Древнетюркский подземный мавзолей раннего средневековья (предварительный краткий обзор)

К. Сарткожаулы, А. Очир, Л. Эрдэнэболд, Ж. Каржабайулы
Центр тюркологии и алтаистики ЕНУ им. Л. Н. Гумилева,
Институт истории МНА, Республики Монголии

Введение. Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева Республики Казахстан и Институт истории при Академии наук Республики Монголии в 2010 году в августе заключили договор о создании (организации) Совместной экспедиции. Согласно этому договору с июня 2011 года Совместная экспедиция Казахстана и Монголии начала свою работу на Монгольской земле. Совместная экспедиция осуществлялась под руководством Каржаубая Сарткожаулы (д.ф.н.,проф.) со стороны Казахстана, и Аюдайн Очир со стороны Монгольской Республики. Специалисты-археологи Ж. Каржаубайулы (РК) и Р. Эрдэнболд (Монголия) проводили раскопки с 30 студентами. Для проведения раскопок была выбрана возвышенность Майхан-уул.
Расположение объекта. Объект расположен в местности Баян-нур Булгынского аймака Центральной Монголии. Эта местность находиться на расстоянии 210 км на западе от города Улан-Батор. Возвышенность Майхан-уула (Майхан-уул), на котором расположен объект, состоит из череды (цепи) небольших холмов. Передняя сторона Майхан-уула загромождена почвой в виде искусственного холма (возвышенности). Наружность огорожена вкруговую арыком. Эта особенность свойственна тюркам раннего средневековья, жившим на монгольской земле в 6-9 вв. В связи с этим, руководители экспедиции долгое время знали и были уверены в том, что этот объект является достоянием (наследием) древних тюрков. Возвышенность в виде купола и есть наш объект раскопок. Долгота объекта – 1040 03, широта – 470 99′ (рисунок №1). На склоне Майхан-уула установлено 7-8 купольных возвышенностей подобного рода.
Южную часть подножья Майхан-уула называют долиной Улаан-хэрэм (Красный город). В долине древнего города сохранились ворота буроватого цвета. Следовательно, долина была названа наименованием этого укрепления. Долина Улаан-хэрэм расстилается на 30 км, верхний слой земли – песчаный, трава – длинная и растет очень густо.В свое время станция Баян-нур по приготовлению зерна получала обильную выработку и обеспечивала кормом говийские аймаки в Монголии.
В долине Улаан-хэрэм сохранилось место и укрепление 7 небольших развалин городов раннего средневековья. В западной части древнетюркского Майхан-уула, на расстоянии около 20 км сохранилась письменность древнетюркского Арханана. На восточной стороне на расстоянии 13 км знаменитая река Туул течет по северному направлению. На восточном побережье работают известные по всему миру золотые прииски «Замар». В древнетюркских текстах река Туул упоминается как «togla». На древнемонгольском языке – аналогично. Слово «Togla» в переводе с древнетюркского языке означало «дуга». Вследствие того, что река Туул течет вкруговую, ей дали такое название.
Описание объекта
1.
