каш/Хара Хаас и Урунг Каш/Урунг Хаас стекают с гор на границе Синьцзян Уйгурии с Пакистаном. Это Памиро-Гиндукуш. Гималайский Каракорум, ставший эпонимом. По якутски “урунг хаас” – светлый, белый берег реки, “хара хаас” – темный, теневой берег. С берега реки в Уйгурии Урунг Каш добываются знаменитые в КНР белые поделочные матовые камни. Весь берег белый-белый.
Горная долина Сват в Пакистне называется Ургъен по тибетски и Удаян на санскрите. Я считаю, что в олонхо описываются именно эти районы. Эти районы и есть самая древняя прародина наших общих прапредков. Там и находилась узкая длинная тайная долина Кун Оркен, откуда они вышли, растапливая скалы. Там тоже были в древности древнейшие серебряные рудники. Протоогузские и протоуйгурские племена, солнечные хоро оттуда.
В подтверждение южной версии этногенеза саха-якутов Л.В. Федоровой я сделал неожиданное и удивительное открытие – иероглиф Дао произошел от более древнего петроглифа Олень-Дракон, Лось-Дракон, который стал тамгой древних уйгуров. Это не просто графическое сходство символов, причем очень важных, но и глубинная семантическая связь. Если говорить о деталях, то наверху обоих символов-пиктограмм явно прорисовываются оленьи рога, а внизу – у обоих драконий (змеиный) хвост, в иероглифе Дао явно видна голова с глазом, что в древнеарийской мифологии соответствует сюжету о том, как тотемный предок сибирских скифов “олень золотые рога, несущий солнце”, показывает дорогу к Свету, выводя людей из темной чащи; хвост показывает дорогу следующим за ним; лосиный хвост служил даоистским учителям-наставникам чем-то вроде современной указки, которой можно и Путь указать, и побить.Возможно действительно саки-саха сначала с юга заехали в Китай (Олень – “саха-сагай-сака”), распространили среди иньцев и чжоуссев свою солнечно-небесную религию, а другая часть двинулась на Саяно-Алтай.