Новый метод раскопок. По вышесказанным описаниям эта возвышенность (холм) в виде купола находится в передней части Майхан-уула, объем которого составляет 34х36м. Внешняя часть окружена арыком. Арык был сделан для защиты купола от снега и дождя. Юго-восточная часть подножья этого холма (возвышенности) немного удлиняется и становится в уровень с естественной почвой. Больше нет никаких знаков. Перед раскопкой объекта членам экспедиции необходимо было установить новый метод раскопок. Один из объектов такого рода, загроможденный почвой, расположен на вершине горы Өргөт вблизи комплекса Могойн Шинэ-ус, установленный в честь Ель Етмиш Бильге Кагана в 760 году. В конце 1960 года в данную местность прибыла бригада из России, которая проводила якобы ирригационные системы и работы по рытью колодцев. Эта бригада раскопала искусственный холм экскаватором и, дойдя до верхнего слоя земли, остановила раскопки. Бригада, разрезавшая середину купольного холма и прорывшая канаву, на самом деле оказалась группой мошенников-золотоискателей. Возвышенность сделана из десятков слоев уплотнения и чередования плоской гальки и почвы. Объект раскопок нашей экспедиции идентичен купольному холму Өргөт. В 2008-2009 году над таким же объектом, расположенным на левой стороне реки Туул (в Замаре), были проведены археологические раскопки совместной экспедицией под руководством с монгольской стороны А. Очира и археолога Л. Эдэнболд. Учитывая их опыт, возникла проблема разработки нового метода раскопок Майхан-уула. Перед нами предстали следующие задачи:
-Сохранить наружную возвышенность объекта;
-Выяснить его культурный пласт;
-Найти входную дверь объекта;
-Выяснить каким образом забивали, зарывали этот объект древние тюрки;
-Раскрыть подземный объект, вынося только землю, зарытую ими;
Таким образом, нам предстояло проделать простые работы. Археологи использовали слегка выпирающий разрез южной стороны возвышенности. Археолог Ж. Каржаубайулы и Л. Эрдэнболд выяснили и рассчитали верхний слой земли с помощью лазерного теодолита японской марки TOPCON GTS102 N total station. Затем они провели сетку над объектом Майхан-уула, сделали полный расчет, провели линию юго-восточной стороны, протягивая ее в 43 метра (выводя 50 сеточных окон) и в ширину 2 м соорудили коридор. Сооружая коридор с последней точки линии, они начали раскапывать верхний слой земли в глубину 30 см от возвышенности. После раскопки в длину 1 м, с двух сторон начали просвечиваться стены. Установленный метод раскопок дал свои результаты, и спустя некоторое время был найден культурный пласт объекта. Поверхность стены была покрыта желтой вязкой топью. Добавляя траву в грязь, и хорошо замешивая ее, они, таким образом, штукатурили стены. Так мы по коридору, ведущему в мавзолей, добрались до двери в конце коридора. Это весомое достижение для археологов. Найти дверь неизвестного объекта в бескрайней степи и попасть таким образом во внутрь было равно тому, как найти неизвестный сосуд и проделать операцию, которая, в свою очередь является вершиной совершенного мастерства. Нам стало известно, каким образом древние тюрки 1300 лет назад раскапывали и закапывали подземный объект. Следующей задачей предстало очищение объекта от почвы, не разрушая архитектурную структуру подземного мавзолея. По результатам предварительных научных расчетов из коридора в длину 42 метра вынесено 500 м3 почвы, плоские гальки, 14,25 м3 крупных камней, державших двери четырех арок, вследствие чего весь подземный комплекс был полностью вычищен. Была вычищена только почва, высыпанная древними тюрками в 7 в. н.э. С нашей стороны не была разрыта ни одна лишняя пядь земли. В результате чего, мы полностью сохранили облик, архитектурную структуру подземного мавзолея раннесредневековых тюрков.
Мы назвали этот комплекс мавзолеем. Народ устанавливал мавзолей своим великим правителям, героям, жившим во благо народа, тем самым выражая свою любовь, уважение, особое отношение к этим людям.
Коридор-пандус. Пандус длиной в 42 метра, начинающийся от поверхности земли, достигает поздемный мавзолей (рисунок №2). Коридор-пандус начинается по горизонтали 350 и продолжается длиной в 10 метров. Достигнув 10 метров, нами выяснилось, что высота, от порога до поверхности земли, составляет 8 метров. От земли до верхушки возвышенности – 4 метра. Коридор, ведущий к подземному входу, по горизонтали 350 не имеет ступеней. Далее, от 10 метров по окончанию горизонтали расстилается коридор длиной в 32 метра и ведет к деревянной двери. На обеих стенах коридора в длину 42 метра имеются изображения.
Коридор имеет 4 арки. Толщина каждой арки – 150-150 см. Двери арок – 160-170 см. Этот объект древнетюркской культуры является уникальным.
2. Настенные рисунки. На двух стенах входной двери коридора изображены 2 тигра-дракона длиной в 9 метров (рисунок №3). Образ тигра изображен в слиянии с образом китайского дракона. Художник сумел в точности передать психологический портрет выскакивающего вперед разгневанного, яростного, оказывающего сопротивление грозного тигра. Его пылающие огнем глаза устрашают так, что невозможно взглянуть на него без содрогания, а шерсть вставшая на дыбы витает, словно пламя красного огня, раскрывая его харизму, добавляя больше гнева, грозности его образу, настолько, что невольно вводит зрителя в некий ступор, вызывая чувство то ли ужаса, то ли благоговения. Однозначно, это не произведение китайского художника. Китаец не сумел бы передать сакральное значение тотема тюрков с подобным мастерством. Такое удивительное произведение, полное надменного и высокого романтизма, может исходить только из сердец талантливых сынов тюрков, любящих и ценящих свой народ. Тигр является сакральным тотемом Кок («небесные») тюрков. Согласно миропониманию древних тюрков, тигр считается духом (киесі) племени, рода. Они считали, что этот священный тотем охраняет, защищает людей при жизни и после смерти. Эта концепция получила продолжение и у других народов по всему миру. Поэтому восточные народы ставили статую или скульптуру внушительных, грозных животных перед храмами и дворцами. Эта традиция продолжается и по сей день.
На стенах коридора подземного мавзолея Майхан-уула также нарисованы двое мужчин, придерживающие лошадей. Рисунков свисающих бахромой флагов (знамя) по три на каждой стене – 6 пар (рисунок №6), человека ведущего на поводу борзую собаку – 2 шт., человека, со свешанным  ружьем  – 2 шт., рисунки в сохраненном состоянии на обеих сторонах стен коридора. Кроме изображений флагов, в мавзолее также были найдены остатки сгнившей материи, рукоятки, пьедестала 6 флагов.
Промежность двух арок – 180х220 (250) х800 см. Это пространство было заполнено песком и брусками. В толщину 20 см был высыпан песок и плотно утрамбован, затем в 10-10 см был осыпан крупными камнями, также уплотнен, иногда вместо крупных камней они использовали тальник и засыпали его песком. В иной раз они заливали густой топью (смесь грязи), утолщали, засыпали песком и утрамбовывали.
Над первой аркой изображен храм в восточном стиле. На краях обеих сторон храмовой крыши изображены две птицы. Принято считать, что корни восточной архитектуры восходят к китайскому стилю. Но восточная архитектура подразумевает не только китайский стиль, она относится к восточной архитектуре в целом. Восточный стиль берет свое начало со времен до нашей эры и имеет продолжение в современности. Данный архитектурный стиль характерен китайской, корейской, японской, вьетнамской, кампучийской, таиландской, индонезийской, тангутской, тибетской, тюркской (Кок Тюркской), монгольской культурам.
Над четвертой аркой также изображен храм в восточном стиле. Общий облик, форма его идентичны рисунку, изображенному на арке. Над храмом изображен треугольный клин птиц, летящих ввысь в небо (рисунок №8). Этот рисунок содержит в себе скрытый смысл –  хозяин мавзолея улетел, отбыл в верхний мир. В 10 строке текста Бильге кагана, 12 строке текста Могойн Шинэ-ус, посвященной Бильге кагану (760 г.) Ель-Етмишем оставлена надпись «uča bardy», которая гласила о смерти и означала то, что его душа улетела в небо.
Над второй аркой изображен цветок «лотос» (рисунок №9).
На стенах мавзолея изображены одно Мировое Древо (у казахов «дерево, достигшее ядра земли», «дерево жизни» и т.д.) и один человек поочередно. В сознании кок тюрков сформировалось такое понятие, что древо вселенной является лестницей, соединяющей землю и небо (рисунок №10). Над третьей аркой представлен символический рисунок «erlig» (отбирающий душу).
3. 
Панорама. Расстояние между внутренней и внешней дверями мавзолея составляет около 100 см. Прокапывая стены с правой и с левой стороны в этом расстоянии, древние тюрки установили раму и сделали панораму. Основание подземной стены панорамы выполнено в форме круга. Размер рамы панорамы составляет 80х60 см., размеры обеих панорам одинаковые. По пространству основания панорамы вкруговую установлены глиняные статуи – фигуры людей, держащие в руках по флагу. Сохранены остатки материи, завязанной на рукоятку флага. Впереди фигур с флагами в руках поставлены статуи воинов, стройно идущих в три ряда (рисунок №11). Это особенная, удивительная картина, не встречавшаяся в наследиях раннего средневековья.
Принято считать, что панораму создали европейцы. В конце 18 века в Ирландии живописец из Эдинбурга Р. Баркер впервые представил панораму в Европе, и с этого времени в энциклопедиях пишут, что панорама была освоена европейцами с начала 19 века. Как видим,  Кок тюрки свои панорамы создавали с середины 7 века н.э. Это не просто рисунки, а глиняные статуи в полный рост человека. Европейцы открыли для себя такого рода достижения только в 20 веке, тогда как Кок тюрки создавали такие вещи уже в 7 веке.
Эта панорама является показателем интеллекта, мировосприятия тюрков, живших в раннем средневековье. Вместе с тем, мы можем видеть, насколько было развито искусство народа, провозгласившего своей религией Тенгрианство. Эстетические воззрения, высокое мастерство раннесредневековых тюрков являются великолепными образцами традиционного искусства и предметом гордости для потомков.
4.
Скульптура. В мавзолее и панорамах были найдены фигуры людей – 47 штук (рисунок №12), воинов на конях – 20 штук (рисунок №13), лошадей с седлом – 9 штук (рисунок №14), коней с кольчугой – 2 штуки (рисунок №15), Минотавров – 2 штуки, итого 90 небольших скульптур.
Технология производства фигур очень отличалась от китайской. Для создания объемных фигур разного вида, тюрки использовали железную форму, обмазывали ее глиной. Затем они обжигали глиняные фигуры. Технология обжига глины тоже отличается от китайской. Китайцы обжигали глиняные изделия, периодически распыляя ее водой. В результате глиняные изделия становились прочнее и отсвечивали голубым оттенком. Здесь же тюрками не  использована эта технология.
5.   
Золотые монеты и украшения. Золотая корона – 1 экземпляр (разломана на несколько кусочков) (рисунок №16), золотая посуда – 1 экземпляр (рисунок №17), золотые монеты (древнетюркские, византийские, согдийские) – 45 штук (рисунок №18), золотой перстень с тремя драгоценными или полудрагоценными камнями – 1 экземпляр (рисунок №19), заколка (мужская, женская) – 2 экз., золотая пряжка – 1 экз., шпилька (муж., жен.), золотые украшения – 11 штук, золотой браслет – 2 штуки, золотое стремя – 2 штуки, золотые гвозди – 55 штук, золотые изделия от верхней одежды (рисунок №20), золотые детали конского убранства – уздечки, ручник уздечки и т.д.
В мавзолее был найден сломанный престол кагана, обожженные человеческие останки (трупа кагана), останки погребального пепла находились у головы и ног. Похоже на то, что пепел был положен в шелковую коробку, которая разложилась. Кроме того, в мавзолее были найдены пьедестал, деревянные рукоятки и остатки материй от 6 флагов.
Возможно, эти шесть флагов являлись флагами союза шести племен древних тюрков. Также допустимо и то, что союз этих шести племен, составляли тюркский каганат. Возможно, память казахского народа сохранила это в понятии «Алты алаш (шесть боевых клича)».
6. Замок. Внешняя дверь заперта замком. В мавзолее к замку найдены три ключа. Европейские замки делались во 2 веке до н.э. в Ассирии, Вавилоне, Египте и распространились по Европе, Африке, Центральной Азии. Замки же древних тюрков и монголов полностью отличаются своим механизмом и разработкой от европейских. Если европейские замки имеют цилиндрическую форму, с секретным замком, то тюрко-монгольские замки вместо секретной петли использовали язычок. Такой же замок найден и в подземном мавзолее Майхан-уула. Механизм этого замка простейший. Крыло имеется только на одной стороне замка (рисунок №21). Со временем эти замки становились 3-4 язычковые, с каждым язычком прибавлялось и крыло.
Заключение. Сооружение и снаряжение подземного мавзолея Майхан-уула в Центральной Монголии характерно только для местных древнетюркских народов. И на наш взгляд, к этому сооружению китайские и согдийские мастера не имеют отношения. Если бы к сооружению была приложена рука китайских мастеров, то эта особенность отразилась бы через технологии исполнения и характерные черты плана, глиняных фигур, рисунков, узоров и украшений. Приемы, техника исполнений произведений, а также изучение, особенность мышления осуществлялись только тюркским мировосприятием, и являются уникальными образцами тюркской культуры. Как было сказано выше, китайские настенные рисунки сохранились только в городах, расположенных к западу от Дун-хуана. Рисунки западного Китая относятся к 9-13 вв. н. э. Города Восточного Туркестана, расположенные к западу от Дун-хуана, являются городами средневековых тюрков. А мавзолей Майхан-уула установлен в 7 веке. Поэтому, по нашему мнению, настенные рисунки – наследие Великой Степи.
Если внимательно рассмотреть изображение тигра, его гнев, внушительность, грозность более преувеличенно выражены, чем образ китайского дракона. Если бы это был китайский художник, он ни в коем случае не переоценил бы тюркские символы больше, чем китайские. Конечно, мы не исключаем влияние китайской, восточной культуры, так как это факт. Так как тюрки, являясь восточным народом, не могли избежать влияние соседней великой державы.
Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что историко-культурные ценности, найденные в подземном мавзолее Майхан-уула, преподнесли новые материалы, информации для обновления источников по истории Тюркского каганата, существовавшего в раннем средневековье. Посредством этих ценностей существует вероятность доказательства уникальности, особенности тюркской культуры и вклада тюркского этноса в мировую культуру. Духовные ценности, созданные тюрками в древних веках, должны занять свое достойное место в мировой культуре человечества. Через новые факты, в том числе и найденное наследие Каганата, можно оценить государственность, уровень правления, мощь народа.
Это наследие раскроет новые грани древней культуры тюркского народа, сыграет свою роль в укреплении чувства гордости, патриотизма не только у молодого поколения, но и народа целом, даст возможность черпать знания из богатой истории казахского народа, поможет обрести духовную силу, а также влиять на формирование национальной идеологии, национальных интересов. Духовно-культурное богатство, найденное в подземном мавзолее Майхан-уула, является национальным наследием, а также культурным достоянием всего тюркского мира.
Здесь можно скачать и посмотреть презентационный альбом подземного мавзолея Майхан-уула.

6 комментариев

  1. Давно интересуюсь темой тотемов и драконизма. Считаю, что традиционный символ “Могол Ураса” якутского Ысыаха связан с древним тенгрианским поверьем о северном жилище дракона – Могола т.е. хранителя Солнца (ночью) на Севере, и возможно, параллельно связан с темой северного ветра и дракона приносящих осадки (грозовые раскаты, дожди, снег, пургу и т.п. в Центральную Азию – засушливый район). Позже, данный образ видимо, мы якуты связали с календарным Водяным Быком, находя в руслах рек и озер огромные бивни мамонтов.
    В 2011 году во время уникального и мощного ледохода на реке Лена инициировал проведение древнего обряда на Табагинском мысе г.Якутск по передаче сил природы боотурам – спортсменам борцам сборной команды Республики Саха (Якутия) по вольной борьбе с участием Министров культуры и спорта Борисова А.С. и Гуляева М.Д. Надеюсь, в мае с.г. проведем обряд сборной команде Якутии для участников Международных спортивных игр “Дети Азии”. Предварительно министр образования Владимиров А.С. поддержал идею. Надеюсь, древний обряд Великих Уранхайцев – Моголов сумеем все вместе возродить!

  2. Спасибо, за работы Каржаубай -көке! Монголчуудтай хамтарч судалсан зүйл ямар ч атугай даацтай байж мэдэх юм. Учир нь тэд жинхэнэ эрдэм шинжилгээний ажлын төлөө махран зүтгэдэг толгойтой хүмүүс шүү дээ. Тэр зөнөг Мырзатай мэтийн чалчаа худалч юмнуудад зууш болсонд орвол энэ ажил тань харин өлзийтэй бус уу, Каржаубай ах аа!

  3. В связи с материалами Л.В. Федоровой заново перечитал героический эпос братьев-ураанхайцев (Нюргун Боотур Стремительный) и еще раз осознал, насколько якутский вариант тэнгрианства близок к тувинскому и какую важную роль в “героическую эпоху” обоих народов играл тотемный предок Змей-Дракон, который впоследствии стал Небесным покровителем и монголов Чингис-Хаана, и Танну-урянхайцев, и бурят-монголов, и кереитов (тув. Хертек), и он-уйгуров (тув. Ондар), и их предков гуннов-хунну. Так, стало понятно, что “Нюргун” – это “Нирун”, “Хребтовые” монголы, а родоначальник жужаней Моголюй (могэ+курт)- это и есть Дракон-Змей, а “хоо/куу/гоо/гоа/хова” – это Солнечная Лебедь “Куу”. Н.Абаев

    • Николай Вячеславович, можно еще добавить, что Великие Моголы, которые родом все таки из Памиро-Гиндукуша, поклонялись Моголу-Дракону. Который стал эпонимом для древних тюрков, отсюда и самоназвание “моголы”. Их персидское самоназвание gurkâniyâ. Здесь явно прослеживается и истоки самоназвания прибайкальских моголов-курыкан, поклонявшихся небесному Тенгри – Моголу-Дракону. Курыканы/хоро хааннар, уч курыкане/ус хоро хааннар. Они древние тюрки восточноиранского происхождения. Согды/соглар – сакхтар/сакхлар – саки. Саха, сахалар отсюда. У нас есть устойчивое выражение – “ус саха” торуо5эр”, т.е. три рода саха. У северных якутов до сих пор сохраняется произношение не “саха”, а “сакха”. С твердым “кх” в середине. “Ус курыканы” и “ус сакхлар” есть древнемогольское племя восточноиранского происхождения, поклонники небесного Тенгри-Могола.Я так думаю.

  4. Эту статью с презентацией любезно для МФИТ предоставил наш большой друг, соратник, тенгриавед Каржаубай Сарткожаулы. Данная статья размещается как дополнение к статье Н.В. Абаева “Год тувинского Дракона наступил!”.
    Прошлым летом эта подземная юрта-мавзолей была торжественно презентована в Монголии. Все фотографии этой статьи будут размещены в Галерее.

    • Спасибо за еще одну презентацию работы С.Каржаубая, благодаря которому я познакомился с Драконьими тамгами тувинских Он-уйгуров, Монгушей, своего собственного рода Кол-Чооду и других уйгур-урянхов Тувы. Выяснилось также, что родоначальником Орхонских уйгуров был Бого-Каган, тамгой которого был трехглавый Змей-Дракон, имя которого вошло в бурят-монгольский термин, обозначающего жреца тэнгрианской религии, неправильно называемого “шаманом” (боо; от “богу”), и который, стало быть является и родоначальником наших Ондаров, хотя я думаю, что этноним “он” на самом деле намного древнее и уходит корнями к хунну (производные этнонимы – хунгар, унгар, унгер и др., возникшие при выпадении переднеязычной “х/к”; ср. онкот, онгут, онхотой).Производным от хунну является и хакасский этноним хоорай, который имеет форму хонгорай, почти полностью совпадающий с бурят-монгольским хонгодор, древнемонгольским хунгират и названием Венгрии – Хунгария.

Комментарии запрещены